Синдром Элджернона

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В историях, где есть этот синдром, как правило, происходит следующее:

  1. Персонаж получает такие качества, которые воспринимаются как хорошие. Например, интеллект, мудрость или уравновешенность (если персонаж изначально псих).
  2. Или наоборот, он избавляется от каких-то «плохих» качеств, вроде глупости.

Вот только в итоге всё обязательно возвращается на круги своя. Ведь изменения не всегда бывают хорошими: применение новых талантов может нести в себе опасность. Или их минусы могут перекрыть все плюсы (к примеру, от гения из-за недопонимания могут отвернуться все близкие и общество). Ещё причина — только в «нормальном» состоянии герой может решить насущную проблему. Также это может быть просто закон ситкомов, где почти каждый эпизод заканчивается на том, с чего начался.

Надтроп — невероятно отстойный дар. В отличие от прочих случаев, синдром Элджернона рассказывает о даре, который поначалу никому в здравом уме не покажется отстойным; также в этом тропе рассматривается весь путь от получения дара до избавления от него, когда как в надтропе чаще всего рассматриваются только некоторые этапы этого пути.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза — произведение, давшее имя статье. Кодификатор. Главный герой здесь получает суперинтеллект, который позволяет ему изучить кучу языков, продвинуться в науке, и т. д. Вот только вскоре его интеллект начинает пропадать так же быстро, как он и появился, что приводит героя в ужас.
    • Если ссылаться на текст произведения, то наш троп должен именоваться «Эффектом Элджернона-Гордона».
  • «Тим Талер, или проданный смех» Джеймса Крюса. Мальчик-протагонист получает от барона Лефуета[1] способность выиграть любое пари, но при том теряет возможность смеяться. Сюжет строится на осознании того, что простая человеческая радость важнее читерских скиллов.
    • Интересно, проиграл ли протагонист последнее пари, ведь смех он получает и при проигрыше, и при выигрыше.
      • И если он его выиграл — неужели способность по-прежнему с ним?
  • Михаил Успенский «Приключения Жихаря» — на протяжении трилогии не менее двух раз. В начале второго романа пропивший всё протагонист отдаёт кабатчику в залог свою славу; далее попытки занять денег, апеллируя к геройским деяниям, вызывают только смех: парниша начитался фэнтезятины и считает себя героем. В финале третьей книги протагонист, вернувший Смерть, отправляется в изгнание: как же так, ведь теперь люди умирают!
  • Евгений Филенко «Галактический Консул» («Гребень волны») — на уровне субверсии. Протагонист, кажется, единственный, кто после взаимодействия в рациогеном сумел вернуться к человеческому мышлению (из состояния человека+/суперкомпьютера).
  • Роберт Шекли «Из луковицы в морковь» — также на уровне субверсии. Протагонист обретает уверенность в себе и способность бороться за свои права — но барышня, которую он полюбил, терпеть не может мачо-альфа-самцов. Так что 51 неделю в году протагонисту приходится быть паинькой, а на неделю отправляться в отпуск в одиночестве и проявлять новообретённый характер.

Кино[править]

