Мордор: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 2: Строка 2:
{{Q|Здесь не было ничего живого, не было даже трупного тлена. Зияли ямины, засыпанные золой, загаженные белесовато-серой грязью, точно блевотиной горных недр. Бесконечными рядами возвышались груды каменного крошева и кучи обожжённой, изъязвлённой земли — дневной свет как бы нехотя озарял изнанку смерти, кладбище без мертвецов.
{{Q|Здесь не было ничего живого, не было даже трупного тлена. Зияли ямины, засыпанные золой, загаженные белесовато-серой грязью, точно блевотиной горных недр. Бесконечными рядами возвышались груды каменного крошева и кучи обожжённой, изъязвлённой земли — дневной свет как бы нехотя озарял изнанку смерти, кладбище без мертвецов.
Это была поистине мордорская пустыня, памятник на вечные времена непосильному труду рабских полчищ — цели трудов забудутся, но след их пребудет: опоганенная,  неисцелимо изуродованная земля, разве что волны Великого Моря сокроют её от глаз.|Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»}}
Это была поистине мордорская пустыня, памятник на вечные времена непосильному труду рабских полчищ — цели трудов забудутся, но след их пребудет: опоганенная,  неисцелимо изуродованная земля, разве что волны Великого Моря сокроют её от глаз.|Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»}}
{{q|pre=1|Неприступны ворота и рвы глубоки,
[[зловещее болото|Непролазны болота]] и полны рудники,
Высоки наши стены, бездонны подвалы…
Слава [[дьявол|Мелькору]]! Слава [[Тёмный Властелин|Чёрному Вала]]!|[[Рок-опера]] «[[Повесть о Берене и Лютиэн|Лэ о Лэйтиан]]», [[марш кованых сапог|марш орков]]}}
[[Файл:Мордор.jpeg|thumb|right|Башня Ужаса на фоне Роковой Горы. Стра-а-ашно, аж жуть!]]
[[Файл:Мордор.jpeg|thumb|right|Башня Ужаса на фоне Роковой Горы. Стра-а-ашно, аж жуть!]]
'''Мордор''' — страна Тьмы и Зла, придуманная профессором Толкином в книге «[[Arda/The Lord of the Rings|Властелин Колец]]». Слово «Мордор» так и переводится с эльфийского — «Чёрная страна».
'''Мордор''' — страна Тьмы и Зла, придуманная профессором Толкином в книге «[[Arda/The Lord of the Rings|Властелин Колец]]». Слово «Мордор» так и переводится с эльфийского — «Чёрная страна».


