Праздник непослушания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этих детей никто не воспитывает. Совсем. Они сами себя воспитывают. В силу каких-то форс-мажорных обстоятельств (мировая или локальная катастрофа, очень сильное колдунство, вмешательство пришельцев) дети своей маленькой детской коммуной выживают как могут.

Как правило, этот сюжет развивается либо в сказочном, либо реалистическом направлении. Сказочное направление: дети прекрасно устраиваются в справедливом и добром мире без взрослых пороков — наркотиков, проституции, войн и прочих свинцовых мерзостей. У них веселые и радостные приключения, и все всегда заканчивается хорошо. В качестве обоснуя к ним может быть приставлен добрый фей питерпен, ни разу не взрослый, но очень добрый и очень волшебный.

Реалистический вариант: дети либо просто рано взрослеют, умнеют не по годам и надрывают все силы, чтобы обеспечить выживание, либо вообще скатываются в сплошную дикость и анархию, травят, мучают и даже убивают друг друга.

Взрослый вариант, который темнее и острее — Судная ночь.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Кодификатор и тропнеймер — повесть С. Михалкова «Праздник непослушания». Маленькие негодяи так достали родителей своим непослушанием, что однажды ночью все взрослые города просто собрались и тихо исчезли. Сначала дети обрадовались: ура, взрослых нет, твори что хочешь. После чего обожрались мороженым, а потом обкурились до обморока (последний пункт ну очень реалистичен, мда). Но потом оказалось, что всё, что можно, взрослые позапирали, оставив доступ только к тому, что вызывало семейные скандалы (да, да, табачный киоск тоже не заперли!). И город отрезан от поставок продовольствия (молоко во взломанной молочной прокисло, новое никто не везёт). А когда детям потребовались услуги врача, оказалось, что они не умеют даже прикладывать монетки к синякам. Владеет этой фантастической технологией только случайно забытый взрослыми лилипут, циркач Фантик — при том, что он именно циркач, а не врач. Короче, троп сыгран в традиционном для сказок стиле «персонаж не прав, потому что смотрите, как я его сейчас своей авторской левой пяткой отмутузю».
  • Сергей Лукьяненко, «Остров Русь» — мальчик, начитавшийся книг писателя Решилова (под этой фамилией выведен Крапивин) заполучил магические способности и дал детям полный контроль над взрослыми. Конца света не последовало, но герой и сам скоро понял, что идея была не слишком удачной.
  • И его же «Рыцари Сорока Островов» — здесь вариант вполне реалистический, но кончается все хорошо.
    • Если, конечно, считать хэппи-эндом то, что со страшного полигона инопланетных исследователей спаслись лишь двое главных героев, пройдя через гаснущий портал — остальные просто не успели, и неизвестно, выберутся ли. Да и просто, кое-кто из них уже не может жить без войны… А героям надо как-то устраиваться в своем родном мире. А их место занято двойниками. .
  • Олег Верещагин, «Скажи миру нет» — оказавшиеся в параллельном мире подростки ведут себя по-разному: кто-то просто выживает, кто-то пытается выстроить свое государство, а кто-то пускается во все тяжкие.
  • Кира Булычёва, рассказ «Отцы и дети». Написан в лихие девяностые, во время кризиса и последовавшего за ним голода. В одном из регионов, чтобы сэкономить продукты, решили уменьшить всех людей в два раза, чтобы пищи хватало на больший срок. Весь город опрыскали уменьшающим веществом, дали антидот от него лишь детям до девяти лет, потому как неизвестно, как вещество сработает на очень молодом и растущем организме. В результате дети, не ограниченные физической слабостью по отношению ко взрослым, захватывают власть в городе.
  • Александр Громов, «Менуэт Святого Витта» — космический корабль совершает аварийную посадку на необитаемой планете. В результате некоего местного фактора все взрослые и достигшие полового созревания подростки умирают, а дети просто перестают взрослеть/стареть. В результате они уже несколько десятилетий выживают в суровых условиях, решают сложные внутригрупповые конфликты, и психологически уже давно повзрослели — но вот физиологически они всё ещё в детских телах.
  • Межавторский цикл из трёх романов «Русское Anime», опубликованный в 2005—2006 гг. Крайне мрачный вариант. Земля подверглась вторжению орд тёмных сил из демонического измерения Багнадоф. Человечество сумело дать отпор завоевателям (которых прозвали «гоблинами»), но гоблинские колдуны провели ритуал великой мощи, вызвавший повальный геноцид почти ВСЕГО взрослого населения Земли. Выжили лишь дети и подростки — которым пришлось брать в руки оружие и бить захватчиков своими силами. Живи быстро, плодись рано, умри молодым, а проживший дольше двадцати лет уже считается стариком.
  • Каменистый, «Рай беспощадный». Остатки экспериментов развитой цивилизации привели к возникновению на нескольких планетах аномалий, которые захватывают и переносят рандомных людей и объекты на коралловый архипелаг посреди океана. Населённый хищной живностью. И да, местная атмосфера… не то что бы ядовита, скорей наоборот, способствует регенерации любых ран вплоть до оторванных конечностей, но от неё попаданцы в первый же день поголовно заболевают «трясучкой» — болезнью, которая у юношей и девушек до двадцати лет за несколько дней проходит без последствий, а у тех, кто старше, есть риск превратиться в безмозглого, агрессивного и чудовищно сильного «дикса». Стоит ли удивляться, что взрослых адекватных людей на островах немного? Да и молодёжь, скажем так, не вся образец дружелюбия и здравомыслия — главгероям предстоит встретиться с крупным враждебным анклавом выживших, у которого в порядке вещей рабовладение, жуткие казни и человеческие жертвоприношения…