  • «Пробуждение» (США, 1990): Работающему в психиатрической клинике медику удается найти средство, выводящее пациентов из кататонического ступора, и они впервые за многие десятилетия начинают по-настоящему жить. Но эффект лекарства оказывается временным, и постепенно их разум вновь погружается в небытье. Основано на реальных событиях.
  • «Дневной представитель».
  • «Маска» — в конце фильма Стенли выкидывает артефакт, ибо научился быть раскрепощённым и без него.
  • «Чокнутый профессор» — толстый учёный худеет при помощи собственноручно изобретённого лекарства, чтобы нравиться девушкам. Но препарат делает его слишком дерзким и циничным. В конечном итоге пассия полюбила профессора таким, какой он есть.
  • «Адвокат дьявола» — сделка с князем тьмы, помогающая адвокату выигрывать дела, оборачивается кошмаром для его семьи. В конце происходит «сброс реальности», но с твистом Р.Л. Стайна.
  • «Бессердечный» — похоже на предыдущее. Некрасивый парень избавляется от уродующей его родинки, но «спаситель» оказывается Дьяволом и подпрягает парнишку заниматься грязной работой. Естественно, под конец протагонист одумывается.
  • «Ослеплённый желаниями» — карикатурно-комическая подача тропа.
  • «Восхождение Юпитер» — став королевой Земли и ещё нескольких планет, главная героиня не придумала ничего лучше чем вернуться к тому чтобы… мыть туалеты в Нью-Йорке. Причём если раньше это её бесило, теперь ей всё нравится.
  • «Газонокосильщик».
  • «Настя» — скромная героиня пожелала стать красавицей, и к ней теперь клеятся все подряд.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Хаус» — подсев на метадон, Хаус уже не приглушает боль в ноге, а полностью от нее избавляется. Вот только к концу серии он приходит к выводу, что наркотик снижает эффективность его работы. И от метадона отказывается.
  • «Сверхъестественное», конец шестого сезона — ангел Кастиэль, получив все души из Чистилища, обрёл могущество невиданной силы и объявил себя Богом… И был им ровно одну серию.
  • «Папины дочки». Катя выпила экспериментальные таблетки для повышения интеллекта и стала настолько умной, что просто не могла общаться с не очень умными людьми. Поругалась с мамой, перестала встречаться с Ильёй и стала глубоко несчастной. К счастью, антидот не понадобился — интеллект вернулся к исходно низкой точке.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — в одном из эпизодов на Чарли тоже испытывали экспериментальные таблетки, которые подняли его интеллект, но чуть не сделали инвалидом. Главные герои, правда, в основом были недовольны тем фактом, что поумневший Чарли отказывается заниматься грязной работой в баре. На самом деле он принимал плацебо, и интеллект у него не вырос, зато ЧСВ взлетело до небес, а все побочные эффекты он придумал сам.
  • «Дефективный детектив» — в одной серии психиатр выписывает Монку новые таблетки, которые помогают ему справляться с его ОКР. Вот только сразу пропадают его качества гениального детектива, ведь именно благодаря ОКР он и замечает мельчайшие подробности, которые опытные полицейские не видят в упор. Под конец серии он выбрасывает таблетки. Интересно, почему бы просто не попробовать уменьшить дозу?

Мультфильмы[править]

  • «Ико — отважный жеребёнок» — заглавный герой, мечтавший стать королевским конём, понимает, что жизнь с матерью и друзьями на природе лучше, чем во дворце.
    • А разве это сюда? Повышение социального статуса всё же не изменения самой личности или сверхспособности.

Мультсериалы[править]

