Мэри Сью: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников)
Строка 59: Строка 59:
''Внимание:'' главная черта Мэри Сью — вовсе не могущество и не удачливость (в том числе не ускоренно делаемая «карьера»), а психологическая непроработанность, неглубокость, «плоскость», картонность, неубедительность; факт того, что персонаж явно создан «на потребу комплексам», а не для раскрытия чего-то серьёзного. Если персонаж глубок, хорошо прописан и ему сопереживаешь — персонажа не стоит называть «Мэри Сью», даже если у него вроде бы налицо ВСЕ остальные чисто формальные признаки «сьюшности». Придание их персонажу в таком случае — может оказаться намеренным провокационным ходом со стороны тролля-автора. Или авторским challeng’ем, который автор бросил самому себе: а ну-ка, сумею ли я показать персонажа крутого, яркого, привлекательного для многих в своем мире, удачливого, ускоренно обучаемого — но при этом всё же фактически «не-мерисьюшного», лишь благодаря глубине и продуманности, «психологии и тенденции» ©? «Отказ от амбиций — смерть для литературы» (© Р. Арбитман).
''Внимание:'' главная черта Мэри Сью — вовсе не могущество и не удачливость (в том числе не ускоренно делаемая «карьера»), а психологическая непроработанность, неглубокость, «плоскость», картонность, неубедительность; факт того, что персонаж явно создан «на потребу комплексам», а не для раскрытия чего-то серьёзного. Если персонаж глубок, хорошо прописан и ему сопереживаешь — персонажа не стоит называть «Мэри Сью», даже если у него вроде бы налицо ВСЕ остальные чисто формальные признаки «сьюшности». Придание их персонажу в таком случае — может оказаться намеренным провокационным ходом со стороны тролля-автора. Или авторским challeng’ем, который автор бросил самому себе: а ну-ка, сумею ли я показать персонажа крутого, яркого, привлекательного для многих в своем мире, удачливого, ускоренно обучаемого — но при этом всё же фактически «не-мерисьюшного», лишь благодаря глубине и продуманности, «психологии и тенденции» ©? «Отказ от амбиций — смерть для литературы» (© Р. Арбитман).


Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» [[Властелин колец|Арагорна]] (Дж. Р. Р. Толкин), [[Ведьмак|Цириллу из Цинтры]] (А. Сапковский), [[Сварог]]а Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), [[Деревянный меч (цикл романов)|Кенета Деревянного Меча]] (Э. Раткевич) и т. п.
Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» [[Властелин колец|Арагорна]] (Дж. Р. Р. Толкин), [[Сварог]]а Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), [[Деревянный меч (цикл романов)|Кенета Деревянного Меча]] (Э. Раткевич) и т. п.


Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — '''личностное''' (а не «чисто техническое»!) развитие персонажа. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (''если, конечно, в [[фабула|фабуле]] оставлено для этого место''). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон.
Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — '''личностное''' (а не «чисто техническое»!) [[развитие персонажа]]. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (''если, конечно, в [[фабула|фабуле]] оставлено для этого место''). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон.