Зарубежная[править]

  • Эдгар Берроуз, «Потерянный континент». После Первой мировой войны всё взрослое население Европы было по одной из версий убито. А оставшиеся на момент повествования жители - потомки являвшихся тогда детьми.
  • В романе Голдинга «Повелитель мух» жесткач выжимает педаль в пол.
  • Равно как и в рассказе Стивена Кинга «Дети кукурузы». Впрочем, с фитильком - родителей по сути заменило некое чудовище (возможно, демон), виновный в исчезновении взрослых.
    • Недаром этот рассказ, после того, как был экранизирован, разросся в многосерийную кинофраншизу.
  • «Чудесный нож» Филипа Пулмана — второй том трилогии «Тёмные начала». Сквозь дыры, прорезаемые в пространстве этим самым ножом, проникают Призраки, высасывающие у взрослых души и оставляющие лишь безмозглую оболочку. Детей не трогают, так что те вскоре оказываются предоставлены самим себе и, естественно, проявляют не лучшие свои качества.
    • Дети, похоже, нужны исключительно чтобы символизировать. Родители почему-то не взяли с собой детей 4-14 лет, хотя взрослые покинули город явно не на день-два и не в режиме «хватай мешки, вокзал отходит». Оставшиеся в Читтагацце дети заняты, похоже, только сбиванием в стаи. Ни в лечении, ни в канализации, ни даже в пище такие стаи вроде бы не заинтересованы. Да и, прости господи, вопросы пола их не занимают.
  • Книга О. Т. Нельсона «The Girl Who Owned a City» (1975 год). Смертельный вирус уничтожил всё взрослое население планеты. Дети воюют за скудеющие ресурсы.
  • «Кровавая купель» Саймона Кларка — роман выжимает педаль в асфальт. Однажды все взрослые в мире сошли с ума, и на Земле остались только дети, вынужденные противостоять своим взбесившимся родителям. Жесть фасуется в промышленных масштабах, а многие нравы и развлечения в общинах детей-выживальщиков поражают своей противоестественной дикостью, извращенностью и злобой. Хотя в большинстве общин дети сохраняют адекватность и даже пытаются изменить мир к лучшему, в общине, куда угодил герой, всё пошло по наихудшему сценарию — к власти пришёл трусоватый и мелочно-жестокий придурок Курт, с помощью вооружённых до зубов прихвостней терроризировавший и мучавший население своего анклава, насиловавший девушек и устраивавший жестокие игры на выживание.
  • «Питер Пэн» же! Пропавшие мальчики живут на волшебном острове исключительно детским коллективом. Взрослые для них — в лучшем случае просто чужие (племя индейцев, с которыми можно драться или мириться, но нельзя стать одной компанией), в худшем — непримиримые и смертельные враги (пираты). И даже когда они понимают, что не могут обойтись без материнской ласки — на «роль» мамы берут такую же маленькую девочку (хоть и старше годами, чем любой из них).
  • С прикрученным фитильком: повесть Януша Корчака «Король Матиуш». Маленький король принимает законы, расширяющие права детей. Сначала это были совершенно безобидные указы вроде раздачи бесплатного шоколада, но потом к королевскому двору пробирается иностранный шпион, и с его голоса Матиуш начинает внедрять все более и более вредоносные идеи. Венцом «про-детского» законотворчества становится указ, отправляющий взрослых обратно в школы, а детей — на заводы, в армию, полицию, муниципальные службы. В результате страна очень быстро впадает в разруху и оказывается беззащитной перед вражеским вторжением.
    • Впрочем, некоторые взрослые вспоминали с благодарностью. Другого шанса овладеть навыками грамотности у них не было.
    • Светлее и мягче в «Лето в Михалувке». «Праздник непослушания» в «пионерлагере» проведён вполне себе по плану воспитателей.
  • Джо Холдеман, «Миры запредельные». Третья мировая война не принесла столько жертв, как вирус Коралатова, убивающий всех старше 18-20 лет (дожить до 21 уже считается достижением, а дольше живут только акромегалики, в большинстве слабоумные), так что дети живут в полной неразберихе (включая сексуальную) и чтят только некоего Чарли («Евангелие от Чарли» было популярной сатирической книжкой, которую дети приняли за чистую монету). К счастью, Джеффу удается наладить нормальную жизнь в колонии во Флориде, да и Миры придумали вакцину от него, так что цивилизация понемногу возрождается.

