Легенды преувеличивают

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Стурла оборонялся копьём, которое звалось Серый Клинок: это было старинное и не слишком хорошо закалённое копьё, украшенное драгоценным металлом. Стурла всё время бил им с такой силой, что люди от его ударов падали, но копье гнулось, и он несколько раз выправлял его у себя под ногой »
— Сага о Гисли, критическое описание легендарного копья Серый Клинок

Главный герой, вживую получив нечто легендарное, почти с разочарованием обнаруживает, что легенды не то чтобы совсем врут, а просто очень сильно преувеличивают. Или же, углубляясь в исследование тайн прошлого, убеждается, что Древний Мессия, сошедший с небес, был простым смертным, хоть и крутым, поверженный им Жуткий Демонический Враг — тоже простым смертным и даже не обязательно козлом, а ведомые Врагом Орды Тёмных Сил — самым обыкновенным народом, хоть и враждебным. Или возможно, что древним артефактом, возможно даже, действительно совершали подвиги, вот только время его не пощадило и теперь это просто ржавая железка, ещё и сделанная по устаревшей технологии.

Если же легенды преувеличивают в чисто количественном отношении — это называется Лишние нолики.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Белеет парус одинокий» В. Катаева — отправляясь на Ближние Мельницы, Петя был уверен, что идет в потустороннюю страну призраков. Ведь именно на это намекали все слышанные им про этот пригород Одессы рассказы — туда переселяются (и даже «упокояются» там) вдовы и сироты скоропостижно умерших, возвращаясь ненадолго и лишь в виде тени, в которой трудно узнать былого человека. На деле же оказалось, что Ближние Мельницы — простые рабочие предместья, куда действительно часто переезжают обнищавшие из-за потери кормильца семьи (вовсе не по велению рока, а из-за низкой арендной платы), и выглядят бледно они тоже по вполне прозаическим причинам. Пример с фитильком, так как таинственная земля теней — плод воображения самого малолетнего Пети, который так воспринял рассказы про обычные житейские несчастья с потерей социального статуса.
  • «Отблески Этерны» — Ричард Окделл, подержав в руках меч Раканов, убеждается, что это «дурно сбалансированная старая железяка». Правда, когда ее берет в руки истинный Ракан, по небу начинают ходить знамения и видения, но в эксплуатации меч лучше не становится. Возможно, это вообще ритуальное оружие, не предназначенное для боя.
  • Discworld — Ринсвинд очень удивился, встретив Коэна-варвара. Он увидел тощего беззубого старикашку — а ведь ждал увидеть могучего героя, о котором ему рассказывали еще бабушки-дедушки… Хмм, ах да!..
  • Как Трурль и Клапауций демона второго рода создали — «Тьма Кромешная», а при ближайшем знакомстве — космическая помойка.
  • Scar Nightзигзаг: легендарный клинок ангелов — всего лишь старая тупая железка, но главный герой смог, наточив его, добиться от него толку. А затем он вживую увидел Бога, про которого рассказывают легенды… вот только боженька оказался изрядно похож на чу-чу, а легендарные ангелы оказались похожи на крылатых зомби, потому что бессмертны, но их бессмертие оказалось дефектным
  • «Пасынки Вселенной» Хайнлайна: Джордан и Хафф — не Бог и Сатана. Первый — создатель фонда, построившего корабль поколений, второй — механик, когда-то поднявший на нём бунт. А персонажи — одичавший экипаж построенного «Фондом Джордана» корабля, для которых произошедшая некогда история превратилась в миф.
  • Андрей Уланов, «Никакой магии»: лорд Рич пытается повторить подвиг своего предка — взбежать по крепостной стене в пять ярдов (чуть меньше пяти метров). Дворецкий деликатно намекает ему, что подвиг мог быть преувеличен — сохранившиеся остатки той стены куда ниже, да и предок мог быть не в полном боевом доспехе.
    • Тот же лорд Рич интересуется у юной эльфийки, правда ли, что она наставила на огромного строительного голема пальчик, сказала «бу!» и тот рухнул. На самом деле паровой механизм завалили мощной струёй воды из пожарной машины.
  • Бернхард Хеннен, «Drachenelfen» — эльфы считают, что Манавейн, легендарный наставник Белого Чертога вместе с шестью другими наставниками отошел от дел и живет в уединении, но готов вернуться, когда Альвенмарку будет грозить опасность. На самом же деле Небесные змеи отправили семерых наставников в Нангог и шестеро из них погибли в бою с Пернатым змеем, а Манавейн был заключен в камень девантаром Иштой.
  • «Ночь свастики» — главные герои, живущие в тысячелетнем Рейхе, обнаруживают подлинный портрет Гитлера на котором он совсем не белокурый!
  • «Под знаком Мантикоры» Алексея Пехова — педаль в пол, здесь легенды не только преувеличивали, но и откровенно лгали. Как выясняет в конце ГГ, Спаситель а-ля Иисус Христос был магом, который узурпировал всю магию для ордена своих последователей и запретил для всех остальных людей. Местный аналог Дьявола ему в свое время пытался помешать, но не преуспел.
  • «Абсолютное оружие» Нестеренко — древний демон на самом деле является абсолютным оружием — он настолько крут, что прошлое его появление вызвало уничтожение большей части индейской цивилизации. Вот только с тех пор технологический уровень заметно подрос, и монстр, неуязвимый для стрел и копий, легко выносится мелким отрядом современных бойцов.
«

