Невидимость

Невидимость — маскировка в режиме «педаль в пол», когда окружающие вас, фигурально и буквально «в упор не видят».
В физическом смысле это означает, что тело невидимки не отражает, не преломляет и не излучает волн определённой длины. Для оптической невидимости — это свет, воспринимаемый человеческим глазом, но всех возможностей это отнюдь не исчерпывает. Найдите способ прятать излучаемое вами тепло — и вы станете невидимы в инфракрасном диапазоне, что очень полезно, когда ночь, а против вас — противник с ПНВ. Найдите способ рассеивать короткие волны — и вы обретёте радарную невидимость и не буду объяснять, как и когда её можно использовать. С другой стороны, гипотетические существа, воспринимающие мир в длинных и сверхдлинных радиоволнах, так же «в упор не увидят» не то, что отдельного человека, а всю нашу планетку.
В подавляющем большинстве сюжетов под невидимостью подразумевают, конечно, оптическую невидимость. Физически корректно её можно реализовать следующими способами:
- Через изменение коэффициента преломления вещества. Способ самый напрашивающийся. И самый же невоплотимый на практике. Герберт Уэллс, обосновав невидимость своего героя именно таким образом, был вынужден выкатить целый отряд роялей уже на стадии разработки и всё равно не подумал о том, что у такого невидимки свет будет пролетать прямо сквозь глаза, не фокусируясь на сетчатке, а значит, герой будет слеп как крот. Либо уж оставляем висящие в воздухе глазные яблоки и мучаемся от невозможности прикрыть их (в ответ на слишком яркую вспышку света человек рефлекторно щурится, а если веки невидимые — ожог сетчатки в солнечный день, практически, гарантирован).
- С этим способом связана ещё одна, довольно «неаппетитная» проблема — пищеварительная. То, что съеденная невидимкой пища видна внутри желудка, — это ещё полбеды. Согласно канону, после полного усвоения организмом еда становится невидимой, вот только органику наше тело усваивает далеко не на 100 %, и всё, что не усвоено, продвигается вниз по толстому кишечнику, пока не выведется наружу… с чего бы этим отходам становиться невидимыми? Кроме того, каким бы образом мы не перестроили вещество нашего тела (на молекулярном уровне? на атомном?), клетки тела продолжат непрерывно обновляться используя усвоенную нами обычную органику, то есть, непрозрачную — соответственно, невидимка потихоньку должен будет «мутнеть».
- Через искривление волн. Не мучаясь с КП, делаем так, что световые волны огибают наше тело. Логически куда удобнее, правда, проблема с глазами никуда не девается — свет ведь точно так же не будет в них попадать.
- Что можно исправить дубликацией волн. То есть «на входе» из одного фотона делается два, один из которых изменяется так, чтобы обогнуть тело или пройти насквозь и «на выходе» совершается обратное изменение, а второй попадает в тело и глаза, но отражённый «на выходе» поглощается. Сразу несколько очевидных минусов — нужен полный дубликат диапазона спектра невидимости, способный к этому огибанию-прохождению (гамма-радиации дозу не хотите ли?), и в этом дублированном диапазоне невидимка будет или отбрасывать чёрную тень (если «на входе» частицы дубль-диапазона уничтожаются), или очень ярко светиться (если они свободно входят). Но если источников излучения и/или зрения в дубль-диапазоне у наблюдателей нет, или для него применяется искривление напрямую…
- Через рассеивание волн. Свет наше тело отражает по-прежнему, но только не туда, куда надо. В прямом смысле невидимостью не является — окружающие будет видеть на вашем месте размытое пятно, — но в практическом смысле немногим хуже. И, кстати, радарная невидимость на практике примерно так и реализуется.
- Сродни рассеиванию предельно быстрое движение. И в самом деле, если персонаж способен очень быстро вибрировать, то он будет «размываться», а если двигается настолько быстро, что со стороны это выглядит телепортацией, то при такой «телепортации» между укрытиями он будет технически невидим.
