Такой серьёзный, что уже смешно

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Такой серьезный, что уже смешно»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Comically Serious. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« По его мнению, я слишком много времени провожу с серьёзным выражением лица — а это вредно для здоровья. »
— Каллен, Dragon Age: Inquisition
« Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное[1] лицо — ещё не признак ума: все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь! »
— «Тот самый Мюнхгаузен»
« Чрезмерная серьезность — это самое комичное. »
— Карл Маркс

Если у персонажа нет чувства юмора (или оно не очень весёлое), это ещё не значит, что он не может быть смешным. Напротив, именно поэтому он смешной! Для окружающих, по крайней мере. Здесь работает правило контраста: в какой-нибудь чумовой ситуации мы ожидаем, что человек будет рвать на себе волосы или хотя бы удивится, а у него, наоборот, морда кирпичом, даже когда всё вокруг летит вверх ногами. Этот контраст и создаёт комический эффект.

Ещё такой персонаж даёт немало поводов посмеяться над собой, если воспринимает себя слишком серьёзно. А недоумевающая реакция подобных людей (или не-людей) на шутки, как правило, смешнее самих шуток.

В некотором роде антипод — эксцентричный мудрец (когда персонаж в силу мудрости не относится к себе серьёзно).

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдоты про Штирлица. Строятся на контрасте между драматически-серьёзным образом Штирлица в сериале, ещё более серьёзным закадровым голосом Копеляна (который в воображении аудитории и рассказывает анекдоты) и шутками, построенными на дурацкой игре слов или комически-очевидных умозаключениях Штирлица («Лыжники» — понял Штирлиц).

Театр[править]

  • Старше, чем пар: Уильям Шекспир, «Двенадцатая ночь» — Мальволио. Из-за своей серьёзности стал жертвой довольно жестокого розыгрыша со стороны сэра Тоби, сэра Эндрю и Марии.
  • «Необыкновенный концерт» театра С.Образцова. Очень много (например конферансье Апломбов). А коллектив «Балябадалям-69» своим экспериментальным произведением «Мироощущение» давит педаль в асфальт.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Козьма Прутков (точнее, его сын Фаддей Прутков), «Военные афоризмы» — полковник, автор комментариев. Смешон не только редкой тупорылостью, но и абсолютной серьёзностью и неспособностью врубиться ни в одну шутку. «Тому удивляется вся Европа, / Какая у полковника обширная шляпа» и реакция полковника: «Чему удивляться? Обыкновенная, с черным султаном. Я от формы не отступаю».
  • «Сварог» — Мяус, Золотой Кот. Министр тайной полиции у короля Сварога в Хелльстаде. Он робот, и понятия «юмор» попросту нет в его базе данных. Уморителен, когда с серьёзной миной выспрашивает хозяина о сексуальных обычаях… то есть «программах» людей. Уморителен, когда с непроницаемым видом (и не понимая смысла слов и выражений) перечисляет матерные наименования, какими его честил предыдущий король.
  • «Лабиринты Ехо» Макса Фрая — сэр Шурф Лонли-Локли. По некоторым причинам он испытывает проблемы с эмоциями вообще, в том числе и с чувством юмора. Точнее, не испытывает: его полностью устраивает такое положение вещей. А порой он явно сознательно троллит коллег, включая режим джинна-буквалиста.
    • С юмором, как и вообще эмоциями, у Лонли-Локли всё просто превосходно. Просто он постоянно держит и их, и себя в жёсткой узде, потому что стоит её отпустить, как наружу вылезает Безумный Рыбник, а этот товарищ… В общем, как говорится, «Дурак ты, боцман, и шуточки у тебя дурацкие!» Короче говоря, занудный Шурф значительно полезнее для здоровья как себя, так и окружающих, нежели весёлый.
  • «Отблески Этерны» — Ойген Райнштайнер. Вопреки сложившемуся мнению, шутить все же умеет, но редко и весьма своеобразно. Например, подарив другу коня, советует с совершенно серьезным видом: «Можешь назвать его Ойгеном, только не пей с ним на брудершафт». А уж чтобы он смеялся, вообще ни разу не показано. Впечатление усиливается райнштайнеровской манерой говорить и его внешностью древнего викинга (он и в самом деле потомок их СФК в Кэртиане). Нет, окружающим в его присутствии обычно не бывает смешно, а вот для читателей — отличный пример данного тропа.
  • Байхин из «Меча без рукояти» Раткевич. С фитильком — на самом деле тип заносчивого «господина воина», попадающего в бытовые неприятности — сценический образ персонажа. Как объяснил ему наставник: «Сам по себе ты ведь не смешной… Высокий, ладный, плечистый, да и с лица недурен — что тут смешного? Тебе обычные клоунские штучки не годятся — свои придется придумывать. И одну ты уже придумал. Высокомерный напыщенный придурок… да, пожалуй, эту маску тебе и стоит разрабатывать… эдакий самовлюбленный мускулистый балбес…»
  • Метавселенная Рудазова — твинодаки. Бездушный разум, как он есть — твинодаки строго логичны и безэмоциональны, а, к примеру, хорошую шутку оценивают как элкоры: с мордой кирпичом сообщают что-то типа «Забавно. Смеюсь».