  • В одной из серий «Симпсонов» Гомер узнаёт, что его низкий интеллект — из-за карандаша, который он в детстве засунул в нос. Карандаш извлекают, Гомер стремительно умнеет… и становится изгоем, перессорившись со всем городом. В конце серии карандаш засовывают обратно.
    • Впрочем, это идёт вразрез с другой серией, где высказывается теория о «гене Симпсонов», который значительно снижает интеллект мужской половины семьи при взрослении, тогда как на женщин эффект обратный.
      • Хотя на интеллект Гомера могут влиять и карандаш в мозгу, и «ген Симпсонов». Гены могут влиять не так сильно: Герберт Пауэлл, единокровный брат Гомера, заметно умнее.
  • Фрай из «Футурамы» своих гениальных глистов тоже повывел, хотя ему от них сыпались только ништяки. А всё потому что Лила полюбила не настоящего его, а его улучшенную версию.
  • «Губка Боб» — в одном из эпизодов Патрик поумнел, приставив себе вместо отлетевшей макушки мозговитый коралл. Однако умный Патрик оказался таким наглым и презрительным снобом, что отвратил от себя всех друзей и предпочёл снова сделаться идиотом.
  • «Пинки и Брейн» — вычислив, что все планы по захвату Земли проваливаются из-за недотёпы Пинки, Брейн делает его умным. Чересчур умным — Пинки сходу видит ошибки в вычислениях Брейна. Разочарованный Брейн не желает быть обузой для гениального приятеля и превращает себя в дурака — но и для Пинки дружба превыше всего. И вот в клетке сидят уже два придурка…
  • «Смешарики», серия «Забыть всё»: Кар-Карыч загипнотизировал Бараша от боязни высоты «Ты будешь всегда… на высоте!» Ну он и стал всегда и во всём на высоте: манеры, искусствоведение, игра на рояле, стихосложение, знание языков, изобретательство… «Но ведь я же и есть Бараш. Или… не Бараш? А может, я уже не смогу быть как раньше…» В итоге Кар-Карыч перегипнотизирует его. Возможно, не до конца.
  • «Гравити Фолз»: в одной из серий хрюшка Пухля становится сверхразумным существом. В конце он решает, что ему больше нравилось быть милой домашней зверюшкой, и возвращает свой интеллект на прежний уровень.
    • В полемизирующей серии «Рика и Морти» издевательская деконструкция. Превращённый Риком в разумное и гениальное существо пёс в гробу видел свою унизительную жизнь в качестве домашнего питомца (да и жизнь ли это вообще — по сравнению с горизонтами, которые открывает сверхразум?). Он даже пытается в отместку за пережитое поработить человечество, а в итоге его и других собак, которых он сделал разумными, миром отсылают в параллельное измерение — строить там собачью цивилизацию.
  • «Гриффины» — в одной из серий Мэг сменила имидж и стала из дурнушки суперзвездой. Это привело к развратному образу жизни и ссоре с семьёй. Мэг выбирает дальше быть девочкой для битья, лишь бы дальше не оставаться на сцене.
    • В другой серии у питомца Гриффинов, разумного прямоходящего пса Брайана, были проблемы с печенью (пил слишком много), и ветеринар дал Питеру свечи, которые должны были восстановить баланс ферментов в печени пса. Когда Питер всё-таки смог засунуть одну из них в анус Брайана, тот его укусил, а потом вовсю помыкал им, пользуясь тем, что Питер его боялся. В итоге Гриффины отдали Брайана в школу дрессировки собак, где его сделали очень послушным (любимые методы укрощения дрессировщика — ультразвуковой свисток и, для особо непослушных, привязывание к стулу перед экраном, на котором показываются вещи, которых собаки боятся). Поначалу он такой всем нравился, но Питер в конце концов начал скучать по прежнему Брайану, который был его другом, а не просто собачкой и слугой, как теперь. В итоге он вернул Брайана в обычное состояние, засунув ему ещё одну свечу (Брайан его укусил, как раньше) и объяснив, что ему нравился неперевоспитанный Брайан.
  • «South Park» — дети регулярно находят себе крутые увлечения, но в конце серии понимают, что это всё суета сует. На этот случай имеется меметичная фраза: «ребята, сегодня мы многое поняли».
  • «Финес и Ферб» — в одной из серий умник Балджет становится сверхумником благодаря специальному шлему. Ничего хорошего из этого не выходит — и остальным приходится здорово постараться, чтобы извлечь Балджета из шлема…
  • Приключения Джимми Нейтрона, мальчика гения — в одной из серий Джимми Нейтрон помогает Шину сдать контрольную с помощью некой процедуры (не помню, давно смотрел). Однако выяснилось, что его интеллект (а вместе с этим и голова) стал постоянно расти, из-за чего его голова могла буквально взорваться. Он был против этого, в связи с чем ему пришлось исправлять ситуацию самому.
  • «Американский папаша!» — друг Стива Барри. Парень явно не шибко умный, пока у него не забрали таблетки, которые он принимает каждый день. Тогда он сразу умнеет, однако при этом становится социопатом. Приходится вновь давать ему таблетки.
  • Duck Tales — серия «Великое прозрение Бабби».
  • «Капитан Симиан и космические обезьяны» — благодаря изобретению доктора Сплитца Gor-illa/Gor однажды поумнел настолько, что даже доктор перестал его понимать. В итоге, став пацифистом, он ближе к концу серии понял, что не может быть надежным членом команды и вернул себя в изначальное состояние, чтобы помочь попавшим в беду друзьям. В финале эпизода он разбил устройство, сделавшее его гением, мотивировав это тем, что такой, какой есть, он друзьям нужнее.

