А теперь мне пора

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Синдром Мэри Поппинс»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Герой уходит в финале, часто для того, чтобы вернуться к старой жизни.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья But Now I Must Go. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Мавр сделал свое дело, мавр может уходить »
— Ф. Шиллер, «Заговор Фиеско в Генуе»

Один из самых надёжных способов добавить либо горечь, либо слезогонку в финал. Герои оставили позади опасные приключения, победили злодея, завершили главный квест и т. д. После чего один из них говорит, что должен уйти, потому что его работа здесь окончена.

Причины, почему так происходит, могут быть разными. Возможно, этот герой попаданец, а значит выполненный квест означает для него, что он, наконец, может вернуться домой. Или он странствующий рыцарь. Совершил подвиг тут — и дальше в приключения. Или на него наложили проклятье, позволяющее ему вернуться только через n-ое количество лет, да и то ненадолго. Или перед нами божественная сущность, которой трудно жить в мире людей. Впрочем, иногда причин вообще не даётся.

Противотроп — Я остаюсь. Терминальная версия — А теперь я умру.

Примеры[править]

Мифология, религия и фольклор[править]

  • Библия — «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». (Евангелие от Иоанна, 14:2-3)
  • Русская народная сказка про Никиту Кожемяку - разрулив дела со змеем, тот возвращается к своей работе в кожевенной мастерской.
  • Множество сказок про вернувшегося из армии солдата. Зигзаг - армейская служба героя, как правило, за кадром, а перед тем, как вернуться, ему предстоит столкнуться с какой-нибудь терроризирующей округу дрянью и выйти победителем, после чего он спокойно себе уходит до дому, до хаты.

Литература[править]