Альтернативное утверждение: Сью всегда находится отдельно от созданного автором мира, и его законы нарушаются только и исключительно ради неё. Геи при виде неё становятся натуралами, в сеттинге, где [[умереть может каждый]], она не получает и царапины, а окружающие воспринимают это как норму, если постулат мира — за всё нужно платить — то Мэри никогда не платит или отделывается невероятно клёвым проклятием, а если магии нужно долго учиться, либо это вообще привилегия посланников богов типа Гэндальфа, то она естественно может колдовать с пелёнок. Соответственно, не-Сью может быть не очень сильно прописанным персонажем, который не развивается, но при этом находится в гармонии с миром.
Альтернативное утверждение: Сью всегда находится отдельно от созданного автором мира, и его законы нарушаются только и исключительно ради неё. Геи при виде неё становятся натуралами, в сеттинге, где [[умереть может каждый]], она не получает и царапины, а окружающие воспринимают это как норму, если постулат мира — за всё нужно платить — то Мэри никогда не платит или отделывается невероятно клёвым проклятием, а если магии нужно долго учиться, либо это вообще привилегия посланников богов типа Гэндальфа, то она естественно может колдовать с пелёнок. Соответственно, не-Сью может быть не очень сильно прописанным персонажем, который не развивается, но при этом находится в гармонии с миром.
Строка 89: Строка 89:
[[Файл:Invasion of Mary Sues.jpg|thumb|Мэри Сью лично встретилась с Гарри Поттером]]
[[Файл:Invasion of Mary Sues.jpg|thumb|Мэри Сью лично встретилась с Гарри Поттером]]
Естественная и эндемичная среда для Мэри Сью — фанфики (сейчас лидирует с большим отрывом фэндом Поттерианы, но это только до тех пор, пока её не начнут издавать в твёрдых обложках с серебристым тиснением без рисунков и с комментарием критика-литературоведа в послесловии). В них не требуется профессионализма, а потому раздолье для [[МТА]]. Эти джентльмены и леди есть для Сью главное условие оптимума. Впрочем, из-за нарушения баланса видов в экосистемах и антропогенного загрязнения окружающей среды Сью всё чаще мигрируют в самостоятельные повести и даже романы. Об их уровне можете сами догадаться.
Естественная и эндемичная среда для Мэри Сью — фанфики (сейчас лидирует с большим отрывом фэндом Поттерианы, но это только до тех пор, пока её не начнут издавать в твёрдых обложках с серебристым тиснением без рисунков и с комментарием критика-литературоведа в послесловии). В них не требуется профессионализма, а потому раздолье для [[МТА]]. Эти джентльмены и леди есть для Сью главное условие оптимума. Впрочем, из-за нарушения баланса видов в экосистемах и антропогенного загрязнения окружающей среды Сью всё чаще мигрируют в самостоятельные повести и даже романы. Об их уровне можете сами догадаться.
Еще один рассадник Сьюшек - жанр young adult. Юным читателям (чаще - читательницам) представляют их ровестницу такой, какой они хотели бы быть сами. Почти всегда это Мэри (не Марти). Автор через строчку восхищается ее [[Непокорные, несгибаемые, несломленные|силой духа]], но проявлением смелости почему-то считает [[Козел|хамство]] всем и везде, особенно без повода. В каком бы жестоком мире и нетерпимом мире Сью ни жила, лично ей отвратительное поведение прощается. К Сью прилагается невероятно крутой парень, а лучше [[Любовный треугольник|два.]] И будет девушка между ними выбирать, попутно унижая обоих. Впрочем, крутость любовного интереса Сью часто заявлена на словах, поступками не подкрепляется. Задумывать, планировать и совершать подвиги позволено только Сью, ее парню просто не остается места для действия.
* «[[Астровитянка]]» Николая Горькавого. Книги написаны вполне достойно, и главная героиня довольно интересна, однако все признаки МС — происхождение, дающее крутое наследство; уникальные физические способности, благодаря встроенному в организм компьютеру; гениальность не по годам (школьница разрабатывает новую научную теорию, переворачивающую физику — слабо?); «нечеловеческий» цвет волос (прозрачный); поступление в Хогвартс назло завистникам; ничуть не осуждаемое автором поведение типа «все козлы, а я королева»; [[детям это смотреть нельзя!|раннее начало половой жизни]]; неуязвимость организма к алкоголю с детства; [[готтентотская мораль]] — у неё налицо. Со скидкой на колдунство = наука, список из начала статьи ей подходит на 90 %.
* «[[Астровитянка]]» Николая Горькавого. Книги написаны вполне достойно, и главная героиня довольно интересна, однако все признаки МС — происхождение, дающее крутое наследство; уникальные физические способности, благодаря встроенному в организм компьютеру; гениальность не по годам (школьница разрабатывает новую научную теорию, переворачивающую физику — слабо?); «нечеловеческий» цвет волос (прозрачный); поступление в Хогвартс назло завистникам; ничуть не осуждаемое автором поведение типа «все козлы, а я королева»; [[детям это смотреть нельзя!|раннее начало половой жизни]]; неуязвимость организма к алкоголю с детства; [[готтентотская мораль]] — у неё налицо. Со скидкой на колдунство = наука, список из начала статьи ей подходит на 90 %.
* Перси Джексон из серии про самого себя. В отличие от Поттера, он не просто центр вращения, но ещё и полубог, обладающий суперсилами по праву рождения, и могучий воитель, уже в 12 лет уделавший в дуэли на мечах самого бога войны Ареса и заваливший Медузу Горгону, Химеру и Минотавра. Создатели экранизации не вынесли такой могучей сьюшности — [[Изменить возраст в адаптации|подрастили парня хотя бы до 16-летнего]] и сцену с Аресом убрали.
* Перси Джексон из серии про самого себя. В отличие от Поттера, он не просто центр вращения, но ещё и полубог, обладающий суперсилами по праву рождения, и могучий воитель, уже в 12 лет уделавший в дуэли на мечах самого бога войны Ареса и заваливший Медузу Горгону, Химеру и Минотавра. Создатели экранизации не вынесли такой могучей сьюшности — [[Изменить возраст в адаптации|подрастили парня хотя бы до 16-летнего]] и сцену с Аресом убрали.
Строка 108: Строка 109:
* Иар Эльтеррус во многих своих произведениях любит делать две вещи: описывать методы работы персонажей в стиле «[[Я хороший, мне все можно|добро поставит зло на колени, изнасилует и зверски убьёт]]» и накручивать положительным персонажам ''такое'' [[Унылая непобедимость|преимущество в силах и способностях]], что поневоле начинаешь сопереживать злодеям (они, кончено, [[Зло против зла|тоже сволочи]], но хоть играют без читов).
* Иар Эльтеррус во многих своих произведениях любит делать две вещи: описывать методы работы персонажей в стиле «[[Я хороший, мне все можно|добро поставит зло на колени, изнасилует и зверски убьёт]]» и накручивать положительным персонажам ''такое'' [[Унылая непобедимость|преимущество в силах и способностях]], что поневоле начинаешь сопереживать злодеям (они, кончено, [[Зло против зла|тоже сволочи]], но хоть играют без читов).
* Забавный комментарий к произведениям Рыбаченко (в некоторых из которых главгерой имеет имя… Олег Рыбаченко): — «И всё-таки автор нас хитрее: он-то при письме воображает себя Николаем Победителем, а мы при чтении воображаем себя Олегом Рыбаченко, воображающим себя Николаем Победителем — разница чувствительная для самолюбия.»
* Забавный комментарий к произведениям Рыбаченко (в некоторых из которых главгерой имеет имя… Олег Рыбаченко): — «И всё-таки автор нас хитрее: он-то при письме воображает себя Николаем Победителем, а мы при чтении воображаем себя Олегом Рыбаченко, воображающим себя Николаем Победителем — разница чувствительная для самолюбия.»
* Рене Ахдие «Ярость и рассвет» — это «1001 ночь» в жанре young adult. Роль Сью досталась Шахразаде. Красавица, и магией владеет, и стреляет, как Робин Гуд (ей 15, целых два года ее учил стрелять ровесник — и все, профессиональные лучники ей в подметки не годятся). Такая избранная, что халиф только ее не решился казнить. Конечно же, самая смелая и несгибаемая. Поступков правда почти не совершает, но очень много хамит. Особенно своему мужу-правителю. [[Не в ладах с историей|А сеттинг ведь — средневековый Восток.]] Бедному халифу автор не дал себя проявить даже в бою, потому что сражается тоже Шахразада.
* Сиран Джей Чжао «Железная вдова» — главная героиня Цзэтян. «Типа Средневековый Китай» будущего с развитыми технологиями, но примитивными общественными отношениями. Женщины здесь на положение вещей. Героиня получилась максимально неприятной хамоватой личностью, хотя должна вызывать симпатию. Но проблема не в этом. С девушкой ужасно обращались с детства — выросла никого не жалеющая стерва. Все логично. Не логично, что общество, в котором женщин за малейшую провинность топят в железной клетке, вдруг начинает носиться с этой кралей, как с писаной торбой. В этом мире девушек продают в армию в качестве пилотов для волшебных роботов. Пилотка — по совместительству наложница своего партнера — пилота-мужчины (99 % мужчин здесь сволочи, даже не сомневайтесь). Во время боя девушка отдает энергию парню и почти всегда умирает. А перед боем наложница обеспечивает сексуальные нужды своего повелителя. Вот такая у нее роль. [[Избранный|Угадайте, у кого самая супер-пупер-мощная энергия.]] У некоторых мужчин энергия все-таки выше (у мужчин она выше по определению), но Цзэтян и их уделывает в дрова. Просто потому что. Она крестьянка, не видавшая ничего дальше соседнего леса. Ей даже планшетом пользоваться запрещали. Но мысли у Цзэтян, как с плакатов на митинге феминисток. Вот неоткуда, она просто такой прогрессивной родилась. Управлять роботом без малейшей подготовки? Без проблем, от монстров мокрое место останется, и все скажут «вау!». Убить в ментальном бою одного из лучших пилотов? Запросто! Накажут ли наложницу за убийство? Ну, в качестве страшного наказания отдадут еще лучшему пилоту. Который относится к своим партнершам крайне гуманно (о чем начальство не могло не знать). (Да, его партнерши умирают в первом бою, потому что он невольно высасывает у них энергию. Но девушки умирают с любым пилотом с вероятностью 99 %). Разумеется, все влюблены в нашу Сью. И супер-пилот, и еще один парень, сын главного богача страны. Девушка их оскорбляет, как может (она со всеми так разговаривает, поскольку ненавидит и презирает весь мир). Первую встречу девушка описывает так: он стоял в лесу, мне не понравился, я на него напала (!!!). Это патриархальное иерархичное общество. Что должен сделать богатейших человек с сумасшедшей крестьянской девкой, которая его ударила? Конечно же, посвятить ей всю жизнь. Разгадать тайну, до которой ни один пилот не додумался? Найти давно пропавшего императора, которого за века никто не нашел? Захватить власть? Пару месяцев — и готово.
=== В кино ===
[[МТА]] обычно не становятся режиссерами высокобюджетных блокбастеров, но за них старается фем-повестка. Создатели так хотят показать [[Сильный женский персонаж|сильную женщину]], что получается идеальное (а потому скучное) бревно. Героиня просто физически не может ошибиться, проиграть или хоть на кого-то в своем мире не произвести великое впечталение.
* «Звёздные во́йны: Пробужде́ние си́лы» - Рэй. Просто Рэй.
* «Мулан», игровой фильм [[Disney]] - в отличие от мультфильма, Мулан ничего достигать не нужно. Она с детства великий воин благодаря энергии ци. Единственный недостаток - то, что она женщина. Даже катастрофу у свахи (в которой мультяшная Мулан была несомненно виновата) здесь обставили, как очередной повод показать, что героиня - супер-нинзя (ловит весь сервиз, взлетевший на воздух из-за паука). По странной логике этого мира, девушку считают плохо воспитанной, потому что она ловкая.
* «Капитан Марвел» - главная героиня. [[Унылая непобедимость|Унылая имба]] с самого начала, как физически, так и морально. Недаром зрители персонажа невзлюбили.