Между тем обе группы построились друг против друга в подобие неровного строя. Из обеих групп вышло по одному человеку. Каждый был вооружен длинным мечом, а в левой руке держал щит. Только у одного щит имел каплевидную форму, а у другого был круглым. Некоторое время противники стояли друг перед другом, громко выкрикивая какие-то слова, судя по всему, оскорбления, потом бросились биться. Рубились они, на взгляд Жоры, медленно и неумело, однако вскоре тот, у которого был круглый щит, стал одолевать. Он теснил противника, а один раз рубанул того по остроконечной кожаной шапке, украшенной железными бляшками. Тот покачнулся, но не упал. Он одной рукой оперся на щит, а той, в которой был меч, махнул соратникам, призывая их на помощь. С ревом и воем сошлись две толпы и принялись крушить друг друга, размахивая преимущественно дубинами. Было воинствующих не особенно много, человек по двести с каждой стороны, но махали они дубинами и мечами довольно рьяно, и скоро поле усеяли тела павших. Вообще Жора представлял себе средневековые побоища несколько по-иному. Сражающихся, несомненно, намного больше. Большинство из них верхом и, конечно же, облачено в богатые доспехи. А здесь лошади вообще не присутствовали, а что касается доспехов, то редко у кого имелась кольчуга, некоторые носили кожаные и войлочные тегиляи, а большинство было одето в обычные дерюжные рубахи. Да и головы покрыты шлемами лишь у немногих. Не наблюдалось и туч стрел, якобы закрывавших солнце. Копий тоже оказалось чрезвычайно мало. Вообще говоря, битва больше напоминала уличную драку стенка на стенку, когда один край деревни бьется с другим неизвестно за что. — Ну, как впечатление? — спросил Сергей. — Не очень, — критически отозвался Жора. — Блеска не хватает! Экспрессии… В общем, не впечатляет. Понятно, что музей ограничен в средствах. Ну так и не нужно было зацикливаться на батальных сценах. Вон «Природа родного края» как отлично получилась. Со вкусом! А это что?! Свалка какая-то. В общем, не Куликовская битва! — А это она и есть. — Кто — она?! — Да битва Куликовская… — Что за чушь?! — И не чушь вовсе, а реальное сражение на Куликовом поле. Так сказать, слепок с натуры. Всё именно так и было. — А где же Челубей с Пересветом? — Да как же… А в самом начале кто дрался? — Эти два расп…я — Челубей и Пересвет?! — Точно так.

»
— Александр Атеев «Город теней» («Загадка старого кладбища–3»)
  • Таня Гроттер — у пробужденного Зубодерихой «спящего красавца» Готфрида Бульонского было «не знающее промаха копьё Аполлона». Автором подсвечено, что не стоит верить рекламе — мазало оно только так!
  • Гэри Дженнингс, «Ацтек» — главный герой пускается на поиски легендарной прародины Ацтлана в надежде встретить таких же воинственных и бесстрашных собратьев, как и нынешние ацтеки. Находит он мирных болотных жителей, которые в своё время просто выперли более агрессивную секту угоревших по богу войны и насилию на мороз и не видят в их поведении ничего великого. Да и история с орлом со змеёй в клюве, который по воле богов приземлился на месте основания города каналов Теночтитлана, тоже сильно приукрашивает реальность: когда ацтеки только пришли на место будущей столицы, местные племена специально согнали их на болота есть лягушек, будучи далеко не в восторге от воинственных воззрений новых отсталых соседей. Те, на их беду, на болотах выжили и организовали масштабную вендетту, присвоив многие достижения покорённых племён.

Сетевая литература[править]

  • В одной из сказок Бормора группа приключенцев собирается забрать клад из гробницы царя народа Древних. Легенды описывают их как весьма мудрых и сильных. И они правда такими были — с точки зрения пещерного человечества, которое их и уничтожило, попутно переняв мудрость.