- Хамелеон. «Слиться с интерьером». На практике будет работать только для статичной маскировки в неподвижном окружении и относительно почти неподвижного наблюдателя. Но даже если встречаются хамелеоны с подвижной маскировкой, то недостатком такого вида невидимости становится отбрасываемая тень.
Рассмотрим подробнее также и способы обрести невидимость «на практике», как сказочные, так и почти реалистичные.
- Личная способность, врождённая либо приобретённая. Может быть включаемой по желанию или постоянной.
- Артефакты и спецоборудование — шапка-невидимка, плащ невидимости, брюки-невидимки, нано-костюм-невидимка. Главное — артефакт невидимости передается из рук в руки, использовать может (почти) любой. Происхождение артефакта может быть любым, разница не принципиальна.
- Магия. Заклинание, не требующее ничего надевать и ни во что заворачиваться. Удобно ещё и тем, что позволяет автору не заморачиваться с обоснуем нарушения законов оптики и не бороться с побочными эффектами невидимости, вроде слепоты: магия есть магия.
- «Отведение глаз», он же Фильтр восприятия. Наиболее интересный способ, так как не имеет отношения в оптике да и невидимостью, строго говоря, не является: вы по-прежнему здесь, вас видят — но не замечают. Точнее — не осознают, что вас видят. Способов реализации множество, в том числе и как «личная способность», но вообще именно этот способ неплохо применим в реальности. Понимание того, как работает человеческое восприятие, успешно позволяло специалистам по камуфляжу прятать гусеничные бронеходы посреди степи, а красавцы-линкоры — посреди гладкого моря. Не абсолютно, но достаточно для того, чтобы линкор успел подойти в упор (для добивания уцелевших). Может быть неожиданно демаскирована постфактум, на фото или видеозаписи, однако в режиме «педаль в асфальт» может оказаться, что отводить глаза способно даже изображение такого «невидимки».
- Причём это единственный способ, который нельзя побороть, просто заполнив среду дымом, пылью, и так далее (если в комплекте с невидимостью, конечно же, не идёт ещё и бестелесность). Обычного невидимку выдаст слой пыли или пустое место, у «незаметного» они будут так же незаметны.
Примеры[править]
Литература[править]
- Г. Уэллс, «Человек-невидимка». Классика фантастики и кодификатор.
- Ильф и Петров, сатирическая повесть «Светлая личность». Герой стал невидимым после того, как помылся в бане странным куском мыла. В повести довольно успешно раскрываются разные человеческие и общественные пороки довоенного СССР, и есть вполне оригинальные пространственно-временно-общественно-независимые мысли, которых, кстати, не было у Уэллса. Надо при этом отметить, что невидимка Филюрин весьма отличался от «обычных» — ему не требовалось ни есть, ни пить, ни дышать. Таким образом все проблемы бытия невидимки у Ильфа и Петрова были изящно обойдены.
- Барсумский цикл Берроуза: невидимки, живущие в городах Инвак и Онвак, принимают специальные пилюли, а в безопасных местах пользуются особыми лампами, в свете которых видны.
- У него же минимум ещё два различных варианта технологии невидимости, позволяющие делать невидимыми корабли, а также отдельных людей. Кроме того, жители Фобоса умеют при помощи гипноза внушать окружающим, что они невидимы. Автор любил этот троп.
- Братья Стругацкие, «Жук в муравейнике» — такими маскировочными костюмами снабжают своих разведчиков земляне. У Льва Абалкина на планете Надежда костюм отказывался нормально работать из-за воздействия содержащихся в атмосфере токсических веществ… А когда всё же заработал как надо, то это оказалось очень не к месту.
- М. Булгаков, «Мастер и Маргарита». «Невидима и свободна!»
- «Хроники странного королевства»: заклинанием невидимости пользуется дракон главгада, полудемон Харган. Дракон Скорм Непобедимый использует аналог невидимости за счёт принятия облика декораций пещеры, называемый марайей.