Кино[править]

  • «Тайна железной двери» — мальчик с помощью волшебных спичек получает полный контроль над своими родителями (бесподобно сыгранными О. Табаковым и А. Фрейндлих), но ему очень скоро надоедает такая жизнь. У него даже депрессия началась.
    • С юным колдуном-владельцем этих спичек произошло ровно то же самое, и его даже было бы жалко, не будь он а) не настоящим мальчиком, а восставшим творением доброго волшебника, создавшего эти спички, б) редкостным гадёнышем. Судя по песне Балбеса, волшебник, не подумав, создал его из своих пороков, и в благодарность был тут же превращён в покорного робота.
    • В исходной книге мальчик был настоящий, обычный, но от природы полное чудовище: наколдовал себе остров и заставил всех родных забыть о нем, чтобы ни с кем не делиться радостями жизни.
  • Apocalypto — работорговцы захватили всех взрослых и оставили маленьких детей. Что случилось с детьми — неизвестно.
    • Оставили в джунглях. Так что вряд ли что-то хорошее. Скорее всего, праздник был, но недолго.
  • Французский фильм «Сорванцы из Тимпельбаха» — экранизация романа Генри Винтерфельда «Тимпетиль: Город без родителей».

Телесериалы[править]

  • Канадский телесериал «The Odyssey» (1992 год). Впавший в кому главный герой путешествует по воображаемому миру без взрослых. Детская диктатура с детьми-повстанцами прилагается.
  • «Star Trek», серия «Miri» (8-я первого сезона, 1966 год). Экипаж «Энтерпрайза» обнаруживает планету-копию Земли, на которой взрослое население погибло из-за неудачного эксперимента по достижению бессмертия. Дети выжили и очень медленно взрослеют. Однако достигнув определенного возраста, они сначала впадают в бешенство, а потом умирают.
  • «Star Gate: Atlantis» — с прикрученным фитильком. На одной из планет Пегаса все люди, достигшие 25 лет, ритуально самоубиваются. Считается, что это делает планету непривлекательной для местных хищников рейфов. И на этой планете, соответственно, дети считаются взрослыми куда раньше и живут со взрослыми правами и обязанностями. Такой вот устойчивый праздник непослушания без непослушания.
  • «Иеремия» от создателя Вавилон-5 Майкла Стражинского — вирус убил почти всех людей достигших половой зрелости. Через 15 лет после катастрофы бывшие дети с трудом пытаются восстановить цивилизацию.
  • Новозеландский сериал «Племя». Взрослые все померли от неизвестного вируса, остались одни дети и подростки.
  • «Грозовые камни» («Thunderstone»). Похожее положение образовалось на Дельте.

