Закон Осмозиса Джонса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pixar знают толк в очеловечивании

Закон Осмозиса Джонса звучит так: «что бы это ни было, найдётся автор, который сделает это разумным персонажем». Или, в рамках одного произведения, «все разумные персонажи — люди».

Нет, правда, вы замечали такую тенденцию? Авторы всех этих мультфильмов и книжек могут выбрать в качестве героев кого угодно… что угодно, но в результате у них получаются люди. То ли нечеловеческое сложно изобразить, то ли это считают сложным и непонятным для ЦА, к тому же не страдающей синдромом реалиста, то ли авторы специально повествуют иносказательно (например, как было с «Чиполлино»). Так или иначе, но не вполне уместное придание человеческих черт, будь то облик или поведение и общественное устройство, встречается очень часто, а нечеловеческое пытаются либо выбросить вообще, выжимая педаль закона всё глубже, либо оставляют за кадром в огромных количествах.

Начать стоит с тропнеймера. Дело в том, что чем меньше живые существа, тем более нечеловеческое у них существование. Если с позвоночными это вполне приемлемо, хотя наделение разумом всех подряд способно вызывать изрядной силы ужас у холодильника, то где-то у членистоногих, особенно коллективных, начинается веселье. Но кто-то догадался пойти ещё глубже и создал мультфильм, действие которого происходит внутри тела живого человека, с персонажами-кровяными тельцами и бактериями. Это чудо называется «Осмозис Джонс» и использовано в качестве названия статьи.

Далее идут предметы, от игрушек и бытовой техники до автомобилей и самолётов, которые появляются на свет и существуют без всякого участия людей, сами по себе, и даже ведут войны. Всё это смотрится очень оригинально и интересно. Ещё выделяются растения и особенно отдельные их части. В отличие от вышеперечисленного, неприятно и в плохом смысле странно смотрятся «одушевлённые» продукты — те самые, которые люди употребляют в пищу, а также предметы, с которыми люди обходятся не самым приглядным образом. Больше ужаса у холодильника, больше!

Примеры[править]

Закон всеобъемлющ, подобно правилам 34 и 63, так что пишите только самые хтоничные примеры или игру со штампом.

Кино[править]

  • Дилогия фильмов «ТРОН» и примыкающие к ним мультсериал и неканоничная видеоигра — мир внутри компьютера, где живут вполне человекообразные программы. При этом, судя по фильму «ТРОН: Наследие» можно не только оцифровать человека, но и программу вытащить в реальный мир в человеческом облике.

Мультфильмы[править]

  • «Осмозис Джонс» — кодификатор.
  • «Головоломка» — авторы пошли ещё дальше и очеловечили эмоции. Конечно, это уже переходит в разряд антропоморфных персонификаций, но они ведь тоже часть закона, получается.
  • «Би муви: Медовый заговор» — это какие-то неправильные пчёлы, определённо. Семьи? Пыльца? Чтоблин это вообще такое? Похоже, авторы употребляли неправильный мёд, когда делали это. Мульт можно считать кодификатором закона для насекомых.
    • «Муравей Антц» имеет сходный градус безумия, но не так известен.
    • «Пчёлка Майя», «Лунтик» и иже с ними.
  • «Тачки», «Самолёты» и вообще это теперь уже прямо сеттинг — тот самый мир машин без людей, где многое остаётся за кадром.
  • «Красавица и Чудовище» — разумные вещи в замке (привет героическому тостеру!) — не просто добавлены в мульт для прикола, а на самом деле прислуга, заколдованная вместе с хозяином.
  • «Ральф» — разумные НПС в играх… Доходя до живых конфет!
  • «Ледниковый период» 4 и особенно 5 — если в первых трёх мультфильмах животные были всё же животными по поведению и дальше гэгов очеловечивание не шло, то в последних их общество строится как у людей: с барами, свадьбами, одеждой И АВАТАРКАМИ, КАРЛ.
  • «Полный расколбас» — продукты питания теперь разумны и поклоняются покупающим их людям как богам. Правда, мультфильм определённо не для детей и является адовой деконструкцией закона.
  • «Эмоджи». Да, теперь у нас и символы имеют человекоподобное общество. Даже не телефоны, а символы.
  • «Побег из курятника» — разумные куры под тоталитарным контролем людей.
    • Но тут у педали до пола ещё есть место. В Royal Air Force петухи не управляют самолётами!
  • «Ночь в супермаркете» — пополам с антропоморфными персонификациями, героями выступают талисманы продуктов питания которые оживают ночью, а их супермаркет превращается в город. Из всех примеров, пожалуй, самый непродуманный и непрописанный сеттинг потому что авторы не удосужились объяснить как именно это работает, ведь если маркам очень нужно они и днём могут бодрствовать перемещаясь по обычным магазинным полкам.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — закон во вполне обычном виде и с учётом фэнтезийности мира может быть вполне обоснован. Но нет, они же лошади, и упоротые взрослые фанаты натягивают на волшебных пони повадки реальных лошадей, игнорируя канон. Случай примечателен именно многочисленностью пациентов-реалистов.
    • Также любопытны претензии фанатов к предметам обихода, которые выглядят как рассчитанные на обладателей как минимум пальцев. И если в случае с роялями можно ссылаться на колдунство в понячьих копытах, то ножницы и ручки у чашек никак не оправдать. Можно, конечно, считать, что пони далеко не всегда были лошадками. И ведь прямых намёков на это в сеттинге полным полно… Вот только в реальности уже через неделю после превращения вусмерть изматерившиеся пони переделали бы все ручки старых инструментов под копыта :)
    • Условная Рарити задолбалась бы детализировать очередное платье копытами и зубами. Поэтому ручки ножниц здесь скорее для удобства управления с помощью магии; проще «сфокусироваться» на части предмета, чем на всём предмете.
  • Перезагрузка — полноценное общество внутри компьютера. На гуманоидов, правда, тянут только вирусы и модули, а основное население — «параллелепипеды на ножках» биномы.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — сообщество разных видов животных на дне морском с несколькими вполне по-человечески устроенными городами.
    • Правда, имеет место сатира: события происходят в «Бикини Боттом» — атолл Бикини (?), где раньше проводились испытания ядерного оружия.
  • «Аладдин» — волшебный ковёр если не очеловечен, то особачен уж точно: он понимает команды друзей, приходит к ним на помощь, любит поиграть и умеет выражать эмоции.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — почти все животные, кроме рыб, ведут себя как люди. Впрочем, разумные рыбы тоже встречаются.

