Критики могут ошибаться

Материал из Posmotrelisu
Версия от 15:57, 22 апреля 2025; 2a00:f3c:1dab:0:5130:2242:a1c3:2ef4 (обсуждение) (→‎Кино: кусок пропал по непонятным причинам, хотя следующее предложение продолжает именно его)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Nostalgia Critic раскрывает троп

Итак, вы читаете рецензию на новый фильм и замечаете, что тайтл собрал много положительных оценок. Вы идёте на премьеру фильма, ожидая увидеть шедевр, заходите в кинотеатр, смотрите и выходите оттуда… с весьма недовольным лицом. «Что за фигню я только что посмотрел!», кричите вы. А ведь в рецензиях всё было просто прекрасно! Но оказалось, критики были абсолютно неправы.

Мнения критиков и простых зрителей/читателей/геймеров совпадают далеко не всегда. Довольно часто случается, что критики из самых престижных изданий начинают восхвалять произведение, которое простые зрители или геймеры возненавидят. Или наоборот, хулить произведение, у которого вскоре появится толпа фанатов. И дело не в том, что критикам занесли или они не смотрели — нет, они всё написали как думают, но противопоставили себя публике-дуре и из-за узости своих вкусов и воззрений оказались в меньшинстве.

Пересекается с тропом Проблема противоположных оценок, но в этом тропе речь идет об отличиях мнений между критиками и публикой, а не между фанатами.

Почему так происходит?

Стоит не забывать, что критики — это не какие-то инопланетяне, это тоже зрители, только более опытные и пресытившиеся. Поэтому они скорее разгромят произведение, где повторяется то, что они уже сто раз видели (становления супергероев, избранные с тёмными властелинами, семья переезжает в новый дом с привидениями и т. д.), и перехвалят то, которое сумеет удивить даже знатока (деконструкцией, обманом ожиданий, поднятием важных тем или даже шоком и эпатажем). Критику скорее понравится что-то странное, артхаусное или социально значимое, а не экранизация вашей любимой игры с пострелушками.

А ещё — критики работают на СМИ, которым для привлечения внимания нужны громкие заголовки про шедевры и провалы. Поэтому критики склонны порой к крайним оценкам — «нормальный» фильм превращается в шедевр, «такой себе» — в худший отстой, какой видел свет. А система Rotten Tomatoes, которая делит все отзывы на «кино» и «говно», это усугубляет.

В некоторых случаях раскол во мнениях может произойти из-за ошибки с целевой аудиторией: автор пытался создать что-то одно, передал своё творчество соответствующим критикам — а народ предпочёл найти в его творчестве нечто совсем иное. Вариант с педалью в пол — конъюнктурные творенья. Автор создаёт произведение, которое отстаивает некие идеалы; критики хвалят результат, потому что считают, что это правильно; зритель плюётся, потому что эта «повесточка» ему поперёк горла.

Однако «простые зрители» тоже далеко не всегда правы и могут не понять произведение, которое позже будет считаться классикой. Или, что бывает чаще, схавать откровенную халтуру под соусом спецэффектов, популярной франшизы или имени режиссёра-«гения». А на любое несогласие критиков со своим мнением начинает кричать, что критиков якобы «купили»: если хвалят, то создатели фильма, а если ругают… ну, видимо, конкуренты!

В реальности мнение простого критика слишком незначительно, чтобы заниматься прямым подкупом и рисковать, что какой-нибудь жаждущий славы критик сольёт в сеть переписку об этом. У правообладателей вместо этого есть куча непрямых способов заранее расположить к себе критиков (спецпоказы, ключи в Стим, встречи со звёздами, фуршеты) — впрочем, как и фанатов (старый добрый фансервис, спецпоказы для фан-клубов, розыгрыши ключей). И конечно, ни то, ни другое не гарантирует восторгов, если произведение совсем плохо.

Примеры

Литература

  • «Алиса в Стране Чудес» — первые рецензии на книгу были сугубо негативными. Но кто ж знал, что спустя век это произведение станет классикой?
  • «Сумерки» — рецензии маститых критиков были скорее смешанными. Стивен Кинг вообще раскритиковал и роман и его авторшу. Читатели… моментально растащили 100 000 экземпляров и потребовали новый тираж. И продолжений.
  • «Гарри Поттер» — с фитильком, ибо критиковалась не сама книга, но концепция детского фентези. На момент написания, жанр пребывал в глубоком кризисе и фактически свелся к переделке старых сказок. Обычное фентези уже давно и прочно прописалось среди «взрослых» жанров, с рейтингом +15. Роулинг предложила свое видение и сорвала банк.
  • Попаданцы Михаила Ланцова сталкиваются с этим постоянно. Поначалу все их телодвижения, особенно в военной сфере, критикуют старые и опытные товарищи. И потом сами же оказываются в дураках. Отчасти, из-за того, что герои Ланцова сплошняком Марти Сью. Отчасти, благодаря послезнанию, которое подсказывает героям наиболее эффективные методы противодействия той или иной угрозе.