Мультсериалы[править]

  • В мультсериале «Лига Справедливости» Мордред однажды сумел создать себе королевство, состоящее из одних детей. Однако это оказалось крайне скучно — дети почему-то плакали и звали маму…
  • «Юная Лига Справедливости» — несколько злых колдунов разделили мир на «взрослый» и «детский». Детям пришлось непросто.
  • Южный Парк — с подачи Картмана дети однажды ухитрились сплавить всех своих родителей в тюрьму и довели город до полного кошмара. За неделю! Этот эпизод — пародия на вышеупомянутых «Детей Кукурузы».
  • «Вуншпунш» — как-то раз колдуны Тирания и Бубоник превратили всех жителей Мегалополиса в пятилетних детей. Ничего хорошего город не ждало, но Якоб и Мяурицио как всегда спасли город в последнюю минуту.

Комиксы[править]

  • «Camp Weedonwantcha» (в русском переводе — «Лагерь „Тынамненужен“»): весь о том. Летний лагерь, полный детей, от которых по разным причинам отказались родители — и ни одного взрослого. В наличии типичные детские проблемы, первая дружба (и чуть-чуть первая любовь), юмор и атмосфера тайны вокруг лагеря… А также коты. Много котов.

Аниме и Манга[править]

  • Gunnm: Last Order — после того как трикстер Нова, сообщил всем правду об изнанке «утопии», часть взрослых не выдержав правды покончила с собой, а часть стала воевать с неожиданно восставшими против них и Системы подростками.
  • «Крутой учитель Онидзука»: Класс, который выдали Онидзуке, долгое время оставался без учителя, ибо все учителя выживались в кратчайшее время. Онидзуке удалось заслужить расположение детей огромным трудом, ибо прошлый хороший учитель кинул их, трахнув одну из девочек. Впрочем, он собирался жениться на ученице, но сломался под давлением начальства. Несмотря на успех, сам Онидзука закончил плохо, по сути пожертвовав ради учеников всем, что имел.
    • Сказанное выше относится к аниме-снятому по незаконченной на тот момент манге (экранизировано менее трети) и с полностью филлерной концовкой. На самом деле учитель действительно был хороший, но при этом упорно игнорировал лезущую к нему школьницу. В какой-то момент он даже познакомил лезущую к нему малолетку со своей невестой, в ответ на что «обманутая» школьница самостоятельно понаделала фотографий, подбросила учителю своё бельё и накатала заявление об изнасиловании.
  • Hyouryuu Kyoushitsu (манга) - школа со всеми обитателями перенеслась в параллельный мир, очутившись в каменистой пустыне. Взрослые гибнут довольно быстро и детям приходится выживать самим (явная аналогия с Голдингом). Примечательно, что один взрослый всё таки выжил, но тут он не союзник, а враг, с которым приходится бороться.
  • Owari no Seraph: в результате появления некоего загадочного вируса на Земле в один день погибли все люди старше 13 лет. Выживших детей забрали под своё покровительство вампиры, однако дальше предоставления жилья и одежды-униформы их забота не распространялась. В общине детей царит право сильного, драки за еду (и насилие над девочками, как рассказывает ранобе-приквел) — обычное явление.
  • Urotsukidodzi: в шестой части имеется город, населенный жестокими детишками, которые поработили взрослых. Достигшие полового созревания проходят через клеймение и изнасилование демоном. Хентай все-таки, и довольно жесткий.

Видеоигры[править]

  • Fallout 3 — городок Литл-Лэмплайт давит педаль в асфальт. Город не только управляется детьми, любой человек, достигший 15-летнего возраста, изгоняется из общины. Так сложилось исторчески после того, как в год войны группа детей осталась в пещере без взрослых, и они кое-как сумели там выжить. Вопрос, откуда при этом в городе появляются дети… Впрочем, 14-летняя девушка вполне может родить ребёнка от ровесника.
    • Очень вероятно, что новые дети попадают туда из Большого Города.
  • Неофициальный аддон к Morrowind «Меч Перифии» («Sword of Perithia»). В одной из локаций пропали дети, родители свалили это на бандитов. На самом деле дети сбежали сами и организовали собственную коммуну.
  • Warframe — в результате неудачного прыжка колониальный корабль «Зариман 10-0» застрял в Бездне, что привело к тому, что все взрослые сошли с ума и детям пришлось не только пытаться выжить самостоятельно, но и отбиваться от обезумевших взрослых. Жесткач.