Зарубежная[править]

  • «Плоский мир» — Матушка Ветровоск, капитан Ваймс. У Матушки Ветровоск концепция юмора отсутствует как таковая. Нет, она что-то об этом слышала — но как это работает, не понимает.
    • Правда, в «Ведьмах за границей» она рассказывает анекдот (как привыкла себя вести — с невозмутимым видом), но ей не дают рассказать, в чем соль шутки.
  • «Приключения лисёнка Лиско», книга первая. Панцирь, шизоидный сыщик (а вообще-то больная на всю голову госбезопасность в одном лице). Он, не умеющий ни шутить, ни улыбаться и при этом склонный ко всему тому, к чему он склонен — был бы страшен, если бы не был так гомерически смехотворен.
    • Образ не однокрасочен, а разносторонен и глубок, как и всегда у Априлова. Во второй книге выясняется, что Панцирь — ещё и романтик. Ну, а его трагическое одиночество было очевидно с самого первого его появления в первой книге. Но и после своей отставки он не научился к чему бы то ни было подходить с юмором.
  • «ПЛиО» — Станнис Баратеон. Никогда не выражает никаких эмоций, кроме гнева (и даже его выражает исключительно скрипом зубов) и редких усмешек. Всеми считается полностью лишённым чувства юмора. Но время от времени отмачивает такие фразочки!
  • «Дживс и Вустер» — Реджинальд Дживс. Какие номера он откалывает, не стирая с лица услужливой мины! В экранизации тоже.
    • Здесь же — Родерик Спод. Настолько суровый и агрессивный тип, что выглядит ходячей карикатурой (в книге подсвечено — ещё толком не зная Спода, Берти мысленно называет его «Диктатором»). А ещё он возглавляет фашистскую «рабочую партию» и с непередаваемым пафосом излагает бредовые идеи, как изменить жизнь британцев к лучшему.
  • Тимур Вермеш, «Он снова здесь» — протагонист всё время говорит и поступает на полном серьёзе, а все окружающие воспринимают это за deadpan. Ах да, протагонист-то — попавший в современность Гитлер.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Карнавальная ночь» — у начальника дома культуры Серафима Огурцова чувства юмора нету (как и многих других полезных черт). Но после того, как над ним прикалываются его сотрудники, а Огурцов оправдывается с самым серьёзным видом (замечательная игра актёра Ильинского) — это уже смешно.
  • Фильмы Гайдая:
    • «Не может быть!», новелла «Свадебное происшествие» — конечно же, Иван Израилевич и его бессмертное: «Это нахальство — обнимать мою жену! Это я даже сам себе не дозволяю!»
    • «Бриллиантовая рука» — временами Семён Семёныч Горбунков. Гайдай говорил о своём намерении спародировать Бастера Китона, фильмы которого любил.
    • Никулин и в своих цирковых клоунадах регулярно — но не постоянно — пускал в ход приём deadpan.
  • Множество персонажей Владимира Басова-старшего, запомнившегося народу харизмой, красивым баритоном и… тем, что он мастер deadpan’а.
  • «Трое в лодке, не считая собаки» — зигзаг: Сэм сэруэль сэр Самуэль Харрис в исполнении блистательного Александра Ширвиндта. Нет, Харрис вовсе не обделён чувством юмора — но это типичный английский юмор, для которого нарочитая серьёзность — чуть ли не обязательное условие. Что интересно, Александр Анатольевич Ширвиндт и в жизни пользуется репутацией незаурядного шутника, при этом будучи человеком далеко не эмоциональным, так что троп вполне применим не только к персонажу, но и к самому актёру.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» — инспектор Питкин. «Я полностью исключаю элемент мистики в данном конкретном случае». И вообще он старается говорить всё совершенно безэмоционально (но чётко и с некоторым напором), как робот. Ему представляется, что именно так он сохраняет «профессиональное лицо».
  • «ДМБ» — пополам с бафосом. Большая часть юмора основана на том, что с абсолютной серьезностью и невозмутимым выражением лица, будто бы философствуя и произнося притчи, герои произносят полнейшую фигню. Что не мешает этим фразам быть жизненными (особенно для тех, кто служил) и разлететься на цитаты.
  • «Город Зеро» — жители странного городка произносят совершенно безумные вещи, нарушающие все законы логики, с абсолютно невозмутимым выражением лица. Ещё смешнее, когда протагонист Варакин пытается отвечать им в такой же сдержанно-вежливой манере, при этом отчаянно цепляясь за остатки собственного рассудка.
  • Ну и конечно же, «Особенности национальной охоты»! Рогожкин снял комедию по некомедийным канонам — и вышла классика. Собственно говоря, основная фича «ДМБ» здесь проявилась не менее ярко. Одно равнодушное замечание финна Райво «А из Финляндии её не видно» (в небе на месте Луны висит Земля!) наглядно показывает происходящее!
  • «Человек с бульвара Капуцинов» — одноглазый ковбой Мартин в исполнении Ярмольника.