Традиционно в [[фэнтези]] страна, которой правит [[Тёмный властелин]], представляет собой [[пейзажное гуро|безжизненную пустыню, где никогда не светит солнце]], поскольку небо над ней плотно занавешено густыми чёрными тучами<ref>Возможный прототип — средневековые европейские описания родины [[мусульмане плохие|злобных мусульман]]. Авторы, вероятно, знают, какие там пустыни, и давили [[педаль в пол]], описывая безжизненные чёрные земли.</ref>. Вопросом «что едят тамошние обитатели» автор либо не заморачивается, либо придумывает под это дело более-менее правдоподобное [[обоснование]]: забирают всё необходимое у покорённых народов или у соседей, выращивают при помощи магии что-то такое, что может расти в этих ужасных местах, либо вовсе не нуждаются в пище, будучи [[нежить]]ю. Сам Толкин в качестве обоснуя использовал наличие нормального, плодородного вулканического региона к юго-востоку от Роковой Горы.
Традиционно в [[фэнтези]] страна, которой правит [[Тёмный Властелин]], представляет собой [[пейзажное гуро|безжизненную пустыню, где никогда не светит солнце]], поскольку небо над ней плотно занавешено густыми чёрными тучами<ref>Возможный прототип — средневековые европейские описания родины [[мусульмане плохие|злобных мусульман]]. Авторы, вероятно, знают, какие там пустыни, и давили [[педаль в пол]], описывая безжизненные чёрные земли. Другой вариант для источника вдохновения — Толкин вдохновлялся «пейзажами» фронтов Первой мировой, которых он в битве при Сомме на всю оставшуюся жизнь насмотрелся.</ref>. Вопросом «что едят тамошние обитатели» автор либо не заморачивается, либо придумывает под это дело более-менее правдоподобное [[обоснование]]: забирают всё необходимое у покорённых народов или у соседей, выращивают при помощи магии что-то такое, что может расти в этих ужасных местах, либо вовсе не нуждаются в пище, будучи [[нежить]]ю. Сам Толкин в качестве обоснуя использовал наличие нормального, плодородного вулканического региона к юго-востоку от Роковой Горы.
: Кстати, идейный предшественник Мордора — Дор-Даэделот, будучи [[империя зла|империей]] [[дьявол|ещё большего Зла]], Мордором в смысле тропа как раз не был (исключая непосредственные окрестности Тангородрима), а был нормальной горной цепью, где в долинах вполне возможно сельское хозяйство. Так и запоминаем разницу: Мордор — это эстетика пейзажей, а Империя зла — общественное устройство.
: Кстати, идейный предшественник Мордора — Дор-Даэделот, будучи [[империя зла|империей]] [[дьявол|ещё большего Зла]], Мордором в смысле тропа как раз не был (исключая непосредственные окрестности Тангородрима), а был нормальной [[Горы Слёз|горной цепью]], где в долинах вполне возможно сельское хозяйство. Так и запоминаем разницу: Мордор — это эстетика пейзажей, а Империя зла — общественное устройство.