- Волшебники в мире «Ведьмака», в числе прочих умений, могут применять и чары невидимости. Чародейка Йеннифэр после первой встречи с Геральтом принимает ванну, будучи невидимой, чтобы как можно скорее выслушать рассказ ведьмака и при этом его не смущать.
- С. Лукьяненко, «Непоседа». Благодаря специфической реализации магии[1] в сеттинге Трикс сначала придумал таинственную школу супер-ассасинов, владеющих искусством прятаться буквально в пустой комнате, а потом «передал» это умение себе. Лайфхак на грани безумия, но сработало!
- У него же в мире «Дозоров» существуют соответствующие заклинания.
- М. и С. Дяченко, «Цифровой» — главгерой в процессе «оцифровки» получил, помимо множества других, приложение «невидимка». Прозрачным не делало, но отводило глаза до такой степени, что обычные люди героя не воспринимали вплоть до невозможности просто насторожиться «кажется, здесь кто-то есть» (даже если он начинал их бить).
- У них же в трилогии «Ведьмин век» похожую способность получает Эгле Север после прохождения инициации. Вплоть до того, что она незамеченной поприсутствовала на общем собрании Инквизиторов.
- Г. К. Честертон, «Невидимка». Субверсия с довольно ядовитым социальным подтекстом. Человек убит, труп исчез, но, хотя это произошло буквально под носом у героев, они ничего не заметили. Разгадка неожиданна: убийца — почтальон!. «Никто и никогда не обращает внимания на почтальонов.»
- С. Прокофьева, «Пока бьют часы». Действие сказки идёт в королевстве, где королевский двор, вельможи и их слуги и стражники носят колпаки-невидимки. А всё потому, что они все — слабые, некрасивые и беспомощные, но кто ж догадается, когда никому не опровергнуть, а пиар уже раздут?
- Р. Сильверберг, «Увидеть невидимку». Тоже игра с тропом, на поверку, довольно мрачная. В будущем «невидимость» используют в качестве наказания — приговорённому лепят на лоб особый знак, с которым окружающим запрещено его видеть. Всем и при любых обстоятельствах. Кстати, преступление, за которое так наказывают, это, например, нежелание болтать со случайным встречным о спортивных состязаниях (до которых тебе и дела никакого нет). Страшненькое будущее-то, если вдуматься.
- Колесо времени Роберта Джордана. Серые люди (ассасины на службе Тёмного) не являются невидимками в классическом понимании, но обладают пакостным даром быть незаметными. Взгляд на сером человеке не останавливается, а увидевший тут же забывает о его присутствии.
- Терри Пратчетт, «Ночная стража». Юный ученик Гильдии убийц Хэвлок Витинари преуспел в искусстве маскировки настолько, что провалил экзамен по скрытному перемещению. Экзаменатор обвинил ученика в обмане из-за того, что… не видел его на занятиях.
- У. Гибсон, «Периферийные устройства» — «спрут-костюм» Бертона — невидимость типа «хамелеон».
- Л. Алехин, «Падшие ангелы Мультиверсума» — орнитоптеры и экзоскелетный (а, вернее, экзомышечный) биоскафандр, использованный Аркадием Волохом в конце, имели покрытие, воспроизводившее фон, за счет чего маскировались. Также описывалась мера противодействия — быстро сменяющиеся цвета окружения, за счет чего покрытие не успевало адаптироваться и невидимка выдавал себя.