Совместное производство[править]

  • Все фильмы Александра Курицына, кроме «Максимального удара», подавались с абсолютной серьезностью. Надо ли говорить, что качество фильмов превращает их серьезность в троп?

Зарубежные фильмы[править]

  • В 1920-е и 1930-е годы такой юмор в кино был в большом ходу:
    • Ну Бастер Китон же!!! Весь образ как таковой.
    • Многие персонажи Гарольда Ллойда.
    • Многие персонажи Адольфа Дымши, в том числе антиквар Камилл Клепка в чешско-польских «Двенадцати стульях» (1933).
  • «Аэроплан» (1980) с покойным Лесли Нилсеном в роли непрошибаемого доктора Румака!
    • Тогда и его персонаж в «Шестом элементе» («A Space Travesty»).
    • И лейтенант Фрэнк Дребин, из «Полицейского отряда» перекочевавший в трилогию «Голый пистолет».
    • До того, как стать комиком, Нильсен вообще специализировался на ролях героев разной степени крутизны (а изредка играл и напыщенных злодеев, например в первом «Калейдоскопе ужасов»), так что по сути все его роли после «Аэроплана» — одна большая пародия на роли ранние, сыгранная с большим знанием дела.
  • Второй «Терминатор» — априори не умеющий шутить теперь уже положительный герой Шварценеггера абсолютно серьёзно получает по морде и стоит со скошенными на носу очками. Абсолютно серьёзно клянётся никого не убивать, а подстрелив, говорит, что подстреленный будет жить. Туда же анализ результатов стрельбы «Жертв среди людей ноль целых, ноль десятых». Абсолютно серьёзно поднимает маленького ребёнка за шкирку и спокойно рассматривает (ребёнок попался с крепкими нервами и ничуть не испугался).
    • В третьем фильме, в остальном совершенно позорном, есть замечательная (смотря на чей вкус) сцена, где он добывает одежду. Как и во втором фильме, заходит в ночной клуб (но на этот раз — наполненный одними женщинами), продвигается к сцене и говорит мужчине-стриптизёру, затянутому в кожу: «Снимай одежду». Ответ: «Да погоди, мужик, всему свой срок!» БАМС! T-800 выходит из бара в чёрной коже… и в очках «звёздочками». Со стразиками. Постояв немного в таком виде, всё-таки снимает очки. По-прежнему с совершенно невозмутимым мурлом.
    • В «Терминатор: Генезис» это пошло во все поля. Папс с совершенно каменной рожей: то улыбается во весь оскал и говорит, что рад познакомиться; то преспокойно заявляет молодой женщине «ты можешь с ним спариться»; ну и самый убойный момент — когда он впечатывается в полицейскую машину, проломив лобовое стекло башкой, спокойно здоровается с её водителем и тут же требует, чтобы он вылезал.
  • Тот же Шварц в роли Ивана Данко в «Красной жаре» очень веселит своей серьезностью, особенно на контрасте с Джеймсом Белуши. «Капиталы-ызм!»
  • Фильм «Люди в чёрном» — агент Кей. На фоне окружающего абсурда серьёзный, как гробовщик, Томми Ли Джонс доставляет ничуть не хуже весельчака Уилла Смита, но совершенно по-другому. Томми вообще часто так делает.
    • Мультсериал выжимает педаль в пол: Кей стал ещё большим сухарём с непроходящим покерфейсом, но комичные ситуации с ним никуда не делись.
  • Он же в фильме «Первый мститель». «Целовать не собираюсь! Вперёд!»
  • Трилогия «Час пик» — Ли, персонаж Джеки Чана.
  • «Стражи Галактики»: Дракс же. Серьёзный, даже мрачный громила, абсолютно не воспринимающий метафоры и шутки, он веселит не меньше (а порой и больше), чем его юморные сотоварищи.
    • Во втором фильме научился шутить, получаеться ещё смешнее…
  • «Доктор Стрэндж»: Вонг. Просто Вонг. Когда в конце его все же пробирает на смех, это выглядит бесподобно.
  • «Дэдпул» — Колосс всегда ходит с холодным и невозмутимым лицом, говорит однообразным тоном, но периодически отмачивает такое, что живот надрывается от хохота не меньше, чем от шуток заглавного героя. (В США дополнительно ржут с его карикатурного русского акцента, который в русской локализации решили заменить сибирским говором и сибирскими же словечками вроде «айда».)
    • Когда он толкает речь о героизме, даже у злодея, прижатого к земле и отсчитывающего последние мгновения жизни, на лице выражение: «Боже, что он несёт?»
  • «Отряд самоубийц» — Киллер Крок. По выражению его лица (или морды) и тембру голоса нельзя сказать точно, шутит он или говорит на полном серьёзе. Но фразочки у него тоже иногда довольно юморные.
  • Inception — Артур. Нет, у него самого есть чувство юмора, и иногда он его даже проявляет, но всё-таки он самый серьёзный и собранный член команды, из-за чего и становится мишенью для шуток.
  • «Мачете не СМСит».
  • «Комната» — главная трэш-мелодрама в истории кино вызывает смех именно этим.
  • «Красная семья». Группа северокорейских шпионов в Сеуле притворяется семьей? Все ее члены становятся навытяжку перед молодой женой, которая разговаривает партийными лозунгами? У всех их настоящие семьи в заложниках? Неумелые попытки задушить предателя шнурком? Подставная семья забывается и горячо оправдывает в разговоре с соседями КНДР? Все шпионы перед лицом инспектора приставляют пистолеты к голове, чтобы доказать преданность Партии? Диалоги на уровне ситкомов? Нет, это все не комедия, это серьезная шпионская драма в духе «Комнаты»!
    • Возможно, под влиянием фильма «Семейка Джонсов», где четверо рекламщиков на публику играют семью, а за закрытыми дверьми начинается «субординация и выслуга лет» (тоже с «мамой» во главе).
  • «Типа крутые легавые» — Энджел. Настолько серьёзно относится к жизни и службе, что постоянно становится жертвой насмешек со стороны коллег. Впрочем, периодически проявляет задатки насмешника с мордой кирпичом.
  • «Звёздные войны» — Кайло Рен в эпизодах 7-9. Когда не истерит и не крушит мебель, то строит из себя ужжжас какого сурового и невозмутимого ситха (хотя он не более чем тёмный джедай). Получается очень плохо.
    • Энакин Скайуокер, когда злится или когда изображает какие-нибудь серьёзные рассуждения, особенно о желании стать самым сильным джедаем на свете, вызывает только смех.

