Идеологическая Сью
Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.
Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!
Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.
Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».
Где встречается
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Общее
- Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой.
- Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.
Комплексные франшизы
- Супергеройский мэйнстрим идеологическими сьями живёт и дышит.
- Капитан Америка, каким он создавался изначально — с прикрученным фитильком. Всеми силами воплощал в жизнь и продвигал в умы американскую мечту, играючи побивал всех, кто стоял на пути к ней (нацистов, коммунистов, исламистов… смотря по эпохе) — но вот типичного тРаГиЧеСкоГо нАдРыВа, без которого Сью не Сью, был лишён начисто.
- Персонажи, которых возвела в статус идеологических Сью MCU:
- Капитан Марвел сьёй была и в комиксах, но только в своём сольном фильме приобрела так недостававшее ей измерение кумира интерсекциональной «повесточки».
- Ваканда — коллективная идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит Т’Чакой, и все творящиеся в ней несуразности списывались на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей фараонов (потому что показывать негров дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально превратили сюжет в маразм, где вместо запланированного воспевания африканской культуры негры выставлены большими дикарями, нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («Принцесса и лягушка» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
- Шури тянет на идеологическую Сью с прикрученным фитильком. Девушка, к тому же чернокожая, к тому же из Африки — ну так же тут не подмазать нужной части аудитории? Разумеется, Шури в свои лет 20 — не только красотка, но и гениальнейший гений, у которого Тони Старк мог бы в лаборантах ходить. Но Шури хотя бы с горем пополам развивается как персонаж и вообще прописана более-менее человечно. А вот её товарка Рири «Железное сердце» Уильямс этого достоинства напрочь лишена — а недостатки всё те же.
- Женская версия Халка не отстаёт. Это мужской версии надо было учиться самоконтролю, у женщины проблем нет по определению.
- «Звёздные войны» — Рей неловко балансирует где-то на границе между идеологической сьёй и обыкновенной. Второй, пожалуй, больше — потому что сильных женских персонажей во франшизе и раньше хватало за гланды, и идеологический посыл «потому что она девочка» попросту потерялся.
Литература
- Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
« | а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме. |
» |
Театр
- Александр Андреич Чацкий в советском литературоведении выписан именно таким. За его «критическим реализмом» (читай, обличением к месту, а чаще не к месту тупых прихвостней прогнившего режима) как-то терялось, что сам он — золотой молодожоп, фактически хипстер XIX века, набравшийся в «толерастической Гейропке» прогрессивной идеологии и теперь с неповторимым апломбом тычущий ею всем в нос. В том-то и состоит горе от ума — сколь бы прекрасна и прогрессивна идеология ни была, но если её презентует обществу козёл, пыжащийся от своего ума, то и нечего удивляться, что общество её не принимает и продолжает загнивать дальше. А ведь по существу-то вопроса Грибоедов с Чацким более чем согласен!
Кино
« | Сегодня, если героиня считается сильной, она обязана без чьей-либо помощи (либо с помощью других сильных женщин, ить помощь от мужика — это сексизм) раскидывать всяких мерзких мужиков-злодеев направо и налево. То бишь, сила духа подменяется физической силой, и плевать, что враги героини — бугаи, проведшие полжизни в спортзале, а сама она толщиной со спичку. Что делает персонажку не только очередным мужиком с женским скином, но ещё и нелепым посмешищем. |
» |
— |
- Игровые экранизации Диснея рады стараться. Почти любая главная героиня — идеологическая Сью в силу своего пола.
- «Мулан» — девушка и азиатка, стало быть, идеальна от рождения. Ей нечему учиться в военном лагере. Достаточно не сдерживать свое ци — и она круче всех мужиков вместе взятых. Противостоит ей злая Сью — такая же супер-женщина, только злая. Мужики где-то там под ногами мешаются.
- «Алладин» — Жасмин близка к тропу и даже песню спела о том, что никто не заставит ее замолчать. Правда, ничего особо полезного затем не сделала. Фильм продвигает мысль, что лишь предрассудки мешают принцессе править Аграбой. При этом она, как и в мультике, не в курсе, что на базаре товары продают за деньги.
- «Русалочка» — естественно, чернокожая Ариэль теперь спасает принца не только в те моменты, когда ей полагается, но и в те, когда спасать её должен был принц, и кораблём, который пронзает бушпритом пузо Урсулы, рулит сама. Ах да, хрестоматийный поцелуй истинной любви так и не состоялся, и они с Эриком, судя по всему, остались просто друзьями.
- Грядущая «Белоснежка», судя по пресс-релизам, тоже рвётся в троп. Зрители заранее готовятся болеть за Злую Королеву.