«
|
Неверие с броском[1] — самое простое место для уничтожения тайны!
|
»
|
— «Рассуждение о жанре системы», Makkawity & Mike, 2002
|
«
|
Плыла в облачках
Вобла в очках,
Листала журнал с интересом.
Вдруг видит — рассказ!
О воблах как раз
Писал знаменитый профессор:
Что воблы не могут
Плыть в облачках,
Что воблы вообще
Не бывают в очках,
Что вобла с журналом, в очках —
Это вздор,
И верить подобному вздору —
Позор!
И Вобла решила
По небу не плыть
И даже очки
Перестала носить,
И больше журналов
Она не читает —
Обидно читать,
ЧТО ТЕБЯ НЕ БЫВАЕТ!
|
»
|
— Андрей Усачев, «Вобла и журнал»
|
Магия воображения, говорите вы? Способность творить чудеса, ограниченная единственно лишь радиусом вашей фантазии? Ну а как насчёт того широко известного в вымышленных мирах факта, что едва ли не всё, выдуманное неким умом, имеет где-то во вселенной свою полную и абсолютную противоположность?
Неверие с броском — частный подтроп антимагии и подвариант негатора. Тот случай, когда способность персонажа развеивать магию или паранормальные явления вообще определяется — в отличие от магии воображения — не столько развитостью фантазии, сколько её укрощённостью, силой скепсиса, привычкой отрицать.
В некоторых случаях это может сочетаться с узколобостью персонажа, неспособностью принять что-либо выходящее за обычные рамки, неспособностью столь большой, что она распространяется не только на душу, но и на тело. В некоторых случаях это служит скорее иллюстрацией прекрасно развитого двоемыслия, когда персонаж прекрасно осознаёт, что отрицаемая им магия в некотором роде реальна и свободно могла бы — если бы не барьер неверия — превратить его в пыль.
Бывает и так, что первое переходит со временем во второе.
Частные случаи — Враг силён твоим страхом и Исчез в клубах логики.
- Пирс Энтони, «Мэрфи из Обыкновении» — заглавный герой, выросший вне волшебного Ксанфа, демонстрирует присущее жителям обычного мира недоверие к чудесам. И, что характерно, в его присутствии магия и впрямь начинает сбоить. Со временем он убеждается в её реальности, но толчком к этому становятся скорее субъективные причины.
- Джон Уиндем, «Я в это не верю!» — краткий рассказ, отчасти в стиле современных крипи, повествующий о том, как один из поездов метро и часть пассажиров в нём вдруг необъяснимым образом перенеслась в христианский ад, хотя и отображённый слегка постмодернистски, но достаточно пугающий. По счастью, в поезде оказался скептично настроенный физик Уотс, чьего настроя хватило для полного развеивания всей окружающей фантасмагории. Педаль в пол: в конце намекается, что способности Уотса были намного шире «антимагических» и способны были уничтожить почти что угодно.
- Скорее - что то, что он попытался уничтожить очередным "Я в это не верю" (власть финансовых корпораций) - так же, как и ад, существует лишь постольку, поскольку массы людей в него верят.
- Истории о Питере Пэне — прямым текстом сказано, что если кто-то говорит «я не верю в фей», одна фея сразу же падает замертво. На практике, впрочем, не проверялось.
- Сергей Белоусов, «Приключения Печенюшкина» — в первой книге цикла объявлено прямым текстом, что у людей примерно после шестнадцати лет «зарастает какая-то штука в мозгах», вследствие чего они уже не могут ни видеть волшебных существ, ни подвергаться действию волшебства. Связь этого с психологией подчёркивается во второй книге, где пресловутые «волшебные существа» подвергают взрослых волшебству направо и налево, а спохватившийся к середине книги автор вынужден сделать подсветку устами своего персонажа: «Колдовство наше на людей после шестнадцати лет не действовало. А сейчас что? Нешто вся планета в детство впала?»