- Fallout: Equestria — как и в первоисточнике, тут есть стелс-бои (вернее, стелс-баки, в смысле самцы оленя, а не лошади, ради краткости и похожести на оригинал), и они тоже скопированы с захваченного лучшего варианта. Отличаются тем, что работают на магии, а не технологиях, скопированы не у китайцев, а у зебр (которые выполняют роль китайцев, но по эстетике косплеят Легион Цезаря), и тем, что относительно оригиналов, плащей-невидимок, у них есть критический изъян — они дают только незримость, а плащи маскируют ещё и звук с запахом, что позволяет Ксенит, которая вдобавок ещё и имунна к телепатии Богини, успешно доставить неатомную бомбу на нижние этажи базы Марипони и успешно эвакуироваться. Литтлпип приходится законопатиться в сделанной Твайлайт со свойственным ей перфекционизмом защитной комнате, и то она выживает только больше смахивающим на рояль в кустах чеховским ружьём в лице регенерации.. Вернее, этот изъян появляется позже по прихоти автора, первое — успешное — применение стелс-бака происходит, когда требуется прокрасться через целое Стойло слепых врагов.
- В «Горизонтах» появляется и стелс-броня из Old World Blues. Только тут она подрабатывает доспехом неуязвимости, так как в ней заключена душа зебры — а подобные «одушевлённые» предметы можно повредить только и исключительно звёздным металлом. А у Кобылы-Что-Надо есть силовая броня с невидимостью.
- Кстати, с врагами-невидимками что Литлпип, что Блэкджек разбираются одинаково — заполняют комнату мелким мусором, после чего невидимка становится виден как пустой объём в облаке этого мусора.
- Архимаг — обктамерон, сделанный Креолом артефакт, делающий невидимым для посторонних не что-нибудь, а аж целый летающий особняк. Летать близко к воде не рекомендуется — если от прямого наблюдения он маскирует вполне надёжно, то на отражения полноценно не воздействует.
- Лично Креол несколько раз, например в Майами на дне рождения деда Ванессы, использовал отвод глаз.
- Что-то среднее между просто незаметностью и отводом глаз использует теневик Архенбух Никто. Педаль в пол — его не заметил аж сам Ньярлатхотеп!
Кино[править]
- «Умри, но не сейчас» — Кью модифицирует «Aston Martin Vanquish», добавляя оптоволоконные камеры, передающие изображение с одной стороны машины в противоположный, создавая иллюзию невидимости. Обман раскрывается, когда какой-то мужик на снегоходе врезается в «пустое место» на полном ходу.
- «Шерлок Холмс: Игра теней» — шутки ради, как и многое другое в этом фильме. Герой Дауни-младшего демонстрирует чудо-маскировку, сливаясь с обоями, а позже — с креслом. Для этого он надевает костюмы, повторяющие соответственно узоры обоев и кресла.
- А до него это было в «Розовой Пантере» со Стивом Мартином.
- Франшиза Хищник — маскировочное устройство яутжа. Представляет собой преломляющее видимый свет силовое поле. Очень эффективно: неподвижный яутжа с включённой маскировкой практически невидим, а при движении создаётся впечатление, что это просто воздух колышется от жары (эти рептилоиды-охотники предпочитают субтропический климат для своих «сафари», а то им холодно). Есть, впрочем, и минусы — в воде или под дождём энергетическая маскировочное поле коротит и отказывается работать.
- Бионикл 2: Легенда Метру Нуи — маска Вакамы оказалась именно маской Невидимости. С её помощью тот сумел вывести злодея из себя и спровоцировать на глупость, которая стоила ему поражения.
- «Голубой Гром» — старый фильм с Майклом Дудиковым, сюжет которого вертится вокруг экспериментального вертолёта-невидимки.
- В «Голубом Громе» 1983 года нет ни вертолёта-невидимки (разве что с большой натяжкой можно вспомнить про малошумный режим), ни Майкла Дудикова.
- «Мстители» — с помощью все тех же ретрансляционных оптических панелей камуфлировали хеликерриер ЩИТа.
- «Тень» - Ламонт Крэнстон умеет одурманивать разум врагов чтобы его не видели, его выдаёт собственная тень или вода по которой он идёт. Так же отводить глаза умеют его учитель Тулку и его враг Шиван-Хан, причём делают это лучше чем главный герой, тот прячет только себя от небольшого количества людей, они же целые здания и монастыри ото всех.