Фанфики[править]

« — Во что же ты веришь? — у Эрвега побелели скулы и кончик носа. — В то, что Учитель был тридцати футов роста, а его щит нависал над Финголфином, как грозовая туча? В то, что ваш король бегал у него между ног, как мышь?

— Ты сказал! — Берен ткнул в Эрвега пальцем. — И она сказала. Если бы орёл Манвэ полоснул когтями любого человека обычного роста, да хоть бы и нолдо, он оторвал бы голову по самую грудь, с плечами вместе. Здешние орлы гаура перекусывают пополам, вы сами их видели.

»
« Очнувшись от грёзы, Берен развернулся и увидел его почти таким, каким представлял по рассказу о поединке с Финголфином. «Ну, не тридцать футов… Ну, десять… Мне хватит…» »

Кино[править]

  • «Геракл» с Дуэйном Джонсоном.
  • «Троя» — аверсия: увидев Ахиллеса вживую, многие удивляются, потому что все слышали, что он полубог.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — Дейнерис чуть не завалили вместе с её драконом. Хотя тут такое дело, что дракон, во-первых, ещё детёныш, а, во-вторых, Дени только учится им управлять.

Мультсериалы[править]

  • Скуби-Ду — в одной из серий персонажи разыскивали древний индейский клад. И нашли в итоге… уже порядком попорченный запас масла. Которое — во времена создания легенды — на самом деле было весьма ценно.

Видеоигры[править]

  • Total War Saga: Troy — часть древнегреческих мифов тут была (относительно) реалистично реконструктуировано — так мифические существа — это просто крутые (иногда ещё крупные и сильные) люди в необычных костюмах. Кентавры, соответственно, всадники.

Реальная жизнь[править]