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь» — мистер Спок. В его культуре считается хорошим тоном не демонстрировать эмоции, а лучше вовсе не испытывать. Впрочем, перепалки мистера Спока и доктора Маккоя подозрительно напоминают специфичные шутки…
    • Эта особенность Спока напрочь пропала в фильмах Абрамса, а вот в третьем фильме после перезапуска, где сценарий писал Пегг, вдруг снова появилась.
    • Спок часто делает вполне выразительное лицо, но на самом деле этих выражений всего несколько и он шаблонно их использует чтобы донести мысль.
    • От природы вулканцы гораздо эмоциональнее людей, и эмоции безжалостно давят именно чтобы сгоряча чего не учудить, от мордобоя до ядерной войны. Вообще все приколы про вулканцев в сеттинге построены на том, что вулканец пытается делать морду кирпичом или все же слетает с предохранителей.
  • Зелёный Шершень в одноимённом сериале 1960-х годов. (Не путать с фильмом-перезагрузкой 2011 года — там главный герой просто болван.)
  • «Космические рейнджеры» — копиркин Спока, инопланетянин-рейнджер Залер в исполнении неподражаемого Кэри-Хироюки Тагавы.
  • «Сайнфелд» — чудо одной сцены. В одном из эпизодов Крамер и Ньюман играли в геополитическую настолку Risk прямо в вагоне метро, и Крамер дразнил Ньюмана, что Украина, которой тот обладает, слаба и легко падёт. На беду, рядом в вагоне ехал угрюмый здоровяк как раз из Украины, которому за державу обидно, и фишки полетели на пол.
  • «Лесник», все четыре сезона. В некоторых сценах главный герой (и играющий его Олег Штефанко) отыгрывает сабж — то намеренно, то нечаянно. Именно в некоторых: образ многогранен и к сабжу не сводится.
  • «Универ. Новая общага» — ботаник Валентин Будейко никогда не улыбается и простейшие вещи объясняет научными словами. Юмор, правда, на любителя.
  • «Прокурорская проверка» — Владимир Анатольевич Подколодный, тьфу-ты, Подколёдный.

Телевидение[править]

  • В КВН время от времени появляются команды, юмор которых основан на данном тропе. Самый свежий пример — сборная Мурманска. Ранее — «Вятка» и «Борцы»
    • Довольно часто такой образ эксплуатировал Михаил Галустян («Тишина должна быть в библиотеке! Тихо, я сказал! Или я тихо сказал?!»). Его небольшой рост еще больше усиливает комизм

Мультфильмы[править]

  • «Алёша Попович и Тугарин Змей» — Алёша. «Я боюсь серьёзных отношений? Да я себе в зеркало не улыбаюсь, оттого что серьёзный такой!». Хотя это он скорее выпендривается. Вот Добрыня с Ильей из последующих мультфильмов — те точно этот троп.
  • Мультфильмы от Universal (известные у нас как «Приключения Вуди и его друзей») — инспектор Уиллоби.
  • Аналогичный типаж от Metro-Goldwyn-Mayer пес Друпи (с англ. «Droopy» переводится как «унылый»). Откровенная пародия на троп (Текс Эйвери ведь делал).
  • «Человек-паук: через Вселенные» — Нуар-Паук.

