Секретный суперудар

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Он [капитан Крюк] уже готовился торжествовать, собираясь прикончить Питера ударом, которому когда-то обучил его в Рио сам Корабельный Повар (это был его излюбленный приём). »
— Дж. Барри, «Питер Пэн и Венди»
«

Я ведь ее учил! – Эмми даже зажмурился от досады – а может, это просто был еще один его театральный жест. – Если я трачу время на то, чтобы кого‑то чему‑то научить, этим надо пользоваться! Смотри, Хинар, если ткнуть сюда и сюда, эффекта не будет. В этом искусстве, как и в любом другом, важны нюансы. Надо поразить строго определенную точку – вот так… Саймон зашелся в визге от нестерпимой, пронизывающей боли. В мире не осталось ничего, кроме боли, и он корчился на полу, как умирающие в залах «Проспекта‑Престижа» насекомые, как та белая мохнатая бабочка. Хинар пнул его по почкам, но по сравнению с болью в животе это было вполне выносимое ощущение.

»
— Антон Орлов, «Машина смерти»

Секретный суперудар — боевой приём, которому не учат в обычном тренировочном зале и который известен только избранным мастерам боевых искусств. В вымышленных мирах существует огромное разнообразие различных секретных суперударов, но все они подразделяются на несколько типов:

  • Тип 1, Botte segrete, aka «Удар д’Артаньяна». Термин из европейского фехтования, а точнее, из связанных с ним городских легенд, хотя встречается и в самурайских романах. Удар с совершенно неинтуитивной техникой, который кажется просто бесполезным, лишает атакующего возможности защищаться — а вот отразить его никак нельзя. Даёт гарантированный фраг, но в 50 % случаев приводит к обоюдке — то есть атакующий тоже получает удар.
    • Подвидом этого варианта можно считать «удар калеки», когда для ответного удара оказывается открыта рука или нога… которой боец успел лишиться задолго до того.
  • Тип 2, Parata universale, то есть универсальная защита. Это не удар, а техника блокирования; ее искали европейские фехтовальщики более позднего времени, когда верить в botte segrete стало уже не модно. Позволяет отбить любой удар противника.
    • В ходе этих поисков появилась пресловутая «веерная защита», которая, впрочем, на поверку далеко не является абсолютной и требует весьма длительной отработки.
  • Тип 3, «Уязвимая точка». Сам удар вполне обычный, а вот место его приложения — необычное: нервный узел, сплетение кровеносных сосудов или тому подобная точка, укол в которую приводит к выводу противника из боя.
    • В ряде вариантов точка приложения может быть на первый взгляд как раз вполне обычной, а не совсем обычным может быть сам способ приложения. Так добиваются повреждения не кожи, мышц и сухожилий, а внутренних органов. Хотя возможно это ближе к первому типу.
  • Тип 4, «Паранормальная белиберда». Удар, в который подмешано что-то сверхъестественное, например, энергия «ци», магия или магическая лженаука.
    • В качестве вариации вся паранормальщина может быть не более чем пусканием пыли в глаза (в том числе буквально), а сама атака может быть просто отвлекающим манёвром или способом заставить противника потерять концентрацию.
  • Тип 5, «Ложный удар». На самом деле ударом совсем не является, а является броском. Просто начало приёма визуально неотличимо от удара (нередко открытой ладонью), но вместо доведения удара происходит захват.
    • Особый характерный для карате Киокусинкай вариант сабжа является именно ударом, но имеет целью простое опрокидывание противника.