  • В сказках за фантастическими элементами скрываются интересные, но вполне «обычные» события обрядов инициации, шаманских практик и социальных потрясений. Читайте Проппа, Элиаде или Серякова.
  • Мифология, наверное, всех народов мира как таковая. В народной памяти могут быть «законсервированы» очень древние события, но они, как правило, искажаются, в том числе и преувеличением чуть ли до неузнаваемости. Вот несколько гипотез происхождения разных легенд.
    • Легенда об изгнании перволюдей из райского сада, где еда растет повсюду, во внешний мир, где нужно пахать землю и пасти овец, происходит от сильно приукрашенных легенд о временах до неолитической революции — так называемом присваивающем хозяйстве.
    • Миф о всемирном потопе, характерный для многих регионов, явно отражает какие-то исторические катаклизмы — цунами или наводнения. И, разумеется, вовсе не всемирные.
    • Миф о казнях египетских не находит практически никаких подтверждений ни в египетских летописях, ни в документах соседних государств. Вероятно, имела место миграция кочевников-евреев, происходившая из-за голода, нашествий саранчи и других вполне естественных бедствий, имевших локальный характер.
      • А переход через Красное море мог произойти — теоретически! в момент сильного отлива, который предшествует цунами. Если евреев было немного, а место перехода было достаточно узким…
        • Цунами в Красном море?
      • Во времена до постройки Асуанской плотины Нил регулярно разливался затапливая поля, а при высокой воде и деревни. И каждый раз был краткий период, когда приходящая вода была красной от солей железа и еë нельзя было пить. Это, кстати, объясняет, почему история о казнях возникла у евреев, прифигевших с этого зрелища, а не у привычных к нему египтян.
    • «Махабхарата»: вражда между племенами куру и панчалов превратилось в эпическую борьбу между родами Кауравов и Пандавов, в финале которой — битве на Курукшетре — погибло больше миллиона человек и использовалась боевая магия, описания которой заставляют нервно курить в сторонке современных фантастов.
    • «Рамаяна»: набеги захватчиков-ариев на аборигенов Шри-Ланки, происходившие в бронзовом веке, отобразились в эпосе как настоящая война богов (вернее, их воплощений-аватар) с демонами-ракшасами, да ещё происходившая аж в Трета-Югу (по индуистской традиции — около миллиона лет назад).
    • «Илиада»: войны ахейцев с троянцами были, город Троя существовал, цари Приам и Агамемнон — реальные исторические личности, упоминаемые в хеттских источниках, но сами понимаете — десять лет осада не длилась, боги в ней не участвовали и вообще не факт, что реальная война закончилась победой ахейцев. Троя же реально называлась Вилуна (в древнегреческом искажено в Илион) и упоминалась как один из полудесятка значимых городов запада Малой Азии. Ахейцы даже не были самым сильным и мощным племенем той эпохи, а были частью громадной коалиции «народов моря» уничтоживших государство Хеттов и чуть-чуть было не уничтоживших Древний Египет. Возможно в сюжете Илиады сплавился огромный пласт разновременных событий разных эпох и союзники-негреки исчезли из сказаний.
      • Не секрет, что немало сюжетов скандинавских саг также вдохновлены рассказами рагромленных в попытках идти пограбить Рим и вернувшимися на свою историческую родину древних германцев (герулы, скиры, часть готов) о событиях эпохи Великого Переселения народов. Хан Аттила стал конунгом Аттли, Теодорих — Тйодриком.
      • Здесь скорее другой троп: из крупномасштабной войны греки запомнили лишь события на очень локальном ТВД (правда, имевшем для них жизненно важное значение). Ну, как современные поляки из сражений ВМВ лучше всего помнят про «алые маки на Монте-Кассино» (где погибло аж 934 поляка), у которого и были за спиной — двадцатидневная «оборона» Польши, пять лет бегства от фронта и, которых таки выпнули в бой только угрозой разоружения и интернирования в лагерях.
    • Все легенды про короля Артура. Из более-менее близких к эпохе источников ясно только, что был в Уэльсе некий Артур — даже не ясно, король (скорее, военный вождь, которого кельты выбирали в случае большой войны для командования сводным войском нескольких племён) или просто воевода на службе Амвросия Аврелиана — который доблестно сражался с саксами, а потом погиб. Легенды раздули из Артура — короля всей Британии аж по Оркней, воцарившегося с магическими спецэффектами, из упомянутого в летописи одной строчкой Медраута — злодея Мордреда, а Амвросий ещё и стал прототипом Мерлина. Ирония судьбы: единственное более-менее достоверное достижение Артура — победу над саксами при горе Бадон — теперь никто не помнит, зато фэнтези про меч в камне, Грааль и круглый стол знают все.
    • Былины — во все поля. Славянская молодёжь из «волчьих братств» любила развлекаться набегами на соседей («Волх Всеславич»), но, конечно, настоящими оборотнями они не были и вели их не колдуны, являющиеся детьми Змеев. Войны с кочевниками, слившимися в памяти сказителей в единый образ «татар», были. Есть реальные прототипы у Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, причём у каждого их, по всей видимости, несколько. Стрелами дубы не разбивали, змеев да прочих демонических существ вроде Идолища Поганого не били, росту были обычного и вообще, по всей видимости, друг друга не знали[1].
  • Поход Вещего Олега на Византию во главе эпического войска в 80 тысяч человек, с колесными кораблями, прибиванием щита на константинопольских воротах и обкладыванием империи данью в пользу русов, совершенно не упоминается в византийских документах и современными историками считается сильно мифологизированным.
    • Вообще почти все исторические источники преувеличивают численность противника той стороны, которую поддерживает источник: если победили — так «пиши больше, чего басурман жалеть», если проиграли — так потому, что врагов была несметная орда. Фактически, можно с определённой степенью доверия относиться к описанию своих сил: если написано, что на битву пошли князья Дуроблуд, Хреномысл и Всехпослав со косячичи, скорее всего, действительно пошли три князя с дружинами и один отряд ополчения, и более никого (аналогично, в орденских хрониках можно верить тому, какие округа посылали войска и, сверившись с переписью благородного населения, приблизительно оценивать численность отрядов). Ну а набивший оскомину оборот «на каждого нашего приходилось по десять-двадцть-сорок врагов» и вовсе является едва ли не припевом в древних хрониках, принимать который на веру будет разве что совсем уж наивный читатель.
  • «Песнь о Роланде» — нападение басков на арьергард франкской армии, его разгром и гибель бретонского маркграфа Хроудланда народ превратил в эпическую битву с арабами, закончившуюся контрнаступлением Карла, взятием Сарагосы и изгнанием арабов из всей северной Испании.

Примечания[править]

  1. Они жили в разное время. Добрыня, будучи родным дядей князя Владимира, имеет в летописях подробнейшее жизнеописание до 985 года (возможно, в тот год просто ушёл на покой, а не умер). Всё, что пишут летописи об Илье — как кто-то посещал его могилу; могила сохранилась до наших дней, и по анализу костей предположили, что он умер около 1203—04 года при взятии княжескими наёмниками Киева или на несколько лет раньше. Всё, что известно о Поповиче из летописей — это точная дата его смерти: 31 мая 1223 года в битве против монголов. То есть Добрыня точно не был знаком с двумя другими богатырями, а вот Попович мог, будучи ребёнком, видеть Илью. Кроме того Попович был не Алексеем, а Александром, то есть Сашей, а не Алёшей. Хотя, опять же, скорее всего у них были и другие прототипы.