- В «Досье Дрездена» обыгрывается пример из «Питера Пэна» выше — в одной из книг Гарри Дрезден бросается в бой с сидхе-отщепенцами с диким воплем «Я не верю в фе-е-ей!!!» (впрочем, это только для поднятия боевого духа, ну и из привычки хамить всем врагам).
- Сергей Лукьяненко, цикл «Непоседа». Прямо говорится, что магические способности любого мага прямо пропорциональны способности этого мага убедить окружающих в реальности его магических действий. А хороший маг и сам себя уболтать способен!
- Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» — неверящего в магию зачаровать невозможно. Ученик чародея (а по совместительству протагонист) по незнанию принял заказ на заклятие некоего бизнесмена. Заказ выполнить невозможно: заказанный — твердокаменный атеист. К счастью, бизнесмену крайне не выгодна репутация атеиста, так что они с протагонистом сговариваются, что бизнесмен поступит так, будто заклятие сработало. Так что все три стороны остались в выигрыше.
- Любопытно, что собственный атеизм никак не мешает атеисту лично наводить ответную порчу на заказчиков. «Верю, не верю… Какая разница! Главное, чтоб они верили».
- Роберт Артур, «Упрямый дядюшка Отис» — заглавный герой после попадания в него молнии обрел страшный дар — если он не верит в существование чего-то, оно исчезает. И именно этот дар достался самому большому упрямцу Вермонта, который не верит в существование ни единой вещи, которая ему не нравится — статуи несимпатичного политика, старого дровяного сарая, холма, который его брат у него отсудил... В процессе он еще ударяется головой об стол и начинает считать себя другим человеком, а когда его начинают убеждать, что он не кто иной, как Отис Моркс, заявляет, что никакого Отиса Моркса на свете нет. С понятным результатом.
Сетевая литература[править]
- Цикл «Фотурианцы» — в неупорядоченной Вселенной, которую фотурианцы, собственно, Упорядочивают, наравне с наукой существует самая настоящая сказочная магия, да и сама наука во многом фантастична. Против волшебства активно используется поле Скепсиса, названное в честь изобретателя — специальное устройство, которое действует именно так.
- «Музей восковых фигур» — перешагнув через заграждение, герои оказываются внутри сюжетов, которые изображают восковые фигуры. Для большинства это заканчивается печально, но один из них вовремя понимает, что опасность существует лишь пока он верит, что все это настоящее. Когда он это осознает — враги становятся неспособны причинить ему вред.
- «Питер Пэн» (2003) — Капитан Крюк просто из злобности говорит встречной фее, что не верит в фей, и фея тут же падает мёртвой.
- Экранизация воблы из эпиграфа. Мультфильм «Тройная уха» 1я новелла.
- Umineko no naku koro ni — основа сюжета: именно благодаря упрямому отрицанию магии Баттлер практически не поддаётся её воздействию и может снова и снова повторять партию с Беатриче. К добру или к худу — другой вопрос…
- Battle for Wesnoth — в кампании про пустынных эльфов войско натыкается на оазис (без воды войска в пустыне слабеют каждый ход), в котором можно восстановиться. Но один из героев замечает, что это мираж, и оазис исчезает. В общем, не подпускайте этого умника к воде.
- Final Fantasy Tactics — Параметр «Вера» влияет как на магические способности персонажа, так и на эффективность действия магии на персонажа. Персонаж с высокой Верой будет очень мощным магом, но и получать урон от магии будет высокий. Персонаж с низкой Верой — наоборот. Существует редкий статус «Невинный/Атеист», временно делающий персонажа полностью неуязвимым к любой магии. Имеются два уникальных играбельных персонажа — демонический рыцарь Малак, чьи способности усиливаются со снижением Веры, при минимально возможном значении (3 из 100) Малак рвёт толпы противников в клочья, практически не получая урона или негативных статусов от магии, и боевой робот Worker 8, чья Вера всегда равна нулю, полностью неуязвимый к любым видам магии.
