Полезный огнестрел

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Все люди делятся на два типа: те, кто копают, и те, у кого заряжен револьвер »
— «Хороший, плохой злой»

Тут огнестрел совсем не бесполезен и даже может претендовать на статус великого уравнителя. Но при этом как минимум желательна дополнительная квалификация «фехтовальщик» либо «каратист», и она регулярно будет применяться по прямому назначению. И даже чистый файтер с ОБМ, но без самой завалящей пукалки, не будет сидеть без дела. Скажете, Идиотский сеттинг? Не всегда. В случае долгой и кропотливой работы авторов над балансом (в играх) и сеттингом в целом (во всем остальном) получается вполне органично. В случае же с играми получается либо тема статьи, если с балансом справились, либо бесполезный огнестрел/холодное. Собственно родоначальником тропа являются настольные и компьютерные игры, из которых он медленно, но верно вползает в литературу и кино/сериалы/аниме.

Как совместить несовместимое?

  • Просто оружие примитивное, а потому однозарядное.
  • Социальный фактор. Самый простой, очевидный и, как ни странно, редко используемый. Если в этом мире есть традиция поединков на мечах во время боевых действий — офицерам придется учиться фехтованию либо рисковать потерей авторитета. Конечно, такие традиции живут только в околофеодальных сеттингах, но чем там является типичная космоопера?
    • Разновидность социального фактора — непростые смертные, достаточно аугметированные генетикой/кибернетикой/псионикой, чтобы успешно ходить с ножом на перестрелки, но не применяющие огнестрел по религиозным соображениям. Вот это вполне распространенный подход.
  • Нож — оружие тишины. Не менее очевидный, но при этом популярный способ балансировки клинка со стволом.
  • Жалко тратить патроны. Имеются враги достаточно многочисленные и достаточно слабые, чтобы их можно было зарезать. Распространено в постапокалипсисе, где еще и патроны дорогие.
  • Камень-ножницы-бумага. Гранатомётчики выкашивают стрелков из пулевого огнестрела, но по бегущему мечнику не попадают. Возможны и другие варианты.
  • Отвлекающий карнифекс. Стрелять по файтеру или по прикрывающему его снайперу/пулеметчику? Или распределить огонь? Все варианты имеют свои недостатки.
  • Реалистичный вариант: рукопашное (обязательно рукопашное, но не обязательно холодное) оружие в рамках сеттинга по тем или иным причинам (как магическим, так и технологическим, но обоснуй необходим жизненно) превосходит по боевым качествам оружие дальнего боя — убойности и пробивному действию, начисто проигрывая, собственно, в дальности. Вот и получается крепкий баланс, когда толпу легкобронированной пехоты легче нашпиговать свинцом, а вот против тяжёлобронированных юнитов или тяжёлой техники лучше применять рукопашный метод. В действительности, какой-нибудь продвинутый плазменный резак с температурой в несколько десятков (такие и сегодня существуют) а то и сотен тысяч градусов по цельсию вполне способен за десятую долю секунды вскрыть броню, которую огнестрел если и возьмёт, то только такой, который человек не поднимет ну никак. Хорошо смотрится на фоне того факта, что законы физики гарантируют сомнительную эффективность таких хайтек-пушек, как гаусска и рельсотрон.

Разумеется, никто не запрещает использовать комбинации способов. Что обычно и делается.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Марсианский цикл Берроуза. «Радиевое» оружие у марсиан назвать бесполезным язык не поворачивается, но традиции предписывают отвечать на нападение с мечом мечом же.

Кино[править]

  • Звёздные войны. Джедаи и ситхи достаточно круты, чтобы ходить с лайтсейберами на перестрелки, а стрелять из бластеров традиции не дают (хотя многочисленные и/или прокачанные стрелки джедаев выносят).
  • Ган-ката как кинематографичное боевое искусство. Встречается в Эквилибриуме, Джоне Уике и Параграфе 78
  • UnderWorld — и вампиры и оборотни крошат друг друга из автоматического оружия с серебряными пулями

Видеоигры[править]

