Алмазный меч, деревянный меч: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Что же здесь есть?: Капитан пояснил за формирование Алмазного)
(нет различий)

Версия 21:38, 18 октября 2021

Если вас интересует произведение Раткевич — см. «Деревянный меч»

Если же вы хотите почитать про произведение несколько другого жанра, где также фигурируют мечи из алмазов и дерева — вам в статью Minecraft

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Diamond Sword, Wooden Sword. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Алмазный меч, деревянный меч — фэнтези от Ника Перумова, входящее в цикл Упорядоченное.

Добро пожаловать в Мельин, мир межрасовой ненависти и классового угнетения. Мир, где люди, гномы и эльфы — смертельные враги, где на кострах сжигают не магов, а сами маги несчастных невезучих ребят, где превыше всего Империя, но правит в ней не император. Вам здесь понравится, располагайтесь.

Мельин — мир, названный так в честь доминирующей державы, Мельинской Империи, похожей на что-то среднее между Римской, Священной Римской и Российской империями. Этой державой расы людей номинально правит Император, отрекающийся от собственного имени при восшествии на престол. Фактическая же власть в ней — семь орденов магов, известных, как Радуга, потому что каждый из них обозначается одним из семи цветов радуги. Император — марионетка Верховных магов семи Орденов: Красного Арка, Оранжевого Гарама, Желтого Угуса, Зеленого Флавиза, Голубого Лива, Синего Солея и Фиолетового Кутула. Семь орденов строго охраняют свою монополию на магию и жестоко карают любого, кто посмеет колдовать без их дозволения. В свои ряды они принимают только аристократов расы людей и преследуют простых людей и любых нелюдей, пытающихся заниматься магией. Ах да, есть еще и орден Всебесцветный Нерг, о котором ровным счетом ничего не известно.

Благодаря этим орденам раса людей обладает самой сильной в мире магией, которая и позволила им победить и покорить большинство других рас. Гномы являются в империи подданными второго сорта, облагаются непосильными податями и не носят оружие. Эльфов люди изгнали с материка, а одну из эльфийских рас, не пожелавшую уходить — Молодых эльфов Дану — поработили и обратили в рабство. Схожая судьба ждала и орков с гоблинами. Только одной нечеловеческой расе удалось договориться с Империей добром: это раса Вольных, существ, очень похожих на людей, но отличающихся от них молниеносной быстротой боевых рефлексов и полной неспособностью к магии. Только они среди всех нелюдей могут получать полные права подданства и даже служат в личной гвардии Императора.

Всё это звучит, как взрывоопасная ситуация, готовая в любой момент разорваться революцией? Правильно, так оно и есть. Угнетенные расы намерены извлечь из рукавов свои тайные тузы: Алмазный меч гномов и Деревянный меч лесных эльфов Дану, чтобы свергнуть власть людей, а Император собирается взять в руки всю полноту власти. И смутой не преминут воспользоваться внемировые силы, готовые сожрать Мельин на завтрак.

Роман является завязкой для целой серии «Летописи Разлома». Продолжения посвящены в основном другому миру, Эвиалу, куда попадает один из героев (и, на короткое время, другой), но сюжетная линия Мельина также получает продолжение.

Что же здесь есть?