- D&D — кодификатор: один из стандартных способов противодействия иллюзиям — попытка убедить себя в том, что это на самом деле не реально. Не прокачивается (зависит только от характеристик), и не работает против того, что иллюзией не является. Порождает массу веселья как когда не применяется там, где это нужно («ты что, правда поверил, что ваша хиленькая партия 3 уровня привлечёт внимание древнего чёрного дракона? Поздравляю, ты поверил, что тебя изжарили, и умер»), так и когда применяется там, где не нужно («увы, этот катящийся камень был самым настоящим. Пока ты пытался в него не поверить, он тебя расплющил»).
- Старый Мир Тьмы: именно так работает мешающий колдовать Парадокс и убивающая фей Банальность. Это родственные, но, всё же, разные явления. Они порождены массовым неверием в магию, при этом Парадокс бьёт по тому, чего в Консенсусе нет, Банальностью страдает то, что в нём есть. Также, в линейке фей встроена возможность защищаться от вражеского колдунства, не веря в него (у магов, теоретически, тоже можно, с помощью недостатка «сомнамбула» и технократической парадигмы[2], но в описании к нему прямо сказано, что это дыра, и рассказчик должен затыкать её мастерским произволом). И да, на это есть бросок.
- Религиозные верования эксклюзивистского характера, в частности, авраамические. Слово апостола Павла гласит: «мы знаем, что идол в мире — ничто» (1Кор., 8:4), то есть если ты веришь в Господа и даже в Его чудеса, то это наглухо исключает для тебя возможность верить в барабашку, фэн-шуй и соционику (покуда их существование/действенность не будут доказаны строго материалистически, то есть вопрос не сместится из категории веры в категорию знания). На «мыслителях» класса «если Иисус, то и пришельцы» ещё может сработать эффект плацебо, на серьёзно и вдумчиво воцерковлённых — практически никогда.
- Некие студенты решили подшутить над Жоржем Кювье. Один из них нарядился в шкуру козла и ночью явился в спальню профессора, чадя дымарём и громогласно возвещая: «Я тебя съем!» Кювье подскочил от неожиданности, протёр глаза и заключил: «Рога, копыта, плоские зубы — чем бы ты ни было, ты травоядное. Нет, не съешь» — после чего преспокойно продолжил спать. Надо было приколистам маскироваться под свинью…
- Кристофер Сташеф, цикл «Маг Рифмы». Оказавшийся в почти классическом биполярном чёрно-белом фэнтезийном сеттинге, хотя и слегка комичном, главный герой пытается применять силу тропа и скептического мышления для противодействия давлению нового мира, но первое же перемещение в ад во время сна убеждает его в бесполезности этого. «Даже если я не верю во всё это — в это верит моё подсознание».
- Роберт Шекли, «Призрак-5» (в другом переводе «Абсолютная защита») из цикла о Грегоре и Арнольде — почти дословно те же слова (возможно, у Сташефа отсылка к этому рассказу?). Грегор знает, что монстр перед ним — всего лишь галлюцинация; но когда монстр его кусает — появляется самая настоящая рана. «Если оно [подсознание] приказывает появиться следам от укуса, то они появляются. Грегор не поверил в Хватателя, но в своё подсознание он верил».
- ↑ Здесь имеется в виду применение игроком в ролевых играх скепсиса с целью попытки развеять ту или иную иллюзию — с последующим броском кубика, определяющим успешность попытки. «Неверие» в некоторых играх является таким же развиваемым навыком, как и «меткость», например.
- ↑ Из негласной инструкции Технократии — если встретил фею, то скажи, что не веришь в неё и она исчезнет. Надо ли говорить, что это срабатывает далеко не всегда и результаты несрабатывания довольно болезнены (для технократа, само собой)?
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно vs Архитектурное гуро (Дорого-богато) • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Наркотическое порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|