На самом деле архетип, на котором базировался Толкин и его последователи, [[старше, чем грязь]], и берёт начало в доисторических представлениях людей о [[Шеол|стране мёртвых]]. Мертвецы лежат под землёй — поэтому в стране мёртвых всегда темно. Смерть пугает нас — поэтому там всегда страшно. Смерть пытается забрать всех — отсюда и представления о том, что повелитель царства мёртвых [[Никто не любит Аида|хочет всех поработить]]. Так учит великий Пропп.
На самом деле архетип, на котором базировался Толкин и его последователи, [[старше, чем грязь]], и берёт начало в доисторических представлениях людей о [[Шеол|стране мёртвых]]. Мертвецы лежат под землёй — поэтому в стране мёртвых всегда темно. Смерть пугает нас — поэтому там всегда страшно. Смерть пытается забрать всех — отсюда и представления о том, что повелитель царства мёртвых [[Никто не любит Аида|хочет всех поработить]]. Так учит великий Пропп.
Строка 68: Строка 72:
* «[[Механоиды]]» — аж два вида мордоров интересовали создателей полигона. Сектор Вулканов представляет собой обычный вулканический Мордор, очень неудобный, но богатый ресурсами и потому представляющий цель для войн. Разрушенный же сектор изображает военный постапокалиптический Мордор, потому что если планету доведут до такого состояния, воевать за неё всё же может понадобиться и дальше.
* «[[Механоиды]]» — аж два вида мордоров интересовали создателей полигона. Сектор Вулканов представляет собой обычный вулканический Мордор, очень неудобный, но богатый ресурсами и потому представляющий цель для войн. Разрушенный же сектор изображает военный постапокалиптический Мордор, потому что если планету доведут до такого состояния, воевать за неё всё же может понадобиться и дальше.
* [[Unreal|Unreal Tournament 3]] — планета Омикрон 6. Представляет собой центральный мир [[буквальный зомби-робот|некрисов]], превращённый в каменисто-песчаную пустошь, который насквозь пронизывают [[наномашины|наноуглеродные]] трубы. Местные люди загнаны в некрополи и вынуждены претерпевать очень медленную некрификацию.
* [[Unreal|Unreal Tournament 3]] — планета Омикрон 6. Представляет собой центральный мир [[буквальный зомби-робот|некрисов]], превращённый в каменисто-песчаную пустошь, который насквозь пронизывают [[наномашины|наноуглеродные]] трубы. Местные люди загнаны в некрополи и вынуждены претерпевать очень медленную некрификацию.
* [[Fallout/Fallout 3]], DLC The Pitt — постапокалиптический Мордор на месте бывшего Питтсбурга. Высокотоксичная и запредельно радиоактивная [[Река Безумия]], местечковый [[Темный Властелин]], выродившиеся чудовища-каннибалы, рабовладение и полный спектр всевозможных заболеваний прилагаются.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
Строка 83: Строка 88:
* Классическая добыча сланцевого газа способна превратить в Мордор что угодно. «[http://orgchem.ru/chem1/13_slanc_gaz.htm Десятки тонн раствора] из сотен наименований химикатов смешиваются с грунтовыми водами и вызывают широчайший спектр непрогнозируемых негативных последствий. При этом разные нефтяные компании используют различные составы раствора. Опасность представляет не только раствор сам по себе, но и соединения, которые поднимаются из-под земли в результате гидроразрыва. В местах добычи наблюдается мор животных, птиц, рыбы, кипящие ручьи с метаном. Домашние животные болеют, теряют шерсть, умирают. Ядовитые продукты попадают в питьевую воду и воздух. У тех, которым не посчастливилось жить поблизости от аварийных буровых вышек, наблюдаются головные боли, потери сознания, нейропатии, астма, отравления, раковые заболевания и многие другие болезни. Отравленная питьевая вода становится непригодной для питья и может иметь цвет от обычного до чёрного. Появилась даже новая забава поджигать питьевую воду, текущую из-под крана…» Неудивительно, что добыча сланцев стала массовой (а кое-где — и вообще законной) только после появления более экологичного и более дорогого пропанового крекинга вместо гидравлического.
* Классическая добыча сланцевого газа способна превратить в Мордор что угодно. «[http://orgchem.ru/chem1/13_slanc_gaz.htm Десятки тонн раствора] из сотен наименований химикатов смешиваются с грунтовыми водами и вызывают широчайший спектр непрогнозируемых негативных последствий. При этом разные нефтяные компании используют различные составы раствора. Опасность представляет не только раствор сам по себе, но и соединения, которые поднимаются из-под земли в результате гидроразрыва. В местах добычи наблюдается мор животных, птиц, рыбы, кипящие ручьи с метаном. Домашние животные болеют, теряют шерсть, умирают. Ядовитые продукты попадают в питьевую воду и воздух. У тех, которым не посчастливилось жить поблизости от аварийных буровых вышек, наблюдаются головные боли, потери сознания, нейропатии, астма, отравления, раковые заболевания и многие другие болезни. Отравленная питьевая вода становится непригодной для питья и может иметь цвет от обычного до чёрного. Появилась даже новая забава поджигать питьевую воду, текущую из-под крана…» Неудивительно, что добыча сланцев стала массовой (а кое-где — и вообще законной) только после появления более экологичного и более дорогого пропанового крекинга вместо гидравлического.
** Интенсивная добыча угля открытым методом — аналогично.
** Интенсивная добыча угля открытым методом — аналогично.
* Красноярск вполне тянет на Мордор в дни «чёрного неба», вынесенного в [[царь-рыба, десять рублей и чёрное небо|заглавие статьи о городе]]. Когда вся городская промышленность и весь городской автопром дружно испускают в воздух продукты своей жизнедеятельности, а на улице штиль, то с Афонтовой горы или Столбов открывается вид, вполне достойный камеры Питера Джексона, особенно [[кровавая заря|на закате]]. Местные шутники уже прижабили Чёрной сопке [[вулкан Чехова|ородруинские клубы дыма]] (которые она несколько миллионов лет назад и правда извергала), а небоскрёбу КАТЭК на Стрелке — око Саурона на крыше. Но, впрочем, стоит подуть ветру, и жуткое впечатление тут же [[литерал|развеивается]].
* А ещё «Восточный Мордор» (''East Mordor'') — жаргонное название восточной части [[Великий Смог|Лондона]]. Для москвичей — это что-то вроде <s>Северного Бутова</s> Капотни (Бутово давно уже не то, что было в 1990-е, а в Капотне НПЗ скучать не даёт) по лондонским меркам. Неужели ничего принципиально не изменилось с тех пор, как [[Jack London|Джек Лондон]] побывал там в 1902 г. и написал документальную повесть «[[Недобрая старая Англия|Люди бездны]]»?
* А ещё «Восточный Мордор» (''East Mordor'') — жаргонное название восточной части [[Великий Смог|Лондона]]. Для москвичей — это что-то вроде <s>Северного Бутова</s> Капотни (Бутово давно уже не то, что было в 1990-е, а в Капотне НПЗ скучать не даёт) по лондонским меркам. Неужели ничего принципиально не изменилось с тех пор, как [[Jack London|Джек Лондон]] побывал там в 1902 г. и написал документальную повесть «[[Недобрая старая Англия|Люди бездны]]»?
** Собственно, и сами безрадостные картины Мордора, как и неприятие технического прогресса, почерпнуты Толкиным из наблюдений за промышленными районами Англии, с преобладанием тяжелой промышленности. На рубеже XIX—XX вв., когда об экологии задумывались мало, подобные места выглядели и правда как бы не похуже, чем описанные у Толкина пепельные пустоши вокруг Ородруина.
** Собственно, и сами безрадостные картины Мордора, как и неприятие технического прогресса, почерпнуты Толкиным из наблюдений за промышленными районами Англии, с преобладанием тяжелой промышленности. На рубеже XIX—XX вв., когда об экологии задумывались мало, подобные места выглядели и правда как бы не похуже, чем описанные у Толкина пепельные пустоши вокруг Ородруина.