  • Артефакт: два сюжетообразующих артефакта выделены в названии: это Алмазный меч Драгнир, принадлежащий расе гномов, и Деревянный меч Иммельсторн, принадлежащий расе Дану (они же молодые эльфы). С их помощью угнетённые расы надеются кроваво отомстить людям. Меча в наборе на самом деле три: есть еще и Чёрный меч расы людей, находящийся в руках чудовища, известного, как Хозяин Ливня. Деревянный меч периодически вырастает на дереве (надо точно подгадать время, когда его взять), Алмазный меч формируется подобно кристаллической друзе. Но чтобы получить мечи надо не просто дождаться их появления, но и быть достойным их взять.
  • Ассассины: гильдия ассасинов и шпионов, известная, как Серая Лига.
  • Боевой зверь: на подхвате у Радуги, особенно у орденов Арк и Кутул, множество разных ручных монстров.
  • Был когда-то человеком: Хозяин Ливня.
  • Война — это круто с точки зрения магов Радуги, верхушка которых отправляет имперские легионы воевать за дальний кордон. Это позволяет магам сохранять власть в Империи, ослабляя военное сословие.
  • Гадский цирк — у Онфима и Онфима.
  • Гордая и воинственная раса: Вольные, а также гномы. И Дану. И орки. Кто здесь вообще не гордый и не воинственный? Но Вольные выделяются среди всех: у гномов есть торговля и ремёсла, у Дану — природная магия, а вот Вольные знают только войну.
    • Вообще не гордой и не особо воинственной (в массе своей) расе людей позволило прийти к успеху именно то, что гордые гномы непрерывно воевали с гордыми Дану, в то время как гордые эльфы набегали на тех и других, а совсем уж гордые Вольные презрительно стояли в стороне от любых полномасштабных конфликтов.
  • Другой мир: один из многих миров, расположенных во вселенной Упорядоченного. Впоследствии Мельин оказывается связан порталом Разлома с соседним миром Эвиалом.
  • Инквизиция: в её роли выступают маги Радуги, преследующие других магов. Хотя Церковь Спасителя здесь тоже существует - впервые читатель встречает её в этом цикле.
  • Мир-помойка: Мельин.
  • Много имён: рабыня Агата, она же Сеамни Оэктаканн, она же Тайде Видящая.
    • Фесс, он же Кэр Лаэда, в продолжениях некромант Неясыть, а затем Разрушитель, в общем, не отстает.
  • Наемник: Серая Лига. И конкретно Фесс, один из главных героев.
  • Низкая облачность, возможен кратковременный рок: здесь это отнюдь не символизм. На севере Мельина осенние тучи несут в себе Смертный Ливень из магической кислоты, уничтожающей все рукотворное, кроме тесаного камня, и любых разумных существ.
    • В продолжении цикла в другом мире возникает аналогичный катаклизм. Только он и камень разъедает.
  • Попаданец — Фесс, он же Кэр, он же далее по списку. Сбежал из благополучного мира в поисках приключений. Нашёл.
  • Простой крутой смертный — воины Серой Лиги, в большинстве своём, магией не владеют совсем (артефакты не в счёт). Особенно хорошо описан Кицум, во времена действия книги ещё не ставший аватаром Орлангура.
    • Раса Вольных, несмотря на свою нечеловеческую природу, по сути тоже — просто крутые воины, разве что чуть быстрее людей.
  • Пуффендуй: значительная часть Орденов, поскольку подробно Перумов описал лишь Арк, Кутул и Нерг. У Лива и Гарама есть персонажи-представители, по которым можно прикинуть, чем эти ордена занимаются, практики Угуса описаны мельком, а о Флавизе и Солее неизвестно вообще ничего.
    • Восточные королевства, отколовшиеся от империи. Подробнее о них пойдет речь в «Войне мага», когда объединенные армии Восточных королевств вторгнутся в Империю, но здесь они Пуффендуй.
    • Орки и эльфы. Достаточно подробно рассказано об их войнах с людьми, но в кадре представители этих рас не появляются.
    • Западный континент, где воюют имперские легионы. А также Южный континент, с которого, спасаясь от Крылатого Ужаса, бежали предки людей.
  • Разрушитель миров: Козлоногие. Мельин им мешает проложить путь для их хозяина, вот они и сносят с дороги помеху.
  • Ряженые под Рим — Империя сочетает черты феодального государства и Римской империи. В частности, имперская армия — это классические легионы, состоящие из когорт. В ходу римские имена.
  • Средневековье: как и большинство другого фэнтези, роман написан в эстетике Средневековья.
  • Стандартный фэнтези сеттинг: субверсия. Перумов подрывает многие характерные черты стандартного сеттинга: Пять рас ненавидят друг друга, а монстры, наоборот, ручные зверушки людей, например.
  • Темное фэнтези: во все поля.
  • Темный лес: Друнг, после того, как его покинули Дану.
  • Ударить обувью — буквально на первой странице Кицум швыряет башмаком в эльфийку-рабыню Агату, но попадает в силача Трошу, спавшего рядом.
  • Цель оправдывает средства:
    • Император, готовый на всё, лишь бы уничтожить зловредные ордена магов.
    • Сами ордена магов, которые, несмотря на свою зловредность, защищают Мельин от внемировой угрозы.
  • Цвета магии: ордена Радуги.
  • Цветовой дресс-код: Только магам Радуги (и не всем, а начиная с приличной ступени) позволено носить однотонный плащ цвета своего Ордена. У тех, кто не состоит в Орденах, цвета плаща символизируют сословие. Два-три цвета положены аристократии, одноцветный белый — духовенству, пестрый — простонародью.
    • Неудивительно, что простонародье так активно поддержало восстание Императора против магов — кто же захочет постоянно расхаживать в скоморошьем облачении? В реальном средневековье все, разумеется, было наоборот — простолюдинам предписывались некрашеные серые или бурые одежды, а двухцветный (в полоску или под домино) наряд был прерогативой знати.
  • Чёрно-серая мораль — формально. По факту, скорее, чёрно-чёрная: самая адекватная и пристойная из сил, борющихся за контроль над Мельином — это Император, а он, скорее, благонамеренный экстремист.
  • Это ж надо было додуматься! — то, как работает магия считывания памяти у особо ублюдочных представителей Красного Арка (одному для этого надо бить жертву плетью, другому — насиловать).
    • Это скорее не необходимое условие, а просто данные конкретные маги решили совместить приятное с полезным.
  • Так плохо, что уже хорошо — сцена изнасилования Тави, выписанная в неподражаемом стиле Капитана. «А ну-ка… Уух!.. — И-и-и-и!!! …Ух… ух… ух… ух… — И! И-и! И! О!»

См. также

Примечания

  1. Стоит учитывать, что он изначально внешнемировое зло для всего Упорядоченного, а не только для Мельина. Так что скорее он и есть таки классический Разрушитель миров.