Мультсериалы[править]

  • «Пинки и Брейн». Если Пинки забавляет тем, что он — милый дурачок, Брейн, напротив, своей серьёзностью и далеко идущими планами(который при всем при этом насквозь абсурдны).
  • «Соник Бум» — Ёж Шедоу, здесь весь пафос персонажа доведён до бафоса.
    • Впрочем, не то, чтобы в оригинальной серии не было моментов, когда он со своей серьёзностью перегибал палку.
  • «Гравити-Фоллс» — Диппер.
    • В ещё большей степени — агенты Пауэрс и Триггер. Пауэрс физически не имеет чувства юмора.
  • «Мой маленький пони» — Мод Пай.
  • «King of the Hill» — главный герой Хэнк Хилл.

Комиксы[править]

  • В некоторых трактовках, в том числе и откровенно пародийных историях про Бэтмена — сам Бэтмен.
    • С фитильком в «Бэтмене» 1960х. Адам Уэст (игравший роль супергероя) обладал способностью говорить любую, даже самую несусветную чушь не просто с серьезным, а с совершенно искренним выражением лица. На этом построена часть юмора. Среди такового — пародийное морализаторство, пародийное резонерство и пр.
  • Комиксы и радиопьесы о Зелёном Шершне — хотя авторы ничуть не намеревались веселить публику, само как-то получилось. И напарник протагониста по имени (прозвищу?) Като — такой же. В телесериале конца 1960-х уже преднамеренно обыграно (Вэн Уильямс — мастер тропа; а в роли Като — Брюс Ли собственной персоной, тут комментарии излишни). А в киноверсии нового тысячелетия — альтернативная вселенная и «теперь в современности!», и новый Шершень уже нисколько не серьёзен, он раздолбай и богатый безработный дурак.
    • Это вообще «врождённый порок» старых американских комиксов и радиопьес — взять хоть Одинокого Рейнджера. Хорошо хоть Супермена это не коснулось — он иногда пытался притвориться сабжем, но в целом он достаточно улыбчивый парень.
    • Сюда же и Дик Трейси. Особенно с точки зрения современного читателя — или зрителя адаптаций.
  • В «Приключениях Тинтина» — дворецкий Нестор.
    • Хэддок иногда пытается косплеить троп, но получается плохо: он очень эмоциональный человек, но при этом ворчливый и большую часть времени угрюмый и кисломордый. Однако когда всё-таки улыбается — он просто бородатое солнце, несмотря на свою «грозную» чёрную растительность.

Веб-комиксы[править]

  • Girl Genius — вечно невозмутимый авиатор (и Ягер-генерал) Хиггс. Например, когда с совершенно серьёзным и торжественным видом надевает своему начальнику совершенно смехотворную шляпу (без оной Гильгамеша не признают). Из-за этого моменты, когда он всё же теряет эту свою невозмутимость, смешны вдвойне.
  • Lackadaisy — Мордекай Хеллер и Виктор Васко, серьезные и компетентные гангстеры, которых судьба постоянно вынуждает работать с отпетыми раздолбаями.

Аниме и манга[править]

  • Samurai Champloo — флегматичный и молчаливый ронин Дзин. Его стоическое восприятие реальности и неизменная морда кирпичом в комических ситуациях смешны неимоверно — например, когда ему приходится изображать куртизанку с сямисэном. Особенно когда ему приходится изображать куртизанку!
  • Ichiban Ushiro no Daimaou — андроид Короне. Примечательна тем что отыграть может как тролля с мордой кирпичом, так и действительно тормозящего в делах человеческих робота. И пока она сама не признается, не поймёшь специально, то ли она сейчас издевается (мастерски), то ли просто не всё понимает.
