Тактическое ясновидение: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{TVTropes|CombatClairvoyance|Combat Clairvoyance}} {{Q|— Щенок. Подумаешь, мрака напустил! Да ты только за железку свою взялся, а я уж вижу, куда прыгнешь и как рубанёшь! На то есть сложное эльфийское слово экспириенс...|Генерал Панк демонстрирует навык.}} '''Тактическое ясновиден...»)
м (1 версия импортирована)
(нет различий)

Версия 20:19, 9 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Combat Clairvoyance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Щенок. Подумаешь, мрака напустил! Да ты только за железку свою взялся, а я уж вижу, куда прыгнешь и как рубанёшь! На то есть сложное эльфийское слово экспириенс... »
— Генерал Панк демонстрирует навык.

Тактическое ясновидение — псионическая способность, встречающаяся в фантастике. Представляет собой возможность предвидения будущего, используемую для кратких сроков времени, а именно ближайших секунд в бою. Владеющий тактическим ясновидением знает, с какой стороны его собираются ударить, откуда прилетит пуля или луч из бластера. Поэтому тактическое ясновидение способно заменить (а ещё лучше — дополнить!) отточенные тренировками рефлексы бойца, а персонаж, владеющий и тем, и другим, становится неостановимой боевой машиной.

Где встречается

Литература

Русскоязычная

  • «Такой славный убийца» и «Куб со стёртыми гранями» Владимира Ильина — интересная помесь тактического ясновидения и ретроактивного бессмертия. Каждый хардер — сотрудник специальной всеземной организации «Щит» — имеет в своём мозгу имплант, который в случае гибели хардера перебрасывает его сознание на несколько секунд или на пару минут назад во времени. Срок обозначен нечётко, возможно, он меняется под действием тех или иных причин, но обычно его хватает, чтобы предотвратить смерть.
  • Герой «Вселенной неудачников» Мусанифа и Злотникова обладает, в числе прочего, тактическим ясновидением. И память ему тоже стереть нельзя. Как это у него получается — главная загадка всей трилогии.
  • Оксана Панкеева, Хроники странного королевства: шутки ради. Группа могущественнейших магов планеты решает, кто пойдет на важное и опасное задание — количество строго ограничено, а пойти хотят все. Кто-то предлагает бросить жребий, но затея кончается полным провалом — все мэтры активно мухлюют, прозревая, где короткая соломинка, а подброшенная монета отчаянно вращается, поскольку все ее подкручивают в свою пользу. В итоге пришлось в качестве генератора случайных чисел прибегнуть к помощи молодого коллеги без способностей к ясновидению.
  • Иван Ефремов, «Час Быка».
« Большинство людей Земли в Эпоху Встретившихся Рук обладали способностью предвидения событий. Когда-то люди не понимали, что тонкое ощущение взаимосвязи происходящего и возможность заглянуть в будущее не представляет собою ничего сверхъестественного и в общем подобно математическому расчету. Пока не было теории предвидения, события могли предвидеть только люди, особо одаренные чувством связи и протяженности явлений во времени. Считалось, что они обладают особым даром ясновидения.

Теперь психическая тренировка позволяла каждому владеть этим «даром», естественно при разной степени способностей. Женщины издревле в этом были способнее мужчин. Тивиса прислушивалась к своим ощущениям – они отчетливо суммировали гибельный итог. Неотвратимая смерть, словно эта колоссальная пагода за воротами, нависала над ними.

»
— глава «Три слоя смерти»
  • Э. Раткевич, «Таэ эккейр!». Эльфийский стрелок никогда не промахивается, потому что делает поправку не только на имеющийся ветер, но и на тот, который будет.
  • Метавселенная Рудазова — чувство Направления Олега Бритвы предусматривает в том числе и это.
  • В рассказе, сюжетно идущем после трилогии «Аркенор» Э. Котласа повествование ведется от лица человека, пытающегося разобраться в своем сабже
  • Что-то похожее есть у Стругацких: единый в двух лицах Янус. Но только у одного лица из них и только в связи с контрамоцией.