  • Серия Fallout. На крыс, богомолов и прочее зверьё (кроме Когтей смерти) тратить пули очень не хочется, а вот начиная с рейдеров, наоборот, лучше стрелять. Хотя можно стать ниндзей и вырезать вражину со спины. Кроме того, имеются живучие либо многочисленные напарники-рукопашники, работающие отвлекающим карнифексом.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscuraсубверсия. Тут огнестрел бывает полезен, но только тот что собран протагонистом прокачавшим оружейное дело. В магазинах продается откровенный хлам годный лишь на сборку кастомных ружей. Но самое главное — противников с огнестрелом мало, очень мало.
  • Серия Silent Storm (в особенности в первых двух играх). Прокачанный разведчик с ножом — это сила. В его комплекте снаряги: автомат и сняйперка, желательно бесшумные, пулемет, несколько и холодное оружие занимает важную часть в инвентаре- и охранника прибить и ящики ломать, для открытого бой на ближней дистанции- очередь из ППШ в рыло. Ещё медикаменты, гранаты, инженерные принадлежности- опцианально. Оставшееся место занимает боеприпас. Пока не притопал панцеркляйн либо офицер.
    • Комплект снаряги разведчика: автомат и сняйперка, желательно безшумные, пулемет, лучемёт и холодное оружие. Ещё медикаменты, гранаты, инженерные принадлежности- опцианально. Оставшееся место занимает боеприпас. Оптимальный вариант, а что ещё добавить.
    • Клинок должен быть у каждого персонажа, особенно у разведчика- возможность отобрать у злых япошек катану есть в начале игры, до этого пользуемя ка-баром.
    • В «Серп и Молот» полезность разведчика резко снизилась: применить маскировку в этой игре возможно только при слабом освещении. Тем не менее, Павел с катаной или шашкой — страшный человек! В локации «Логово Червя» вся остальная команда ему будет только мешать хладнокровно рубить противников одного за другим.
  • X-COM. В самой первой части в начале игры оглушать противников можно было только оружием ближнего боя. Со второй появились особо толстые противники, которых проще всего валить звуковым/плазменным ножом.
  • Ufo: Aftershock. Тут к вопросу подошли основательно. В начале игры у вас будет дефицит боеприпасов (ибо постапокалипсис), а многие противники имеют свойство выпадать в осадок задолго до конца полоски жизни — их желательно добивать ножами, пока не очнулись. Затем появляется возможность натренировать бойцов с катанами, которые являются оптимальным средством как против ползучих «скатов» (которые очень хорошо танкует лазеры и пули), так и ретикулан с ракетометами (не попадают по бегущим).
  • Torchlight. Просто Torchlight. Особенно во второй серии.
  • Серия Wizardry же!
  • Assassin's Creed 3. Огнестрелом можно заваншотить многих врагов (в том числе цели для убийств!), но он довольно медленный (в плотном рукопашном бою ГГ ударят до того, как он выстрелит, атака сорвётся), громкий и, главное, у него чудовищно долгая перезарядка. Выстрелил, убрал пистолет, достал саблю или томагавк и врукопашную. Или не выстрелил: враги здесь ходят здоровыми толпами, один выбитый в самом начале погоды не сделает. С точки зрения врагов всё иначе: с одной стороны, протагониста их пули лишь слегка царапают, с другой — они могут стрелять залпами, с третьей — ГГ умеет закрываться врагами от стрельбы.
    • А вот в Assassin's Creed Unity огнестрел, со стороны местной полиции и экстремистов, весьма полезен против протагониста(если он, конечно, не напялил тяжёлую кирасу, поножи, латные сабатоны…да, тут так можно.), ибо урон ему подняли. Однако так же подняли урон и обычному «холодняку». Так что умереть ГГ может как от пары пистольных выстрелов от радикальных сторонников Революции, так и от удара клинком внезапно выскочившего из-за угла швейцарского гвардейца. А вот со стороны Арно полезность огнестрела сильно не поменялась, ибо большая часть пистолетов так и осталась одноствольными и однозарядными «кремневиками».
  • Risen 2. Хороший пистолет — не панацея, но неплохое подспорье в бою. А вот ружья — уже сомнительно, поскольку убить большинство противников одним выстрелом можно только в кат-сценах, а в ближнем бою сабля полезнее.
    • В отличие от клинка, пулю нельзя заблокировать и враги от неё не могут увернуться. К тому же ружья и мушкеты перезаряжаются очень быстро, причем даже если персонаж занят чем-то другим. Например, дает прикладом по зубам подошедшему близко врагу.
  • Pillars of Eternity, что первая, что вторая: местный дульнозарядный огнестрел — неплохой вариант для первого залпа. А вот потом в полном соответствии с исторической правдой придётся долго перезаряжать.
    • Вторая часть выжимает из огнестрела еще больше — он игнорирует особую чародейскую защиту волшебников и духов, прекрасно пробивает броню и вообще бьет очень больно. Особо примечателен подкласс воина «Черная куртка», который может мгновенно менять оружие в слотах. Таким образом курточник может за несколько секунд сдать 6-8 выстрелов с 3-4 пачек парных пистолетов и опционально перейти к рукопашному бою, если враги после этого вообще останутся.
  • Greedfall — огнестрел реализован как активное умение, хотя пистолет или мушкет всё равно нужно экипировать в отдельный слот. Позволяет очень больно вдарить по врагу на расстоянии, при этом разрушив его броню и усилив последующие атаки. Быстро перезаряжается. Единственное ограничение — боеприпасы, они могут закончится в самый неподходящий момент. Но и найти их можно в каждом втором ящике, а если у Де Сарде руки из нужного места растут — то сделать самостоятельно на верстаке.
  • Vampire: The Masquerade – Bloodlines — вампиры, по лору вселенной, весьма устойчивы к огнестрелу, завалить, пусть даже не самого матерого, кровососа из какой-нибудь карманной пукалки почти не реально, но технический прогресс неизменно берет свое, и шквальный огонь из хорошей штурмовой винтовки или автоматического дробовика уже быстро сбивает спесь не только с рядовых сородичей, но и даже с созданий куда более могущественных и древних.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 же! Основной популяризатор. Справедливости ради, в самой настолке баланс регулярно смешался то в одну, то в другую сторону, но бывал и на середине. На данный момент имеются все факторы выше в разной пропорции.

Реальная жизнь[править]

  • Начало огнестрельной эпохи как таковое. Позднее «баланс» чем дальше, тем сильнее смещался в сторону огнестрела, но кавалерийские шашки активно использовались ещё в начале двадцатого века, а японские сингунто (у офицеров-самураев — и катаны), непальские кукри и китайские дадао успели и во Второй Мировой поучаствовать.
    • До появления массового предсказуемого и стабильного пороха огнестрел был довольно таки ограниченно полезным из-за маленькой скорострельности и точности.
  • Законодательство РФ и некоторых других стран разрешает для ношения и использования в качестве средства самообороны исключительно малоэффективный огнестрел — оружие ограниченного поражения ака травматы. Это, тема срачей. При этом некоторые дебилы его легко пускают в ход по любому поводу — «не смертельно же!», — а затем удивляются, если выбило глаз или попало в висок насмерть.