Текущая версия на 19:57, 20 декабря 2024

Если Вы ищете страну в легендариуме Толкина, см. Arda/Mordor. Если страшную современную Россию — Чекистско-бандитский мордор

« Здесь не было ничего живого, не было даже трупного тлена. Зияли ямины, засыпанные золой, загаженные белесовато-серой грязью, точно блевотиной горных недр. Бесконечными рядами возвышались груды каменного крошева и кучи обожжённой, изъязвлённой земли — дневной свет как бы нехотя озарял изнанку смерти, кладбище без мертвецов.

Это была поистине мордорская пустыня, памятник на вечные времена непосильному труду рабских полчищ — цели трудов забудутся, но след их пребудет: опоганенная, неисцелимо изуродованная земля, разве что волны Великого Моря сокроют её от глаз.

»
— Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»
«

Неприступны ворота и рвы глубоки,
Непролазны болота и полны рудники,
Высоки наши стены, бездонны подвалы…
Слава Мелькору! Слава Чёрному Вала!

»
Рок-опера «Лэ о Лэйтиан», марш орков
Башня Ужаса на фоне Роковой Горы. Стра-а-ашно, аж жуть!

Мордор — страна Тьмы и Зла, придуманная профессором Толкином в книге «Властелин Колец». Слово «Мордор» так и переводится с эльфийского — «Чёрная страна».

Традиционно в фэнтези страна, которой правит Тёмный Властелин, представляет собой безжизненную пустыню, где никогда не светит солнце, поскольку небо над ней плотно занавешено густыми чёрными тучами[1]. Вопросом «что едят тамошние обитатели» автор либо не заморачивается, либо придумывает под это дело более-менее правдоподобное обоснование: забирают всё необходимое у покорённых народов или у соседей, выращивают при помощи магии что-то такое, что может расти в этих ужасных местах, либо вовсе не нуждаются в пище, будучи нежитью. Сам Толкин в качестве обоснуя использовал наличие нормального, плодородного вулканического региона к юго-востоку от Роковой Горы.

Кстати, идейный предшественник Мордора — Дор-Даэделот, будучи империей ещё большего Зла, Мордором в смысле тропа как раз не был (исключая непосредственные окрестности Тангородрима), а был нормальной горной цепью, где в долинах вполне возможно сельское хозяйство. Так и запоминаем разницу: Мордор — это эстетика пейзажей, а Империя зла — общественное устройство.