Телесериалы[править]
- «Звёздные врата» — насекомоподобные рету постоянно невидимы для большинства существ (строение клеток таково, что они преломляет падающий свет на 180° вместо того, чтобы отразить или поглотить). Позже гоа’улды (в особенности Ниррти) начинают изучать этот феномен, чтобы скопировать его. Ниррти удаётся создать устройство невидимости, правда, у ток’ра есть устройство, нейтрализующее его. Также в одной серии на резервную базу землян, где находится группа джаффа-повстанцев и группа ток’ра, нападает невидимый гоа’улд-диверсант, устраивающий резню среди различных групп, чтобы они передрались.
- «Человек-невидимка» — герою вживили железу, вырабатывающую специальную «амальгаму». Покрываясь этой амальгамой, главный герой становится невидимым. В сериале полностью в традициях Уэллса сделано сразу два дичайших фандопущения: изобретена амальгама, делающая любой покрытый ей предмет полностью прозрачным, а также разработана и успешно имплантирована искусственная железа, её вырабатывающая в поистине терминальных количествах (в одной из серий за минуту выработала количество, укрывшее микроавтобус практически целиком). Есть и третье: главгерой дополнительно приобрёл дар видеть в ультрафиолете. Впрочем, это не умаляет достоинств лёгкой расслабляющей комедии, которой сериал и является.
- «Бюро магических дел» — штатное умение всех магических существ. Делается, чтобы магия осталась тайной. После Лотоса необходимость в скрытии магии отпала.
- «Периферийные устройства» — наемники, явившиеся по душу Флинн, приехали на двух машинах с функцией маскировки.
- «Калейдоскоп ужасов» (2019) — новелла «Джордж Ромеро в 3D!» (4 сезон, 6 серия). Зомбаков, сошедших со страниц комикса Джорджа Ромеро «Мозговая гниль» в реальный мир, а также не раскрашенного Джорджа Ромеро, вытащенного в реальность из того же комикса, можно увидеть и услышать, только надев специальные 3D-очки. А вот зомби, в которых обратились покусанные люди, видно и невооружённым глазом.
- «Чем мы заняты в тени» (2019) — 1 сезон, 8 серия. Дженна всегда была неприметной девушкой. При жизни друзья-ролевики часто игнорировали её слова. Когда она уже стала вампиром, но ещё не завершила своё обращение, Лазло несколько раз в упор не замечал её и относился словно к пустому месту. Однако, дело тут было не в стеснительности Дженны, и не в её внешности, ибо после завершения инициации она обрела способность становиться физически невидимой. Очень крутая и редкая способность, которая за весь сериал не встречалась ни у одного другого вампира.
- «Сергий против нечисти» (2022)
- «Упырь» (1 сезон, 1 серия). Старая ведьма навела на Сергия морок, став невидимой лично для него. К счастью, на её отражение в зеркале этот эффект не распространялся.
- «Кикимора» (3 сезон, 1 серия). Кикимора способна становиться невидимой. Когда она находится в таком состоянии, увидеть её можно только сквозь воду или другую жидкость. В распоряжении охотников на нечисть имеются специальные очки с двойными линзами, между которыми налита вода. Правда выданный Сергию экземпляр очков разбился в самом начале схватки с кикиморой, а попытка смотреть на неё сквозь бутылку виски тоже по шибко помогла — слишком уж тёмная жидкость.
- Флэш — поначалу Флэш себе вибрирует лицо (отчего оно выглядит размытым пятном) и голосовые связки, чтобы его личность не узнавали. Потом про это благополучно забывает вместе со сценаристами.
Телевидение[править]
- «Каламбур» — рубрика «Железный капут»: Невидимая мина, разработанная доблестными учёными Первого Рейхсмахта. При попытке зарядить эту вундервафлю в Большую Берту, Дранкель, Жранкель и Шмульке уронили её на пол и, дабы избежать нагоняя, выстрелили по лагерю зулусов воздухом. А потом на неё, как водится, наступил херр майор.