Кино

  • Яркость — разгромные рецензии критиков и высокие оценки (а также мгновенно сложившийся фандом вселенной) у зрителей.
    • А разгадка одна. Это плагиат хорошего фильма от ЭТОГО ЖЕ РЕЖИССЁРА. Есть такое кино «тренировочный день». Всё то же самое, но без магии и дыр в сюжете. Ясное дело, что при плагиате хорошего кино достоинства этого кино не стираются полностью. Но если ты критик, и знаешь фильмографию режиссёра, то подход «сплагиачу самого себя, только добавлю магию, не позаботившись о том, как оно должно стыковаться с изначальным сюжетом» их коробит.
      • Плагиат — не то слово. Нельзя сплагиатить у самого себя. Плагиат — это кража, а свое не крадут. Это скорее перепев, то есть ретеллинг.
        • Причём ретеллинг хороший-годный, с хорошо прописанными персонажами, крутый экшеном и удачным сочетанием атмосферы загнивающего ЭлЭй с фэнтези. Причём стоит заметить, что вообще то удачных примеров полнометражных фильмов в жанре городского фэнтези, за последние лет 10 — крайне мало, ещё и в жанре боевика.
  • Тарковский как автор вообще и его «Сталкер» в частности. Всё как в шутке: критики нахваливают творчество Андрея Арсеньевича, потому что нифига не поняли и вообще боятся обвинений в безграмотности и тупости. Со стороны тех же зрителей отношение ОЧЕНЬ неоднозначное и контрастное — от «это шедевр!» до «какая-то тягомотина».
  • «Эффект бабочки» 2003 г. — критики оценили фильм не очень позитивно, зато обычным зрителям он понравился. С фитильком, так как культовый статус фильм все-таки обрел.
  • «Троя» 2004 г. — фильм получил довольно прохладные отзывы критиков из-за расхождения с оригиналом. Зато обычные зрители отнеслись к нему куда благосклоннее.
  • Бэтмен против Супермена: 27 процентов на Томатах уже стали мемом и именем нарицательным, но самое смешное в том, что после выхода расширенной версии некоторые из критиков САМИ признали свои оценки ошибкой и даже извинялись перед режиссёром.
  • «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» — несомненно, в сиквеле уже нет новизны оригинала, и актёрский состав не такой звёздный, да и лучшие графические новеллы ушли на первый фильм. Да, вторая часть объективно хуже первой. Это факт. Но от этого она не перестаёт быть прекрасным фильмом, и зрительские оценки это подтверждают. Воу-воу, критики, палехче! За что единицы с двойками, откуда столько негатива?
    • Правда, этот фильм при бюджете в 65 миллионов собрал в прокате меньше 40.
  • Фильм Warcraft 2016 года. Не такая уж плохая экранизация игры была разгромлена критиками и на данный момент имеет всего 28 % свежести на Rotten Tomatoes. А вот зрительский рейтинг куда позитивнее — целых 77 %.
  • Перезапуск «Охотников за привидениями» 2016 года — критики в целом фильм похвалили (опасаясь гнева феминистической тусовки), зато зрители не постеснялись сказать всё что думают. Есть надежда, что кассовый провал похоронит идею таких перезапусков на корню.
    • А вот в России мнения критиков разделились. Либеральная тусовочка типа «Сноба» фильм хвалила, более консервативная («Российская газета») — нет. В гиковских медиа же («Канобу», «Мир фантастики» и т. п.) фильм разнесли в клочья. На Канобу даже посредственную порнопародию оценили выше оригинала! В среднем получилось более или менее объективное «так себе».
  • «Меч короля Артура» Гая Ричи 2017 г. — критики разгромили фильм, из-за чего он провалился в прокате. А вот обычные зрители отнеслись к нему благосклоннее.
    • А в России и критики, и зрители отнесли к фильму гораздо теплее.
  • «Боевой ангел Алита» 2019 г., товарищи! Для этого зрелищного и драматичного боевика-долгостроя создатели выжали из первоисточника почти всё лучшее, что можно было вписать в хронометраж. Зрители оценили их старания на ура, а вот критики что-то «постеснялись»…
  • «Грань времени» — критики выставили ему 91 % на RT. Зрители были куда более сдержаны в симпатиях и фильм едва окупил свой бюджет, выйдя в небольшой плюс. А те, кто был знаком с первоисточником, вообще разнесли экранизацию в пух и прах.
  • «Ричард III», дизельпанк-версия 1995 года — критики хвалили фильм на все лады, но зрители оказались другого мнения, так что амбициозный фильм безнадёжно провалился, едва-едва собрав в прокате треть бюджета.
  • Война Бесконечности же! Кто же мог подумать, что один из самых лучших фильмов по вселенной Marvel получит 68 баллов от критиков.
  • «Замерзшая из Майами» (2009) — критики разнесли фильм за вторичность и простоватость, заодно проехавшись по необычной внешности Рене Зеллвегер, сыгравшей в нем главную роль, но в прокате фильм собрал 30 миллионов долларов при бюджете в 8 и получил хорошие отзывы от зрителей, оценивших милую и добрую комедийную мелодраму. Не в последнюю очередь именно благодаря блестящей игре Рене.
  • «Повелитель бури» — получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм» и всё равно не смог окупить бюджет. Ну не зашла зрителю очередная «военная драмма» о «непонятом герое». Плюс, технических нареканий набралось на вагон с тележкой.