=== В компьютерных играх ===
=== В компьютерных играх ===

Текущая версия на 08:41, 25 мая 2024

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж с необоснованно гипертрофированными характеристиками и зашкаливающей удачей, созданный автором как «супер-версия» себя любимого.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mary Sue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Вся суть Мэри Сью
«

«Вы — само совершенство, Вы — само совершенство! От улыбки до жестов Выше всяких похвал!» Ах, какое блаженство, Ах, какое блаженство, Знать, что я — совершенство, Знать, что я — идеал!

»
— Мэри, леди Мэри!
« Мне кажется, когда человек придумывает других людей, не каких попало, для смеха, или там, не знаю, остроты сюжета, а идеальных, прекрасных, рядом с которыми сам хотел бы жить, он берёт за основу себя. По крайней мере, я не представляю, как можно иначе. Во-первых, себя я знаю. А во-вторых, будем честны, лучше меня для меня самой никого в мире нет! »
— Макс Фрай, «Так берегись»
Она же в кинематографе

Мэри Сью — герой, неспособный совершить ошибку или в какой-либо форме потерпеть поражение, так как слишком любим автором. Вкратце, все Мари Сью (в т. ч. Анти) отличаются запредельной уникальностью, при отсутствии иных черт.

Мужской вариант — Марти Стю/Сью (если вам больше нравится аллитерация) или Гэри Стю (если вам по душе рифма). Повышенно аристократичную, элегантную и метросексуальную версию Марти Стю некоторые называют «Тайлер Бранд» — так звали кодификатор подтропа.

Особенно популярны герои такого рода в фанфиках: авторы часто пишут персонажа с себя, только наделяя его нелогичными сверхспособностями, неуязвимостью, невероятным остроумием, огромным богатством, вечным везением, набором сильнейших магических артефактов и, естественно, сексуальной привлекательностью.

Некоторые критики справедливо замечают, что это попахивает мошенничеством и читать про такого героя совершенно неинтересно, потому что отсутствует какой-либо материал для конфликта: Мэри Сью побеждает всегда.

Впрочем, это не единственная черта Сью (когда единственная, это называется «унылая непобедимость»).

Чрезмерный надрыв. Путь Мэри Сью обязательно начинён дешёвой драмой в необъятных количествах. Если слезогонка, то так, чтобы понадобился ящик носовых платков, если пафос, то столько, что Эдда, Илиада и советские повести о ВОВ будут нервно икать от осознания собственной неполноценности (по крайней мере, так хочет горе-аффтар).

Слишком много фишек. Обычно — трудносовместимых в рамках хорошего вкуса. Суперспособности, полезные навыки и сверхъестественную физиологию автор Сью гребёт лопатой, не выбирая между нужным и ненужным, результатом чего нередко оказывается ниндзя-пират-зомби-робот.