Комиксы[править]

  • «Человек-паук», комикс под названием «Цветы для Носорога» (да, такое название не просто так) — Носорог получает нечеловеческий интеллект благодаря операции на мозге. В какой-то момент он даже переписывает Гамлета, потому что посчитал стиль автора корявым. Вот только из-за своего интеллекта Носорог уже не может общаться со своей подругой, которая слишком глупа для него. Плюс, он начинает смертельно страдать от скуки, потому что для него нет уже ничего непонятного. В конце, чтобы не покончить жизнь самоубийством, он требует у учёных, чтобы те вернули его в «нормальное» состояние.
  • Один из перезапусков X-Men (начало-середина 00-ых): инверсия. Пётр Распутин (Колосс) избавляется не от сверхспособности (ещё бы, это ж генетика), а от комплексов по поводу своей мутации. Он уже вернулся в Петербург работать на завод, но тут у побережья затонула некая подлодка, Колосс её поднимает и, воодушевлённый народной любовью, возвращается в команду.

Аниме и манга[править]

  • Elfen Lied — в манге умственно отсталая дочь директора Какудзавы Анна, чтобы услужить родителю, согласилась посредством особой операции быть превращённой в монстра с огромным мозгом, в результате помимо сверхинтеллекта обретя ещё и дар предвидения. Тем не менее со зверской политикой отца Анна не была согласна и намеренно скрывала от него некоторую информацию, тяготясь своей новой ролью. В финале оказалось, что чудовищное тело было лишь внешней оболочкой и, выбравшись из него, девочка тут же начала бурно радоваться, что забыла даже таблицу умножения.
  • Kill la kill — Рюко, решив, что она как ученица академии ничем не хуже остальных, создаёт на пару с Мако бойцовский клуб. Преимущества такого подхода на лицо — Рюко всё так же мутузит всех тех, кто по велению Сацуки на неё покушается, но поскольку теперь они с Мако делают это от имени официально зарегистрированной организации, их престиж в академии (а, следовательно, и уровень жизни их семьи) стремительно растёт. Вот только побочным эффектом такой сладкой жизни стало развращение всех членов семьи Манкансёку богатствами и роскошью и их отдаление друг от друга. Мало того, Мако так втянулась в свою работу главы клуба, что превратилась из неловкой дурнушки в жёсткого бюрократа и для пущей эффективности стала устраивать Рюко ежедневные адские тренировки. Неудивительно, что Рюко стала всем этим сыта по горло и захотела вернуть всё, как раньше.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann же! Главный герой проходит долгий путь от сопливого слюнтяя до лидера-победителя… лишь для того чтобы в самом финале уйти в отставку и стать забытым всеми.
  • Osomatsu-kun — в одном из эпизодов родители шестерняшек были превращены в молодых красивых людей, которые собрали кучу поклонников. Но в конечном итоге они поняли, что и так счастливы, а будучи такими не смогут заботиться о своих сыновья.

Визуальные романы[править]

  • Kanonв линии Макото мы узнаём, что Макото на самом деле является лисой, о которой Юйти заботился в детстве. Чтобы встретиться с главным героем, она и превратилась в человека, получив человеческий интеллект и навыки. Вот только за это ей пришлось заплатить своей памятью, и своей жизнью. Когда Макото и Юйти начинают сближаться, героиня постепенно лишается способности говорить, теряет моторные функции, а ещё становится болезненной. Её линия заканчивается её смертью.

Примечания[править]

  1. Т. е. дьявола, Teufel; в русском переводе — барон Трёч. А в оригинале получается ещё и бонус для гениев: для знающих французский слово Lefuet выглядит как написанная с ошибкой французская фамилия Lefouet (le fouet — ременный кнут!).