Файербол: различия между версиями
Строка 55: | Строка 55: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Super Mario Bros]] | * «[[Super Mario Bros]]» — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы. | ||
* | * «Luxsor» же! Изначально просто взрыв, а затем уже полноценный файерболл, который можно расширять за деньги в магазине в четвёртой части — «Тайна загробной жизни». | ||
* | * «Zuma» — иногда знаменитая лягушка выдаёт очень опасные вещи, стреляя в подсвеченные для взрыва шарики. | ||
* Серия [[The Elder Scrolls]] | * Серия «[[The Elder Scrolls]]» — среди множества заклинаний есть и файербол. | ||
* Серия [[Heroes of Might and Magic]] | * Серия «[[Heroes of Might and Magic]]» — демонстрируется стратегическое применение файербола. | ||
* Все игры, основанные на правилах | * Все игры, основанные на правилах «Dungeons&Dragons». «[[Icewind Dale]]», «[[Baldur's Gate]]», «[[Neverwinter Nights]]» — едва ли не важнейшее заклятие в арсенале волшебника. В первой NWN можно еще и в полной мере ощутить эффективность этого заклятия на себе.<ref>Наиболее головоломно это в ходе разборок в тюрьме, в Главе 1. Низкий уровень не способствует как хитпоинтам, так и меткости, а [[Скальный наездник|магов]] среди заключенных встречается аж 4. </ref> | ||
* Серия [[Warcraft]] | * Серия «[[Warcraft]]» — демонстрируется тактическое применение файербола. Во второй части это заклинание мог употреблять человеческий юнит «Маг». <!--Как в третьей, эта посмотрельщица не помнит, но вроде там тоже было.--> | ||
** [[WarCraft/World of Warcraft|World of Warcraft]] | ** «[[WarCraft/World of Warcraft|World of Warcraft]]» — первым же атакующим заклинанием мага является файербол, но он скорее напоминает огненную стрелу, поскольку поражает только одну цель. При этом, как и все способности в WoW, усиливается с ростом персонажа. Функции файербола ближнего боя выполняет другое заклинание, Blast Wave, которое обжигает и оглушает противников в некотором радиусе от мага. | ||
* [[Sacred]] | * «[[Sacred]]» — в первой части игры — дефолтное заклятие боевого мага. Во второй — основное «оружие» высшей эльфийки. Также чем-то похожим обзавелась Серафима (скилл «Удар Архангела», представляющий собой плазменный болт, способный также взрываться или поджигать цель). | ||
* [[Mass Effect]] | * «[[Mass Effect]] 2» и 3 — техническое умение «Воспламенение», доступное классам ''разведчик'', ''инженер'' и ряду персонажей: в цель выстреливается шар плазмы в масс-поле. Развивается до ''мощного'' или ''обширного''. На низких уровнях сложности сносит все и вся даже при слабой прокачке, на высоких — эффективно, в основном, против брони, но тоже ничего. | ||
* [[Аллоды]] | * «[[Аллоды]]» — и в сингловых частях, и у магов в ММО. | ||
* В [[Dragon Age]]: | * В «[[Dragon Age]]: Origins» достаточно крутое заклинание, полезное как и магу-ДД, так и контроллеру. Есть бесплатная [[демка]] эффекта заклинания- {{Spoiler|игра за огненное существо в Тени (Круг Магов)}}. После этого файерболлу захочется научить всех магов и сразу. Если врагам под ноги вначале ещё и кинуть легковоспламеняемый жир — ну вы поняли… хотя против высокоуровневых врагов шарик уже не так полезен, а Геенна Огненная (огненный смерч диаметром 10 метров) и тем более Буря Века (электрический шторм диаметром 20 метров) круче. | ||
* [[Magicka]] | * «[[Magicka]]» — файербол получится, если скомбинировать стихии огня и земли. | ||
