Нарушитель личного пространства

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Sense of Personal Space. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Эта киса Томаса впервые видит. Он ещё и бутерброд её схомячил.

Личное пространство — это, условно говоря, некое расстояние вокруг человека, подходить ближе которого без веской причины считается грубым нарушением психологических границ, если вы не относитесь к числу друзей/близких, которым это можно. Вы же не кидаетесь обниматься с первым встречным? И если первый встречный кинется на шею вам, вам вряд ли это понравится. К нарушению личного пространства относятся и просто приближение, и нежелательные прикосновения.

В разных странах и культурах размер «пузыря» личного пространства разный: например, в Аргентине даже с незнакомцами принято общаться на достаточно близком расстоянии, а в Саудовской Аравии граница личного пространства составляет больше метра даже с близкими людьми.

Но этому персонажу на изложенные нами факты пофиг! Нарушитель личного пространства обожает дышать вам в лицо при разговоре, усаживаться рядом, хлопать по плечу, хватать за руки, трогать волосы и т. п. Нравится это людям или нет — его не волнует. Скорее всего, он просто не обращает на это внимания.

Если персонаж так ведёт себя со всеми, то, вероятно, он либо настолько дружелюбен, что не в состоянии удержаться от изъявлений расположения ко всем подряд, либо происходит из иной культуры, где подобное поведение нормально, либо Житель Страны Эльфов, и ему просто пофиг. А вот если он регулярно вторгается в личное пространство кого-то одного, не трогая остальных, это может служить признаком сексуального интереса и даже проходить по разряду сексуальных домогательств. Ещё есть вариант, когда в личное пространство пленного героя вторгается злодей, показывая таким образом своё превосходство или желая героя напугать. Особенно хорошо работает, если злодей выше ростом. Да, это может служить и признаком агрессии тоже.

В аниме такая тактика часто сочетается с Агрессивными обнимашками.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Тому, кто слишком радеет за свое личное пространство, советуют поездить в общественном транспорте — сразу пройдет.

Театр[править]

  • Очень, очень, очень часто в опере «Тоска» со стороны барона Скарпиа к Тоске. Иногда прямо с первого акта.
  • В тех постановках «Талантов и поклонников», где Петю Мелузова изображают не очень-то положительным, ему, бывает, придают эту черту. Дескать, он не уверен, что Саша Негина по-настоящему его любит — так что Пётр опасается, что она в конце концов его бросит. Например, арцыбашевская постановка включает в себя такие яркие моменты, как: 1) постоянное желание Пети дотронуться до Саши; 2) буквальное хватание руками за Сашину юбку, когда та хочет уйти; 3) и наконец, сцену, когда Саше надо переодеться, а Петя, вместо того, чтобы деликатно выйти, так и торчит в её гримуборной. Александра пару секунд смотрела на Петю взглядом «Ну догадайся!» — а потом перестала «ждать милостей от Пети» и начала переодеваться прямо при нём.

Литература[править]

  • «Песнь Льда и Пламени» — таким поведением отличается Петир Бейлиш по отношению к Сансе, причём прямо с их первой встречи. Бррр.
    • А в пятом томе есть сцена (в экранизации отсутствующая), когда насмешник Джейме Ланнистер приехал с инспекцией к лорду Джоносу Бракену — и, хотя ему доложили, что лорд занимается любовью, настоял на том, чтобы войти в опочивальню Джоноса именно в такой момент. Да еще и углубил троллинг: «Эй, милорд, прекратите-ка процедуру! Вылазьте из этой бабы. Да-да, вот так. И надевайте штаны. Мне что, ждать, пока вы кончите? Дело есть!..»
  • Дочь Снегов — у Фроны есть дурная привычка хватать любого симпатичного ей человека под руку. Не забываем про время действия романа.
  • «МИФы» Роберта Асприна — Тананда обожает приветствовать агрессивными обнимашками всех друзей, включая недавно или случайно приобретённых. Учитывая её внешность, возражающих нет.
  • «Герой должен быть один» Генри Лайона Олди — специфическая версия тропа. У героев Эллады есть свое представление о комфортном расстоянии до собеседника, зависящее от любимого оружия. Щитоносец Кастор предпочитает держаться на расстоянии копейного удара, четырех-пяти локтей от собеседника, его брат Полидевк, кулачный боец, - в двух-трех локтях, борец Автолик - еще ближе, а лучнику Ифиту, напротив, комфортнее держать собеседника на расстоянии. И потому при общении Автолика и Кастора первый на автомате придвигается поближе к Кастору, а тот столь же автоматически отодвигается, пытаясь поддержать комфортную дистанцию...