Аниме и манга[править]

  • «Клетки за работой» — nuff said, анимешный Осмозис Джонс как он есть.
  • «Upotte!!» — школа пистолеток, автоматок и винтовок.
  • «Hetalia: Axis Powers» и «Afghanis-tan» — страны, соответственно большей частью Европы и Азии.

И вообще в этой среде берут что угодно и вот просто так, наглейшим образом делают из этого тян.

Контрпримеры[править]

Аверсии[править]

Когда авторы пытаются оставить животных животными со свойственным им поведением и укладом жизни:

  • «Путешествие муравья» (1983) по рассказу Бианки — сравнительно реалистичное действо без лишних слов.
  • Диснеевские «Бэмби» и «Король-Лев» и блутовская «Земля до начала времён» (ранняя) — животные говорящие, но живут по законам природы, очеловечивание не заходит дальше редких гэгов.
    • Впрочем, в мире «Короля-Льва» животные общаются, несмотря на эти законы, и вырисовывается какая-то жуткая религия, когда львов почитает их еда и радуется прибавлению своих палачей. Подробнее в статье «ужас у холодильника», насчёт «The Lion Guard».
      • Тимон и Пумба в фильмах часто упоминают что-то из нашей жизни. В «The Lion Guard» этого нет.
      • С религией все хитро. Существует точка зрения, что людям нравятся кошки (и вообще кошачьи) именнно потому, что наши обезьяньи предки обожествляли охотившихся на них хищников. Так что…

Инверсии[править]

Иногда, конечно же, шутки ради, посреди разумного и человечного совершенно выскакивает некая черта, свойственная реальному варианту данного существа и выглядящая весьма глупо на фоне действующего закона:

  • «Приключения Флика» — падение листа поперёк дороги, по которой идут муравьи, вызывает у них панику, и они совершенно не видят, что его можно запросто обойти.
  • «Том и Джерри» — в нескольких эпизодах с участием бульдога Спайка кот отвлекает его от цели в лице себя броском палки на предмет принести хозяину.
  • «Реальные упыри» — компания вампиров обменивается подколками с компанией оборотней. Один из вампиров делает вид, что бросает палку и кричит: «Принеси!» — «младшенький» из оборотней бросается за палкой (но тут же спохватывается).
  • Girl Genius, внесюжетная история про Ласковую Королеву — о соблюдении закона в отношении кота Кроспа позаботился безумный учёный Дмитрий Вапнупл, но главная героиня напомнила ему о его происхождении, заставив рефлекторно схватить верёвочку, как это сделал бы любой кот. Такой оплеухи его самолюбие давненько не получало…
  • «Удивительное путешествие доктора Дулитла» (фильм, 2019) — животные там очеловечены частично, в некоторых аспектах, но беседуют уж точно как люди. Вот тут на контрасте и играют стереотипы именно звериного поведения «страус прячет голову» (хотя это легенда, реальный страус так не делает), «медведь рычит, разинув пасть» (именно рычит, хотя за миг до этого разумно членораздельно говорил), «тигр, как кошка, играет с солнечным зайчиком» (выглядит смешно, поскольку говорит он как угрюмый неглупый убийца).