Мультсериалы[править]
- «Скуби Ду: Забавные состязания „Всех мультсупер звёзд“» (1977) — эпизод «Флорида и Китай» (1 сезон, 3 серия). На соревнованиях по гимнастике Великий Фондю сделался невидимым и в таком состоянии выполнил все упражнения, рассказывая, как великолепно у него всё получается. Судьи поначалу даже повелись и поставили ему высший балл. Но потом обнаружилось, что на самом деле фокусник просто депортировался за кулисы и вещал оттуда, так что его результат обнулили.
- «Космические спасатели лейтенанта Марша» (1993) — стелс-технология пиратов, Неолорды тоже могут ставать невидимыми для термосканеров и оптического обнаружения.
- «Гаргульи» (1994) — эпизод «Поколения» (3 сезон, 9 серия). Охотник на гаргулий, заявленный в титрах как Ассасин, использует высокотехнологичный костюм ниндзя, позволяющий ему становиться абсолютно невидимым. Приятное разнообразие на фоне заполонивших этот сезон гопников и однотипно унылых Каменщиков.
- «Кибер-шесть» (1999) — злодейка недели Гризельда из эпизода «Дьявол в солнечном свете» (12 серия) способна становиться абсолютно невидимой — вместе с одеждой и браслетом-гарпунострелом. Именно этим-то она и опасна.
- «Марти — железный мальчик» (2006) — лейтенанты главгада Генерала, Черная Красавица и Скар могут создавать иллюзии что с натяжкой тоже может считаться тропом.
Манга[править]
- Chichi ga Loli na Mono de — сперва отец-лоли наносит спрей на картонную коробку, в которой прячется, чтобы проникнуть в школу к сыну. Потом, отбиваясь от сына, делает невидимым его, кроме головы, так что его подруга вынуждена прятать летающую голову у себя под юбкой (позу представьте сами). Потом он помогает проникнуть в школу своей взрослой помощнице Юмэ… но в итоге видимой остается грудь, так что летающая грудь отчитывает летающую голову.
Видеоигры[править]
- Act of War — у злодейского Консорциума нефтяных олигархов имеются танки невидимки Акула, БРДМ Фенек с той же функцией и солдат в оптокамуфляже, плюс вертолеты Камов и авиация Консорциума тоже использует стелс-технологии и все благодаря разработанному учеными Консорциума электрохимическому полимеру
- Call of Duty: Black Ops 2 — у сторонников Менендеса есть бойцы в оптокамуфляже
- В третьей части игрок тоже может использовать оптокамуфляж.
- Halo — Ковенант имеет доступ к технологии невидимости.
- StarCraft — в первой части невидимыми становились «призраки», элитные снайперы терранов, их же истребители «Мираж», а также тёмные тамплиеры и арбитры протоссов (последний делал невидимыми юнитов вокруг себя, но сам оставался видимым), в сиквеле к ним присоединились тактические ударные вертолёты «Баньши» терранов, альтернативные «призракам» специалисты, «фантомы», и материнский корабль протоссов — последний работал как арбитр, но мог существовать только в одном экземпляре на фракцию. При этом у зергов тоже были свои невидимки — в кампании первой части маскировкой владели Керриган и Дюран, во второй части некоторые закопавшиеся юниты зергов (в частности, тараканы и заразители) умеют передвигаться под землёй, что работает абсолютно идентично.
- Sonic the Hedgehog — хамелеон Эспио. В режиме невидимки может выдать себя звуком. Уязвим к прожекторам.
- Deus Ex: Human Revolution — в Дженсена вживлена система невидимости.
- Remember Me — спецприем у Нилин, и у некоторых лепырей (у последних почему-то перестает работать на свету). Не маскирует объект, а просто «стирает» его из поля зрения.