* [[Diablo]] (первая часть). Одно из первых заклинаний — слабенький Fire Bolt, которым только стартовую нежить стукать (если его немного прокачать, сгодится и на более сильных тварях в середине игры — но только если они имеют уязвимость к огню; хотя против них лучше Fire Wall). Настоящий, каноничный Fire Ball станет доступен ближе к концу игры; им и самого Дьябло можно завалить. | * «[[Diablo]]» (первая часть). Одно из первых заклинаний — слабенький Fire Bolt, которым только стартовую нежить стукать (если его немного прокачать, сгодится и на более сильных тварях в середине игры — но только если они имеют уязвимость к огню; хотя против них лучше Fire Wall). Настоящий, каноничный Fire Ball станет доступен ближе к концу игры; им и самого Дьябло можно завалить. | ||
* [[WarHammer]]: Vermintide | * «[[WarHammer]]: Vermintide 2» — одна из разновидностей посохов магички, позволяет метать именно фаерболы. | ||
* [[Dark Souls]] | * «[[Dark Souls]]» — в этой серии каких только огненных шаров нет — маленькие, большие, из обычного огня, хаотического или чёрного пламени… где-то с десяток вариаций есть точно. | ||
* [[Parasite Eve II]] | * «[[Parasite Eve II]]» — Айя умеет выделять тепловую энергию из своих ладоней, порождая сгусток огня. | ||
* «[[Until Dawn]]» (2015) — после уничтожения тела вендиго его дух не умирает, а вылетает наружу в виде пылающего огненного шара и отправляется на поиски новой оболочки. Так что пленение и удержание монстров намного эффективнее убийства. | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |
Версия 16:19, 4 января 2025
« | В: Где Лина Инверс так выучилась колдовать? О: На факультете Нитрослизерин. Где учат быть самыми могущественными путем взрывов и пожаров. |
» |
— Arin |
Файербол (от англ. fireball — шар огня) — классическое магическое заклинание в фэнтези. В силу множества причин, среди которых зрелищность и убойная сила, именно файербол стал стереотипным боевым заклинанием, встречающимся чуть менее, чем везде. Произнеся это заклинание, маг создает шар пылающего пламени и метает; при попадании в цель шар взрывается, поджигая все вокруг. Иногда файербол создает также и ударную волну, уподобляясь фугасному снаряду. Как сообщает нам Капитан Очевидность, файербол относится к стихии огня. Не стоит путать со стереотипной «Огненной стрелой», поскольку последняя поражает одного противника и часто является стартовым, самым слабым (и дешевым) заклинанием. Иногда умудряются обозвать «шаровой молнией», хотя по описанию видно, что это никакая не молния.
- Кстати, fireball — действительно одно из названий «шаровой молнии». (по версии Google и Яндекса). Не верьте глазам своим, верьте интернету.
- Возможно тут имеет место быть принцип «Эльфов Толкина» — До трудов профессора эльфы были маленьким народом с крылышками аки бабочки. Сейчас эльфы известны как Мудрая раса, острые ушки, лук, стройность, любовь к природе и т. д. в комплекте. Изначально природное атмосферное явление стало сгустком огненной стихии сферической формы благодаря фэнтези.
- И в Средние века шаровая молния также считалась атрибутом колдовства.
- Возможно тут имеет место быть принцип «Эльфов Толкина» — До трудов профессора эльфы были маленьким народом с крылышками аки бабочки. Сейчас эльфы известны как Мудрая раса, острые ушки, лук, стройность, любовь к природе и т. д. в комплекте. Изначально природное атмосферное явление стало сгустком огненной стихии сферической формы благодаря фэнтези.
При утоплении педали в пол во врага летит даже не файербол, а только что сформированная звезда.
Надтроп — Игра с огнём.
Краткую историю файербола в поп-культуре можно прочитать в подстатье: Файербол/История.