На других языках

  • «Стальное Сердце» Б. Сандерсона. Один из местных суперменов-«эпиков» по кличке Везунчик. Сочетание сабжа с суперрефлексами помогает ему как обчищать казино и предугадывать погоду, так и успешно уворачиваться не только от выстрела снайпера, но и от полноценной автоматной очереди.
  • «Князь Пустоты» Бэккера — Анасуримбор Келлхус умеет безошибочно просчитывать события, что позволяет ему, например, выхватывать стрелы прямо из воздуха, предугадывая их траекторию.
  • «Дюна» — примерно на такой способности основана главная фишка Навигаторов, благодаря чему они могут проложить маршрут звездолёта, избежав встреч со всякими астероидами.
    • Пол Атрейдес и все его потомки (в продолжениях) имеют ту же способность, но намного мощнее.
  • Один из эпизодов «В финале Джон умрёт» — хтонически потрясающий вариант. Под действием чудо-наркотика «соевого соуса» Дэйв за секунду до того, как в него выстрелят, переносится в прошлое и делает так, что эта самая пуля получается бракованной.
  • «Золотой человек» Дика: Крис — заглавный герой, прекрасный как Аполлон, златокожий неразумный мутант. Успешно делает две вещи: размножается и видит все варианты будущего, выбирая самый благоприятный. (Ничто не могло его удивить. Для него не существовало случайностей. Пространственное расположение людей и предметов в ближайшем будущем было четко определено, точно так же, как и положение его собственного тела. Неизвестным оставалось лишь то, что уже произошло.). Уклонился от девяти лучеметов, управляемых генератором случайных чисел.
  • «Джандар с Каллисто» Лина Спрэга Картера: телепат Ул Ужасный в схватке на шпагах с главным героем Джандаром знает его движения наперёд (даже когда тот пытается драться на автомате) и парирует все удары. Возможно, рано или поздно просто бы выдохся и проиграл из-за куда более слабой физической подготовки, однако помог случай — Ул банально споткнулся о труп убитого ранее Джандаром охранника и насмерть приложился головой о каменный пол.
  • Упомянуто в «Острове мёртвых» Желязны. Главный герой Сэндоу дерётся врукопашную с телепатом, и телепат побеждает, потому что читает мысли Сэндоу и знает, что тот сейчас сделает. Но когда телепат уже почти победил и пытается удержать голову Сэндоу под водой, под руку Сэндоу подворачивается камень… Телепат всё так же может прочесть, что сейчас будет, но защититься ему нечем.
  • У него же в «Созданиях света, созданиях тьмы» — темпоральная фуга.
  • Алломанты в трилогии «Рождённый туманом» Брэндона Сандерсона получают такое ясновидение (а в довесок ещё и невероятную ловкость) при сжигании металла атиума. Противостоять такому в бою можно только если самому жечь атиум — от всего остального противник увернётся.
  • Литературный цикл «Ересь Хоруса» по «Warhammer 40000». Провидческие способности примархов Конрада Кёрза и Сангвиния можно использовать и таким образом, поэтому их поединок заканчивается ничьей.
  • «Paradox Bound» Питера Клайнза: Безликие уверены во всём в радиусе 60-90 метров. Поэтому их практически невозможно убить вблизи. При выстреле, они умеют повернуть тело так, что пуля попросту отрикошетит от их (довольно прочных) костей. Даже и царапины не останется. В общем, единственный способ застать их врасплох — снайперский выстрел издалека.
  • «Меч Истины» Гудкайнда. Именно эта способность отличает ведьм. И именно поэтому сражение с ведьмой — серьёзное испытание даже для бывалого волшебника. Зедд, например, последний поединок с ведьмой проиграл, хоть и был Волшебником Первого Ранга, а за свои подвиги во время войны получил прозвище «ветер смерти».
  • Жерар Клейн «Боги войны» — раса Бестий в нормальных условиях способна предвидеть примерно на полторы минуты и примерно на столько же перемещаться в прошлое и будущее. Однако перед лицом смерти Бестия перемещает себя и протагониста романа на шесть тысячелетий в будущее…
  • Филип Хозе Фармер «Врата мироздания» («Многоярусный мир» — 2) — хронокролики перед лицом угрозы хаотично скачут между прошлым и будущим, так что охотник оказывается окружён огромной стаей кроликов. Один из персонажей, отчаявшись добыть еды, случайно зашибает кролика… и через пару минут от всей стаи остаётся единственная тушка.