Все педали в пол. Супер-дупер-офигительная уникальность персонажа (заставляющая подозревать, что автор банально недоласкан по жизни). Выглядит Сью непременно ярко и эротично (читай «вырвиглазно и безвкусно»), а делает всё с судьбоносными восклицательными знаками:

И да, после всего этого она поступает в Хогвартс! Или во что-то аналогичное.

Если смерть, то — на публику. Если Сью всё-таки умирает, то делает это она, ясен пень, либо всё-таки успешно пожертвовав собой (ну, а как у неё что-то может не получиться?), либо хотя бы взяв в ад компанию.

Социопатия персонажа. В промежутках Сью хамит всем встречным, демонстрирует петросянский юмор и предаётся самолюбованию. То есть это автор через неё предаётся самолюбованию, а Сью в это время кого-нибудь сражает наповал своей сексапильностью, грацией, вкусом и, конечно, пафосом.

Автор надеется таким образом поразить всех стилем, мастерством и силой воли своего персонажа… но такое количество приправы при отсутствии самого блюда (то бишь, характера) у девяноста девяти процентов читателей вызывает только рвотный рефлекс.

Вместе с этим автор часто, сам не замечая этого, компенсаторно проецирует на персонажа свои собственные комплексы и душевные раны (я живу с родителями и ненавижу их? так родители моей героини сдохнут! нет, лучше она сама их убьёт! жестоко! кровькишки!), так что столкновение с недружелюбно настроенным выпускником психфака грозит автору эмоциональным шоком и несколькими неделями депрессии.

Прибавим к этому полное отсутствие логики событий, со Сью происходящих — и до конца осознаем причины глубокой ненависти (а также и нежной любви, без которой не было бы этой статьи) читателей к сабжу.

Как с этим бороться[править]

Существуют специальные тесты[1]для начинающих авторов, с помощью которых можно определить, насколько персонаж походит на стереотипную Мэри Сью. Некоторые, правда, считают, что, хотя проблема нереалистичных и необоснованных героев и существует, страх написать о Мэри Сью может оказаться слишком силен и навсегда отвратить автора от написания текстов. Впрочем, для критика здесь тоже есть ловушка: при чересчур прямолинейном подходе можно объявлять мерисьями всех героев, чего-либо добившихся в произведении. А вы пробовали применить помянутые тесты к народным сказкам?[2]

С другой стороны, самый простой способ избавить персонажа от комплекса Мэри Сью — посадить его в лужу. Именно посадить в лужу, а не заставить пафосно страдать! (Когда с посажением в лужу перебарщивают, или даже всё сводят лишь к этому — такой казус называется Анти-Сью).

Если внимательно прочитать оригинальный текст, то становится ясно другая деталь: Мэри Сью так смешна, потому что она как раз нарушает саму суть историй про Star Trek. На «Энтерпрайзе» нет супергероев: у каждого персонажа есть свой кусок компетенции, и именно в нём он силён. А Мэри Сью в одиночку заменяет целый экипаж.

Что НЕ является сабжем[править]

Внимание: главная черта Мэри Сью — вовсе не могущество и не удачливость (в том числе не ускоренно делаемая «карьера»), а психологическая непроработанность, неглубокость, «плоскость», картонность, неубедительность; факт того, что персонаж явно создан «на потребу комплексам», а не для раскрытия чего-то серьёзного. Если персонаж глубок, хорошо прописан и ему сопереживаешь — персонажа не стоит называть «Мэри Сью», даже если у него вроде бы налицо ВСЕ остальные чисто формальные признаки «сьюшности». Придание их персонажу в таком случае — может оказаться намеренным провокационным ходом со стороны тролля-автора. Или авторским challeng’ем, который автор бросил самому себе: а ну-ка, сумею ли я показать персонажа крутого, яркого, привлекательного для многих в своем мире, удачливого, ускоренно обучаемого — но при этом всё же фактически «не-мерисьюшного», лишь благодаря глубине и продуманности, «психологии и тенденции» ©? «Отказ от амбиций — смерть для литературы» (© Р. Арбитман).

Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» Арагорна (Дж. Р. Р. Толкин), Сварога Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), Кенета Деревянного Меча (Э. Раткевич) и т. п.

Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — личностное (а не «чисто техническое»!) развитие персонажа. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (если, конечно, в фабуле оставлено для этого место). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон.

Альтернативное утверждение: Сью всегда находится отдельно от созданного автором мира, и его законы нарушаются только и исключительно ради неё. Геи при виде неё становятся натуралами, в сеттинге, где умереть может каждый, она не получает и царапины, а окружающие воспринимают это как норму, если постулат мира — за всё нужно платить — то Мэри никогда не платит или отделывается невероятно клёвым проклятием, а если магии нужно долго учиться, либо это вообще привилегия посланников богов типа Гэндальфа, то она естественно может колдовать с пелёнок. Соответственно, не-Сью может быть не очень сильно прописанным персонажем, который не развивается, но при этом находится в гармонии с миром.

Но если, сообразно этим же самым законам мира, в нём бывают вполне природные — и, так сказать, внутризаконные — редкие «супер-пупер-исключения» (с врождённой магией; с бонусом к харизме; с редкостным блатом, когда «платить» не нужно или можно со скидкой, ну или «льгота в оплате», скажем; полагается за высокие моральные качества; и пр.)… Если автору оправданно необходимо, чтобы в сюжете было одно или несколько таких «живых исключений из базового закона» (как особых способов срабатывания его же)… Вот тогда Сью от не-Сью можно отличить только по художественной годности образа. В таком случае и Сью и не-Сью — в равной мере «супер-деятели», которые могут то, чего в том же мире не может большинство, но Сью при этом еще и притянута за уши, обличает собою авторскую безвкусицу, ходульна, не раскрыта и не проходит через моральное развитие, тогда как не-Сью по-своему логична, в известном смысле сбалансирована (даже при всей своей «суперскости» и редкостности), психологически правдоподобна, хорошо прописана, а если фабула позволяет — то еще и развивается личностно.

Этот же принцип «Как отличать Сью от не-Сью» работает и в случае (ОЧЕНЬ частом в фантастических произведениях!), когда внутри фабулы сталкиваются два или более мира с РАЗНЫМИ внутренними «законами» (unati): скажем, попаданство, появление космических или иномировых пришельцев, вмешательство божественных сил и т. п.

