Эффект Дульсинеи

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Strangled By The Red String. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Этот парень готов на всё ради возлюбленной: свернуть горы, пройти огонь и воду и даже, возможно, совершить героическое самопожертвование, если придётся… несмотря на то, что он встретил её пять минут назад.

Троп назван в честь Дульсинеи из романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», дамы сердца самопровозглашённого рыцаря Дон Кихота. Во имя её главный герой готов совершать любые подвиги, несмотря на то, сам не уверен «существует ли Дульсинея на свете или не существует, вымышлена она или же не вымышлена…».

Рыцарь в сияющих доспехах часто подвержен этому эффекту. Педаль в пол — классический сказочный сюжет о рыцарях, отправляющихся спасать принцессу, которую они вообще никогда в жизни не видели. Конечно, если за принцессу обещано полцарства (или, тем более, все королевство целиком в будущем), то у рыцаря есть рациональная мотивация — но отнюдь не всегда это так.[1]

В принципе не обязательно, чтобы мотивацией героя, борющегося до смерти за малознакомую девушку, была любовь и страсть. Он вполне может делать это ради своих идеалов или из принципа. Ещё один вариант — если девушка моложе его, у него может включиться инстинкт старшего брата.

Примеры[править]

Литература[править]

  • А. Грин, «Алые паруса» — пока героиня мечтает о принце, капитан Грэй идёт пусть и не на смертельный риск, но на весьма чувствительные затраты и хлопоты, дабы этого принца перед ней изобразить. Притом, что до этого он ни разу с ней не общался, а слышал о ней лишь то, что она ненормальная.
  • Эдмон Ростан, «Принцесса Греза» — Жофруа Рюдель заочно влюбился в Мелисинду Триполийскую и пустился в путь, чтобы увидеть ее. Вот только первым увиделся с ней его друг Бертран, потому что сам герой не мог с носилок подняться… Но завершилось все по-благородному, трогательный финал, одна неизбежная смерть, два разбитых сердца и полный корабль воодушевленных матросов, готовых выступить в крестовый поход.
  • «Человек-амфибия» — Ихтиандр же!
  • Это долгое время было фатальной слабостью Гарри Дрездена. Не перечесть случаев, когда он влезал в передрягу просто по факту того, что женщина в беде. Добивает то, что порой от этой женщины ему и доставалось (вспомнить хотя бы Анну Вальмон).
  • Повесть Марины и Сергея Дяченко «Уехал славный рыцарь мой»: Здесь дается точка зрения «Дульсинеи», работа которой заключается в том, чтобы вдохновлять рыцарей на благородные подвиги.
  • Ю. Нестеренко, «Время меча» — сразу два примера. Редрих влюбляется в Элину и отправляется за ней через весь континент после того, как она помогла ему отбиться от бандитов (при том, что ей он безразличен — она лишь следовала кодексу чести), а Эйрих с первой же встречи начинает относиться к ней, как к дочери (своей он никогда не имел, ибо правила ордена наримати запрещали).
  • Сага о Копье — похоже, одна из первых деконструкций. Танис Полуэльф видит здоровенного хобгоблина, надвигающегося на девушку, утыкивает его стрелами — и получает яростный втык от этой девушки, лишившейся запланированного мальчика для битья железной палкой по жизненно важным органам. Ну а то, что после этого они становятся сперва боевой парой, а потом верными врагами — совсем другая история…
    • Напомнило рассказ О.Генри «Принцесса и пума», хотя там герой не разозлил, а рассмешил девушку, бросившись ее спасать от напавшей пумы, хотя при нем не было оружия, а девушка как раз прицеливалась, чего герой не заметил.
  • Сергей Лукьяненко, «Принцесса стоит смерти» — ну ладно, спас девушку от гопников (девушка вполне могла себя защитить вот только это не очевидно было), девушка подарила кольцо, а потом через несколько лет (общения никакого не было) позвала через него — мол ей очень нужна помощь… надо только разбить камень в кольце.

