Старше, чем печать: различия между версиями
(Новая страница: «Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Сюжет]]ы и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. | [[Сюжет]]ы и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII. | ||
Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты | Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный [[фольклор]], в котором [[протагонист|герои]], уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых [[странствующий рыцарь|странствующие рыцари]], отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, [[маг|волшебников]] и [[артефакт|святые реликвии]], сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора. | ||
Другая | Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии: «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят. | ||
Началось в | Началось в 476 г. — с [[Цикл империй|падения Западной Римской Империи]], ознаменовавшего конец [[Старше, чем феодализм|античности]]. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — [[Старше, чем пар]]. | ||
== Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений == | == Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений == | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
* «[[Беовульф]]». | * «[[Беовульф]]». | ||
* [[Скандинавские саги]]. | * [[Скандинавские саги]]. | ||
* «[[Гамлет]] | * «[[Гамлет]]» — да-да, не придуман Шекспиром, а сама история в оригинале про эпоху [[викинг]]ов, а датчанин Гамлет и все прочие — викинги. Мать Гамлета, кстати — дочь Рюрика (но не факт, что того самого). | ||
* «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских | * «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских саг — на границе с [[Старше, чем грязь|соседним тропом]] | ||
* [[Arthurian cycle|Артурианский цикл]]. | * [[Arthurian cycle|Артурианский цикл]]. | ||
* «[[Песнь о Роланде]]», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест». | * «[[Песнь о Роланде]]», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест». | ||
* Данте Алигьери, «[[Divina Commedia|Божественная комедия]]» (1308-21). | * Данте Алигьери, «[[Divina Commedia|Божественная комедия]]» (1308-21). | ||
* Джеффри Чосер, «[[Кентерберийские рассказы]]» (конец | * Джеффри Чосер, «[[Кентерберийские рассказы]]» (конец XIV в.). | ||
* «[[Песнь о Нибелунгах]]». | * «[[Песнь о Нибелунгах]]». | ||
* «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро. | * «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро. | ||
* Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль». | * Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль». | ||
* Кретьен де Труа, «[[Tristan and Iseult|Тристан и Изольда]]», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы. | * Кретьен де Труа, «[[Tristan and Iseult|Тристан и Изольда]]», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы. | ||
* Франческо Петрарка, сонеты (после | * Франческо Петрарка, сонеты (после 1348 г.). | ||
* Киевский цикл и другие [[былины]], хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас [[Старше, чем грязь|проходят по другому тропу]]. | * Киевский цикл и другие [[былины]], хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас [[Старше, чем грязь|проходят по другому тропу]]. | ||
* «[[Слово о полку Игореве]]». | * «[[Слово о полку Игореве]]». | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
=== Ближний Восток === | === Ближний Восток === | ||
* «[[Тысяча и одна ночь]]» ( | * «[[Тысяча и одна ночь]]» (X в.). | ||
* [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец | * [[w:Абу Нувас|Абу Нувас]], «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в). | ||
* «[[Шахнаме]]». | * «[[Шахнаме]]». | ||
* Низами, «[[Искандер-наме]]». | * Низами, «[[Искандер-наме]]». | ||
* [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]] | * [[Генацвале и цинандали|Ш. Руставели]], «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона) | ||
* «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], | * «[[Кебра Негаст|Кебра Нагаст]]» ([[Чёрный континент|эфиопские легенды]], XIV в.) | ||
=== Дальний Восток === | === Дальний Восток === | ||
* «Хань шу», «Хоу хань шу», «Тан шу» и другие хроники Китая. | * «Хань шу», «Хоу хань шу», «Тан шу» и другие хроники Китая. | ||
* Ши Най-ань (?), «Речные заводи» (XIV в). | * Ши Най-ань (?), «Речные заводи» (XIV в). | ||
* Мурасаки Сикибу, «[[Повесть о Гэндзи]]» (до | * Мурасаки Сикибу, «[[Повесть о Гэндзи]]» (до 1021 г.) и другие повести эпохи Хэйан. | ||
* «[[Повесть о доме Тайра]]». | * «[[Повесть о доме Тайра]]». | ||
* «[[Сказание о Великом Мире]]». | * «[[Сказание о Великом Мире]]». | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Версия 21:24, 26 марта 2022
Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.
Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный фольклор, в котором герои, уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых странствующие рыцари, отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, волшебников и святые реликвии, сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.
Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии: «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.
Началось в 476 г. — с падения Западной Римской Империи, ознаменовавшего конец античности. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — Старше, чем пар.
Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений
Европа и Русь
- «Беовульф».
- Скандинавские саги.
- «Гамлет» — да-да, не придуман Шекспиром, а сама история в оригинале про эпоху викингов, а датчанин Гамлет и все прочие — викинги. Мать Гамлета, кстати — дочь Рюрика (но не факт, что того самого).
- «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских саг — на границе с соседним тропом
- Артурианский цикл.
- «Песнь о Роланде», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест».
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» (1308-21).
- Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.).
- «Песнь о Нибелунгах».
- «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро.
- Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль».
- Кретьен де Труа, «Тристан и Изольда», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы.
- Франческо Петрарка, сонеты (после 1348 г.).
- Киевский цикл и другие былины, хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас проходят по другому тропу.
- «Слово о полку Игореве».
- «Задонщина».
- Афанасий Никитин, «Хожение за три моря».
Ближний Восток
- «Тысяча и одна ночь» (X в.).
- Абу Нувас, «Винные стихи» (конец VIII — начало IX в).
- «Шахнаме».
- Низами, «Искандер-наме».
- Ш. Руставели, «Витязь в тигровой шкуре» — кстати, из «Искандер-наме» он скопипастил (и исковеркал) имя главной героини Нестан Дар-джихан, а из «Шахнаме» — Феридуна (-Фридона)
- «Кебра Нагаст» (эфиопские легенды, XIV в.)
Дальний Восток
- «Хань шу», «Хоу хань шу», «Тан шу» и другие хроники Китая.
- Ши Най-ань (?), «Речные заводи» (XIV в).
- Мурасаки Сикибу, «Повесть о Гэндзи» (до 1021 г.) и другие повести эпохи Хэйан.
- «Повесть о доме Тайра».
- «Сказание о Великом Мире».