Телесериалы

  • «Падение Трои» 2018 года. Критики выставили сериалу аж 67 % свежести, зато зрители были куда категоричнее в своём негодовании. 25 % на Rotten Tomatoes и 1.4 балла на IMDb на старте. В данный момент рейтинг дорос до 3,8 и судя по динамике оценок имеет место накрутка.
  • «Зачарованные» 2018 года. Практически идентичная ситуация. Целых 70 % положительных рецензий от критиков, 27 % от зрителей, и оценка 3,8 на IMDb.
  • «Скорая помощь» — сценарий Майкла Крайтона долгое время пылился на полке, так как продюссеры считали его слишком скучным. Спустя 20 лет, после триумфа экранизации его «Парка Юрского Периода», сериалу дали зеленый свет. Сериал продолжался 15 лет, завоевав больше различных 120 наград,[1] став культовым.

Мультсериалы

  • «Спаун» (1997—1999) — рейтинг критиков составляет всего 19 %, и это при всенародной любви и запредельной оценке обычных зрителей в 8,1 на IMDb.

Видеоигры

  • Многие конвейерные франшизы вроде Assasin’s Creed или Call of Duty снискивают похвалу со стороны престижных игровых изданий, в то время как игроки предпочитают называть данные франшизы «конвейерным мусором». С фитильком, потому что даже в подобных конвейерных франшизах встречаются достойные игры.
    • Ну и не марсиане ж их раскупают, благодаря чему франшизы всё ещё на плаву.
    • В случае игр типа Call of Duty — немаловажную часть составляет игра онлайн. И с этим у CoD всегда было отлично. Так что, костяк фанатов Call of Duty составляют именно любители сетевого мочилова, о которых Activision заботится и всячески балуюет.
  • Вопреки распространённому мнению, журнал PSExtreme, давший игре Bubsy 3D какую-то свою награду, действительно существовал. Неудивительно, что он умер и был навеки забыт.
  • Dragon Age 2 получила весьма положительные отзывы от критиков, в то время как игроки (впрочем, меньшая их часть) остались недовольными.
  • Final Fantasy — все, к чему прикасается Мотору Торияма, становится сабжем. Так, Final Fantasy X-2 оказалась фансервисной игрой и чисто развлекательной продукцией (в отличии от оригинальной Final Fantasy X, которая оказалась произведением искусства и обладает глубоким сюжетом). Естественно, увидев жалкую пародию на «Ангелов Чарли» фанаты были возмущены. Но критики остались в целом вполне довольными, как и в случае с Final Fantasy XIII. Кстати, игра вышла впервые в Японии до слияния Square и Enix, у последней которой была очень шедевральная Valkyria Profile. Так что если винить во всех грехах, так это лично Мотору, а не слияние студий.
    • Впрочем, относительно других его проектов, таких как Front Mission Evolved и MindJack и игроки, и критики были единодушны в своём негодовании.
    • Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers — критики оценили игру не очень высоко, зато фанаты серии в целом остались довольны.
    • Не фансервисом единым жива вторая десятка, а всё негодование исключительно от сравнения с приквелом. Автор правки любит обе части и заявляет: если и винить за что-то вторую, как продолжательницу первой, так только за блицбол, в котором от игрока немногое зависит.
  • Sonic the Hedgehog — да, есть действительно ужасные игры вроде Sonic 2006 или Sonic Forces. Но порой критики успевают обругать и вполне играбельные части. Так, например, Sonic Heroes (любимая игра детства автора данной статьи, и не его одного) получила средние оценки от рецензентов, но в неё все равно с удовольствием играют фанаты. Да и судя ко всему критики предпочитают восхваливать только те части, которые максимально похожи на игры эпохи Sega Mega Drive.
  • Star Wars Battlefront 2! Игру погубили лутбоксы и ужасный баланс разряда «Pay-2-win».
  • Earthbound — кто знал, что облитая негативной критикой с ног до головы RPG станет культовой и одной из наиболее влиятельных игр своего времени?