Кино[править]

  • «Звездные войны» — Люк Скайуокер идёт на огромный риск, чтобы спасти Лею на Звезде Смерти, несмотря на то, что до этого он видел её лишь раз, на голограмме.[2]
    • Хан Соло весь четвертый эпизод громко подсвечивает этот факт, однако сам подпадает под обаяние воинственной принцессы и остается в рядах повстанцев…
  • «Пятый элемент» и множество подобных сюжетов, в которых герой незамедлительно бросается помогать (рискуя собой и забыв про собственные дела) внезапно свалившейся на него героине вместо того, чтобы просто высадить её у ближайшего полицейского участка.
  • «Барон Мюнхгаузен» (Чехословакия 1961 г.) Барон и Томаш готовы объявить войну Турции, чтобы спасти европейскую принцессу, являющуюся невольницей султана. Причем они ее видят первый раз в жизни. А главный заводила в этом деле — Мюнхгаузен.
  • Сериал «Пуаро Агаты Кристи» — благодаря этому эффекту напарник Пуаро Гастингс регулярно попадает в сети коварных преступниц-манипуляторш. В романах самой Агаты Кристи он тоже идеалист и пару раз подобным образом подставляется, после чего Пуаро способствует женитьбе Гастингса с последующим отбытием в Аргентину, чтобы под ногами не путался, но в сериале педаль этого эффекта выжата на максимум.
  • «Зачарованная» — типичная диснеевская принцесса взаимно влюбляется в прекрасного принца с первого взгляда… А потом попадает в реальный мир, где такое поведение считается странным.

Мультфильмы[править]

  • Frozen — гендерная инверсия и деконструкция: Анна готова выскочить замуж за Ханса буквально через несколько часов после знакомства, и добрая треть мультика посвящена демонстрации того, почему это было плохой идеей.
  • Спящая красавица от Диснея - принц практически влюбился в Аврору и готов ради нее встать против самой Малефисенты. А познакомился он с принцессой только пару дней назад...

Аниме и манга[править]

  • Любой уважающий себя обычный японский школьник обязан отличиться чем-то таким, вдавив педаль в пол. Но отличившихся вдавливанием её в асфальт стоит упомянуть поимённо.
  • To Love-Ru. Главный герой, Юки Рито, выполнил свою обязательную программу в первой же серии. Ну свалилась тебе на голову весьма странная красотка, ладно. Ну выяснил, что её преследуют, и попытался помочь бежать, благо, местность знаешь. Но чего бросаться закрывать её своим телом? Не похоже, что её хотят убить, а вот тебя, не попытавшегося даже принять бой, а просто стоящего столбом, могут! В итоге эта рафинированная глупость произвела неизгладимое впечатление на не особо прагматичную красотку, и сюжет завертелся. И убедившись, что номер работает он подобное ещё не раз проворачивал.
  • Now and Then, Here and There — Сю рискуя жизнью бросается защищать Лала-Ру, хотя они познакомились несколько минут назад и даже поговорить толком не успели.

Видеоигры[править]

  • Это третье правило в списке шаблонов JRPG, причем, достаточно нередкое. Стандартный задел: к партии героя присоединяется девушка с крайне туманным прошлым. И герой заступится за неё, независимо от того, в чем её обвиняют. Впрочем, этот троп настолько приелся, что ему свойственны деконструкции: вполне может случиться так, что эта девушка — либо засланный крот, либо реально чудовище/ведьма, спасающаяся от заслуженного возмездия.
  • Braid. Непонятно, существует Принцесса в принципе — или только в воображении Тима.
  • «Проклятые земли» — игра с тропом. Только увидев Лу-а-Джаллу, прозванную, кстати, Принцессой, протагонист влюбляется в неё. Но произошло это потому, что Зак и есть её любимый, нарочно сменивший внешность и стёрший память.
  • Даже циничный Алекс Мерсер на этом погорел. Узнав, что гентек держит в плену девушку-подопытную, он сходу решил освободить ее. Ой, зря
  • Chrono Trigger — главный герой сиганул в портал, ведущий невесть куда, за девушкой, которую знал от силы пару часов. Хотя, возможно, по-другому он не мог.
    • С фитильком: при попытке свалить с локации он будет остановлен Луккой.

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinityстрадающий амнезией Кид проводит с Коко в подводном парке неделю, за которую успевает влюбиться в неё. Следующие семнадцать лет он тратит, чтобы посодействовать выполнению сложнейшего плана, и всё ради спасения Коко.
  • Kanon — Юйти Айдзава, особенно в линии Май, где он готов помогать героине даже несмотря на то, что это опасно для его физического благополучия.

Примечания[править]

  1. Потому что подобные сказания являются отголоском древних обрядов инициации. Настоящая мотивация героя — пройти испытание и повысить тем самым свой ранг в традиционном обществе через совершение подвига, даже женитьба не обязательна — во многих сказаниях герой спасает принцессу не для себя, а для сюзерена. С забвением смысла инициаций это начали рационализировать, отсюда принцесса в жены и полцарства в придачу.
  2. Потом выясняется, что это его родная сестра. К счастью, они не успели замутить меж собой ничего сексуального.