Примеры
Литература
- С прикрученным фитильком в ПЛиО: файербола как заклинания там нет (хотя, кто их знает, этих рглориан? Огненная стрела точно есть, ее Мелисандра один раз кастанула), но там был знаменитый рыцарь по прозвищу Файербол, с сабжем на гербе. То есть, некая концепция файербола (в честь которой рыцарь получил погремуху) там есть.
- «Огненный факультет» Алекса Коша. Из бесчисленных произведений в жанре фэнтези, где встречается файербол, выделяется тем, что детально рассматривает внутреннюю структуру данного заклинания.
- Ольга Громыко, Белорский цикл — здесь это называется «пульсар».
- Часто встречается у Ника Перумова, который любит вставлять в книги рода англицизмы (типа «аэр» вместо «воздух»), потому так и называется «файербол».
- Ларри Нивен «Летающие колдуны» — инопланетный шаман удивил тем, что именно метает файерболы (спрятанные в одежде клубки горючего материала он как-то ухитрялся с ловкостью фокусника быстро поджечь перед самым броском).
- Генри Лайон Олди, цикл «Чистая фэнтези» — в здешнем мире магии, как точной науки, у боевых магов много необычных чар, но и сабж присутствует, только называется «пироглобула».
- «Славный чародей Просперо поражает файерболом всех своих коллег по цеху…»
- Андрей Уланов, «Раз герой, два герой…» — так как произведение является стебом над шаблонным фэнтези, присутствует в обязательном порядке. Упоминается, например, маг Дазар Тван, «лучший метатель файерболов в Запустении», который при этом почти ничего другого и не умеет.
- Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — Ричард Рал, Натан Рал, Зеддикус З’ул Зорандер и другие волшебники и волшебницы могут создавать простые на вид файерболы из Огня волшебника, что придает им особую пробивную силу.
- Виталий Зыков, «Дорога домой» — К’ирсан Кайфат.
- Сергей Лукьяненко, цикл «Дозоры» — Файербол является распространенных заклинанием Иных.
- Ник Перумов, «Упорядоченное» — Император способен создавать огненные шары. Вероятно, для всяких магов и богов это вообще не составляет труда.
- Император не маг. У него есть Перчатка, а так же магическое кольцо, подаренное Радугой, сам по себе файерболы он кастовать не может.
- Саймон Грин, «Хок и Фишер» — колдун Грим может создавать файерболы, мгновенно испепеляющие дерево.
- Роберт Джордан, «Колесо Времени» — проще перечислить, кто не умеет, при этом довольно мощные, до пары метров в диаметре и способные пролететь милю, снося все на своем пути.
- Брен Уикс, «Ночной ангел» — Ариэль Вайант может создавать подобие файерболов под названием «Шар холодного света».
- Алексей Пехов «Хроники Сиалы». Одно из дефолтных боевых заклятий волшебства — как раз огненный шар. Его кастует в первой книге маг-недоучка Роддерик, когда на него и Гаррета напали ребята Бледного. Но так как Родерик маг начинающий, вместо «стандартного» фаербола «с яблоко величиной», получилась супер-граната «с конскую голову», которая спалила большую часть нападавших и разнесла половину улицы. Сам горе-вошлебник едва не впал в кому из-за истощения сил.
Кино
- В режиссёрской версии Властелина колец загнанный на башню Саруман отправляет в Гендальфа огненный шар, который тот благополучно рассеивает.
Телесериалы
- «Сергий против нечисти» (2022) — Жар-птиц, показанный в эпизоде «Лихо одноглазое» (3 сезон, 2 серия), способен превращаться в летающий огненный шар.
Мультфильмы
- «Скуби-Ду и призрак ведьмы» (1999) — этот самый призрак ведьмы швыряется огненными шарами.
Мультсериалы
- «Новые дела Скуби-Ду» (1972) — эпизод «Дух испугал спортивное шоу» (2 сезон, 4 серия). Покойный спортсмен МакФэйн (чей дух, собственно, и испугал спортивное шоу) носил кличку «Файербол», данную ему за огненно рыжий цвет волос и усов, ну и, очевидно, за скорость. Правда в русском дубляже «Файербол» заменили на «Болид».