  • «Король Лир» Шекспира — граф Кент. «Мне в путь пора — меня король зовёт»!
    • С другой стороны, так решается вопрос о новом короле. Герцог Альбанский не решался сделать выбор между Кентом и Эдгаром.
  • К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — вызов этому тропу. В пяти книгах главные герои попадают в волшебный мир, разрешают серьёзные проблемы и возвращаются в Англию. Деконструкция в книге «Конь и его мальчик», так как протагонисты являются туземцами, и инверсия в «Последней битве», так как все попаданцы (кроме Сьюзен) погибнув в нашем мире, навсегда поселились в Новой Нарнии.
  • Роберт Э. Говард, «Синее пламя мести» — так заканчивается история Соломона Кейна.
  • Терри Пратчетт, Серия книг «Плоский мир», «Carpe Jugulum» — Могучий Овёс. О нём продолжают говорить в последующих частях.
  • Джо Халдеман, «Вечная война» — Поттер и Манделла, с возвращением на Землю спустя тридцать лет отсутствия, по причине сложившихся обстоятельств снова могут завербоваться в армию и сбежать.
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — Мэри регулярно покидает детишек и постоянно возвращается. Финал третьей книги из «канонной трилогии» и вовсе вызывает приступ сочувствия к семье Бэнксов, и в первую очередь, конечно же, к детям.
  • «Властелин Колец» — Фродо. Два года пытается жить в родном Шире, потом с речью «Шир спасён, но не для меня» уплывает из Средиземья.
    • Там же Гэндальф. После окончания Третьей эпохи ушёл в отставку и в итоге отплыл вместе с Фродо, то есть просто вернулся домой (он божественный дух).
      • У Гэндальфа и выбора не было — после разрушения Единого кольца три эльфийских утратили силу, а значит, утратил силу в Средиземье и Гэндальф/Олорин.
      • А вот если следовать апокрифичному «Кольцу Тьмы» Перумова, Радагаст наоборот, хоть и потерял свои силы, остался в Средиземье.
  • Братья Стругацкие, «Попытка к бегству» — Саул в конце повести.
  • «Эрагон» — сколько людей и эльфов жалело о том, что Эрагон после победы должен уйти из Алагейзии! А уж Арья-то…
  • Антон Орлов, «Пепел Марнейи» (Приквел циклов «Тина Хэдис» и «Мир Сонхи» — Кеврис, он же страж мира Хальнор Проклятый, выбросив Гонберга Живодёра в Хаос, уходит вслед на ним из мира Сонхи, чтобы в Сонхи мог народиться новый, не отягощённый проклятием Страж Мира.
    • С фитильком, в последней книге цикла «Тина Хэдис» Поль Лагайм предвидит, что Стив Баталов уйдёт из нашей галактики в свой родной мир и возьмёт Тину с собой.
      • В одной из следующих книг Тина Хэдис появляется в одном из эпизодов. Стало быть иногда они всё же возвращаются, чтобы навестить своих друзей. Кроме того Тейзург говорит Зинте, что Тине нельзя посетить Сонхи, потому что в волшебном мире откажут все искусственные системы её организма.
  • Терри Гудкайнд, серия «Меч истины» (также известная как «Правила волшебника»): в конце пятой книги Ричард, разочаровавшись, уходит жить в глушь. Он пытался убедить народ, что надо готовиться к войне с Имперским Орденом, но его мало кто послушал: в основном все надеются договориться миром. Ричард же понимает, что с Орденом не договоришься. Плюс к тому, после событий книги жена Ричарда, Кэлен, тяжело ранена, и Ричард хочет лечить её вдали от опасностей.
    • Ближе к концу цикла Зедд пытается подбить его на то же самое снова. По мнению автора правки, то ли проверка, то ли… Что за фигня, герой!?.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — субверсия. Протагонист после долгих поисков находит Ключ от двери между мирами, и как ни жалко ему самому расставаться с новообретёнными друзьями, возвращается домой, к родным… но очень скоро происходят события, которые буквально заставляют его вернуться в Магический мир (на сей раз вместе с родными и навсегда).
  • Гарри Гаррисон, «Стальная крыса идёт в армию». Джим ди Гриз незаметно сваливает со спасённой им от завоевателей планеты пацифистов Чоджеки. Там хорошо, но для него убийственно скучно… да и грабить их жалко…
