Унылая успешность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Унылая успешность — близкий родственник унылой непобедимости. Но в отличие от неё не обязательно связана с действиями конкретного персонажа, а во-вторых, имеет более узкий ареал обитания. Унылая успешность, как правило, обитает в российских произведениях в жанре альтернативной истории (безотносительно наличия либо отсутствия в романе попаданца).

Унылая успешность обладает следующими признаками:

  • любое изменение, внесённое в историю, всегда будет успешным. Если герой решил спасти СССР — значит, СССР будет спасён, и точка;
  • любое изменение, внесённое в историю, не будет иметь негативных последствий. Российской империи удалось победить в Первой Мировой путем введения в строй новейших самолётов — противник никогда не станет их копировать и использовать против вас, не придумает средства противодействия и, используя эти самолеты, никогда не погибнет в 1916 тот, кому суждено было дожить до 1937-го.

Чем плоха унылая успешность? Тем же, чем и унылая непобедимость: произведение становится скучным.

Почему встречается? Автору хочется описать построение прекрасной страны светлого будущего, и продумывать ВСЕ последствия ему просто не хочется.

Близкий родственник унылой успешности — унылая популярность, когда любое изобретение/предложение/произведение/песня, исходящее от попаданца, принимается хроноаборигенами на ура.

Разновидности тропа:

С прикрученным фитильком: когда некоторые, не влияющие на сюжет, изменения истории всё же не получаются.

Инверсия: когда любое изменение в истории НЕ получается либо ведет к отрицательному результату. Встречается, как правило, только в коротких пародийных рассказах. Частный случай инверсии — Закон Годвина для путешествий во времени. Как ни старайся отменить Вторую Мировую войну, получится только хуже.

Аверсия: когда в произведении описаны не только положительные результаты внесения изменений в историю, но и негативные или просто побочные.

Примеров унылой успешности так много, что приводить их нет смысла.

Контрпримеры[править]

Общее[править]

  • Принцип наилучшего развития событий
  • С точки зрения марксистов, история развивалась именно так, от стадии к стадии. Беда в том, что после распада СССР начался откат назад в образовании, культуре и технике…

Отдельные произведения[править]