См. также[править]

  • Стиль дурака: движения новичка в бою на 95 % состоят из никуда не годных конвульсивных танцев с деревенской дискотеки, и на 5 % — из секретных суперударов типа 1.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Роман плаща и шпаги Поля Феваля «Горбун» (Le bossu) экранизировался дважды: Андре Юнебелем в 1959-м (в главной роли Жан Марэ) и Филиппом Де Брока в 1997-м (в главной роли Даниэль Отой). В оригинальной книге, как в обеих экранизациях, суперудар третьего типа — важный элемент сюжета. Представляет собой внезапное вонзание кончика шпаги во впадину между лбом и переносицей противника.
  • Теофил Готье, «Капитан Фракасс» — Джироламо из Неаполя обучил герцога Валломбреза особому приёму, которым тот мог вывести из строя любого противника. С Сигоньяком не прокатило.
    • Тот же Джироламо обучил Жакмена Лампурда ещё более убийственному приёму, которым бретер уложил немало народу. Тоже не сработало.
  • Джеймс Барри, «Питер Пэн и Венди» — инверсия: капитан Крюк владеет секретным суперударом (см. эпиграф), вот только Питер Пэн от него с лёгкостью уворачивается.
  • Роберт Джордан, «Колесо времени» — приём «Вложить меч в ножны», которому Лан обучил Ранда. Это удар, который практически невозможно заблокировать без магии, но тот, кто наносит удар, при этом сам открывается для вражеского удара, так что скорее всего погибнут оба. Ранд, конечно, использовал удар и даже выжил, но получил тяжёлую незаживающую рану, заражённую скверной Тёмного.
  • Изобретение такого удара — основная идея романа А. Переса-Реверте «Учитель фехтования».
  • Витязь Жихарь в серии романов М. Успенского изучает удар первого типа.
  • В расширенной вселенной Звёздные войны существует техника «траката», представляющая собой «удар Д’Артаньяна» специально для световых мечей: секрет его неотразимости в том, что во время удара световой меч выключается. Со всеми вытекающими последствиями в виде невозможности отражать удар и угрозы обоюдки.
    • Там же существует стиль Соресу, который представляет собой универсальную защиту. Проблема в этом стиле — невозможность самому создавать дыру в обороне противника. Остаётся только ждать, пока противник допустит оплошность.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис»: древняя школа рукопашного боя планеты Лярн включает удары по нервным узлам, которыми можно парализовать противника частично или полностью, оглушить, убить быстро и безболезненно или причинить жертве адскую боль. Причём без каких-либо следов, доступных медицинской технике далёкого будущего. Великолепный мерзавец и антизлодей Лиргисо владеет этой техникой в совершенстве.
  • Пирс Энтони, «Воплощение бессмертия»: именно в обмен на тайну подобного приёма Сатана уговаривает мастера единоборств пронести бомбу в здание ООН. В итоге, когда мастер отказался, тайну раскрыл ему Марс, воплощение Войны.
  • Дмитрий Браславский, книга-игра «Верная шпага короля»: первый тип. Знание подобного приёма — одна из спецспособностей, которые игрок может выбрать, конструируя персонажа. Оно, конечно, соблазнительно, но и альтернативы тоже небесполезны.
  • «По ту сторону рассвета» — серия ударов под названием «шестнадцать шагов Тулкаса», шестнадцатый и является этим тропом, а предыдущие призваны защищающегося соблюдать определённый ритм защиты, который последний удар и нарушает. Берен пытается реализовать серию, но его противник, Болдог, с успехом парирует всё — Берен физически измотан, Болдог свеж, банально сильнее физически и в своём дальнейшем злодейском глумлении первым делом заявляет, что для него эта «суперсерия» знакома давно, а значит, парирование последнего удара тоже давно отработано. В реальности жёстко повторяемые серии ударов такой длительности вообще нереализуемы: вероятность того, что противник будет парировать исключительно «по книжке» падает с каждым ударом очень существенно, физические данные и бойцов и оружия слишком уж разнятся от экземпляра к экземпляру.

Кино[править]

  • «Убить Билла 2»: Техника «Пять ударов, разрывающих сердце». Практическая ценность вызывает определенные сомнения, зато как эффектно!
  • В фильме «Миссия Серенити» Оперативник владеет ударом третьего типа. На Мэла этот удар не действует, потому что соответствующий нервный узел ему давным-давно вырезал безвестный военврач вместе с попавшей в этот узел шрапнелью.
  • «Кунг-фу панда» — секретный захват мизинца У-си. Приём страшный и ужасный на полном серьёзе. На его фоне вся история со свитком дракона кажется абсолютной чепухой и нелепицей. Что характерно, Панда разобрался в нём сам. Погиб ли после него Тай-лун или был просто надёжно обезврежен история деликатно умалчивает.
    • Раскрывается в третьем фильме — приём переносит жертву в мир духов. Хотя именно его там почему-то нет.