- «Царевны» (2018) — файерболы изучались на одном из уроков в школе волшебства. Правда, не для боя, а для работы над своими навыками. У Алёнки не получалось, из-за чего она всерьёз решила, что она вообще не волшебница.
Аниме и манга
- Slayers — здесь файербол является одним из излюбленных заклинаний главной героини (см. иллюстрацию).
- Sailor Moon — базовое заклинание Сейлор Марс, Fire Soul, сильно напоминает сабж. А его аналог из live-action сериала, Youma Taisan, однозначно им является.
- One Piece — Техника Эйса под названием Hotarubi (Сияние Светлячков) представляет собой создание множества небольших огненных шариков, которые со всех сторон атакую противника. А также Dai Enkai: Entei (Великая Заповедь Огня: Пламенный Император) — огненный шар, способный достигать минимум нескольких десятков метров в диаметре.
Видеоигры
- «Super Mario Bros» — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы.
- «Luxsor» же! Изначально просто взрыв, а затем уже полноценный файерболл, который можно расширять за деньги в магазине в четвёртой части — «Тайна загробной жизни».
- «Zuma» — иногда знаменитая лягушка выдаёт очень опасные вещи, стреляя в подсвеченные для взрыва шарики.
- Серия «The Elder Scrolls» — среди множества заклинаний есть и файербол.
- Серия «Heroes of Might and Magic» — демонстрируется стратегическое применение файербола.
- Все игры, основанные на правилах «Dungeons&Dragons». «Icewind Dale», «Baldur's Gate», «Neverwinter Nights» — едва ли не важнейшее заклятие в арсенале волшебника. В первой NWN можно еще и в полной мере ощутить эффективность этого заклятия на себе.[1]
- Серия «Warcraft» — демонстрируется тактическое применение файербола. Во второй части это заклинание мог употреблять человеческий юнит «Маг».
- «World of Warcraft» — первым же атакующим заклинанием мага является файербол, но он скорее напоминает огненную стрелу, поскольку поражает только одну цель. При этом, как и все способности в WoW, усиливается с ростом персонажа. Функции файербола ближнего боя выполняет другое заклинание, Blast Wave, которое обжигает и оглушает противников в некотором радиусе от мага.
- «Sacred» — в первой части игры — дефолтное заклятие боевого мага. Во второй — основное «оружие» высшей эльфийки. Также чем-то похожим обзавелась Серафима (скилл «Удар Архангела», представляющий собой плазменный болт, способный также взрываться или поджигать цель).
- «Mass Effect 2» и 3 — техническое умение «Воспламенение», доступное классам разведчик, инженер и ряду персонажей: в цель выстреливается шар плазмы в масс-поле. Развивается до мощного или обширного. На низких уровнях сложности сносит все и вся даже при слабой прокачке, на высоких — эффективно, в основном, против брони, но тоже ничего.
- «Аллоды» — и в сингловых частях, и у магов в ММО.
- В «Dragon Age: Origins» достаточно крутое заклинание, полезное как и магу-ДД, так и контроллеру. Есть бесплатная демка эффекта заклинания- игра за огненное существо в Тени (Круг Магов). После этого файерболлу захочется научить всех магов и сразу. Если врагам под ноги вначале ещё и кинуть легковоспламеняемый жир — ну вы поняли… хотя против высокоуровневых врагов шарик уже не так полезен, а Геенна Огненная (огненный смерч диаметром 10 метров) и тем более Буря Века (электрический шторм диаметром 20 метров) круче.
- «Magicka» — файербол получится, если скомбинировать стихии огня и земли.