Проще говоря, Мэри Сью — это сочетание внешних яркости, уникальности и могущества с абсолютно ничтожным и плоским внутренним содержанием при неадекватном количестве уделенного персонажу внимания. Иными словами, автор изо всех сил пытается сказать о том, насколько персонаж значителен, но развит он на уровне третьестепенного болванчика. Если же в такой персонаж напихано великое множество деталей, призванных (как думает автор) его «раскрыть» — то эти детали не увязаны как следует между собой и с прочей фабулой и сюжетом (если увязаны — это уже не Сью никакая), а оттого и мощь/яркость/удачливость персонажа плохо вяжется с миром, с сюжетом… и даже с самим этим персонажем.

В некоторых снобствующих кругах появилась тенденция давать «титул» Мэри Сью любым по их мнению «чрезмерно» ярким или удачливым персонажам. Скажем нет таким безобразиям: Мэри Сью это именно проявление видного невооруженным взглядом дурного вкуса, если же фанату «маленьких людей» и героев-неудачников видится нарушение хорошего вкуса в любом ярком или могущественном персонаже — это проблемы самого сноба, но никак не автора и не произведения.

Также не следует считать Мэри Сью персонажей народного эпоса. Геракл, Зигфрид, Роланд, степные богатыри вроде Манаса или Гэсэра и прочие герои народного эпоса не Мэри Сью, они именно эпические герои, которые воплощают воинские добродетели: силу, храбрость, готовность совершать подвиги и выполнять героический долг даже ценой собственной жизни. Когда эпос становится авторским, как у Гомера, и вместо линейной истории о превозмогании врага за врагом появляется сюжет и героев начинают показывать в быту, даже с комическими сценами, то и герои становятся более глубокими и противоречивыми, совершают глупости и переживают конфликты чести и долга.

Этимология Мэри Сью[править]

Мэри Сью из Звёздного Пути
— собственной персоной

В 1973 году был написан фанфик в жанре пародия по вселенной сериала «Звёздный путь». Автором данного произведения являлась Паула Смит. Главным героем пародии являлась роскошная голубоглазая розовоглазая блондинка Мэри Сью, по сюжету являющаяся мичманом и судовым врачом, одетая сверху по уставу в мундир «Звёздного Пути», а внизу не по уставу — в сетчатые колготки с сапогами. По сравнению с ней Шварценеггер был хлипким мальчиком с плохой координацией. К тому же она была сексуальней всех на свете. И конечно, по сюжету пародии Мэри спасла весь экипаж корабля и всё человечество от страшной беды. В данном произведении высмеивается образ идеального себя, которые зачастую создают МТА и закомплексованные люди.
Кстати, в американском английском sue означает «подать судебный иск, засудить». Понятно, что сутяжничество — далеко не самая героическая и романтическая черта, что добавляет комичности образу.

Ареал обитания[править]

Фольклор[править]

  • Тыж — персонаж общепрофессионального фольклора. Обладает гиперболизированными профессиональными способностями, огромной щедростью и удивительной работоспособностью. Но в реальной жизни такой статус приносит человеку одни лишь страдания.

В прозе[править]

« Знакомьтесь — Фридрих Андреевич Власов (да-да, сын ТОГО САМОГО), 40-летний разведчик, в прошлом полковник Люфтваффе и герой колониальной войны. Принципиальный трезвенник, девственник, болезненный мизофоб, а также брюзга и фанатик-нацист. За маской наигранной бесстрастности и деланной безэмоциональности скрывается настоящая бездна страстей — скорее женских, чем мужских: это и обида на весь мир, предельная капризность и истеричность, невероятный эгоизм (с переменным успехом выдаваемый за пламенное служение Фатерлянду), беспочвенные снобизм и чванство (людей, которых альтер-эго Нестеренки не презирает всем своим существом можно пересчитать по пальцам левой руки Ельцина) — и т.д, и т.п. Персонаж невероятно отвратительный, не вызывающий ни жалости, ни сочувствия, и то, что милостью авторского произвола ему отвешены щедрые дары в виде мощной интуиции, прокачанного интеллекта и умения ловко обращаться с оружием и техникой ситуацию скорее усугубляет... »
— Рецензия анонима на роман "Юбер Аллес"
Мэри Сью лично встретилась с Гарри Поттером

Естественная и эндемичная среда для Мэри Сью — фанфики (сейчас лидирует с большим отрывом фэндом Поттерианы, но это только до тех пор, пока её не начнут издавать в твёрдых обложках с серебристым тиснением без рисунков и с комментарием критика-литературоведа в послесловии). В них не требуется профессионализма, а потому раздолье для МТА. Эти джентльмены и леди есть для Сью главное условие оптимума. Впрочем, из-за нарушения баланса видов в экосистемах и антропогенного загрязнения окружающей среды Сью всё чаще мигрируют в самостоятельные повести и даже романы. Об их уровне можете сами догадаться. Еще один рассадник Сьюшек - жанр young adult. Юным читателям (чаще - читательницам) представляют их ровестницу такой, какой они хотели бы быть сами. Почти всегда это Мэри (не Марти). Автор через строчку восхищается ее силой духа, но проявлением смелости почему-то считает хамство всем и везде, особенно без повода. В каком бы жестоком мире и нетерпимом мире Сью ни жила, лично ей отвратительное поведение прощается. К Сью прилагается невероятно крутой парень, а лучше два. И будет девушка между ними выбирать, попутно унижая обоих. Впрочем, крутость любовного интереса Сью часто заявлена на словах, поступками не подкрепляется. Задумывать, планировать и совершать подвиги позволено только Сью, ее парню просто не остается места для действия.

