Реклама влияет на сюжет
Перейти к навигации
Перейти к поиску
![]() | ТАСС уполномочен заявить: В данной статье присутствует реклама, смиритесь |
« | — Слушай, что ты все время берёшь это пиво? |
» |
— С. Лукьяненко самоиронизирует в романе «Черновик» |
Обычно реклама в произведениях бывает скрытой. Но она может быть и столь явной, что не только бросается в глаза, но и мозолит их до крови. А ведь можно ещё пробить педаль в асфальт аж до геотекстиля, введя рекламу не просто как часть антуража, а как часть сюжета. Получается смешно… иногда.
Пропивотроп — обычный порошок.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Несть числа анекдотическим историям, так или иначе связанным с данной темой.
Литература[править]
- Тэффи (Н. Лохвицкая), «Американский рассказ». «В подобном рассказе читатель всегда найдет все необходимые сведения, как для себя, так и для своей семьи».
- Роберт Хайнлайн:
- «Марсианка Подкейн» — на Венере блокировать рекламу запрещено. Но если дать на лапу, то всё-таки можно.
- «„А ещё мы выгуливаем собак!“» — такой фразой заканчивается реклама некоего идеального ассистанс-сервиса.
- «Число зверя» — в эпилоге объявляется злой брат-близнец вышеупомянутой фирмы.
- Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров идут ожесточённые войны рекламных слоганов.
- Виктор Пелевин, «Generation «П»» — внутримировой пример. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.
- Маргарет Сент-Клер, «Потребители» — о детсаде/младшей школе в мире победившей рекламы.
- Владимир Аренев, «Одеколон» — грустная история писателя, умудрившегося прославиться не столько творчеством, сколько пасхалками на тот самый одеколон. Сам он этому очень не рад, но отделываться от специфической славы решил слишком поздно. Пополам с вариацией тропа Актёр одной роли.
- Н. Носов, «Незнайка на Луне» — внутримировой пример в газете «Давилонские юморески», принадлежащей миллионеру Спрутсу: «Правда, и доход, который получался от продажи газет, целиком поступал в распоряжение Спрутса. Нужно, однако, сказать, что доход этот был не так уж велик и частенько не превышал расходов. Но господин Спрутс и не гнался здесь за большими барышами. Газета нужна была ему не для прибыли, а для того, чтобы беспрепятственно рекламировать свои товары. Осуществлялась эта реклама с большой хитростью. А именно: в газете часто печатались так называемые художественные рассказы, причем если герои рассказа садились пить чай, то автор обязательно упоминал, что чай пили с сахаром, который производился на спрутсовских сахарных заводах. Хозяйка, разливая чай, обязательно говорила, что сахар она всегда покупает спрутсовский, потому что он очень сладкий и очень питательный. Если автор рассказа описывал внешность героя, то всегда, как бы невзначай, упоминал, что пиджак его был куплен лет десять — пятнадцать назад, но выглядел как новенький, потому что был сшит из ткани, выпущенной Спрутсовской мануфактурой. Все положительные герои, то есть все хорошие, богатые, состоятельные или так называемые респектабельные коротышки, в этих рассказах обязательно покупали ткани, выпущенные Спрутсовской фабрикой, и пили чай со спрутсовским сахаром. В этом и заключался секрет их преуспевания. Ткани носились долго, а сахару, ввиду будто бы его необычайной сладости, требовалось немного, что способствовало сбережению денег и накоплению богатств. А все скверные коротышки в этих рассказах покупали ткани каких-нибудь других фабрик и пили чай с другим сахаром, отчего их преследовали неудачи, они постоянно болели и никак не могли выбиться из нищеты».
Кино[править]
- «Золотой глаз» — часы «Омега» со встроенным лазером.
- В фильмах Бондианы Q едва ли не каждый раз презентует 007 новые и новые автомобили марок BMW и Aston Martin, нашпигованные высокотехнологичными прибамбасами. И едва ли не всегда очередной такой рекламируемый автомобиль спасает положение.
- «Эволюция» (2001 г.) — считай, статейка для этого примера и писалась. Убить пришельцев может только сульфид селена. Но где его столько взять? Конечно же, в шампуне «Head & Shoulders»! Рекламный ролик в конце можно даже считать подсветкой.
- «Гарфилд» — если в начале фильма показывают рекламу, то дальше ведущий станет главным злодеем (он ещё и лазанью не любит, сволочь такая!)
