Старше, чем печать: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы...»)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 29: Строка 29:


=== Ближний Восток ===
=== Ближний Восток ===
* «[[Тысяча и одна ночь]]» (X в.).
* [[Коран]] (631 г.)
* [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в).
* Талмуд (IV—VII вв.)
* «[[Тысяча и одна ночь]]» (X в.).
* [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в).
* «[[Шахнаме]]».
* «[[Шахнаме]]».
* Низами, «[[Искандер-наме]]».
* Низами, «[[Искандер-наме]]».
* [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона)
* [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона)
* «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], XIV в.)
* «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], XIV в.)


=== Дальний Восток ===
=== Дальний Восток ===

Текущая версия на 11:49, 29 ноября 2023

Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.

Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный фольклор, в котором герои, уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых странствующие рыцари, отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, волшебников и святые реликвии, сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.

Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии: «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.

Началось в 476 г. — с падения Западной Римской Империи, ознаменовавшего конец античности. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — Старше, чем пар.

Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений[править]

Европа и Русь[править]

Ближний Восток[править]

Дальний Восток[править]