Сетевая

  • Worm — Контесса выжимает педаль в асфальт. Тут и тактическое, и стратегическое ясновидение в одном флаконе. Она просто знает, как сделать то, чего она хочет, причём знает на уровне рефлексов, так что варианта «ошибки исполнителя» для неё просто нет — все действия, необходимые для достижения цели, производятся с абсолютной точностью. Голыми руками, с физическими возможностями простой смертной, избить до полусмерти кучу элитных наёмников-паранормов? Легко. Провести хирургическую операцию на мозге путём выстрела в голову? Запросто.
  • Everybody Loves Large Chests — умение Чемпиона Хаоса. Она видит прозрачные очертания того, где будет противник через несколько мгновений. Со стороны это выглядит так, будто она промахнулась — но противник сам подставился под удар. Однако это хоть и магия, но аналитическая, а не настоящее пророчество, и поэтому иногда противника там всё-таки не оказывается.

Кино

  • Джедаи и ситхи в Star Wars. Именно эта способность, придаваемая им Великой Силой, позволяет им отбивать мечами лучи из бластеров и глубоко плевать на огонь простых смертных. Она же увеличивает их фехтовальные умения.
    • Монах Чиррут. Не джедай, но Сила говорит с ним: тактическое ясновидение — его основная способность.
  • «Пророк» с Николасом Кейджем. Главный герой хилячок, но всегда знает, откуда ему прилетит кулак или пуля, поэтому непобедим. Навредить ему может лишь ОМП, что в конечном счете и происходит. Вернее, могло произойти.
  • Нестандартный вариант — «Грань будущего», где протагонист не предвидит ближайшие события, а запоминает уже прожитый день вплоть до того, куда надо наступать и под каким углом пускать пулю. Сложность компенсируется эффективностью — переиграть таким образом можно очень большой отрезок времени.
    • Да и вообще любой вариант «Дня сурка», ибо застрявший во временной петле персонаж неизбежно обретает все нужные познания.
  • Шерлок Холмс в фильмах Гая Ричи умеет прогнозировать схватку с точностью до секунды. Мориарти тоже на это способен.

Телесериалы

  • Misfits — Саймон приобретает эту способность, решив стать настоящим супергероем.
  • Charmed — Фиби может предсказывать опасности, которые могут произойти с ней, её сёстрами или незнакомыми людьми(ясновидящая волшебница ведь!).
  • «Башня Познания», или «Школа Тауэр» (англ. Tower Prep) — главный герой сериала Иен Арчер обладает способностью «префлекс», благодаря которой может видеть события за секунду до того как они произойдут в действительности. Префлекс позволяет достигать исключительных результатов в боевых искусствах и спорте.

Комиксы

  • Во вселенной DC Король Часов обладает способностью заглядывать на 4 секунды в будущее.
  • Одна из способностей Человека паука «паучье чутьё» позволяет ему предчувствовать опасность.

Веб-комиксы

  • «Гоблины: жизнь их глазами»: гоблин Меткость находит повязку на глаза, которая, если носитель безоружен, позволяет ему видеть удары врагов до того, как они их нанесут. Если носитель вооружен, то он не увидит вообще нифига, но Меткость — монах и может драться голыми руками, так что ему пофиг.