  • Критики успели обматерить переход червяков в 3D. Хоть игра и сильно отличается от классических двухмерных червей, но в ней был интересный самобытный геймплей. Локации, где происходят сражения, весьма интересны. А сложность повышена, а качество отменное. Серьезно, что плохого в переходе на 3D?
    • Данный пример делит пополам с тропом Раньше трава была зеленее, поскольку фанаты предпочитают сражения на двухмерных процедурно-генерируемых, но однообразных ландшафтах, которые по виду больше напоминают очередной шедевр абстрактного искусства. Самая любимая часть «Червяков» автора данной правки — Worms Ultimate Mayhem. Кстати, многие фанаты до сих пор сидят на стареньком «Армагеддоне».
    • А ещё тут раскол фанатского сообщества — тем, кто начал с части в 3D, она очень понравилась, даже больше, чем предыдущие части в 2D. Однако разработчики оказались на стороне фанатов 2D. Так что новые трехмерные «Червячки» вряд ли выпустят в ближайшее время.
  • Игры серии The Legend of Zelda на печальной известной Philips CD-i. В свое время эти «щЫдевры» получили высокие оценки от критиков. Чтобы убедиться в их убогости, достаточно только посмотреть на видеоролики, где Линк из молчаливого бисёнена превратился в уродливого болтуна. MAH BOI!!! This peace is what all true warriors strive for!
  • «Мор. Утопия» — один из первых примеров на постсоветском пространстве. Наиболее распространенный и популярный в 2005 г. журнал о компьютерных играх «Игромания» сделал упор на недостатках (вполне объективных) и поставил 5\10. Тем не менее, фанаты заваливали редакцию письмами, сама игра долго держалась в топ-5 популярных игр и в итоговом материале «Лучшие игры 200 %» игре посвятили отдельную колонку в стиле «да, мы все еще считаем игру сырой, но рады реакции игроков и желаем Ice-Pick Lodge дальнейших успехов». К слову, принадлежавший к тому же издательскому дому «Техномир» журнал «Лучшие компьютерные игры» оказался с самого начала на стороне фанатов.
  • Black&White 2 — критики высоко оценили «работу над ошибками» предыдущей части, однако игра провалилась в продажах из-за, по мнению игроков, все еще слишком медленного и скучного геймплея.
  • Fallout: New Vegas — критики оценили последнее дополнение, Lonesome Road, как очень слабое, а Улисса обозвали «безликим и неинтересным». Игроки не оценили данное утверждение (а автор правки — особенно): сам Разлом был показан в игре достаточно атмосферно, а тяжелый и давящий голос Улисса дополнил и без того мрачное положение дел.
  • Five Nights at Freddy's. Пополам с тропом Проблема противоположных оценок. Игры серии получили положительные оценки даже со стороны престижных изданий, но у данной франшизы появилась целая армия хейтеров.
    • Правда тут всему виной не качество самой игры, а её фэндома, в своё попортившее интернет-пространство своим «тварчиством». В саму же игру для хейта играть необязательно.
  • Days Gone. Экшн о выживании байкеров в постапокалипсисе критики приняли холодно, но зато игрокам он очень даже зашёл.
  • Demon's Souls — была обругана не только японскими критиками, но даже руководством выпускавшей её Sony. Однако на Западе внезапно выстрелила. Да так что Миядзаки с командой начали делать духовного наследника уже вместе с Bandai Namco.

Музыка

Реальная жизнь

« Ненадёжность работы ружья при температурах ниже 10 градусов. Низкая эффективность стрельбы на дальности свыше 100 метров… низкая скорострельность. Небезопасность стрельбы с упором в плечо вследствие догорания реактивного заряда вне канала ствола и возможности ожогов рук и лица стрелка.

Итог: «реактивное противотанковое ружьё не может быть допущено к использованию в частях действующей Армии».

