Идеологическая Сью: различия между версиями
(Новая страница: «'''Идеологическая Сью''' — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сос...») |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Идеологическая Сью''' — [[Капитан Очевидность|собственно]], подвид [[Мэри Сью]], как индивидуальной, так и [[коллективная Сью|коллективной]]. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что | '''Идеологическая Сью''' — [[Капитан Очевидность|собственно]], подвид [[Мэри Сью]], как индивидуальной, так и [[коллективная Сью|коллективной]]. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор [[МТА|по-другому ещё не научился и, возможно, не научится]]. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, [[конъюнктурный пересмотр|вот он и подыгрывает любимчикам]] (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или [[целевая аудитория|чьи деньги пытается своим произведением привлечь]]. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что [[жизнь подражает искусству]] и что публика воспримет произведение как прямое [[пропаганда|руководство к образу мыслей]]. | ||
Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, | Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой [[что за фигня, герой?|спорной]] [[получился мерзавец|ситуации]]. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение [[очучеливание|превращается в соломенное чучело]], а [[неудобных точек зрения нет|неудобные точки зрения радостно игнорируются]]. Все несогласные — [[всегда плохие]], и [[что бы такого сделать плохого|никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно]]. <s>[[Il fascismo eterno|Viva il Duce!]]</s> | ||
Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая [[каноническая Сью]] и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации [[сменить расу в адаптации|цвет кожи]], [[сменить пол в адаптации|пол]], [[ | Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая [[каноническая Сью]] и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации [[сменить расу в адаптации|цвет кожи]], [[сменить пол в адаптации|пол]], [[изменить возраст в адаптации|возраст]], а то и [[только оболочка|вообще всё, кроме имени]]. | ||
Идеологическая [[анти-Сью]] тоже существует и называется «[[у нас он будет негодяем]]». Если же о персонаже, выставляемом идеологической | Идеологическая [[анти-Сью]] тоже существует и называется «[[у нас он будет негодяем]]». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «[[вам террористы, нам партизаны]]». | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
* | * Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой. | ||
* Среднестатистический [[попаданец]] поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое. | * Среднестатистический [[попаданец]] поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
*** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки». | *** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки». | ||
*** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел. | *** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 30: | Строка 29: | ||
д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — [[культурный крутой|Читает газеты, чем расширяет свой кругозор]]. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. | д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — [[культурный крутой|Читает газеты, чем расширяет свой кругозор]]. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. | ||
е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. [[заявленная способность|Для этого есть надписи]].}} | е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. [[заявленная способность|Для этого есть надписи]].}} | ||
=== [[Кино]] === | |||
{{Q|pre=1|Сегодня, если героиня считается [[сильный женский персонаж|сильной]], она обязана без чьей-либо помощи (либо с помощью других сильных женщин, ить помощь от мужика — это сексизм) раскидывать всяких мерзких мужиков-злодеев направо и налево. То бишь, сила духа подменяется физической силой, и плевать, что враги героини — бугаи, проведшие полжизни в спортзале, а сама она толщиной со спичку. Что делает персонаж''ку'' не только очередным мужиком с женским скином, но ещё и нелепым посмешищем. | |||
У [[James Cameron|Кэмерона]] же всё совершенно иначе, главное проявление силы у его героинь — это [[железная воля|внутренняя стойкость]], недостаток физической силы они восполняют изобретательностью, ибо подлинная сила — это не отсутствие слабостей, а способность их преодолевать. Являясь не картонками, которые без потери харизмы можно заменить на плакат «САТРИТЕ, У НАС ФЕМЕНИЗМ!», они имеют проработанные характеры, достоинства и недостатки, привязанности, где-то могут оказаться слабыми и нуждающимися в помощи — но всегда проявляют инициативу, что-то делают, пробуют, принимают решения и несут ответственность, наравне с мужскими персонажами — столь же неидеальными, но имеющими внутренний стержень и изобретательность. | |||
Это ещё одно важное отличие: в прогрессивных произведениях мужские образы, как правило, либо максимально никчёмные, либо максимально гнусные, дабы ненароком не затмить во всём идеальную героиню, [[шовинизм|идеальность которой обусловлена буквально наличием дырки в мясе]]. (Ну, и заодно подчеркнуть, что всё зло от гадких мужиков, поэтому объединяйтесь против стручконосцев, сёстры). По иронии, сегодняшние сильные и независимые банально боятся конкуренции со стороны достойных мужских образов, и могут быть сильными и независимыми лишь настолько, насколько жалкими являются окружающие их мужские персонажи. В итоге получается, что такой подход оскорбляет всех: и мужчин, которых из раза в раз представляют [[камень на шее|бесполезными чмошниками]], и женщин, которые могут производить впечатление сильных и независимых только на фоне таких бесполезных чмошников. | |||
А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал [[до того, как это стало мэйнстримом|задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура]], то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему [[любит сильных женщин|совершенно искренне нравятся сильные женщины]].| | |||
[https://ficbook.net/readfic/018b9ffc-8409-7b46-b1c2-7d4a5cf41778 Безумный Кроссовер]}} | |||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Текущая версия на 07:24, 29 апреля 2024
Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.
Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!
Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.
Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».
Где встречается[править]
Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Общее[править]
- Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой.
- Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.
Комплексные франшизы[править]
- Супергеройский мэйнстрим идеологическими сьями живёт и дышит.
- Капитан Америка, каким он создавался изначально — с прикрученным фитильком. Всеми силами воплощал в жизнь и продвигал в умы американскую мечту, играючи побивал всех, кто стоял на пути к ней (нацистов, коммунистов, исламистов… смотря по эпохе) — но вот типичного тРаГиЧеСкоГо нАдРыВа, без которого Сью не Сью, был лишён начисто.
- Персонажи, которых возвела в статус идеологических Сью MCU:
- Капитан Марвел сьёй была и в комиксах, но только в своём сольном фильме приобрела так недостававшее ей измерение кумира интерсекциональной «повесточки».
- Ваканда — коллективная идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит Т’Чакой, и все творящиеся в ней несуразности списывались на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей фараонов (потому что показывать негров дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально превратили сюжет в маразм, где вместо запланированного воспевания африканской культуры негры выставлены большими дикарями, нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («Принцесса и лягушка» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
Литература[править]
- Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
« | а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме.
б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути. в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно. г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней). д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи. |
» |
Кино[править]
« | Сегодня, если героиня считается сильной, она обязана без чьей-либо помощи (либо с помощью других сильных женщин, ить помощь от мужика — это сексизм) раскидывать всяких мерзких мужиков-злодеев направо и налево. То бишь, сила духа подменяется физической силой, и плевать, что враги героини — бугаи, проведшие полжизни в спортзале, а сама она толщиной со спичку. Что делает персонажку не только очередным мужиком с женским скином, но ещё и нелепым посмешищем.
У Кэмерона же всё совершенно иначе, главное проявление силы у его героинь — это внутренняя стойкость, недостаток физической силы они восполняют изобретательностью, ибо подлинная сила — это не отсутствие слабостей, а способность их преодолевать. Являясь не картонками, которые без потери харизмы можно заменить на плакат «САТРИТЕ, У НАС ФЕМЕНИЗМ!», они имеют проработанные характеры, достоинства и недостатки, привязанности, где-то могут оказаться слабыми и нуждающимися в помощи — но всегда проявляют инициативу, что-то делают, пробуют, принимают решения и несут ответственность, наравне с мужскими персонажами — столь же неидеальными, но имеющими внутренний стержень и изобретательность. Это ещё одно важное отличие: в прогрессивных произведениях мужские образы, как правило, либо максимально никчёмные, либо максимально гнусные, дабы ненароком не затмить во всём идеальную героиню, идеальность которой обусловлена буквально наличием дырки в мясе. (Ну, и заодно подчеркнуть, что всё зло от гадких мужиков, поэтому объединяйтесь против стручконосцев, сёстры). По иронии, сегодняшние сильные и независимые банально боятся конкуренции со стороны достойных мужских образов, и могут быть сильными и независимыми лишь настолько, насколько жалкими являются окружающие их мужские персонажи. В итоге получается, что такой подход оскорбляет всех: и мужчин, которых из раза в раз представляют бесполезными чмошниками, и женщин, которые могут производить впечатление сильных и независимых только на фоне таких бесполезных чмошников. А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура, то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему совершенно искренне нравятся сильные женщины. |
» |
— |