Аниме и манга

  • Ranma 1/2. Аканэ Тендо и некоторые другие персонажи иногда могут предвидеть удар противника до того, как он будет нанесен — а порой даже до того, как противник вознамерится его нанести. Аканэ, например, однажды почуяла спиной, что сзади на нее нападают — и вовремя среагировала, хотя противник был полностью внезапен, быстр и бесшумен.
    • А могут и не предвидеть. Та же Акане, к примеру, только чудом лишилась изрядной части причёски — а могла бы и без головы остаться…
  • Code Geass — предводитель Рыцарей Круглого Стола. За счет ясновидения побеждал и на мечах, и на ОБЧР. Однако, как показала практика, приказ «Живи!»+более мощный робот все-таки сильнее. Что толку с того, что ты видишь удары противника заранее, если ты физически не успеваешь их парировать?
  • One Piece — Энель, «бог» Скайпии. Благодаря Хаки Наблюдения (Kenbunshoku Haki) Энель, как и его подручные, способен предсказать действия противника.
    • На данный момент этим талантом обзавелись и некоторые мугивары, и не только они. Особенно развита эта разновидность Хаки у одного из детей Большой Мамочки, Катакури Шарлотты. Катакури с её помощью может даже на чуть-чуть заглядывать в возможное будущее.
  • «Наруто» Шаринган, главная способность клана Учиха, в своей завершённой форме даёт своему владельцу возможность видеть движение противника уже тогда когда он только его задумал. Правда, шаринган не предвидит будущее, а лишь очень точно — далеко обходя возможности человеческого мозга — анализирует движения, а на более высоком уровне — и активность чакры противника.
  • Aldnoah:Zero — сыграно боком. Предвидение — не способность персонажа, оно обеспечивается технологическими приборами инопланетного происхождения на одном из боевых роботов-катафрактов. И главный герой всё равно оказался сильнее - с помощью киберимпланта, действующего по принципу описанного выше шарингана - сверхбыстрая аналитика всего, что он видит.
  • «Weiß Kreuz». Кроуфорд как минимум может видеть ближайшее будущее, что позволяет ему ловить голыми руками арбалетные болты, катаны, отклоняться от пуль и летящей проволоки.
  • Fullmetal Alchemist: именно так проявляется способность Кинга Брэдли, известная как «Абсолютный глаз».
  • Насуверс — из-за крайне жёсткой конкуренции за магические умения большинство магов его вырабатывает до конца обучения. Педаль в пол в случае фамильяров-Слуг — у них сразу несколько разных видов тактического ясновидения: Инстинкт (именно то, что написано на упаковке), два вида Ока Разума (Истинное и Ложное, Ложное получено магическим или другим путём, Истинное нарабатывается только вместе с боевым опытом, оба Ока Разума работают через анализ действий противника), Откровение (аналогично Инстинкту, но помимо ясновидения включает в себя показ лучшего решения и рамки намного больше тактических).
  • JoJo's Bizarre Adventure — Дьяволо совмещает в своём стенде наш троп и манипуляцию временем. Для начала он смотрит в будущее на несколько секунд и точно видит, откуда ему прилетит. Затем в ход идёт самое вкусное — стирание времени. Использовав силу King Crimson, он десять секунд свободно бродит и наблюдает за потугами замедленной жертвы (разве что напрямую атаковать не может), а выпавшая из времени жертва не понимает, куда вдруг пропали секунды, и почему Дьяволо, вместо того чтобы огрести, стоит за спиной и пробивает тело лапой стенда.
  • Strike Witches — Эйла с помощью своей магии видит ближайшие несколько секунд, поэтому она единственная из ведьм, кто не умеет ставить щиты — она просто уворачивается от вражеского огня. Предсказывать будущее с помощью карт Таро она тоже умеет, но тут с прикрученным фитильком — половина ее предсказаний сбываются с точностью наоборот.

Видеоигры

  • Save scumming же! И Метагейминг тоже подходит!
  • MMORPG «RuneScape» — высшие вампиры не только неуязвимы для обычного оружия, но и обладают тактическим предвиденьем. Единственный способ их прикончить — присобачить освящённый серебряный серп к мифрильно-серебряному посоху такой же цепью. Как уверяет один из NPC — даже самый опытный воин не может знать, куда он попадёт такой хреновиной, так что и вампир этого не предскажет.
  • Аллоды Онлайн — целый классовый архетип Мистик.
  • Xenoblade Chronicles — главный герой обладает этой способностью благодаря магическому мечу, предвидя мощные атаки противников, которые можно предотвратить.
  • Tales from the Borderlands — «Способность Искателя Хранилищ» Фионы. Она мгновенно просчитывает итог своих действий, перед тем как начинает действовать.
  • Stellaris — адмиралы-псионики обладают этим навыком, благодаря чему флот под их командованием имеет бонус к уклонению от вражеских выстрелов.

Настольные игры

  • Warhammer 40000 — чародей Тысячи Сынов Санахт, использующий свою способность предвидения для дуэлей на мечах. Он знал, что сделает противник ещё до того, как он это сделает, а потому в ближнем бою был практически непобедим (но Люцию Вечному таки проиграл). Причём кроме этого из-за ментальной травмы больше ничего и не умел.
    • Герой эльдарских мифов Эльданеш получил в дар от богов шлем, наделявший такой способностью. Среди прочего шлем предсказал ему смерть от своего покровителя, которого герой в итоге кинул с закономерным итогом.
    • Полководец некронов Имотех Повелитель Бурь может очень точно предсказывать логику поведения противников. Что характерно, его гиперлогическая стратегия не работает против поголовно сумасшедших орков.