На самом деле архетип, на котором базировался Толкин и его последователи, старше, чем грязь, и берёт начало в доисторических представлениях людей о стране мёртвых. Мертвецы лежат под землёй — поэтому в стране мёртвых всегда темно. Смерть пугает нас — поэтому там всегда страшно. Смерть пытается забрать всех — отсюда и представления о том, что повелитель царства мёртвых хочет всех поработить. Так учит великий Пропп.

Где встречается помимо Толкина[править]

Литература[править]

  • Астрид Линдгрен:
    • «Мио, мой Мио» — Страна Чужедальняя. Учитывая дату публикации, первопример (толкиновский Мордор упоминался раньше, но впервые будет конкретно описан в «Двух крепостях» через несколько месяцев), причём сразу с педалью в пол: тут всегда темно, все несчастны, и даже сам правитель этого дела рыцарь Като втайне мечтает о смерти.
    • «Братья Львиное Сердце» — Карманьяка.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — Выжженные земли.
  • Метавселенная Рудазова — почти любой Тёмный мир в большей или меньшей степени.
    • «Архимаг» — Лэнг. Разломы, тысячи то тут, то там извергающихся вулканов, концентрированная Тьма вместо неба, снегопепел под ногами, Ледяное и Глубинное Царства, а уж в финальной битве, когда с горы спускается С'ньяк или чуть позже, когда убивают Червя, всё вокруг превращается в абсолютный Ад.
    • «Властелин» — Империя Зла, реконструкция тропа: так-то ландшафт в стране очень разнообразный, но вот окрестности Цитадели Зла заделаны под Мордор нарочно — иначе публика может и не догадаться, что сидящий в оной Цитадели Властелин — очень злой. А за вечно застящие небо тучи прихвостни Бельзедору неиронично благодарны — стольный град Бриароген стоит почти на экваторе Парифата, и без них было бы жарковато.
    • «Паргоронские байки» — Пекельная Чаша, внутренняя поверхность Паргорона, представляет собой помесь этого тропа с классическим адом. А вот внешняя сторона, Туманное Днище — это либо Джунгли Помрачения, либо латифундии гхьетшедариев.
  • Дэвид Эддингс, «Эления» — Земох.
  • Уильямс, «Орден Манускрипта» — окрестности Пика Бурь.
  • Тёртлдав, «Потерянный легион» — центральные регионы Йезда.
  • Бэккер, «Князь Пустоты» — Агонгорея.
  • П. Стюарт и К. Ридделл, «Хроники Края»:
    • Топи (хтоническое белёсое болото, полное чудовищ) и Краевые пустоши (там даже свист ветра звучит, словно вой мертвецов).
      • Спорно. Да, Топи — загрязнённое место, для путешествия по которому нужно нанять проводника, а то очень опасно вот из-за таких вот проводничков, но они не являются пристанищем вселенского зла и особой роли в сеттинге не играет. А в Пустошах и правда живёт Хрумхрымс, но это не из-за него они такие. В целом Топи засчитываются как Порча, а Пустоши — как Мёртвые земли.
    • Настоящим Мордором сеттинга является Новый Санктафракс под предводительством Вокса.
  • Александр Дедов, «Гробовой колосс» — третий, нижний виток мировой спирали. Холод, постоянная темень и снег, злая магия, оживающие и бродящие по островкам мёртвой землицы мертвецы, демоны и их потомство, редкие люди-варвары не лучших моральных качеств.
  • Терри Брукс, «Шаннара» — Царство Черепа и Элдвист, место обитания жуткого Короля Камня.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — планета Мустафар с вулканической поверхностью. В Расширенной Вселенной — Малахор 5.
  • «Матрица» — город машин. Примечательно, что он выглядит как Мордор только для невооружённого глаза; когда ослепший Нео смотрит своим «энергетическим» зрением, город неописуемо прекрасен.
  • «Викинг» (2017) — языческая Русь навевает именно такое впечатление — грязь, темень и похожие на орков волхвы.