- The Elder Scrolls — в двух вариантах, «хамелеон» (прозрачный/«стеклянный» силуэт, при стопроцентной мощности — полная незримость) и собственно «невидимость» (полная незримость, но при любом отличном от движения действии эффект слетает). В «Скайриме» хамелеон пропал, так как в «Обливионе» был лютейшей имбой — стопроцентного невидимку не могло атаковать ничто и никто.
- В «Морре» был тот же имбовый хамелеон, но там для получения постоянных эффектов требовалось поработать (великие камни душ чтобы вместить душу с силой 400 и более, каковых было штук пять разновидностей, из них одна относительно легкодоступная, плюс у самих вещей был предел зачарования), тогда как в «Обливионе» убрали индивидуальный предел зачарований на предметах (и индивидуальную силу душ), убрали «используемые» зачарования,[2] и есть сигилы из Врат, на которых может быть «хамелеон» вплоть до 25 % у сигилов максимального уровня.
- Кстати, призраки в «Морре» делаются при помощи постоянного хамелеона в 50 % мощности.
- Fallout — стелс-бой. В первой части выглядит как наручные часы, работает по принципу искривления волн — генерирует силовое поле, заставляющее свет по большей части огибать владельца, так что выглядит он полупрозрачным силуэтом. Является воспроизведением более совершенной китайской технологии. В третьей части больше напоминает плоское радио по прежнему на руке, в четвёртой — радио кубическое и вешается на пояс. Вызывает привыкание и изменения в организме — супермутанты, «подсевшие» на невидимость, посинели и серьёзно поехали кукухой. Также существуют зверюшки, научившиеся стелс-поле генерировать на биологической основе.
- Cyberpunk 2077 — дрон-«хамелеон», который используется Ви и Джеки, чтобы отключить нетраннера Арасаки от сети.
- Quake 3 — бонус на невидимость. Разработчики про проблемы невидимок знали, поэтому в воздухе остаются висеть совершенно непрозрачные и прекрасно видимые глаза. При использовании одной «шкурки», выглядящей как огромный глаз с руками и ногами, получается смешно — и бесполезно.
- Dark Souls — в первой части есть невидимые мосты в Кристальных Пещерах. А ещё есть заклинание Hidden Body, которое делает использовавшего почти прозрачным — почти, потому что если сделаться полностью прозрачным, есть риск и вовсе исчезнуть. А видит нежить всё равно явно не глазами (вид от третьего лица, на который, и на способности к перемещению, никак не влияет ни это заклинание, ни камуфляж в виде превращения в предмет, ни глухие шлемы).
- Во второй части есть почти невидимые (еле-еле заметный силуэт в тумане) враги в Туманном Лесу. А в дополнении про Белого Короля — целый тигр Аава, обладающий аналогичной невидимостью, которого победить так можно, но предполагается что игрок всё же сначала достанет артефакт, делающий его видимым. Врагов в лесу, кстати, тоже позволяет видеть.
- Planetside — инфильтраторы, работают по принципу хамелеона — чем быстрее двигаются, тем более видимы, стоят на месте — не видны никак. Во второй части могут сделать невидимым и квадроцикл, который ведут, а в первой у них была лютая имба — способный зависать на месте самолёт-невидимка, достаточно плоский, чтобы на нём можно было стоять. При этом инфильтраторы могли использовать снайперские винтовки…
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — орки ВЕРЯТ, что покрасившийся в фиолетовый цвет орк станет невидимым. Фанатское утрирование. Орки тупо НЕ ВИДЯТ фиолетовый цвет. И потому закономерно считают, что и все остальные его тоже не видят. Иногда это даже работает… В основном потому, что противники просто не верят в орков-диверсантов в их тылу.
- Что не отменяет того, что вааагх, пси-поле орков, действительно существует и действительно может гнуть реальность в позы из камасутры, если орков соберётся достаточное количество. Поэтому красные машины у них и правда ездят быстрее, синие и правда удачливее, а фиолетовые менее заметны. Кстати, клан «орков-диверсантов» не фиолетовый. Он ярко-розовый. Вот в наличие партизанящих по тылам розовых орков действительно никто не верит.