Кино[править]

  • «Властелин Колец» — Грима, вожделеющий Эовин, ведёт себя с ней именно так.
  • Pirates of the Caribbean — капитан Джек Воробей. В третьей части педаль в песок: он умудрился влезть в собственное личное пространство!
  • «Цельнометаллическая оболочка» — сержант Хартман, орущий на своих бойцов буквально нос к носу.
  • «Двенадцать стульев» Ульрики Оттингер. В этой адаптации Остап клоуноподобен, и ему добавили козлизма и бесцеремонности. Поэтому он постоянно — и демонстративно! — нарушает личное пространство и Кисы Воробьянинова (чтобы окончательно задавить его психологически), и Лизы Калачовой, и Эллочки-людоедки (впрочем, та скорее рада этому, хоть и видит сего мужчину впервые в жизни), и «барышни» — помощницы аукциониста (её серёжками он поигрывал до тех пор, пока она их вообще нафиг не сняла). А одноглазого руководителя Васюкинского шахматного кружка он «дружелюбно» похлопал по щеке, в манере американского гангстера или итальянского мафиозо.
  • «Безобразная Эльза» — юная Эльза (Т. Догилева) старательно отыгрывает наглую, крутую козу, а потому периодически откалывает такие номера. Например, ей не понравился рыжий парик, который надела её мать — и Эльза демонстративно делает на нём «рожки» из волос и брезгливо спрашивает: «Вот это вот что такое [у тебя на голове], а?».

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе» — старлей Степан Лебедько по отношению к Татьяне Анциферовой. Нет, он её не любит; он хочет её цинично соблазнить и использовать. А так он мало того что оборотень в погонах, так ещё и объективатор по чертам внешности!
  • «Сплетница» — Чак Басс.
  • «Ангел» — это постоянная манера поведения главного героя.
  • «Секретные материалы» — Малдер практически с первого знакомства со Скалли всё время к ней прикасается или стоит рядом. Поначалу это её нервирует, но потом она привыкает.
  • «Новобранец» — при первой встрече офицер Анжела Лопез и адвокат Уэсли Эверс спорят так громко и на таком близком расстоянии, что даже задержанному мутному типу ясно, что они друг другу понравились.
  • «Сверхъестественное» — Кастиэль с самого первого своего появления на экране постоянно вторгается в личное пространство Дина Винчестера, и около 90% экранного времени Каса было проведено в радиусе менее полутора метров от Дина. Периодически Дин ему напоминает: «Кас, мы уже об этом говорили! Личное пространство» — и тогда ангел отодвигается от него. На пару сантиметров на несколько минут. Потом незаметно приближается снова.
  • «Убойный отдел» — детектив Фрэнк Пемблтон из полиции Балтимора во время допроса подозреваемых лезет к ним в лица так, будто собирается поцеловать.
  • «Обмани меня» — доктор Кэл Лайтман ведёт себя так всегда и со всеми. Объясняется это тем, что он ищет микромаркеры лжи, пристально всматриваясь в мимику людей.

Мультфильмы[править]

