Не в деньгах счастье

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Деньги — отстой, глубокий внутренний мир руле́! »
— Badmaestro
« Конечно, следует признать, что деньги не делают счастья, но следует так же признать, что они очень ему способствуют. »
— Маркиза де Мертёй, «Опасные Связи», Шодерло де Лакло

Наш герой всё произведение добивался немыслимых богатств или власти и теперь, так сказать, пришёл к успеху. Но что это? Богатство не принесло счастья, власть не принесла удовлетворения, в чём дело? Может, в ходе повествования герой потерял всех друзей, или от него ушла возлюбленная, а может, у него сменились приоритеты, или быть богатым и иметь власть оказалось не столь приятно, как он того желал? Или, вполне возможно, в конце герой променял власть и богатство на нечто более важное. Иными словами, он осознал, что не в деньгах счастье (власть, могущество и другие материальные ценности тоже подходят).

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия. Христиане очень не одобряют материальные блага в качестве цели жизни (и не только они, основные мировые религии в принципе в этом пункте сходятся). Сам Христос изгнал из храма торговцев и призывал отказаться от материальных благ.
    • Будда тоже говорил примерно о том же: что все материальные блага, как и весь мир вокруг — иллюзия.
    • У мусульман-суннитов есть практика аскезы зухд, включающей в себя добровольную бедность. А вот полный отказ от материальных благ практиковали только радикалы — суфисты.
  • Инверсия. Индийский бог богатства Кубера родился простым смертным, а стал богом после многих лет аскетизма и подвижничества.
  • Издевательское переосмысление — в известной остроте, «продолжающей» изречение-сабж: «…а в их количестве!».
    • Более мягкий вариант — «…но без денег его нет».

Литература[править]

  • «Холодное сердце» В. Гауфа: не так уж приятно иметь миллион, если взамен тебе вместо живого сердца вставят мраморное, не знающее ни горя, ни радости.
  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — «младой хазарский хан Ратмир», сватавшийся к Людмиле, в итоге стал пастухом (в экранизации 1972 г. Птушко — рыбаком). Живёт с возлюбленной и счастлив.
  • Диккенс, «Рождественская песнь в прозе» — именно это Эбенезеру Скруджу пытаются объяснить духи рождества.
  • Шерлок Холмс далеко не всегда брал деньги с клиентов: «Я вижу высшую награду в самой работе, в возможности применить на практике мой метод» («Знак четырёх»). Впрочем, с по-настоящему состоятельных людей он не стеснялся содрать немалый гонорар: «Я человек небогатый».
  • А. П. Чехов, «Степь» — Соломон. «Мне не нужны ни деньги, ни земля, ни овцы, и не нужно, чтоб меня боялись и снимали шапки, когда я еду». Его брат Мойсей Мойсеич: «Папаша, когда помирал, оставил ему и мне по шести тысяч рублей. Я купил себе постоялый двор, а он спалил свои деньги в печке. Так жалко, так жалко! Зачем палить? Тебе не надо, так отдай мне, а зачем же палить?»
  • И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» — в конце произведения Остап Бендер выяснил, что быть миллионером в пост-НЭПовском СССР не так уж приятно, особенно когда ты не можешь легально потратить свой миллион.
  • «Мастер и Маргарита»: наглядное представление в варьете от «Воланд и K°», в котором на людей сыпались деньги, которые затем исчезали. И платья тоже. Кое-кто задумался после этого урока. А еще сам Мастер отказался от прижизненной славы за свои романы.
  • «Тим Талер, или Проданный смех»: герой продал свое умение смеяться и улыбаться черту-корпоранту за способность выиграть любое пари, и провел остаток детства, пытаясь отыграть сделку взад. Но ему ещё повезло: Трёч сам проглупил, выдав такую замудрённую цену. А вот Крешимиру, который сменял свои глаза в обмен на чистые деньги, повезло куда меньше (не встреть он Тима, отыграть назад бы не вышло у них обоих).
  • «Понты и волшебство» Мусанифа — Геныч, бывший в родном мире влиятельным бизнесменом, тесно связанным с криминалом, попав в чужой мир, совершенно не скучал по тому, что потерял. Что и неудивительно: действие одной из других книг того же автора происходит чуть раньше, и написана она от лица демона-искусителя, одним из клиентов которого и был Геныч, пожелавший романтики и приключений взамен своей бессмертной души.
  • «Хоббит» Джона Рональда Руэла Толкина — в одной из последних глав (конкретнее, перед смертью) Торин Дубощит, который до этого едва не сошёл с ума от жадности, понимает, что счастье вовсе не в богатстве: «Если бы наш брат побольше ценил вкусную пищу, застолье и песни и поменьше золото, то в мире было бы куда веселее. Но какой этот мир ни есть — печальный или весёлый — а я его покидаю. Прощай!»
    • Сам Бильбо тоже жертвует свою долю от золота Эребора погорельцам Эсгарота, забирая с собой только два небольших сундука. Впрочем, он потом ещё взял себе несколько мешков с золотом троллей, но только по требованию Гэндальфа разделить это золото поровну.
  • «Белое золото» Д.Н. Мамина-Сибиряка. Богатый платиной участок, найденный стариком Елизаром, не принес счастья, ни самому старику, ни его семье. Самодурство Елизара, разросшееся сверх меры после находки платины, привело к неудачным бракам младших дочери и сына и расколу в семье (позднее родичи помирились). Да и смерть невестки Дарьи, вымотанной непосильной работой, в известной степени тоже на совести Елизара...