  • Gintama — Кацура Котаро. Его серьёзность в нелепых ситуациях в сочетании с полнейшим идиотизмом и специфическим восприятием реальности дают очень забавный результат.
  • Скучный мир, в котором нет самой концепции пошлых шуток — Фува. У неё всегда наполовину усталое выражение лица с синяками под глазами. Вы наставили на неё пушку? Она отнесётся к этому философски и начнёт задавать вопросы о сексе (с ТЕМ ЖЕ выражением лица и с тем же усталым голосом). Вы застали её в одной рубашке на босо тело? Тот же эффект. Даже возглавляя восстание, она не меняется в лице. А вот ситуации вокруг неё с каждой серией становятся лишь абсурдней.
  • «Pokémon (аниме)» — Холуча Эша, концентрированный пафос, летящий на крыльях ночи. Максимально серьезно ведет себя и на поле боя, и в обычное время. Тем не менее, пафос легко перерастает в бафос, когда пернатый рестлер откровенно рисуется и принимает крутые позы. Время от времени ему это выходит боком (один конфуз с чересчур медленным «Летающим прессом» чего стоит).
  • Boku no Hero Academia — Ида Тенья, староста класса 1-А. Донельзя серьёзен и ответственнен, из-за чего на фоне раздолбаев-одноклассников выглядит исключительно комично, При этом Тодороки (по характеру — натурально Саске из «Наруто»), или мрачный вороноголовый Токоями такого впечатления не производят — не перебарщивают.
    • «Старатель», отец вышеупомянутого Тодороки, от осознания своих грехов прошлого, после победы над злодеем Эндингом решает покаяться перед сыном. К слову — Эндинг, даже будучи мужчиной, ведёт себя как яндере по отношению к Старателю, восхищаясь его суровым бесчуственным имиджем… и натурально выпадает в осадок, когда тот демонстрирует свои угрызения совести.
  • Shingeki no Kyojin — конечно же Леви. Да и Микаса от него не сильно отстаёт.
  • Dragon Ball — Веджета суров и серьёзен во всём. На этом построена большая часть связанных с ним приколов.
  • Люпен Третий — Гоэмон Исикава XIII. Серьезный и пафосный самурай, сохраняющий серьёзность и пафосность в ситуациях, когда это категорически неуместно, и даже когда все прочие персонажи валяют дурака.
  • Этот герой неуязвим, но очень осторожен — Сэя. Никогда не улыбвается и со всей ответственностью относится к прокачке — при малейших признаках опасности сбегает обратно в мир богов качаться (сперва буквально отжимаясь и тренируясь, потом избивая бога мечей), закупает броню непременно по 3 комплекта (запасной и запасной для запасного), льет на всех подряд святую воду, простого слизня уничтожает мощнейшими заклинаниями просто в атомарную пыль. На его сверхосторожности и строится юмор — тем более? что в итоге он оказывается прав. И ведь у него ЕСТЬ причины так себя вести.
  • One Punch Man — Генос же!
  • JoJo's Bizarre Adventure — большая часть юмора от Джотаро и Абдула построены на их серьёзности.
    • Как и Джорно с Буччелатти.
  • Goblin Slayer — вышеназванный Убийца Гоблинов.
  • One Piece — Сакадзуки, по крайней мере в глазах Гарпа, Сэнгоку и Кизару.
  • Mo Dao Zu Shi — Лань Ванцзи определенно является братом по разуму Шурфа Лонли-Локли и коммандера Спока. За непрошибаемо-благопристойными манерами прячет очень темпераментную натуру.