  • «Астровитянка» Николая Горькавого. Книги написаны вполне достойно, и главная героиня довольно интересна, однако все признаки МС — происхождение, дающее крутое наследство; уникальные физические способности, благодаря встроенному в организм компьютеру; гениальность не по годам (школьница разрабатывает новую научную теорию, переворачивающую физику — слабо?); «нечеловеческий» цвет волос (прозрачный); поступление в Хогвартс назло завистникам; ничуть не осуждаемое автором поведение типа «все козлы, а я королева»; раннее начало половой жизни; неуязвимость организма к алкоголю с детства; готтентотская мораль — у неё налицо. Со скидкой на колдунство = наука, список из начала статьи ей подходит на 90 %.
  • Перси Джексон из серии про самого себя. В отличие от Поттера, он не просто центр вращения, но ещё и полубог, обладающий суперсилами по праву рождения, и могучий воитель, уже в 12 лет уделавший в дуэли на мечах самого бога войны Ареса и заваливший Медузу Горгону, Химеру и Минотавра. Создатели экранизации не вынесли такой могучей сьюшности — подрастили парня хотя бы до 16-летнего и сцену с Аресом убрали.
  • Также и главный герой серии Макса Фрая про Ехо — типичный Марти Стю, но книжки от этого, к немалому удивлению читателя, хуже не становятся.
    • С сэром Максом тоже спорный пример. Несмотря на обладание огромными силами, он не является сильнейшим из персонажей. Более того, даже в первую десятку не входит. Силами мало обладать, их надо уметь использовать, а с этим у Макса большие проблемы, просто потому, что он слишком молод. Поэтому, кстати, в Тайном сыске его место — третье с конца, слишком опытны остальные его коллеги.
    • Но бог с ним, с могуществом. Макс не является ни центром мира (множество ВАЖНЫХ и ИНТЕРЕСНЫХ событий проходит мимо него) ни главным спасителем человечества от всемирного зла (нет такового в мире Ехо). Интересно, сколько дел смог бы уладить Макс без помощи друзей и начальства? Получилось, что в серии «Лабиринты Ехо» раскрытыми оказалось бы 8-10 дел из 23. В расчет не брались повести «Наследство для Лонли-Локли», «Лабиринт Менина» и «Тихий город», т. к. все они так или иначе связаны с другими членами Тайного сыска. Погрешность задана там, где исход дела решил бы поединок, просчитать вероятность которого не представляется возможным. Вопрос: расправился бы Макс с Баки Бугвином, али нет?
    • Более того, ВСЯ жизнь сэра Макса есть ни что иное, как хитрый план старых могущественных магистров, где Максу отведена роль полезно инструмента. Именно этим стариканам он и обязан как полученным могуществом, так и своим рождением.
    • Есть также и ватсонианстко-дойлистское обоснование: в рамках сеттинга главный герой является одновременно и автором, книги пишет специально для того, чтобы заинтересовать ими Вершителей, живущих в нашем Мире, поэтому специально изображает свою жизнь в первых книгах как приятную, легкую и привлекательную.
    • И наконец. Главное, что делает персонажа Сью — бесконечный надрыв и пафос во всем его существовании. Сью — стержень вокруг которого крутится мир. Макс — человек, живущий в мире. Совершающий ошибки, в которые его потом тыкают носом и на которых он учится. И, господа, ни одна Сью не скажет: «Блин, и точно, какой же я болван!» А даже если и скажет, то искренности в этой фразе будет еще меньше, чем в знаменитом «Я люблю демократию» от Пал Палыча.
      • А вот где сэр Макс однозначно соответствует всем параметрам — в странноватом спин-оффе «Мой Рагнарёк». Вокруг него однозначно крутится всё происходящее, сверхсилы апнуты до неприличных высот, а прочие персонажи (причём не кто-нибудь, а сами боги) в диалогах периодически стенают «О где же Макс, почему его нет с нами?». Случайно начав читать именно с «Рагнарёка», автор правки надолго разочаровался в серии, пока не ознакомился с основным циклом.
  • Пример из Палаты мер и весов — ландграф Скиминок в трилогии Андрея Белянина «Меч без имени». Автор даже не скрывает, что непобедимый ландграф, кумир всех женщин и решитель всех проблем — это он сам. Градус пафоса несколько снижают разве что потуги на юмор.
  • Олег Верещагин в романе «Путь домой» без ложной скромности назначил главным героем (во всех смыслах этого слова) себя любимого. На вторые роли поставил друзей и подруг отроческих лет. Причём все — под своими настоящими именами.
  • Протагонист в повести «Вычислитель» — Марти Сью Александра Громова. Те, кого изгнали на болото, никогда не возвращаются, оттого никто не знает, как на болоте выживать. Знает главный герой — прочитал в библиотеке космического лайнера, a никто кроме него сходить в библиотеку за 100 лет не догадался. Офисный работник, который, по описанию автора, слегка заплыл жирком, а по собственному признанию «спорт ради спорта» не любит, в пять минут научился плести мокроступы как Медведь Грилл и управляться с хлыстом не хуже Индианы Джонса. Да и хлыст этот — импровизированный, из стебля хищного растения. Держит карту в голове, ориентируется в тумане по лунам (их на планете несколько) и солнцу, по пути численно решает в уме дифференциальные уравнения — просто чтобы развлечься. Развитие персонажа в повести всё же есть, но происходит лишь в последней главе, оставляя ужас у холодильника. Дойти-то он дошёл, да только вот зачем?
    • Он скорее проходит по категории «холодный ум», что подчёркивается глупыми/эмоциональными поступками окружающих. Он именно что машина в теле человека — не лезет туда, где скорее всего убьют; предаёт, когда это становится наиболее выгодным и так далее. В продолжениях это усиливается, вплоть до кульминации с решением проблемы четырёх тел в уме.
  • Многие герои произведений Романа Сенчина, которые носят «говорящие» фамилии — Рощин, Свечин, Чащин — и работают либо журналистами, либо писателями. С прикрученным фитильком: автор не пытается изобразить своих мартисью обаятельными и успешными литературными бизнесменами.
  • Практически все главгерои Юрия Нестеренко.
  • Владимир Мегре и его серия книг об «Анастасии» — сферическая Мэри Сью в вакууме, причем автор утверждает, что лично знаком с ней и основал секту ее имени (в которой довольно много последователей). Идеальная женщина, блондинка, живущая в лесу, «дитя природы», дружит с животными, управляет людьми и т. д.
  • Василий Звягинцев и его цикл про «Андреевское братство». Можно даже считать это своеобразной «фичей» этого автора, т. к. от книги к книге он последовательно прокачивал до уровня «максимум-сьюшности» вообще всех положительных персонажей. При этом, критерий положительности, похоже, один единственный: работа на Братство или на госбезопасность.
  • Иар Эльтеррус во многих своих произведениях любит делать две вещи: описывать методы работы персонажей в стиле «добро поставит зло на колени, изнасилует и зверски убьёт» и накручивать положительным персонажам такое преимущество в силах и способностях, что поневоле начинаешь сопереживать злодеям (они, кончено, тоже сволочи, но хоть играют без читов).
  • Забавный комментарий к произведениям Рыбаченко (в некоторых из которых главгерой имеет имя… Олег Рыбаченко): — «И всё-таки автор нас хитрее: он-то при письме воображает себя Николаем Победителем, а мы при чтении воображаем себя Олегом Рыбаченко, воображающим себя Николаем Победителем — разница чувствительная для самолюбия.»
  • Рене Ахдие «Ярость и рассвет» — это «1001 ночь» в жанре young adult. Роль Сью досталась Шахразаде. Красавица, и магией владеет, и стреляет, как Робин Гуд (ей 15, целых два года ее учил стрелять ровесник — и все, профессиональные лучники ей в подметки не годятся). Такая избранная, что халиф только ее не решился казнить. Конечно же, самая смелая и несгибаемая. Поступков правда почти не совершает, но очень много хамит. Особенно своему мужу-правителю. А сеттинг ведь — средневековый Восток. Бедному халифу автор не дал себя проявить даже в бою, потому что сражается тоже Шахразада.
  • Сиран Джей Чжао «Железная вдова» — главная героиня Цзэтян. «Типа Средневековый Китай» будущего с развитыми технологиями, но примитивными общественными отношениями. Женщины здесь на положение вещей. Героиня получилась максимально неприятной хамоватой личностью, хотя должна вызывать симпатию. Но проблема не в этом. С девушкой ужасно обращались с детства — выросла никого не жалеющая стерва. Все логично. Не логично, что общество, в котором женщин за малейшую провинность топят в железной клетке, вдруг начинает носиться с этой кралей, как с писаной торбой. В этом мире девушек продают в армию в качестве пилотов для волшебных роботов. Пилотка — по совместительству наложница своего партнера — пилота-мужчины (99 % мужчин здесь сволочи, даже не сомневайтесь). Во время боя девушка отдает энергию парню и почти всегда умирает. А перед боем наложница обеспечивает сексуальные нужды своего повелителя. Вот такая у нее роль. Угадайте, у кого самая супер-пупер-мощная энергия. У некоторых мужчин энергия все-таки выше (у мужчин она выше по определению), но Цзэтян и их уделывает в дрова. Просто потому что. Она крестьянка, не видавшая ничего дальше соседнего леса. Ей даже планшетом пользоваться запрещали. Но мысли у Цзэтян, как с плакатов на митинге феминисток. Вот неоткуда, она просто такой прогрессивной родилась. Управлять роботом без малейшей подготовки? Без проблем, от монстров мокрое место останется, и все скажут «вау!». Убить в ментальном бою одного из лучших пилотов? Запросто! Накажут ли наложницу за убийство? Ну, в качестве страшного наказания отдадут еще лучшему пилоту. Который относится к своим партнершам крайне гуманно (о чем начальство не могло не знать). (Да, его партнерши умирают в первом бою, потому что он невольно высасывает у них энергию. Но девушки умирают с любым пилотом с вероятностью 99 %). Разумеется, все влюблены в нашу Сью. И супер-пилот, и еще один парень, сын главного богача страны. Девушка их оскорбляет, как может (она со всеми так разговаривает, поскольку ненавидит и презирает весь мир). Первую встречу девушка описывает так: он стоял в лесу, мне не понравился, я на него напала (!!!). Это патриархальное иерархичное общество. Что должен сделать богатейших человек с сумасшедшей крестьянской девкой, которая его ударила? Конечно же, посвятить ей всю жизнь. Разгадать тайну, до которой ни один пилот не додумался? Найти давно пропавшего императора, которого за века никто не нашел? Захватить власть? Пару месяцев — и готово.