Кино[править]

  • «Сталкер» Тарковского. По мнению Писателя, именно из-за этого покончил жизнь самоубийством учитель Сталкера — Дикобраз. Он сумел пройти к Комнате, принеся в жертву «мясорубке» своего родного брата и получил там мешок денег. Затем, позднее, раскаявшись в содеянном, Дикобраз вернулся в Зону, чтобы вымолить в Комнате своего брата обратно с того света… но вновь получил мешок денег. И в третий раз история повторилась. И тогда он понял, кто он есть на самом деле… А через неделю повесился.
  • «Капитан Фракасс», советская экранизация. Изабелла не остаётся с отцом-принцем и братом-герцогом, а уезжает с труппой и Сигоньяком.

Мультфильмы[править]

  • «Дорога на Эльдорадо» — из всех богатств Эльдорадо героям удалось сохранить только золотые подковы (причем сами герои об этом не в курсе), но они не унывают.
  • «История солдата» Блехмана — всё об этом.
  • «Золотая антилопа»: волшебная антилопа согласилась «произвести» для жадного раджи золотых монет, но когда оказалось, что Раджа не просто жадный, а безмерно жадный («Глупое животное! Золота не может быть слишком много!»), поставила условие — если он скажет, чтобы она прекратила, всё золото превратится в черепки. Результат очевиден.
  • «Раз горох, два горох» по сказке А.Иванова «Как Хома и Суслик последнее поделили».

Реальная жизнь[править]

  • Старше, чем феодализм: Диоген же! Жил в сосуде-пифосе. Яркий киник, который в принципе презирал мирские богатства.
  • Древнеримский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан отрёкся от престола и удалился в своё поместье в Иллирии, став первым известным дауншифтером. На предложение вернуться к власти заметил, что если бы видели, какую капусту он вырастил, то не стали бы приставать к нему с дурацкими просьбами.
    • Впрочем, от богатой жизни он не отрёкся. В этом поместье на берегу он построил дворец настолько огромный (160 на 190 метров), что в Средние Века он стал отдельным — небольшим, но отдельным — городом, вмещающим порой до 9,000 человек. Существует до сих пор. И да, там до сих пор живут.
  • Перед смертью Боб Марли сказал своему сыну: "Жизнь за деньги не купишь".
  • Бессребреник — особый чин святых у православных христиан, прославившихся отказом от материальных ценностей. Раздать всё нищим и уйти в монастырь!
    • Это скорее преподобный. А бессребреник — это тот, кто прославился безвозмездной работой во славу Божию (в основном лечением больных).