  • «Тёмные начала» — расставание героев в конце из-за целого ряда надуманных причин: 1) люди, долго живущие в чужом мире, заболевают и умирают — хотя герои могли бы жить на два мира; 2) ВСЕ окна между мирами надо закрыть, и начать надо с того, которое соединяет именно их миры — хотя на все окна точно не хватит жизни героев, ведь окон, дыр и бездн тысячи. А офигенно острый нож, которым создаются порталы, вообще надо сломать прямо сейчас. В общем, так было надо.
    • Именно, «так было надо». Живущих в чужом мире людей вроде бы известно двое, Джон Парри; он, конечно, имел проблемы с сердцем, но погиб всё же от стрелы, а не от «ностальгии» — да и то, после ~10 лет безвылазной жизни в чужом мире. Лорд Бореал тоже погиб не от болезни, а от рук миссис Колтер (правда неизвестно, сколько успел прожить в нашем мире он, однако немало — даже успел получить орден Британской Империи и рыцарский титул). Сколько бы протянули Уилл и Лира в режиме «пару раз в неделю часика на два три сходить в гости к соседу»? Думается, примерно столько же, сколько и живя только в своём мире.
      • Так-то да, но сам факт наличия средства перемещения между мирами без сложных ритуалов и машин уже заставит напрячься все стороны, ибо оно может послужить и торговле, и войне. Отобрать оружие у Уилла легко, но за обладание им может развернуться новая бойня, уже между союзниками. Поэтому Ксафания и решила: нет предмета — нет и конфликта. Наличие одного окна для мертвых еще все стерпят (тем более что делать в мире мертвых нечего), но отдельное окно для детей, пусть и героев войны, между двумя развитыми мирами, которые могут иметь весьма разнообразный интерес друг к другу?
    • С «окнами» ещё подлее. Одно окно останется открытым (из мира мёртвых, ради круговорота душ в природе) (а как эта фигня вообще работала до изобретения чудо-ножа?!). Но оставить два окна (второе, пожалуй, лет на 50-70, не больше) — это уже ужас-ужас, запретить! При том, что эффект от десятков тысяч незакрытых окон начал проявляться только через ~300 лет! Тут уж недолго и поверить в конспирологическую гипотезу, что вся революция была ради того, чтоб заменить одного тирана (Властителя) на другого (Ксафанию).
      • Именно в том и дело, что круговорота душ не было — души всех умерших, праведников и грешников, вечно томились под землей, могли полностью потерять память и имя, но не могли развеяться. Да и десятков тысяч окон не существовало — нож был изобретен относительно недавно, но использовали его напропалую и в рамках небольшого города, что и привело к невиданной концентрации Призраков и вымиранию всех взрослых в нем, а дальше Призраков подчинили себе ангелы.
  • «Досье Дрездена» — в финале «Истории призрака» Гарри прощается с Уриилом и отправляется на Тот свет. Не вышло: пришёл в себя под магической капельницей, в компании духа острова и Зимней королевы.
  • Г. Х. Андерсен, «Дорожный товарищ». Друг, который помог герою жениться на принцессе, теперь должен уйти: ведь он мертвец, за которого герой когда-то заплатил долг.
  • «Тайна заброшенного замка» — в конце повести арзаки и Кау-Рук навсегда покидают Волшебную страну, улетая на родную планету.
    • Да все книги цикла же! В конце каждой девочка Элли/Энни и другие попаданцы вынуждены вернуться к себе в Канзас, оставив Волшебную страну за бортом. Особо грустно в этом плане выглядит финал «Волшебника Изумрудного города», где возможности вернуться в дальнейшем для Элли ещё даже не предполагается, и «Семи подземных королей», где прямо сказано, что в Волшебную страну она больше не вернётся.
  • Роджер Желязны — как минимум, Сэм в финале «Князя света» и Стальной Генерал в «Созданиях света, созданиях тьмы».
  • серия «Рыцари Дорог» Анастасии Вечериной — Найджел в конце каждой книги отправляется «куда глаза глядят». Зачастую разочаровавшийся и страшно уставший морально. Зачастую не один. Но уезжает обязательно. Чтобы вернуться в следующем мото-сезоне…
  • Клайв Баркер «Имаджика» — в прологе говорится, что в финале на сцене не остаётся никого, и так и есть: сын божий с любовником красиво удаляются в закат, оставляя воссоединённый мир благоденствовать без них.
  • Сергей Тармашев, циклы «Ареал» и «Каждому свое». Единственные истинные воины\чистокровные представители Расы возносятся, оставляя неблагодарных людишек подыхать на Земле.