- «Самый лучший фильм 2» — часть, пародирующая «Иронию судьбы», сделанная нарочито плохо — реклама самых обыденных реальных товаров доведена до абсурда, благодаря чему один из героев в конце арки и выживает.
- «Волшебник» (The Wizard, 1989) — фактически фильм является одной большой рекламой компании Nintendo и ее продукции, которая не просто влияет на сюжет, а по сути создает его. В частности, именно в нем была впервые показана только-только вышедшая в том время игра Mario 3. Фильм был разгромлен критиками, но в среде геймеров приобрел культовый статус. У знаменитого обзорщика NES-игр Джеймса Рольфа есть даже отдельный выпуск, посвященный «Волшебнику».
- «Сотовый» (2004) — похищенная женщина дозванивается с разбитого стационарного телефона на мобильник главного героя и просит о помощи. Мобильник не просто безликий, а вполне конкретной модели, и его многочисленные полезные функции (такие, как встроенная камера и способность долго держать заряд) весьма помогают герою одолеть злодеев. А по ходу фильма главный герой еще и отжимает у крайне противного адвоката «Порше», который этот самый адвокат за некоторое время до этого нахваливал по собственному телефону (который тоже отжал у него вскоре после этого главный герой), и роскошный спортивный автомобиль немало помогает герою успеть повсюду вовремя.
- «Солдаты неудачи» (2008) — фильм предваряется фальшивыми трейлерами фильмов всех главгероев, кроме начинающего актёра Сандаски.
- И это наш троп потому чтооо?…
- Потому что так оформлена экспозиция.
- И это наш троп потому чтооо?…
- «Возвращение героя» (2013) — собственно «Шевроле Корвет ZR1» способный обогнать вертолёт.
- «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма съёмочная группа вдруг все бросает, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало. Например, ставит огромную надпись Pepsi над замком злодея или закрывает хлопьями персонажей во время диалогов. Похоже, у небогатого режиссера накипело.
- «Мак и я» — кратко фильм можно охарактеризовать, как один большой рекламный ролик-ремейк «Инопланетянина» от корпорации «Макдональдс».
- «Москва 2017» — внутримировой пример: главный сюжетный конфликт фильма построен на противостоянии рекламных брэндов через рекламу и ее влияние на человеческие умы.
- «Шоу Трумана» — интегрированная реклама в шоу — одна из вещей, которые помогают Труману разобраться что к чему. Потому что когда твоя жена внезапно поворачивается куда-то вбок и начинает нахваливать непонятно кому новый нож — это странно!
Телесериалы[править]
- «Новичок» (2018) — эпизоды «Симона» и «Энерво» (4 сезон, 19-20 серии) очень сильно смахивают на экранизацию посредственного фанфика о похождениях Мэри-Сью. В сюжет влезает вся из себя такая идеальная великовозрастная курсантка ФБР (та самая Симона), которая всё знает лучше всех, всё умеет, водит машину так лихо, что ФБРовский инструктор в ужасе, демонстративно нарушает субординацию и плюёт на правила при каждом удобном случае, но вместо того, того чтобы вышвырнуть это недоразумение из Квантико пинком под зад, все её терпят и даже любят. Сия дамочка забивает собой экранное время, и вместо того, чтобы наблюдать за похождениями полюбившихся героев, приходится выслушивать офигительные истории о её прошлом и настоящем, семейных проблемах, взглядах на то, как нам обустроить систему, и прочая, и прочая. Страсть, как интересно. А ещё она строит глазки Нолану, а тот подфлиртовывает в ответ, хотя находится в стабильных отношениях с Бейли. Что за фигня, Нолан? Что за фигня авторы? Зачем вы впихнули сюда этого совершенно ненужного клизменного персонажа? Ответ прост. Это реклама сериала спин-оффа «Новичок: Федералы», а Симона — его главная героиня. Хотя с учётом всего вышесказанного, больше тянет на антирекламу.
- Собственно оный спин-офф просущещствовал один сезон и был закрыт из-за низких рейтингов. И поделом!
Телевидение[править]
- Как ни странно, реклама самым что ни на есть прямым образом влияет на сюжет любого рекламного ролика, если таковой в нём вообще имеется.