Визуальные романы[править]

  • Kanon — Май Кавасуми.
  • Little Busters! — Мио Нисидзоно. Её невозмутимость не мешает ей присоединиться к команде самых безбашенных учеников школы.
  • Gyakuten Saiban — Мицуруги Рэйдзи часто выступает в такой роли. Особенно заметно в его разговорах с Яхари.
  • Cartagra — до Тодзи шутки доходят очень медленно.

Видеоигры[править]

  • BioWare любят этот троп в своих играх:
    • Dragon Age — кунари Стэн, здоровенный угрюмый мужик из гордой и воинственной расы. Кунари вообще не отличаются чувством юмора, но Стэна в компании с другим товарищем можно отправить выручать главгероя из тюрьмы. Стэн скажет охране, что они циркачи. Жонглирующие мечами. Горящими. Именно с такой интонацией.
      • Также в пикировках для оживляжа достаточно забавно, когда Морриган начинает его как бы клеить, а Стэн с абсолютной серьёзностью рассказывает, что ей понадобится броня, чтобы обошлось без переломов, и кусок железа в зубы.
        • Просто Стэн так издевался над вредной девочкой-ведьмочкой: из «Инквизиции» известно, что секс между кунари и обычным человеком вполне возможен и никакими особыми травмами для партнера-некунари, при соблюдении минимальной осторожности, не грозит. Во всяком случае, возможные романтические интересы Инквизитора-кунари мужского пола ни на что такое после «этого самого» не жаловались. И ни в какие доспехи не облачались. Что тут скажешь — нынешний аришок был тем ещё троллем…
    • Dragon Age II — серьёзная и ответственная Авелин Валлен, когда пытается ухаживать за стражником Донником. От этого зрелища игроки за монитором либо надрывают животики, либо пробивают голову фэйспалмом и выбрасывают сей квест на свалку. Там же — угрюмый бывший раб Фенрис. Чувство юмора у него есть, но очень специфическое.
    • Dragon Age: Inquisition — генерал Инквизиции Каллен, очень серьёзный и исключительно профессионально относящийся к делу трудоголик. В компании разновсяких маргиналов часто оказывается мишенью для шуток из-за своей серьёзности. Нет, чувство юмора у него есть — просто у других его куда больше.
    • Там же — Кассандра, которая по характеру довольно похожа на Каллена. Её реакция на дурацкие выходки своих товарищей куда смешнее самих выходок.
    • Mass Effect 2 — гет Легион. Когда представитель расы синтетиков, являющий собой скопление 1183 программ в одной платформе, сталкивается со странным миром органиков, это частенько приводит к комическим ситуациям.
      • Раса элкоров в целом из этой же вселенной. Эмоции у них передаются запахом, поэтому каждый элкор, разговаривая с людьми (да и другими расами тоже), вставляет слово, обозначающее его текущие эмоции перед каждой репликой. Смотрится весьма и весьма забавно — особенно когда собеседник сам же отмечает в разговоре «плохо скрываемый страх».
      • Эта особенность речи досталась элкорам от дроида-убийцы НК-47 из Knights of the Old Republic. Правда, голос у этого терминатора был довольно эмоционален сам по себе, но подчёркнуто «механический». К слову, многие игроки, привыкшие к суповому набору от Bioware ожидали характерных особенностей речи НК-47 как раз от Легиона.
  • Shivering Isles — Хаскилл. По контрасту с окружающими чудаками и доставляет.
  • «Проклятые Земли». Ящер-отшельник. Каждая его фраза именно такова. Чувство юмора либо не имеет, либо… оно очень далеко от человеческого, или общепринятого. Чего стоит его шутка, переродившаяся в квест, во время которого ГГ чуть не убили (по сюжету, или, скорее, по собственным словам Зака, хотя сильно страшных опосностей там вроде и нет)
  • Tales of Vesperia — Флинн. Нет, чувство юмора у него, конечно, есть — но на фоне остальной команды он выглядит СЛИШКОМ серьёзным. Что подчас приводит к весьма смешным ситуациям: чего только стоит скит про конкурс купальников, где он сходу просёк (и едва не произнёс вслух) почему Джудит получила 2 триллиона очков, а потом выяснилось, что он ещё и запомнил все оценки. Право слово — это просто нужно видеть.
  • Tales of Berseria — Вельвет, когда не собирается убить Арториуса, разговаривает спокойным тоном, с мордой кирпичом. Но когда отряд приключенцев под видом цирковой труппы пытается проникнуть в город и героиня изображает голубя… это надо видеть.
  • Super Paper Mario — Инверсия — Диментио довольно не серьёзный, но при этом тёмный и пугающий.
    • Прямо с Настасьей. Ну, кто с такой серьёзной рожой говорит «'K» (сокр. от «окей»).
  • Disgaea 5 — Киллия и Блодис, которые в мире сплошной безумной клёвости выглядят почти-что неуместно, играя роль единственных нормальных демонов. А ещё Киллия ни в какую не воспринимает «тонкие» намёки Серафины.
  • Stanley Parable — Если вы воспользуйтесь определённым читом, то попадёте в какую-то комнату, а голос на фоне будет долго рассусоливать на тему её серьёзности этой комнаты, в итоге приговорив нас к хрен-знает-скольки-лионнам лет в этой комнате. Если мы им опять воспользуемся, всё повторится. Если мы им воспользуемся ещё раз, голос решит, что комната недостаточно серьёзная и пойдёт проверять заметки.
  • This is the Police — автор правки так и не осилил игру именно из-за этого. Концентрация нуарных штампов, нуарных монологов и нуарных штампов в нуарных монологах тут настолько высока, что воспринимать происходящее всерьёз никак не получается.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — рыцари Морра дают обет никогда не шутить и как можно меньше разговаривать. В бэке особо подчеркивается, что такая зверская серьезность часто приводит к комическим ситуациям в духе тропа.

Музыка[править]

  • «Громыка» — сознательный отыгрыш тропа. Нарочито бредовые песенки с ошибками (например, «Метание КОПЬЁМ»), исполняемые в стиле советской эстрады, сценический образ а-ля «Политбюро СССР 1970-х» и звериная серьёзность лиц с опять же нарочитым подчёркиванием «у нас тут вам не пародия».

Эстрада и цирк[править]

