Старше, чем печать: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы...»)
Строка 1: Строка 1:
[[Сюжет]]ы и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.
[[Сюжет]]ы и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.


Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный [[фольклор]], в котором [[протагонист|герои]], уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых [[странствующий рыцарь|странствующие рыцари]], отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, [[маг|волшебников]] и [[артефакт|святые реликвии]], сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.
Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный [[фольклор]], в котором [[протагонист|герои]], уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых [[странствующий рыцарь|странствующие рыцари]], отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, [[маг|волшебников]] и [[артефакт|святые реликвии]], сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.


Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии:  «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.
Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии:  «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.


Началось в 476 г. — с [[Цикл империй|падения Западной Римской Империи]], ознаменовавшего конец [[Старше, чем феодализм|античности]]. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — [[Старше, чем пар]].
Началось в 476 г. с [[Цикл империй|падения Западной Римской Империи]], ознаменовавшего конец [[Старше, чем феодализм|античности]]. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — [[Старше, чем пар]].


== Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений ==
== Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений ==
Строка 12: Строка 12:
* «[[Беовульф]]».
* «[[Беовульф]]».
* [[Скандинавские саги]].
* [[Скандинавские саги]].
* «[[Гамлет]]» — да-да, не придуман Шекспиром, а сама история в оригинале про эпоху [[викинг]]ов, а датчанин Гамлет и все прочие — викинги. Мать Гамлета, кстати — дочь Рюрика (но не факт, что того самого).
* «[[Гамлет]]» — да-да, не придуман Шекспиром, а сама история в оригинале про эпоху [[викинг]]ов, а датчанин Гамлет и все прочие — викинги. Мать Гамлета, кстати — дочь Рюрика (но не факт, что того самого).
* «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских саг — на границе с [[Старше, чем грязь|соседним тропом]]
* «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских саг — на границе с [[Старше, чем грязь|соседним тропом]]
* [[Arthurian cycle|Артурианский цикл]].
* [[Arthurian cycle|Артурианский цикл]].
* «[[Песнь о Роланде]]», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест».
* «[[Песнь о Роланде]]», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест».
* Данте Алигьери, «[[Divina Commedia|Божественная комедия]]» (1308-21).
* Данте Алигьери, «[[Divina Commedia|Божественная комедия]]» (1308-21).
* Джеффри Чосер, «[[Кентерберийские рассказы]]» (конец XIV в.).
* Джеффри Чосер, «[[Кентерберийские рассказы]]» (конец XIV в.).
* «[[Песнь о Нибелунгах]]».
* «[[Песнь о Нибелунгах]]».
* «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро.
* «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро.
* Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль».
* Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль».
* Кретьен де Труа, «[[Tristan and Iseult|Тристан и Изольда]]», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы.
* Кретьен де Труа, «[[Tristan and Iseult|Тристан и Изольда]]», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы.
* Франческо Петрарка, сонеты (после 1348 г.).
* Франческо Петрарка, сонеты (после 1348 г.).
* Киевский цикл и другие [[былины]], хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас [[Старше, чем грязь|проходят по другому тропу]].
* Киевский цикл и другие [[былины]], хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас [[Старше, чем грязь|проходят по другому тропу]].
* «[[Слово о полку Игореве]]».
* «[[Слово о полку Игореве]]».
Строка 29: Строка 29:


=== Ближний Восток ===
=== Ближний Восток ===
* «[[Тысяча и одна ночь]]» (X в.).
* «[[Тысяча и одна ночь]]» (X в.).
* [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в).
* [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в).
* «[[Шахнаме]]».
* «[[Шахнаме]]».
* Низами, «[[Искандер-наме]]».
* Низами, «[[Искандер-наме]]».
* [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона)
* [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона)
* «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], XIV в.)
* «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], XIV в.)


=== Дальний Восток ===
=== Дальний Восток ===
* «Хань шу», «Хоу хань шу», «Тан шу» и другие хроники Китая.
* «Хань шу», «Хоу хань шу», «Тан шу» и другие хроники Китая.
* Ши Най-ань (?), «Речные заводи» (XIV в).
* Ши Най-ань (?), «Речные заводи» (XIV в).
* Мурасаки Сикибу, «[[Повесть о Гэндзи]]» (до 1021 г.) и другие повести эпохи Хэйан.
* Мурасаки Сикибу, «[[Повесть о Гэндзи]]» (до 1021 г.) и другие повести эпохи Хэйан.
* «[[Повесть о доме Тайра]]».
* «[[Повесть о доме Тайра]]».
* «[[Сказание о Великом Мире]]».
* «[[Сказание о Великом Мире]]».


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Версия 21:24, 26 марта 2022

Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.

Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный фольклор, в котором герои, уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых странствующие рыцари, отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, волшебников и святые реликвии, сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.

Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии: «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.

Началось в 476 г. — с падения Западной Римской Империи, ознаменовавшего конец античности. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — Старше, чем пар.

Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений

Европа и Русь

Ближний Восток

Дальний Восток