Кино[править]

  • «Однажды на Диком Западе» — Гармоника и Шайен. «У таких людей, как мы, в душе смерть. Соберет свои вещи — и прости-прощай». Шайен отыгрывает и другой троп.
  • Вестерн «Всадник высоких равнин» (High Plains Drifter): в финале главный герой покидает город и, судя по всему, возвращается в посмертие, откуда прибыл в начале фильма.
  • Вестерн «Искатели» — в финале персонаж Джона Уэйна возвращает Дэбби домой, а сам шагает за порог. Он уже давно имеет куда больше общего с дикарями-индейцами, которых ненавидит, чем с родными.
  • И еще классический вестерн «Шейн» — в конце Шейн прощается и уезжает в неизвестность, откуда прибыл. И очень похоже на то, что он тяжело ранен и уезжает, чтобы мальчик Джоуи не видел его смерть.
  • «Безумный Макс» — Макс всё время так делает. Особенно заметно в четвёртом фильме
  • «Водный мир». Герои нашли единственный, сохранившийся на Земле клочок суши и собираются основать на нём уникальную колонию, но Моряк (протагонист) прощается с ними: он слишком неуютно чувствует себя на твёрдой почве.
  • «Пираты Карибского моря: На краю света» — в конце фильма Уилл становится капитаном «Летучего Голландца», и теперь после дня на суше он должен уйти в море на 10 лет.
    • В следующей части этот краковяк исполняет уже Джек перед Анжеликой, причём в предельно сволочном со всех трёх сторон. И даже произносит заглавную фразу вслух.
  • «Форсаж 7» — Брайан О’Коннор. Жизнь пишет сюжет
  • «Гостья из будущего» по роману «Сто лет тому вперёд» Кира Булычёва — Алиса. Миелофон возвращён, космические пираты арестованы, Алиса произносит сакраментальное «Мне пора» и под первые аккорды «Прекрасного далёка» входит в машину времени, которая вернёт её в Светлое Будущее.
  • «Привидение» — в финале Сэм уходит на Тот свет.
  • В экранизации «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) эффект усилен мощной песней на музыку Дунаевского в исполнении Смеяна и Ворониной «Ветер перемен».
  • «Старые песни о главном — 3» — смеха ради. Персонаж Филиппа Киркорова задействован в съёмках сразу массы проектов, поэтому вынужден постоянно бегать из павильона в павильон. Где-то удаётся уйти после того, как отыграл сцену (Пётр Первый), а вот на роль д’Артаньяна осталось так мало времени, что посреди схватки с гвардейцами храбрый гасконец вдруг заявил мушкетёрам, мол, господа, у вас и без меня всё прекрасно получается, мне пора!
  • «Игла» с В.Цоем. Главный герой Моро уходит по аллее вдаль под «Группу крови».
  • «Ной» — В конце фильма, после всемирного потопа, сын Ноя Хам уходит от семьи.
  • «Вредный Фред» — Хоть главгероиня и не принимает последнюю таблетку, воображаемый друг покидает её, говоря, что он теперь нужнее ещё кому-нибудь… Как выясняется, дочери её друга!
  • Артур и минипуты — в финале главгерой возвращается в мир людей, чтобы спасти дом от конфискации… и вернуться обратно в мир минипутов через 10 месяцев.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5». Лориэн продлил жизнь Шеридана лишь на 20 лет, и вся последняя серия («Сон в сиянии») посвящена его прощанию и уходу. В конце концов оказывается, что смерть — это только начало (во всяком случае, для Шеридана).
  • «Маленький бродяга». Сериал о гениальной собаке, путешествующей по Канаде и спасающей хороших людей из самых немыслимых передряг. Каждая серия заканчивается тропом.
  • Хэппи — в конце первого сезона Хэппи вынужден покинуть Хейли, так как она повзрослела. Однако он решает остаться с Ником, чтобы стать его воображаемым другом.

Мультфильмы[править]

  • «Анастасия» — в финале Анастасия отказывается от роскошной жизни и уходит вмести с Дмитрием. Ее бабушка, впрочем, не расстроилась (она Анастасию в общем-то на это и благословила), потому что знает, что ее любимая внучка жива и здорова, выросла замечательной девушкой и о ней забоится хороший человек. (а еще, если вчо, подкинет приданное/поместье в наследство оставит, когда молодые набесятся, ага).

Мультсериалы[править]

  • «Конан — искатель приключений». Персонаж уходит, так как пожертвовал собственной свободой ради спасения девушки.
  • Gravity Falls — летние каникулы заканчиваются, и детям приходится возвращаться домой.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — почему принцесса Селестия в финальных эпизодах отрекается от престола и назначает преемницу? Да потому что «время настало, и, к тому же, всё в мире должно меняться».
  • Магазинчик БО же!
  • «LEGO: Легенды Чимы» — в финале фениксы выполняют свою миссию и улетают обратно на солнце.