»
— — Из вердикта ГРАУ СССР на испытания американского реактивного гранатомёта M1 Bazooka от 1943 года
  • Вынесенный в шапку раздела вердикт Главного Ракетно-артиллерийского управления СССР о реактивных противотанковых ружьях. Но уже в 1944-м, ознакомившись с отчетами о применении противником куда более простых и менее надежных фаустпатронах и панцерфаустах, ГРАУ подготовило запрос на разработку собственного многоразового противотанкового гранатомета. Первой ласточкой стал РПГ-2, тоже относительно сырой и проблемный в эксплуатации. Его наследник — РПГ-7, скоро разменяет полвека на вооружении. Причем не только банановых республик, но и вполне себе сверхдержав.
    • Критиковали-то не РПГ в принципе, а М1 «Базука». Который аналог не «Фаустпатрона», а «Панцершрека», и это разные виды оружия («Фаустпатрон» — расходник, новый уровень ручных противотанковых гранат). И недостатки у них вполне серьезные, в РПГ-7, к слову, исправленные.
  • Патроны. На Западе конецпция «промежуточного патрона» долгое время критиковалась в пользу полноценного винтовочного. Американские генералы до последнего стояли за сохранение нормальных калибров и переход на 5.56, который окрестили «патрон для мышей» был буквально продавлен тезисом о большем носимом боезапасе. Потом из Вьетнама пришли результаты отстрела по живым целям.[2] После этого критики заткнулись очень надолго.
    • Второй акт наступил в конце 60-х, когда уже в СССР ознакомились с ранами от малокалиберных пуль и их баллистикой. В результате Советской Армии пришлось таки перейти на малые калибры. По причине все того же боезапаса.
  • Танки Т-34 и КВ-1 в конце 1941 года передали в США для ознакомления. Машины были испытаны на Абердинском полигоне, и американские эксперты составили о них разгромный отчёт (как справедливо заметил М. Свирин, достаточно лукавый). Тем не менее, в бою эти танки проявили себя грозными машинами, а вот самый современный на момент испытаний американский танк M3 Lee — мягко говоря, не очень.
    • Отчёт об испытаниях того же Т-34 в Кубинке даже более разгромный — плохая эргономика и обитаемость, устаревшая конструкция ходовой части, низкая надёжность. В началу 1941 года Т-34 считался неудачной временной машиной, которую планировалось заменить на Т-34М, имевший торсионную подвеску вместо свечной, новую коробку передач, измененную форму корпуса, увеличенную башню с командирской башенкой, более толстую броню и ещё множество усовершенствований. Из-за неудачного начала войны освоить производство Т-34М не удалось, отдельные элементы (башня, коробка передач) внедрялись на Т-34 в 1942-43 годах.
    • Впрочем, как это часто случалось с военной техникой, в процессе выяснилось, что лучший танк — не тот, у которого лучшие качества, а умеренно приличный, но при этом тот, который можно производить тысячами в кустарных условиях.
  • Ликвидация Французской Колониальной Системы совместно с мятежом алжирских генералов едва не положило конец Французскому Иностранному Легиону. Правительства что социалистов, что голлистов нещадно критиковали «пережиток колониальных времен» и «потенциальных мятежников», бывшему главной ударной силой мятежников. Но потом наступил 1978-й и 800 парашютистов-легионеров за сутки подавили мятеж в провинции Шаба (Заир). Блистательная операция надолго заткнула всех недовольных.
  • В 2010 году компания Cisco Systems начала внедрять концепцию лицензирования на функции. Покупаете одно шасси и активируете нужные функции с помощью лицензий-подписок. Первое время IT-мир крутил у виска, дескать «Cisco окончательно зажрались!», а конкуренты активно продвигали выгоду: «У нас все честно — получите то, за что платите». Но очень быстро выяснилось, что идея апгрейтить сетку банальным докупанием лицензий — очень даже хороша. А возможность унифицировать сетевое оборудование, сведя число моделей устройств до 3-6 моделей очень облегчает жизнь айтишникам. Плюс, обосновать оперативные затраты на развитие в разы легче, чем выбить под это дело CAPEX. На 2025 год лицензирование функций стало общепринятым решением для большинства вендоров.

Примечания

  1. Из них 23 премии «Эмми» и 1 «Золотой Глобус»
  2. Пули 5.56 обычно ломаются после 20 см кувыркания в теле. Для сравнения советские пули 7.62 или 5.45 сохраняют целостность всё время движения. Ранения из M16 в живот считаются тяжелыми и без квалифицированной помощи — смертельными.