Телесериалы[править]

  • Star Trek же! Вулканский захват, вырубающий нажатием на особую точку. Позже оказывается, что не только они могут овладеть этим фокусом. Дэйта демонстрирует этот захват на ромуланце, заслуживая одобрительный кивок Спока.
  • Зена — королева воинов — конечно же, трюк главгероини с пережиманием артерий. Используется в основном для допросов, и лекцию по анатомии/физиологии, которую она читает каждому новому пытаемому, можно вполне считать её коронной фразой.
    • Мастер-убийца Cинтер из s1e17 умеет подобным касанием пальцев убивать, калечить, обездвиживать и мучить. Само собой, в итоге он сошёлся с главной героиней в эпичном бою на пальцах (кто победил, можно и не говорить).
    • Ещё один фирменный приём Зены, который в сериале никому не знаком — набрать полный рот вина и выплюнуть через пламя факела, причём иногда это позволяет не только шокировать противника, но и поджечь. Что за напалм такой они там пьют — остаётся только догадываться (вообще-то греки сильно разбавляли вино, а она, судя по всему, его ещё и перегоняет не хуже одной из наших отставных ветеранок).
  • Джоксер, чтобы прорваться в храм мимо дюжих монахов, грозит сокрушить их секретным приемом, после чего, покривлявшись, бросает им в глаза песок с земли и пробегает мимо.

Мультсериалы[править]

  • В одной серии «Бэтмена» 1990-х злодей Кёдай Кен учится секретному приёму «о-немури», позволяющему убить одним касанием специальной точки на груди. Во время сражения с ним Бэтмен пропускает это касание и якобы падает замертво. Затем он встаёт и оглушает злодея. Когда его спрашивают как он выжил, он показывает, что под костюмом у него металлическая плита, чтобы не рисковать понапрасну.

Аниме и манга[править]

  • В одном из эпизодов Slayers повар Эшфорд владел тайной техникой третьего типа, с помощью которой мог убить дракона кухонным ножом.
  • Samurai Champloo: в финальном поединке Дзин применяет удар первого типа. Имеет место обоюдка, но оно того стоило.
  • Bleach — практически все способности дзампакуто с сикаем и выше, относятся к 3 типу. В принципе, не все из них секретные, но про некоторые владельцы не любят распространяться (например, банкай Икаку или способности истинной формы шикая Юмитики). Иронии добавляет то, что в ходе боя противники всё равно рассказывают друг другу о своих способностях.
    • А вот в случае с Дзараки Кэмпати суперударом является обычный удар, но меч держится двумя руками, что в исполнении Кэмпати делает удар невероятно сильным и убийственным.
  • Клинок, рассекающий демоновДыхание воды: 11-ый стиль - Штиль. И взорванный мозг Танджиро от того, что у Томиоки полно собственных убойных секретов...

Видеоигры[править]

  • Файтинги как явление. Практически в каждом есть секретные суперудары, индивидуальные для каждого персонажа. Правда, чаще всего за время наяривания на клавишах необходимой для секретного удара фуги Баха противник успевает уныло-практично накатить в табло более простым способом.
  • Fallout: New Vegas - в качестве дополнительных перков, не входящих в базовое древо навыков, можно изучить специальные приёмы рукопашной борьбы (то бишь, использовать их можно в бою без оружия или, как минимум, вооружившись кастетами). Один из этих приёмов натурально позволяет бросить противнику песок в глаза.
    • И не забываем про перк "Парализующая ладонь".

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night издевается над тропом. В первом сценарии в каждом диалоге с Сейбер в додзе можно спросить ее о «тайной технике, которую сможет использовать даже обезьяна». И закономерно уронить себя в ее глазах.