В кино[править]

МТА обычно не становятся режиссерами высокобюджетных блокбастеров, но за них старается фем-повестка. Создатели так хотят показать сильную женщину, что получается идеальное (а потому скучное) бревно. Героиня просто физически не может ошибиться, проиграть или хоть на кого-то в своем мире не произвести великое впечталение.

  • «Звёздные во́йны: Пробужде́ние си́лы» - Рэй. Просто Рэй.
  • «Мулан», игровой фильм Disney - в отличие от мультфильма, Мулан ничего достигать не нужно. Она с детства великий воин благодаря энергии ци. Единственный недостаток - то, что она женщина. Даже катастрофу у свахи (в которой мультяшная Мулан была несомненно виновата) здесь обставили, как очередной повод показать, что героиня - супер-нинзя (ловит весь сервиз, взлетевший на воздух из-за паука). По странной логике этого мира, девушку считают плохо воспитанной, потому что она ловкая.
  • «Капитан Марвел» - главная героиня. Унылая имба с самого начала, как физически, так и морально. Недаром зрители персонажа невзлюбили.

В компьютерных играх[править]

Получается без специальных усилий со стороны авторов, просто из-за чрезмерно активного использования «Малого типового набора» при генерации сюжета. Все геймдизайнеры заняты механикой, балансом и кнопками в интерфейсе, бывает.

В форумных ролёвках[править]

Сью, освоившие данную экологическую нишу — настоящий бич ролевых форумов, генератор конфликтов между игроками и источник падения литературного уровня игры. Беда в том, что Сью создаются и вбрасываются в мир, где создатель Сью — не царь и не бог, это со всей-то своей бабахнутой нелогичностью. Хуже того, ведут они там себя во взаимодействии с чужими персонажами так же, с первых предложений заявляя о своём превосходстве над всем и вся и требуя его себе вопреки чужим действиям и логике событий. На приличных ролевых форумах со Сью борются всеми силами, а на неприличных Сью сидят толпами и вовсю сьят друг друга, уступая только Главному Сью — персонажу самодура-админа.