- «Diablo» (первая часть). Одно из первых заклинаний — слабенький Fire Bolt, которым только стартовую нежить стукать (если его немного прокачать, сгодится и на более сильных тварях в середине игры — но только если они имеют уязвимость к огню; хотя против них лучше Fire Wall). Настоящий, каноничный Fire Ball станет доступен ближе к концу игры; им и самого Дьябло можно завалить.
- «WarHammer: Vermintide 2» — одна из разновидностей посохов магички, позволяет метать именно фаерболы.
- «Dark Souls» — в этой серии каких только огненных шаров нет — маленькие, большие, из обычного огня, хаотического или чёрного пламени… где-то с десяток вариаций есть точно.
- «Parasite Eve II» — Айя умеет выделять тепловую энергию из своих ладоней, порождая сгусток огня.
- «Until Dawn» (2015) — после уничтожения тела вендиго его дух не умирает, а вылетает наружу в виде пылающего огненного шара и отправляется на поиски новой оболочки. Так что пленение и удержание монстров намного эффективнее убийства.
Настольные игры
- Dungeons & Dragons — здесь он появился и стал популярным. В первой редакции этой системы (не AD&D 1, а Original D&D) именно файербол был образцом крутости и практичности одновременно: он наносил высокий для своего уровня урон, позволял поражать сразу много целей и рос в эффективности по мере прокачки мага. Другие заклинания были или менее круты, или менее практичны. Поэтому все маги на заре истории D&D обязательно знали файербол, а от них он разошелся во все остальное фэнтези. Впоследствии файербол ограничили в мощи, поставив на него кэп: выше 10 уровня он не рос. Но ещё в AD&D 2 нет-нет да и попадались невыкорчеванные реликты «файербол на 20 HD[2]». Подумать только, если бы не случайный росчерк пера старины Гигэкса, отвесившего этому заклинанию столько плюшек, все известные нам RPG были бы совсем другими, а Лины Инверс могло бы и не быть вовсе!…
- Все производные произведения по D&D и AD&D: книги, видеоигры, комиксы, и т. д.
- Magic: the Gathering — красное волшебство, представляющее некоторое затруднение для новичка формулой расчета повреждений. При стоимости в одну красную ману и Х (произвольное количество любой маны), оно наносит ущерб равный Х поделённому на кол-во целей, округлённому в меньшую сторону, причём на каждую цель, кроме первой, нужно потратить 1 ману любого цвета.
Интернет-проекты
- «The Wizards of Aus» («Волшебники зеленого континента») — Джек запускает файерболы из рук; очевидно, Скалдрик тоже это умеет.
Прочее
Обычно огненный шар применяется в мирных целях, посему либо субверсия, либо с фитильком.
- Д.Копперфилд в телешоу 1979 г. (см. https://www.youtube.com/watch?v=z_gdB9sIFnM 44.10) в номере, стилизованном под нуарный детектив. Из огненного шара появляется девушка.
- Иллюзионист Владимир Ростовский в своем мультяшном (см. его мультики-поздравления с 8 марта, с Новым годом и проч.) воплощении тоже использует огненные шары в тех же целях. Но «появляет» не людей, а небольшие предметы. В живом выступлении вроде как тоже, но с некоторой поправкой.
- В принципе, частый эффект, когда бумажная роза вспыхивает и превращается в настоящую достаточно распространен. Особенно, в то варианте, где фокусник не пользуется спичкой/зажигалкой.
- В Галилео озадачились создать огнешар, чтобы можно было держать в руках, но чтобы можно было и поджечь мишень. Сделали при помощи эфира, но чтобы так вспыхнуть, противник должен был штаны стирать в бензине.
Примечания
- ↑ Наиболее головоломно это в ходе разборок в тюрьме, в Главе 1. Низкий уровень не способствует как хитпоинтам, так и меткости, а магов среди заключенных встречается аж 4.
- ↑ Легендарный и меметический 20 HD Fireball потом вернули в сапплменте Epic Level Handbook для трёхсполтишки в виде заклинания седьмого круга; кастовать его давал возможность фит Enhance Spell.