Реальная жизнь[править]

  • Так называемый «удар Жарнака» (техника 3-го типа, подрезание подколенного сухожилия). Секретным этот удар был лишь для не слишком искушённых бойцов, на что намекает наличие у большинства рыцарских доспехов, щитков под коленями для недопущения их подрезания.
    • Не совсем так: как прекрасно видно на прикрепленном фото, щиток закрывает подколенку только снаружи, где он в бою «конный против пешего» крайне необходим — но аналогичный щиток с внутренней стороны сильно мешал бы управлять конем с помощью шенкелей (а как еще управлять в бою, не поводьями же — руки-то заняты!). Так что подколенные щитки у Шатэньери наверняка присутствовали — но они с Жарнаком бились пешими, и подрез был сделан с внутренней стороны дальней от противника ноги (благо, при классической боевой стойке она как раз повернута боком к противнику).
    • Ну а в бездоспешном бою рулил принцип: «Пропустил — сам дурак».
  • В боевых искусствах нередки жестокие приёмы, которые не опасны для того, кто их применил, но калечат или убивают жертву. Естественно, кому попало (спортсменам и самооборонщикам) их не преподают, в лучшем случае, предоставляют урезанный вариант без ключевых движений (например, в спортивном варианте приём может приводить к тому, что противника прикладывают об пол, а в боевом — что ему ломают позвоночник). Я не знаю как лучше литературно подправить, но в общем это скорее миф из разряда «шмертельных стилей» как таковых. Человеческая анатомия и физиология весьма неплохо изучены. Единственный подобный удар (ну или тычок/попытка вырвать) приходящий на ум — в кадык. Именно потому опытные бойцы держат подбородок низко — от случайности никто не застрахован, особенно учитывая что этот самый подбородок обычно и выцеливают.
    • В принципе большинство бросков в большинстве БИ превращаются в сабж, если в конце приёма не отпускать и отталкивать противника, а наоборот прижать к себе плотнее и просто следуя инерции навалиться на него всем весом в момент его падения. В зависимости от конкретного броска при этом можно упереться в противника плечом, локтём или коленом. В зависимости от того, за какую часть тела и на какую поверхность противник был брошен, результат может варьироваться от вывернутого сустава (скорее всего плечевого) до множественных переломов (скорее всего рёбер), а также не исключены повреждения позвоночника. Почему подобные приёмы так редко применяются в уличных драках? Во-первых для их применения надо освоить хотя бы пару бросков из каких угодно БИ, что уже само по себе многих оттолкнёт (одного скорее всего не хватит для понимания всей механики процесса). Во-вторых, с большой вероятностью после этого приёма сам применивший его окажется лежащим сверху на оппоненте или как минимум будет на нём сидеть, что сразу же создаст ему массу проблем в уличной потасовке, потому как окружившая его толпа может просто прижать его к земле без каких-то экзотических приёмов (учитесь возвращаться на ноги кувырком). И в-третьих, и это здесь самое важное, такой приём практически невозможно отработать, потому как отработка в зале в спарринге практически исключена ввиду заведомой травматичности приёма, а отработка на тренировочном манекене (гибрид тряпичной куклы и боксёрской груши) практически бесполезна виду устройства самого манекена и степени сходства его динамики при броске с динамикой живого человека. По непроверенным слухам некоторым людям удаётся освоить подобные приёмы интуитивно, а затем отработать применение в уличных драках. Если первая часть утверждения ещё с натяжкой смотрится почти правдоподобно, то для эффективной отработки по такой системе нужно обладать весьма специфическим сортом весьма специфического везения. А по опыту наблюдений автора правки попытка применить любой недостаточно проверенный и недостаточно отработанный приём даже в спарринге на тренировке имеет неслабые шансы окончиться весьма травматично для самого же применившего.
      • Потому, прежде чем начать хвастаться силой своего кунг-фу, сперва спросите совета у своего тренера и спилите мушку.