  • Deadpan — это приём в стендапе, суть которого в том, что комик всегда сохраняет абсолютно серьёзное и холодное выражение лица, что бы ни говорил. Это придаёт своеобразный комический эффект, особенно комикам с чёрным или абсурдным юмором. Примеры: Джимми Карр, Стюарт Ли, Стивен Райт, Энтони Джесельник и т. д. На советской эстраде на этом построил свою карьеру Семён Альтов.
  • Эстрадный дуэт весельчака и резонёра — стандарт невероятной древности.
    • Стендаперы и куплетисты Павел Рудаков (1915—93) и Вениамин Нечаев (1915—87) работали в таких вот образах: невысокий, очень полный Нечаев — «солидный самоуверенный балагур»; а высокий скуластый Рудаков — самый настоящий deadpan.
    • Не менее легендарные Ефим Березин и Юрий Тимошенко также построили свой дуэт на контрасте высокого, тощего милиционера-украинца Тарапуньки и низенького, плотного электрика-еврея Штепселя.
    • На японской эстраде такой дуэт называется «мандзай» и состоит из бокэ (дурака) и цуккоми (резонёра) и известен как минимум со средних веков. Характерной особенностью представлений является чрезвычайно высокий темп обмена репликами и то, что цуккоми часто прерывает поток глупостей бокэ, шлёпая его по голове веером-харисэном.
      • Именно с мандзая в составе команды «Two Beats» начинал карьеру Такеши Китано. Псевдоним «Бит Такеши» он использует по сей день.
  • Клоунский дуэт Латышева А. и Можаевой Е. (они же Антон и Антошка) построен (как и принято) на контрасте Рыжего и Белого. При этом Рыжий (то есть Можаева) — весёлый мальчишка-сорванец, а Белый (Латышев) — не привычный грустный клоун, а серьёзный «дяденька». Причём он серьёзен до смешного. А шутки «мальчишки» только усугубляют нелепость серьёзного Белого. А вот более поздние выступления Е.Можаевой и Олега Попова — практически те же репризы, но с полной аверсией. То есть не серьезный и веселый, а два весельчака.
  • Команда КВН «Кефир» сделали этот троп своим фирменным стилем.
  • Очень много на этом принципе построено у клоуна-мима Леонида Енгибарова.
  • Фокусник Евгений Воронин. Во многих номерах он изображает Великого фокусника-орденоносца, смотрящего на всё с пренебрежением и высокомерием. За счёт подобного высокомерия и замедленной подачи трюков изображаемый персонаж попадает в комичные ситуации. То веревку не успеет поймать, то сигару не успеет прикурить, то брюки магически потеряет.
    • А вот в 1920-х на заре становления советского цирка среди иллюзионистов наблюдался обратный эффект. Зачастую они по инерции изображали из себя привычных дореволюционных магистров чёрной, белой и ещё какой-то магии. Но пользовались тем же реквизитом, который потихоньку начинал устаревать. В результате чего маг, желая выглядеть солидно и серьёзно, смотрелся нелепо и смешно. То есть почти не вызывал никакого суеверного трепета. Таким фокусникам доставалось от тогдашней критики, даже стали поговаривать о смерти жанра. Об этом подробно рассказывает Э. Т. Кио (основатель цирковой династии) в книге «Фокусы и фокусники» (1957 г.), поскольку сам пережил и испытал на себе это. После разгромной статьи Кио начал сотрудничество с режиссёром А. Г. Арнольдом. Благодаря режиссуре в иллюзии добавились юмор и ирония. А напыщенную серьёзность стали использовать в комических целях. Аналогично и другие фокусники того времени. Алли-Вад (А. А. Вадимов) тоже иронизировал над серьёзностью и дутой помпезностью. За рубежом в принципе были аналогичные тенденции, но длилось это дольше, чем в СССР.
  • Шоу Сонни и Галины Хейз (Galina & Sonny Hayes), сочетающее иллюзию и клоунаду (вместе с мультяшной физикой). Сонни играет роль слишком серьёзного господина. В то время как Галина — простодушную и веселую барменшу (хотя при этом разок-другой отходит от этого образа, показав свой номер с кольцами и летающим шаром). На подобном контрасте и строится много приколов.
  • В. Букатич (комический фокусник) из раннего номер «Романс» (вроде как в свободном доступе видеозаписи нет, но есть несколько словесных описаний выступления). Серьезному «певцу» исполнить «серьезный романс» все время мешают какие-то магические обстоятельства.
  • Аналогично номер Артуро Бракетти (больше клоунада, чем иллюзия) с условным названием «Скрипач» (был показан в шоу «The Best of Magic» от 18.10.1989).

Интернет[править]

  • Бразильский пианист Лорд Виньетейру — абсолютно серьёзная мина и гробовое молчание являются чуть ли не его «визитными карточками».
  • SCP Foundation — Гирс. Просто Гирс.
  • If the Emperor had a Text-to-Speech device — Рогал Дорн. Просто Рогал Дорн.

Реальная жизнь[править]

  • Смена караула на индо-пакистанской границе. Если бы эти нелепые движения в не менее нелепых костюмах выполняли не кадровые военные с предельно серьёзными лицами, не было бы и вполовину не так смешно.
  • Праведный гнев покойного Всеволода Чаплина из-за фильма «Матильда». Чтобы нести такую чушь с абсолютно серьёзным выражением лица, нужно быть или артистом уровня другого Чаплина, или совсем дураком.
    • Его регулярные призывы к насилию против врагами церкви и уничтожении «некоторого количества предателей» — при том что на практике враг это какой-то не понравившийся лично Чаплину журналист.
    • Притом, что сам Чаплин был одно время очень дружен с московскими концептуалистами вроде Жарикова и Сергея Летова. Такая вот постирония…
  • Случай с одиозным судом над аниме-сайтами, где в зале заседания с крайне серьезным видом все присутствующие, по факту, смотрели аниме. Особенно нелепо это выглядело, когда сами сериалы демонстрировали откровенную эротику, на которую господа судья и прокурор смотрели столь же пристально, сколь и серьёзно.
  • ИГИЛ — запрещённая в РФ террористическая организация. СМИ так усердно об этом напоминали, что общественность в конце концов не выдержала и начала доводить ситуацию до абсурда, делая соответствующие приписки при абсолютно любом упоминании сабжа. То же самое с украинским «Правым Сектором» и с недавних пор афганским «Талибаном».
    • С этим связан не менее забавный случай, когда издание «Газета.ру» в своей статье о мерах предупреждения коронавирусной инфекции непреднамеренно назвало фармаколога Олега Талибова «запрещённой в России организацией».

Примечания[править]

  1. В сценарии было «серьёзное», но Янковский сказал то, что сказал, и в дело пошёл именно этот дубль.