Псевдобасня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перед нами два героя, один из которых явно метит на роль умудрённого учителя, а второй готов стать внемлющим учеником. По всем законам жанра первый сейчас должен сказать какую-то малопонятную аллегорическую мудрость, постижение которой потребует от второго определённых усилий, но определённо поможет ему в трудный момент. И гуру на самом деле открывает рот и говорит что-то странное, и ученик на самом деле ломает голову над тем, что бы это могло значить. Долго, упорно ломает. Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет — и так же сложно найти мудрость в этой басне, потому что это никакая не басня, не нравоучение и не совет — это что-то совсем другое. Возможно, «гуру» вовсе не гуру и никакой мудростью не владеет, а говорил что-то левое. Возможно, он не пытался чему-то научить героя, а рассказывал совсем по другому поводу — к примеру, просто травил байки о своей молодости, а прозвучало это как какой-то намёк. А может быть, что басню на самом деле пытались рассказать — вот только ментор-дурак со своей задачей не справился и басню рассказать не сумел. Наконец, наивный юнец мог нарваться на трикстера, который скормил ему заумно выглядящую бессмыслицу просто из любви к приколам.

Не следует путать сабж с тропом Это не басня!. Тот троп о дойлисткой позиции: читатель ищет басню в произведении писателя. Эта же статья полностью ватсонианская, о взаимодействии разных персонажей внутри произведения. Но в обоих случаях читатель может искать глубокий смысл в чьих-то словах.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Буддийская притча о юноше, искавшем просветления у гуру на горе, но по случайности зашедшего на другую гору и попавшему к обычному пастуху. Пастух быстро смекнул, что под видом «урока, который поймёт не каждый» можно предложить совершенно любое дело. Годами «ученик» днём делал самую чёрную работу, пытаясь понять глубинный смысл своих занятий и тех немногих путанных речей, которые скармливал ему неграмотный пастух. И, к удивлению «гуру», таки всё понял и просветления достиг.
  • Байка про американского президента, написавшего документ от руки и сделавшего приписку «Поосторожнее на границах» для секретарши, которая должна была перепечатать текст на пишущей машинке. В итоге множество всяких важных людей на границах были очень осторожны и отчаянно пытались понять, что же за угроза имелась в виду.
  • Анекдот о Ленине, который не придумывал лозунг «Учиться, учиться и учиться», а просто расписывал ручку.

Литература[править]

  • Станислав Лем, «Три электрыцаря» — применение тропа в боевых условиях. Житель крайне холодной планеты подаёт таинственные знаки заглавному электрорыцарю. Тот начинает над ними думать — и своим разогревшимся электронным мозгом расплавляет почву у себя же под ногами. А на самом деле таинственные знаки представляли собой крайне простое указание на сам план со знаками, а вовсе не что-то, над чем стоило бы раздумывать.
  • Робин Хобб, «Сага о Видящих» — Фитц пытается найти смысл в учении мастера Галена, но всё без толку. Потому что никакого смысла нет: учитель просто пытается избавиться от ученика, да и сам по себе не великий специалист.
  • Вадим Проскурин, «Путь индюка» — протагонист, подстраивая свою смерть, не просто взрывает тело орка, но и малюет разнообразные противоречивые символы вокруг, а свидетелям своего возвращения наговорил всяких около религиозных баек. Троп сработал: прибывший разбираться высокообразованный дьякон на самом деле углядел в бессмысленных символах и бреднях смысл, почти понял его и в результате прошёл мимо куда более приземлённой гипотезы.
  • «Книга Натаниэля» от Полумрака — басня про лестницу Иакова. В том, что надо лезть по ступенькам, был какой-то смысл — но какой, так и не установили. Зато среди вариантов было «Берегите лифт, он бережёт ваше здоровье», «делайте гимнастику» и «не поддавайтесь на провокации». Эпизод с пародией на Рождественскую песнь тоже подпадает под троп: попытки в нравоучительство провалились из-за некомпетентности учителей.

Телесериалы[править]

  • «Кремниевая долина» — «Медведь весь липкий от мёда!» изрекает гений и визионер Гевин Бэлсон, прежде чем улететь в командировку. Подчинённые ломают голову, что же имел в виду гений своей метафорой, даже приволакивают в офис медведя… Но вообще-то просто тюбик мёда в форме медведя измазался своим содержимым.
  • «Человек будущего» — страдающая от кризиса личности Тигра нашла себе ментора-козла. Буквально: на все вопросы мироздания одним лишь взглядом ей отвечал козёл. Ведомая его мудростью, она смогла достичь просветления и даже научиться левитации — вот только её «гуру» оказался козлом самым что ни на есть обыкновенным.

Веб-комиксы[править]

  • «Двор Ганнеркригг» — басня о дохлом гусе, рассказанная Койотом. Большей частью осталась за кадром, но даже то, что есть, удивляет. Койот — тот ещё трикстер, так что скорее всего вызывает троп намеренно.
  • «Глубина заблуждения» — шутки ради, как всегда. Выслушав многозначительную речь советника, Рикки решил было, что тот толкает басню о том, что машины могут нести как зло, так и благо. На самом деле вовсе нет: советник просто предлагал использовать машины, чтоб устроить потоп в квартире одного очень надоедливого персонажа. Там же, когда агент Смит заявляет, что хотел бы посмотреть на код Провидицы, показывается код выбора случайного пророчества из большого списка, что подразумевает троп; однако насколько это правда и случайны ли случайности — вопрос открытый.
  • «Самый тупой в мире маг» — уже более 900 лет Мезогилий обучает неодарённых специалистов магии. Он приходит в класс раньше всех, уходит позже всех и всё остальное время сидит ровно. Ученики решили, что это такой урок и они всё поняли: учитель притворяется спящим, чтоб не смущать их своим величием, а сам зорко следит за прогрессом. На самом деле Мезогилий давно умер и мумифицировался на рабочем месте.

Прочий веб-контент[править]

  • Притчи о мудреце Шри Япутре и его учении Дао Какао бывают и основанными на этом тропе:
« Когда ботинки не жмут. У Пьюаня были очень тесные ботинки. Пьюань очень мучился, он не мог выкинуть ботинки, так как был очень беден. Пьюань хотел даже повеситься, но Учитель Япутра пришел, сломал Пьюаню обе ноги и отнял ботинки. Учитель был невысок ростом, и ботинки пришлись ему в самую пору. Пьюань же отлежал полгода в больнице и, выйдя, пришел к учителю и поклонился в знак благодарности, что то спас ему жизнь, избавив от ботинок. Учитель же послал его на χɣũ с гневной бранью, ибо забыл уже о Пьюане и его ботинках. »
— Нет в мире совершенства, и даже Учитель порой ведет себя как полная ʕɣка.