- Dungeons & Dragons — классика. Есть как невидимость, так и простейшее ей противодействие — заклинание Glitterdust, покрывающее все осязаемые поверхности в зоне поражения блестящей и светящейся пылью.
Интернет-проекты[править]
- SCP Foundation — антимеметика, вся, целиком работает на принципе отвода глаз. Люди просто в упор не видят, не замечают, и не запоминают (если не сидят на мнестиках — препаратах, компенсирующих это насильное забывание, вплоть до класса «Зет» — принципиально уничтожающего у принявшего способность забывать, после чего жить ему остаётся несколько часов, а после — смерть от перегрузки) антимеметические вещи. С этим связаны как целый хаб Антимеметики, так и отдельные объекты, вроде бугра у людей сбоку на шее, который возможно воспринять только первым чувством (то есть если увидел — уже не пощупаешь и не понюхаешь никогда, пощупал — не увидишь), а при попытке воспринять несколькими по информации о его существовании происходит смерть от мозгового кровотечения. Бугор появился как противодействие тогдашним владыкам Земли — вампирам, очень любившим всё каталогизировать и сравнивать, и находится ровно там, куда они кусали. Успешно — вампиры кончились.
- Ещё есть цыпа про существ, которые невидимы для человека, потому что способны реагировать на его саккады так, что относительно глаза остаются неподвижны — а неподвижные объекты глаз «не видит». Наблюдение несколькими людьми сразу их, естественно, нервирует вплоть до летального исхода. Для наблюдателей.
Реальная жизнь[править]
- «Ослепляющий камуфляж» — ноу-хау времён Первой мировой войны, разработка художника Нормана Уилкинсона. По признанию автора, идею раскрасить корабли контрастными полосками с созданием неожиданных изломов и плоскостей он почерпнул в современных течениях живописи, в частности, в кубизме. Такой камуфляж не скрывал корабль, но делал невозможным определение расстояния до него, его скорости и даже направления движения. Современный «цифровой камуфляж» является дальним потомком ослепляющего: он также размывает контуры объекта и затрудняет визуальное восприятие движения.
- Задолго до Уилкинсона и кубистов самый разный «камуфляж», как мимикрирующий под цвет и фактуру фона, так и расчленяющий/дизруптивный (тот же «ослепляющий»), имелся в неразумной природе у насекомых, рыб, копытных, хищников…
- ПС / АИР-4. В 1930-е годы в СССР экспериментировали с самолетами, невидимыми в оптическом спектре. Для этого с серийного АИР-4 содрали обшивку, покрасили все оставшиеся элементы зеркалящей алюминиевой краской, а затем обшили прозрачной пленкой. Заметность самолета резко упала, зато улучшился обзор из кабины. Правда, дальше экспериментов дело не пошло: живучесть нового покрытия оказалась ниже всякой критики, уже на третий-четвёртый вылет эффект практически сходил на нет, зато стоимость пробивала потолок.
- «Маунтбеттеновский розовый». В годы ВМВ британский лорд Луис Маунтбеттен командовал 5-й флотилией эсминцев. На этом посту он предложил красить корабли в особый оттенок розового, который делал их почти невидимыми на рассвете и закате. Потом этот цвет переняли и сухопутные войска, воевавшие в Африке.
- Системы «Накидка» и «Мантия». Представляют собой многослойную структуру, каждый слой которой задерживает то или иное излучение. Накрытая «Накидкой» техника почти не видна инфракрасным и радиолокационным средствам. А «Мантия» при обнаружении может даже защитить машину от РПГ.
- ↑ Магия воображения плюс (само)внушение.
- ↑ То есть абсолютно любой надеваемый предмет с абсолютно любой «Великой» душой будет зачарован на постоянный эффект 20 % хамелеона.