Мультфильмы[править]

  • «Волшебники» — страна Скордж.

Мультсериалы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Ублюдок FFF ранга» — западный континент в изначальном виде. С реконструкцией. Света нет, потому что всё небо закрыли светоядные мухи-люциферы, расплодившиеся из-за экологической катастрофы. Растительности и зверей нет из-за отсутствия света: у моря что-то рыбоядное ещё водится, дальше — только холод и голая земля. Питаются местные теми же люциферами, которых в небесах просто дофига, а рацион разнообразят выводимыми на трупах люцеферов же грибами и рыбой. Правят ими вампиры, в условиях вечной ночи ставшие настоящей сверхрасой, и некроманты, использующие мертвецов вместо слишком прожорливого и прихотливого для такой жизни скота. Люди, как ни странно, особо не жалуются: сверхъестественные хозяева защищают их от любых бед, еда буквально парит над головой, а постоянное убийство каких-никаких, а существ позволяет даже крестьянам худо-бедно поднимать уровни.

Видеоигры[править]

  • «Морровинд» — район Красной Горы.
  • «Обливион» — некоторые царства Обливиона. Например Царство Мехруна Дагона — Мёртвые Земли.
    • Преобразившийся под действием Серого Марша Предел, пограничная область Дрожащих Островов.
  • Третьи Heroes of Might and Magic: местность «Лава», которая является родной для замка Инферно, выглядит как типичный Мордор.
    • Там же — фракция нежити Некрополис. Без огня и лавы, конечно, но мрачность и безжизненность давит педаль в пол. Есть даже специальная постройка, генерирующая тьму.
  • Серия Disciples — присутствует в двух разных исполнениях: у Легионов Проклятых — обожжённые адским огнем земли, тлеющие и залитые лавой; у Орд Нежити — высушенные безжизненные пустоши. Как и земли светлых фракций, эффект чисто косметический и служат маркером захваченных территорий.
  • Final Fantasy VII: окрестности Мидгара, гигантского антиутопического мегаполиса, где властвует государство-корпорация Shin-Ra, выглядят именно так, потому что Shin-Ra делает свой основной бизнес на высасывании из планеты жизненной энергии и превращении её в электричество.
  • Enclave — внешние пустоши.
  • Серия WarCraft — район Чёрной Горы, полуостров Адского Пламени, Огненные Просторы и Выжженные Земли.
    • Ледяная Корона во времена могущества Артаса — по сути, ледяной Мордор. И укрепления по архитектуре похожи почти один в один.
    • Перевал Мёртвого ветра.
  • «Аллоды Онлайн» — Осколок Язеса и другие места, поражённые Астралом по самые помидоры.
  • Игры серии «Марио» — Баузер, драконоподобный король черепах-куп, властвует в подобной стране. Последний уровень большинства игр серии.
  • Mortal Kombat — Пустоши Внешнего Мира и Нереальность (местный Ад то есть).
  • StarCraft — Чар и Пустота.
  • Mass Effect — Терум, Метгос, Райнгри, Непмос, Маджи, Эдол, Альтаэ.
  • Dragon Age — судя по упоминаниям, так выглядят Андерфелс (там даже трупы не гниют), Долина Безмолвия (сплошь пропитана скверной) и Пепельное море (вулканический край с серными озёрами и гейзерами).
  • Two Worlds — Осваро, место, где выстроил свою крепость Главный Гад.
  • «Механоиды» — аж два вида мордоров интересовали создателей полигона. Сектор Вулканов представляет собой обычный вулканический Мордор, очень неудобный, но богатый ресурсами и потому представляющий цель для войн. Разрушенный же сектор изображает военный постапокалиптический Мордор, потому что если планету доведут до такого состояния, воевать за неё всё же может понадобиться и дальше.
  • Unreal Tournament 3 — планета Омикрон 6. Представляет собой центральный мир некрисов, превращённый в каменисто-песчаную пустошь, который насквозь пронизывают наноуглеродные трубы. Местные люди загнаны в некрополи и вынуждены претерпевать очень медленную некрификацию.
  • Fallout 3, DLC The Pitt — постапокалиптический Мордор на месте бывшего Питтсбурга. Высокотоксичная и запредельно радиоактивная Река Безумия, местечковый Темный Властелин, выродившиеся чудовища-каннибалы, рабовладение и полный спектр всевозможных заболеваний прилагаются.