- «Спокойной ночи, малыши!» — в некоторых выпусках в гости к Хрюше, Степашке и компании
приходил Киндер Сюприходило большое живое шоколадное яйцо некоей конкретной марки и рекламировало маленькие неживые шоколадный яйца той же марки. - Детская передача «Лукоморье», выходившая на РТР в 1990-е — здесь за рекламу отвечал лис по имени Фокс, маскот производителя канцтоваров. В основном он появлялся ненадолго, чтобы рассказать о своей продукции, но иногда довольно серьёзно влиял на сюжет. Например, когда вся компания «играла в детектив», лис отыгрывал роль преступника.
- «Что? Где? Когда?» — конечно, это не художественное произведение, а значит, и сюжета здесь нет. Однако представители двух спонсоров участвуют в обсуждении спорных моментов (один защищает интересы знатоков, другой — телезрителей) и могут оказать существенное влияние на ход игры. Кроме того, благодаря спонсору-банку знатоки могут брать дополнительную минуту в кредит, а спонсор-атомная корпорация награждает лучшего знатока хрустальным атомом.
- А когда-то раньше, благодаря спонсору-интернет-порталу, знатоки могли попросить помощь у всемирного разума (на экран выводились многочисленные варианты ответов, присланные пользователями всемирной паутины). И проводились экспериментальные игры, в которых помимо знатоков и телезрителей участвовала ещё и команда интернета.
- Отпочковавшаяся от «Марафона 15 (малышам)» передача «Лего-го!» (позже превратившаяся в «КБ-Легонавт») — вся передача создана ради рекламы одного известного детского конструктора.
- Туда же и давно канувшее в небытие «Довгань-шоу». Потом некоторое время выходившее без товаров от г-на Довганя под названием «Лабиринт».
- «Сам себе режиссёр» — с определённого момента в сюжет передачи часто вмешивался маскот компании «Баскин Роббинс».
- «КВН» — обшучено в номере про продюсера Пушкина. Поэма «Медный всадник» на самом деле реклама медных рудников, и до смены спонсора… то есть мецената всадник вообще был алюминиевым.
- «Сказка на ночь» 2000-х, г. Ростов-на-Дону. Своего рода аналог «Спокойной ночи, малыши!». Вела передачу Катюша (в исполнении актрисы в соответствующем гриме) — маскот одноименной сети детских магазинов. Плюс вставляли в передачу явные рекламные ролики.
Мультфильмы[править]
- Морячок Попай, получающий суперсилу от поедания шпината. Производители шпината даже установили памятник этому персонажу.
- «Чудесница» — советский мультик про разумные говорящие злаки, живущие на колхозном поле. Сюжет сводился к тому, как хороша новая сельскохозяйственная культура кукуруза. Даже не зная год выпуска (1957), легко догадаться, при каком генсеке это было снято.
- Вполне заслуженно забытая «Весна в Простоквашино» (2010) — абсолютно все проблемы Дядя Фёдор решает с помощью отправки электронных писем со своего аккаунта на рекламируемом портале. А Матроскин открывает свой бизнес по продаже сметаны и молочных продуктов, что является довольно прозрачной отсылкой к бренду «Простоквашино». А ведь там ещё и реклама, не влияющая на сюжет, есть.
- После того как права на Колобков, ведущих следствие, перешли к студии «Пилот», они превратились в братьев Пилотов и обзавелись самолётом.
Мультсериалы[править]
- «Смешарики» — некоторые рекламные выпуски ловко мимикрировали под обычный мультфильм. Например, «Чистый спорт» — Ёжик побеждает в соревнованиях, Крош подозревает, что тот принимает допинг, и докапывается до правды — допингом оказалось молоко <BrandName>! А серия-то неплохая, там был меметичный ёжик-качок.
- «Симпсоны» — 15 сезон, 22 серия. Внутримировой пример. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, то что от него осталось) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
- Так же есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
- «Американский папаша!» — стёб над явлением. В начале серии к зрителям обращается китайский миллиардер Фунь Ва (живой актёр), который сообщает, что купил мультсериал у Сета Макфарлейна, но заверяет, что это никак не скажется на сюжете. Врёт, конечно же. Все персонажи начинают расхваливать Фунь Ва и его продукцию, серия ещё несколько раз прерывается вставками с «живым» миллиардером, а потом в неё вклинивается ещё и «рисованный» Фунь Ва, который ко всеобщей радости разруливает конфликт побочной сюжетной линии. А в финале, сериал перекупает другой китайский миллиардер Ли Кван, который переименовывает его в «Американско-китайского папашу!» и переносит сюжет в Китай, где Смиты пашут рисовое поле и танцуют с Микки Маусом.