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Digimon Adventure — последняя серия. Дети прощаются с цифровым миром и своими друзьями дигимонами и возвращаются в реальный мир.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann.
  • GoldenBoy.
  • Space Pirate Captain Harlock — в финале Харлок с Мииме (и Тотиро в некотором смысле) уходят в закат. Если считать The Endless Odyssey продолжением, то субверсия: в итоге таки вернулся (осознав, что ничего-то они и не добились кроме того, что разбили мазон). В финале этого сериала, в свою очередь, троп играется в самом жестком варианте: Харлок — мортидо, и хочет, чтобы Тадаси убил его. Впрочем, финал открытый, и чем там всё кончится — решительно непонятно; большинство фанатов предпочитают считать, что Тадаси выстрелит Харлоку в плечо, но реально вариант, что Харлок застрелится (возможно, вначале убив Тадаси) выглядит куда более реалистичным.
    • Там финальная заставка показывает, что выжили оба. Либо их разнял воскресший Точиро (есть в этой же заставке, а т.к. вылетели они с того света, а он перед этим сказал, что сдохнуть Харлоку не даст...), либо (мнение лично автора правки) Дайба бросил оружие, а Харлок выстрелил "в молоко". Обоснуй: Дайба и в старом сериале своей жаждой мести так всех достал, что его буквально "мстительным чудовищем" прозвали. Этот Дайба (сын того?) чуть менее упорот, зато чуть не угробил Кей (без пяти минут фрау Харлок, хе-хе:-)). Финальное превращение "во взрослого мужика" для него - это именно преодоление этой жажды мести. Дайба откажется убивать Харлока даже рискуя быть убитым им, Харлок заценит, а потом просто спишет его на берег (см. всю ту же заставку, "Аркадия" улетает, Дайба бредёт в город пешком ловить такси до родной планеты Мусорных Куч). Но то, что Харлок в надцатый раз отыграл этот троп, улетев в закат, это не отменяет.
    • Не, серьёзно, ребята, которую правку про эту дуэль уже делаю - реально все мультик после того, как они друг в друга прицелились и кадр погас, вырубили с горя?.. За Харлоком-суицидником - в мангу 1969 года "Dai Kaizoku Haroku" ("Великий Пират Харлок")!
  • Kill la kill — 25 серия-спэшл заканчивается именно на такой ноте: борьба против Кирюин Рагё закончена, Академия Хоннодзи разрушена, и все персонажи теперь должны идти по жизни своим путём. Впрочем, в отличие от прочих примеров, расставания навсегда это вовсе не означает.
    • В некотором роде — Сэнкэцу в финале. «Матроску носят лишь до выпускного…»
  • Yuusha Exkaiser — Последняя серия. Экскайзер прощается со своим земным другом, говоря, что следующая миссия ждет его.
  • Code Geass — Лелуш и С. С.
  • Выпускной бал как частый конец школьных повседневностей.

Музыка[править]

  • Gamma Ray — Farewell.
  • Imagine Dragons — Warriors во втором куплете:
« Farewell, I’ve gone to take my throne above »
  • Serebro — клип «В космосе». Полина Фаворская прощается с коллегами по группе и уходит в космос.
  • Arabesque — «The end of the show», вся песня об этом. …The end of the show, We want you to know, We really have to go…
  • Dave Rodgers - The Race is Over. Вся песня об этом

Видеоигры[править]