Игра с тропом[править]

Изредка встречаются произведения, где описан процесс создания писателем мэрисьюшного персонажа. Яркий пример — австралийский фильм «Остров Ним» (2008). Писательница Александра Ровер создаёт Марти Стю — известного путешественника и специалиста по выживанию в дикой природе Алекса Ровера. В фильме Алекс Ровер время от времени оживает и разговаривает с писательницей.

Не всё так страшно[править]

Если в произведении есть персонаж, обладающий существенным количеством черт Сью — это ещё не значит, что всё плохо. Плохо не когда Сью, плохо, когда скучно. В этом случае обязанность Сью — украсть шоу, и не искусственно, расталкивая волею автора всех окружающих, а честно отрабатывая роль самого крутого персонажа.

Данте, главный герой серии игр Devil May Cry соответствует существенной части написанного выше. Сверхъестественное происхождение, вытекающие из этого сверхспособности, трудное детство, хамство, а также тонкая и ранимая душа с драматизмом. Ах да, ещё непобедимость, в геймплее-то проиграть можно, а в сюжетных вставках проблемы создавал только брат-близнец главгероя (ну, ему можно), тем временем демоны размером с дом раскатывались о землю, вшибались в стены и потолок и всем своим бытием только подчёркивали крутизну главгероя. Ещё по мелочи — владеет всеми видами оружия, вообще всеми, даже теми, аналогов которых он до этого в руках не держал. Ужас? Безвкусица? Уныние? А вот нет! Образ просто удался. Хамские шутки веселят, вместо пафоса история часто (сознательно) улетает в бафос, драматизм… даже он как-то удался, дозируется очень умеренно и очеловечивает персонажа.

Игра с тропом[править]

  • Аниме «Мэри и ведьмин цветок» — после попадания в школу магии у Мэри получается мэрисьюшный день. А причина — этот самый цветок, на день давший Мэри впечатляющую магическую силу.
  • Youjo Senki — один из главных противников Тани — именно Мэри Сью. Началось всё с того, что Существо Х, посмотрев на то, к чему приводит использование божественной силы Таней, решило дать подобное чудо ещё трём людям. Посланники бога отправились, чтобы даровать силу людям в ответ на их молитвы… и Мэри собрала три божьих дара из трёх.
  • She-Ra and the Princesses of Power 2018 года — в 4 серии 2 сезона внутримировой пример: во время планирования атаки принцессы увлекаются и превращают стратегическую игру в подобие ДнД с мэрисьюшными версиями себя.
  • «Новейший завет» — вышедший в реальный мир Создатель вынужден подчиняться всем издевательским законам, которые Он насочинял за предыдущие эпохи («да упадёт бутерброд твой джемом на ковёр твой»). Однако Он всё ещё мнит Себя всемогущим, а также Тем, Кого все обязаны почитать. Заканчивается фильм закономерно: беспаспортного Боженьку депортируют из Брюсселя в Узбекистан, где Ему предстоит трудиться на заводе стиральных машин до конца дней Его.
  • А есть и просто довольно-таки смешное совпадение: мэра, который объявил новые правила набора в полицейскую академию, звали… Mary Sue Beal (см. титры в начале 1-й части «Полицейской академии»).
  • «Плэзантвилль»: в сериале сестру главгероя зовут Мэри Сью. Интересно, насколько совпадение и насколько опора на троп? В принципе, «революцию» начала именно она.
  • "Mom, Please Don't Come Adventuring With Me!" - главная героиня сперва кажется дурочкой, но стоит только ей превратится в микс Годзиллы и Гидоры...!

Особые разновидности[править]

  • A Trekkie's Tale — кодификатор тропа с мичманом Мэри Сью.
  • Каноническая Сью — на ней нешуточно построен сеттинг, в целом вроде бы серьёзный. Возможна игра с тропом. А может, авторы просто увлеклись.
  • Анти-Сью — другая крайность: о персонажа вытирают ноги все, кому не лень, и он постоянно фейлит и влипает в несчастья и неприятности. Может сочетаться с «Одноногая собачка».
  • Одержимость Сью — когда вместо создания оригинального персонажа автор берёт и превращает в Мэри Сью уже существующего.
  • Сью-подражатель — точь-в-точь как любимый персонаж автора, с небольшими отличиями вроде другой половой принадлежности.
  • Сью-козёл — обращается с окружающими как с дерьмом, но при этом изображается как идеальный герой.
  • Злая Сью — если она в конце и проиграет, то исключительно благодаря богу из машины.
  • Мэри-Сьютопия — Мэри Сью в форме не единичного персонажа, а целого общества.
  • Пародийная Сью — собственно, пародия на такой тип персонажа.
  • Коллективная Сью — когда Сью является не один конкретный персонаж, а целая группа персонажей.
    • Подвид — Сью-спутник, когда герою, чтобы не делать из него Сью, дают её в спутники, чтобы вытаскивала его из трудных ситуаций, где без сьюшности никак не выходит. Например, Гермиона в «Гарри Поттере».
  • Сью-везунчик — персонаж, может, и не очень Сью по характеристикам, но в произведении толком нет сюжета и конфликта, только сплошное восхваление персонажа и сбыча его желаний.
  • Идеологическая Сью — когда симпатии автора к ней не личные, а сословно-классово-идейные.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Которые, кстати, довольно ненадежны и бракуют очень много хороших и проработанных героев вроде Геральта, Гарри Поттера и не только. Даже в маме автора правки они Мэри Сью разглядели!
  2. Сьюшность в сказках в определённых долях (везение, нередко — благородное происхождение персонажа или покровительство крутых сверхъестественных) таки да, присутствует. Но только в определённых! Есть пределы, которые сказочникам, в отличие от фикрайтеров, было не перейти. Всепобеждающая и неотъемлемая суперспособность, сверхъестественное происхождение — это уже в греческие мифы, но там это не уникально: в единой античной вселенной дофига и больше детей богов.