- Перезапуск «Ну, погоди!» 2021 года — помимо Зайца и Волка в сюжете сего шедевра анимации приняли участие Косуля Уля, Барсук
СукТим и ЁжикЖикШу. Эти персонажи добавлены по инициативе нового партнёра студии — некоего горнолыжного курорта под Сочи — и основаны на животных, которые водятся в окрестностях этого некоего горнолыжного курорта. Кроме того, вся весёлая троица стала талисманами этого некоего горнолыжного курорта, а в самом мультсериале действие разворачивается в курортном городке, ну оооооооооооочень сильно напоминающем этот некий горнолыжный курорт, а его персонажи в том числе занимаются зимними видами спорта, доступными на этом некоем горнолыжном курорте. «Однако интеграция партнера в сериал не будет носить рекламный характер» — подчеркивают в «Союзмультфильме»[1]. - «Металлопокалипсис» — пародия на явление, а заодно и на продакт-плейсмент в первой серии в виде момента характеристики группы, а заодно и ее фанатов: длящийся менее двух минут концерт из одной песни, посвященной рекламе кофе! Зато какие спецэффекты!
Манга[править]
- Хирохико Араки, «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин» и «Рохан едет к Гуччи» — ваншоты с участием персонажей «Жожи», рекламирующие некий всемирно известный модный бренд, ни за что не угадает, какой именно. Все персонажи, понятное дело, носят одежду именно этого бренда, и его продукция играет в сюжете важную роль. В первом — беглый единорог спрятался среди рисунков на принадлежащем Джолин шарфе. Во втором — Кишибе Рохан приехал на завод, чтобы разобраться, куда и почему исчезают ценные вещи, положенные в его сумочку.
Видеоигры[править]
- Max Payne/Max Payne 2: The Fall of Max Payne — по телевизору, кроме всего прочего, можно неоднократно посмотреть рекламу обезболивающего и пистолета. Как минимум этим самым обезболивающим Максу придется закидываться на протяжение всех своих мрачных приключений.
- Alan Wake 2 — в сюжетной линии Саги можно неоднократно увидеть рекламу различных туристических проектов и товаров братьев Коскела, и Саге придется и побывать в их тематическом парке развлечений, и даже воспользоваться разрекламированными ими болторезом, пусть даже и приобретенном не у них.
Визуальные романы[править]
- Steins;Gate — ну как же без Dr.Pepper!
- Впрочем ходит шутка, что в гораздо большей степени произведение повысило популярность бананов, нежели означенной шипучки.
Музыка[править]
- The BossHoss, «Eager Beaver» — клип фактически представляет собой большой и крутой ролик грузовика Mercedes-Benz Atego, снятый по заказу и на деньги Mercedes-Benz Trucks. Рокеры продались, говорите? Да полно вам: Босс Бёрнз и Хосс Пауэр музыку играют чисто ради фана, а вот рекламой занимаются профессионально. А ещё они производят пиво The BossHoss Beer. Угадайте с одной попытки, что в этом клипе доставляют на вышеупомянутом грузовике?
Прочее[править]
- «Внутри Лапенко» — реклама самым бесцеремонным образом вторгается в сюжет. И если, поначалу, оно довольно тонко обыгрывалось (та же яндексовская «Алиса»), то потом уже подавалось совсем «в лоб».
- Блогеры крайне любят вести сюжет своего блога/летсплея/тд и тп к рекламе. Особенно назойливым в этом деле стал Сыендук — он часто делает ролики просто ради рекламы («Когда попал в игру», «Кранчи Читос»). Зачастую это бывают откровенный быдлизм вроде «я знаю, ради чего вы здесь! Ради РЕКЛАМЫ!™»
- Да ладно вам, рекламный ролик площадки GeekBrains «Задротская ярость» — это реально шедевр!
- Номер Евгения Петросяна «Шпингалеты» — история о том, как чрезмерная реклама шпингалетов (которые выпускается на фабрике № 3 по адресу улица Цурюпа 15 телефон 9-18 факс 4-12 добавочный 03, самовывоз из Нижнего Тагила) повлияла на «сюжет» одного из выпусков «Поля чудес».