  • Уткнуть свой нос в чей-то нос (или почти уткнуть), когда демонстративно «наехал» на этого персонажа — постоянная шутка в великом множестве американских мультфильмов.
    • Эту шутку процитировал Давид Черкасский (при жизни — большой ценитель Looney Tunes) в своём «Острове сокровищ»: знаменитая сцена между Чёрным Псом и Билли Бонсом «Где карта, Билли?! Нам нужна карта!».
  • «Планета сокровищ» — робот БЕН к Джиму.
  • Tom and Jerry: Salt Water Tabby (см. иллюстрацию). Во-первых, Том — оборзевший козёл, а во-вторых, он в данном выпуске проявляет себя как очень неумелый пикапер, чрезмерно уверенный в том, что «наглость города берёт». Киса раздражалась, раздражалась, а потом и вовсе свалила (с какого-то момента она больше не появляется в кадре). И пусть скажет спасибо, что не заехала лапой по этой наглой морде!
  • «Красавица и чудовище» — Гастон и Белль.
  • «Горбун из Нотр-Дама» — Фролло с его домогательствами к Эсмеральде.
  • «Рататуй» — Колетт регулярно вторгается в личное пространство Лингвини с напористостью танка. В основном с целью устрашения.

Комиксы[править]

Вебкомиксы[править]

  • Cyanide and Happiness — Нарушитель Личного Пространства/Личный Космический пришелец (Personal Space Invader можно понять и так, и этак). С него станется войти в занятый туалет!

Аниме и манга[править]

  • Ai no Kusabi — Ясон по отношению к Рики.
  • Ranma 1/2 — коротышка Хаппосай всё время лапает всех встречных девушек, или просто норовит встать к ним как можно ближе (от некоторых из них огребая за это по башке). Но тут всё очень непросто: он какое-то загадочное злое существо (уж не ёма ли?), он так энергию получает.
  • One Piece — у зверолюдей-минков в порядке вещей игриво покусывать своих товарищей, меняться одеждой или тискать их с радостным возгласом «Гарчу». Смешнее всего, когда обниматься пытается Некомамуши — кот слоновьих габаритов.
    • Требол — злобный и абсолютно не милый любитель пристроиться к собеседнику поближе. Он в целом не красавец и вдобавок буквально истекает «соплями» — противной липкой массой, которую производит его фрукт. Учитывая вредный характер Требола и его своеобразное чувство юмора, делает он это явно умышленно.

Видеоигры[править]

  • Horizon: Zero Dawn, DLC «Frozen Wilds» — Гилдун, искатель редкостей, застрявший внутри дамбы. Едва познакомившись с Элой, он с бурной радостью хлопает её по плечу, хватает за руки, а после благополучного завершения квеста с такой силой хлопает её по спине, что девушка чуть не падает с ног. Элой всё это, мягко говоря, изумляет, судя по её выражению лица.
  • Resident Evil 2 — положительный вариант: Шерри почти при каждой встрече прижимается к Клэр — ребенок ищет защиты у сильного и доброго взрослого.
  • Baldi's Basics – Мисс Помф. Не отказывает себе в том, чтобы ГРОМКО цокая своим каблуком подойти к игроку вплотную и назначить урок через N минут.
  • Fallout: New Vegas – если слишком близко подойти к члену банды Королей, он прямо спросит Курьера, знакомо ли тому понятие личного пространства.

Реальная жизнь[править]

  • Часто встречающаяся проблема при общении двух людей из разных стран с разными понятиями о личном пространстве: то, что один воспринимает как нормальную дистанцию, для другого будет уже нарушением личного пространства.
  • Как вариант, люди сформировались как личности в разных условиях даже в пределах одной страны. Человеку, родившемуся в крестьянской деревне до коллективизации и привыкшему, что семья из пяти человек может жить в комнате на 6 квадратных метров, трудно втолковать, почему другим людям нужно личное пространство в целую комнату, своя персональная кружка для питья, и что нужно стучаться, прежде чем ломиться в туалет.
  • Типичная манера гопников во время «наезда по беспределу» или «предъявы по понятиям». Кстати, помимо эффекта «давления на психику», не лишено чисто технического смысла: жертве так гораздо труднее заметить внезапный удар (или подготовку к нему), а потому повышается вероятность, что жертва этот удар пропустит.
  • Судя по письмам Бухарина к Сталину — первый постоянно так себя вёл по отношению ко второму. Можно вообразить, до чего «приятно» это было Сталину!
  • Великий аниматор Джон Лассетер отличался любовью к обнимашкам (на знаменитом видео он, вместо рукопожатия, начинает бурно обнимать Миядзаки). В итоге нежелательные объятья приравняли к харассменту, и Лассетера уволили.