  • Pokemon Mystery Dungeon — в каждой игре главным героем является попаданец из мира людей в мир покемонов, где он в облике одного из них спасает мир и в конце игры всегда возвращается в мир людей. Впрочем, после концовки можно вернуться обратно. В Super Mystery Dungeon неожиданная субверсия: Вместо протагониста уходит его партнёр, опять же, временно.
  • Arx Fatalis — слишком могущественные сущности могут уничтожать миры одним своим присутствием, и когда протагонист побеждает беглого бога и отправляет его в божественную тюрячку, его самого отзывают из спасённого мира.
  • Stellaris — в обновлённом кризисе восстания машин Сайбрексы, которые ранее считались поверженными злыми предтечами, нежданно-негаданно приходят на помощь космическим цивилизациям и незамедлительно покидают галактику, как только кризису приходит конец.
  • Final Fantasy X — после победы над Сином Тидус возвращается в мир снов, а Аурон идет по этапу в загробный мир, как и положено всем неупокоенным мертвецам.
  • Morrowind — как следует из следующей части (Oblivion) Нереварин, закончив свои приключения, уплыл в Акавир.
  • Warcraft III: The Frozen Throne — именно так заканчивается кампания Орды, сделав своё дело, Рексар уходит бродяжничать дальше.
    • Кампания ночных эльфов в Reign of Chaos заканчивается уходом Медива: «Этот мир спасён, и ему больше не нужен Хранитель».
    • А в The Frozen Throne в конце кампании ночных эльфов уходит в портал Иллидан. Конечно, мы его ещё увидим, но если считать кампанию самостоятельным произведением…
  • Starcraft 2 — в финале эпилога Рейнор и Ставшая зел'нага Сара Керриган уходят вместе из сектора Копрулу неизвестно куда, и больше их никто не видел.
  • Castlevania Symphony Of The Night — Алукард. А в самой лучшей концовке и Мария.
  • GRIS — финальная сцена игры, в которой Грис прощается со Статуей и уходит куда-то в небо.
  • Dragon Age Origins — в эпилоге ГФ и его ЛИ расстаются, так как у первого есть долг Стража, а у второго тоже есть дела. Правда, после окончания дополнения они могут воссоединиться. Чтобы потом снова расстаться.
    • Алистер, оставшийся Серым стражем, и Зевран — это скорее Верность до конца. В первом случае — с прикрученным фитильком (ГФ идет искать средство от Зова в одиночку, но расстаются они лишь незадолго до событий Inquisition), во втором решено в лоб — «…но нас с Зевраном ждёт своя борьба».
    • Dragon Age Inquisition — тоже самое: Хоук бросает своего ЛИ, потому что не хочет рисковать его жизнью. Но и тут возможно воссоединение, если Хоук не остался в Тени.
    • Солас: с прикрученным фитильком, так как не только уходит, а и оказывается потенциальным антагонистом.
  • Brutal Legend — главный герой является роуди (дорожным техником музыкальной группы) и когда Сопротивление наконец-то победило, не участвует в празднестве, а спокойно удаляется прочь. Потому что так положено всем роуди!
  • Undertale — в истинной концовке Ториэль спрашивает, что намеривается делать дальше протагонист. Выбор игроком варианта ответа «Мне есть, куда идти» и знаменует собой троп. К слову, другой ответ знаменует собой противотроп пополам с другими, не менее тёплыми и ламповыми тропами
    • Фитильковый отыгрыш тропа наблюдается и в концовке нейтрального пути, когда герой отказывается забирать душу Азгора и принимает решение добровольно остаться под землёй. И, как и в предыдущем случае, убийство Азгора знаменует собой всё тот же противотроп. Фитильковым этот случай является потому, что уйти протагонисту таки не даст Флауи.
  • Planescape: Torment. Безымянный прощается со спутниками и убывает к месту дальнейшего прохождения службы. Welcome to Blood War.
  • Metro Exodus — с этого начинается второе DLC, посвящённое приключениям Сэма во Владивостоке.
  • Red Dead Redemption II — в финале Сэди Адлер и Чарльз Смит покидают ранчо Бичерс-Хоуп. Сэди отправляется на поиски приключений в Южную Америку, Чарльз едет в Канаду, надеясь окончательно порвать с преступной жизнью и завести семью. Они уверены, что у Джона Марстона и его близких теперь всё будет хорошо… на самом деле не будет - агент Росс уже околачивается рядом.
  • Heroes of Might and Magic IV: the Gathering Storm — после победы над Хексисом и его катаклизами, герои Боб, Аграйнел, Козус, Догвоггл и Алита Эвентайд решили уйти на покой.
    • Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death — надрав задницу Сандро, Йог, Крэг Хак, Джелу и Джем уходят, казалось бы, в закат, но потом разбредаются в разные стороны.

Визуальные романы[править]

  • Airв финале линии Минаги мы узнаём, что Митиру на самом деле является блуждающим духом, который просто решил помочь одинокой девушке. Когда дела Минаги налаживаются, она исчезает. Субверсия, потому что когда отец Минаги рассказывает, что у него есть ребёнок от другой женщины, оказывается, что новоявленная сестра выглядит точно так же, как и Митиру, и носит то же имя.
  • Little Busters! — в линии Мио Нисидзоно она однажды исчезает, уступив место в реальности и памяти людей Мидори — она чувствует вину перед ней и пожелала исчезнуть, чтобы избавиться от невыносимой тяжести существования. Впрочем, Рики Наоэ отправляется за ней и переубеждает вернуться.
  • Fate/Stay Night — Сейбер в первом сценарии и истинной концовке второго.