  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — великолепная субверсия. Да, поначалу все предложенные протагонистом изменения легко и просто входят в повседневную жизнь, от велосипедов и радио до игры на бирже. Но стоило чуть-чуть отпустить вожжи и отвлечься на решение личных проблем, как своё веское «фи» сказала Церковь, и толпа с вилами не менее легко и просто уничтожила всё созданное героем, да так хорошо, что для археологов будущего и следов не осталось.
  • Луиза-Фраснуаза, «Серпомъ по недостаткамъ» — аналогично. Протагонист шёл от успеха к успеху только для того, чтобы потерять в последней главе всё: европейская промышленность рванула вперёд (так что вопрос потери рынков был всего-лишь вопросом времени), собственность отжали, причём с благословения царя-батюшки, «дружественные французы», крестьяне, которых протагонист пытался спасти от голода, попросту сожрали всю помощь за пару недель (халява же, а добрый «барин» ещё даст), после чего начали грабить и убивать. Не получилось даже сбежать в Уругвай: Одессу немцы разбомбили в первый же день войны.
  • Север Гансовский, «Демон Истории» — собственно, один из самых старых примеров в отечественной попаданщине. Попаданец сбегал в прошлое, чтобы по-быстрому убить своего злобного диктатора, из-за которого погибло куча народа и творилась местная Вторая мировая; убил… и получил Гитлера, который сделал почти то же самое, только ещё хуже.
    • Суть не в этом, а в том, что проблема не сводилась к одному козлу, как герой думал до этого (тут демон, видимо, решил его потроллить). Насчет «хуже» — поменялись детали, но не суть. Да и газом, наверное, все же гуманнее травить, чем в «растворительные котлы» сбрасывать.
  • Евгений Сартинов, «Последняя империя» — шикарная аверсия: практически любое действие диктаторов кроме запланированного положительного результата несёт и негативные последствия. Решили выморить мятежную Чечню биологическим оружием? Получите эпидемию внутри страны, которую приходится спешно останавливать.
  • Олег Измеров, цикл «Империя» — субверсия. Действия героя, путешествующего по альтернативным версиям России, всегда успешны. А вот изменения в истории, которые создали эти самые версии — не всегда. Сумели отменить Великую отечественную? Получите в 1958 году живого Гитлера и Рейх с атомными ракетами.
  • Сергей Буркатовский «Вчера будет война»: предупредил Сталина о том, что впереди — Великая Отечественная? Молодец. Только об этой информации узнали нацисты, и теперь немецкие танки подошли вплотную к Москве.
    • Там, под Москвой, эти танки в итоге и остались вместе с танкистами и панцер-генералами, а что архитектуру столицы несколько попортили снарядами — ну не слишком высокая цена за котёл а-ля Сталинград на шестом, а не семнадцатом месяце войны.
    • Только потому, что попаданец буквально отдал жизнь за Родину, прорвавшись со снарядами к останавливавшим немецкий прорыв танкистам. Собственно, в этом и мораль — нельзя чудом изменить историю, только своими потом и кровью.
  • А. Ивакин, «Мы погибнем вчера» — попытка поменять историю заканчивается случайной атакой «мессера» на полуторку с попаданцем и особистом.
  • Станислав Сергеев, цикл «Достойны ли мы отцов и дедов» — как минимум этому тропу была посвящена первая половина цикла. Попаданец влезал с товарищами в не нравящийся ему кусок истории России, несколько лет всё шло хорошо, Великая Могучая Россия начинала крушить своих врагов… после чего против неё объединялись все, кто ещё мог, и выносили на пинках, после чего попаданец спешно сваливал с выжившими товарищами, искать новый период в котором можно повоевать. Как минимум ВМВ и ПМВ попаданец так уже успел слить.
  • Олди, «Песни Петера Сьлядека» (новелла «Здесь и сейчас») — инверсия: ни одна из попыток попаданцев остановить захватчика в прошлом не увенчалась успехом. Его все равно остановили, но в соответствии с названием рассказа.
  • М. Шейко, серия «Мир за гранью войны» — попаданец сразу же попадает в руки к СС, которые узнают много для себя нового, из чего стремятся извлечь пользу. Впрочем, и у немецких персонажей дела идут вовсе не так хорошо, как они планировали
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Хомура зафейлила все 100 попыток изменить прошлое к лучшему.
  • Девочка, покорившая время — Макото зафейлила ещё круче Хомуры.
  • Дмитрий Гартвиг, «Черные Крылья» — Попаданец смог уговорить Сталина не вставать в ряды революционеров, главой СССР стал Киров… и всухую слил Великую Отечественную, несмотря на растянувшиеся на десятилетия, попытки попаданца и прогрессировать СССР, и заставить ее подготовиться к Второй Мировой. В итоге своим потом, кровью, и коллаборционизмом нацистам дошедшим до становления Рейхскомиссаром Московии, он смог подточить их достаточно, вплоть до удачного покушения на Гитлера, что бы наследники СССР снесли раскинувшийся на четверть мира Рейх, но 70 миллионов которые погибли вместо двадцати это уже вернуть не могло.
  • Джон Шеттлер, серии «Меридиан» и «Киров» — успешно менять историю в этой вселенной в принципе невозможно, а вот сломать все, что ломается — запросто. Менять историю сознательно — запускать часовой механизм коллапса реальности. Заменить Сталина на Кирова тоже было очень плохой идеей. Сам Киров не смог даже снять Берия и не допустить формирования мехкорпусов, зная, что это плохо (про Берия сугубо авторская позиция в русле классических «гулагов и рабов», где Лаврентий Палыч в 1942 не курирует атомный проект, а под видом эвакуации беженцев собирает себе грузовиками белокурых азербайджанок, а при Кирове вообще госпереворот в разгар битвы за Москву). Много также внимания уделено тому, что любое оружие попаданца — от оружия из будущего до его знания — иссякает с каждым применением, так как ракеты в прошлом не сделают, а меняя будущее, ты лишаешься его знания.
    • ТАРКР «Киров» переместившийся во времена Второй Мировой — не убердоминатор, а нечто, шокирующее лишь дальностью атаки. Ракеты броню не бьют, зенитные средства конечны, причем очень быстро, а в пилоты ВМФ США берут обладателей яиц настолько железных, что даже камикадзе остается только завидовать. Любые технологии выше снаряда для ЗУ — невоспроизводимы. В современном мире ТАРКР тоже смешное плавидло диких русских, которое гоняют грязными тряпками все, кому не лень.
    • С другой стороны, предшествовавшая серия «Меридиан» могла поспорить: с одной стороны, Орден сначала переиграл ядерный теракт 2010 года, приведший к крушению США и установлению исламского террора по всему миру (с точки зрения местрой хронофизики сделав невозможное, прорыв Полутень императива), арабские темпоральные террористы Ассасины сунули в ответ операцию с переигрыванием битвы при Пуатье, благодаря которой исламский мир должен был стать мировым гегемоном еще в Средние века, и это удалось сорвать только команде героев, за счет уникального положения в Континууме, и то с третьей попытки. Вот только все это начало нехило ломать реальность…
  • Константин Калбазов, трилогия «Росич». С прикрученным фитильком - успешность есть, но отнюдь не унылая. Попаданцы из будущего пытаются переиграть Русско-японскую войну, отдельные операции оказываются вполне успешными — но — отдельные операции. Раздавить бабочку недостаточно, колесница истории упрямо возвращается в привычную колею, а баллов мартисьюшности героям на старте выдали слишком мало. Герои начинают искренне ненавидеть эту сволочь Историю, не признающую сослагательного наклонения… В конце концов переиграть все же удалось…
  • Андрей Валентинов, «Капитан Филибер» — попытки главного героя переиграть Гражданскую войну в России привели к результату. Вместо диктатуры товарища Сталина установилась диктатура товарища Фрунзе…
  • Сериал «Континиум». Liber8 хочет изменить будующее, чтобы власть не захватили корпорации, главная героиня, Кира, как и тайная организация Фрилансеры хочет же его сохранить. Но в результате получалось еще более худщее будущее из которого пришли свои изменяльщики.
  • Сериал «Путешественники». Тут отправилось в прошлое несколько тысяч агентов. Все они имеют связь с суперкомпьютером «Директор» который управляет остатками человечества в постапокалиптическом будущем. Директор вычисляет какие именно события надо изменить. Но все равно все идет наперекосяк. По сути герои своими действиями ускорили конец света. В конце удалось исправить ошибки. Да и спецслужбы настоящего догадались о существовании путешественников, так что пришлось с ними договариваться.
  • «12 обезьян» — изначально все считали, что смерть Лиланда Гоинтса остановит пандемию, но все оказалось куда сложнее. За пандемией уничтожившей мир стоят таинственная организация 12 обезьян, которая сама может путешествовать во времени. Так что со второго сезона начинается настоящая война времени.