Реальная жизнь[править]

  • На экзопланетах в системе красного карлика или красного гиганта небо самое что ни на есть мордорское. Педаль в пол, если планета геологически похожа на Землю до появления жизни (Венера, например, хоть и без «красного освещения») — тогда это натуральный Мордор.
    • Красное освещение на Венере как раз есть в нижних слоях атмосферы, так как более высокие частоты эффективно рассеиваются.

Остальные примеры с прикрученным фитильком, потому что небо здесь всё-таки нормальное.

  • Маленький городок Централия в Америке. Точнее, то, что от него осталось после подземного пожара, бушевавшего в 1970—80-е.
  • Город Карабаш Челябинской области. Из-за медеплавильного комбината, построенного британским промышленником Лесли Урквартом без какой-либо оглядки на розу ветров, сегодня мы имеем кусок выжженной земли прямо посреди курортного района с озёрами и санаториями.
    • Верхний Уфалей несколькими десятками километров севернее не отстаёт по уровню загрязнения.
  • Антарктида. Без комментариев.
  • Долина смерти — опять же в Америке. Когда оказываешься в этой долине, невольно вспоминаешь пословицу: «Без воды ты ни туды и ни сюды».
  • Бывшее Аральское море, ныне пустыня Аралкум — солончак размером с море, из которого холмами торчат бывшие острова. На одном из них ещё и биолаборатория, где изучали опасные болезни, стоит заброшенная…
  • Беркли-Пит — озеро, находящееся в большой яме старого медного рудника около города Бьютт, штат Монтана, США. Самое отравленное озеро в мире, в воде — вся таблица Менделеева. Однажды на него села стая гусей. Погибла в полном составе.
  • Остров Баффинова Земля. Сейчас, правда, он не такой уж мордорский, а вот викинги, которые его открыли, назвали остров Хеллуланд (земля богини Хелль, покровительницы подземного мира).
  • Классическая добыча сланцевого газа способна превратить в Мордор что угодно. «Десятки тонн раствора из сотен наименований химикатов смешиваются с грунтовыми водами и вызывают широчайший спектр непрогнозируемых негативных последствий. При этом разные нефтяные компании используют различные составы раствора. Опасность представляет не только раствор сам по себе, но и соединения, которые поднимаются из-под земли в результате гидроразрыва. В местах добычи наблюдается мор животных, птиц, рыбы, кипящие ручьи с метаном. Домашние животные болеют, теряют шерсть, умирают. Ядовитые продукты попадают в питьевую воду и воздух. У тех, которым не посчастливилось жить поблизости от аварийных буровых вышек, наблюдаются головные боли, потери сознания, нейропатии, астма, отравления, раковые заболевания и многие другие болезни. Отравленная питьевая вода становится непригодной для питья и может иметь цвет от обычного до чёрного. Появилась даже новая забава поджигать питьевую воду, текущую из-под крана…» Неудивительно, что добыча сланцев стала массовой (а кое-где — и вообще законной) только после появления более экологичного и более дорогого пропанового крекинга вместо гидравлического.
    • Интенсивная добыча угля открытым методом — аналогично.
  • Красноярск вполне тянет на Мордор в дни «чёрного неба», вынесенного в заглавие статьи о городе. Когда вся городская промышленность и весь городской автопром дружно испускают в воздух продукты своей жизнедеятельности, а на улице штиль, то с Афонтовой горы или Столбов открывается вид, вполне достойный камеры Питера Джексона, особенно на закате. Местные шутники уже прижабили Чёрной сопке ородруинские клубы дыма (которые она несколько миллионов лет назад и правда извергала), а небоскрёбу КАТЭК на Стрелке — око Саурона на крыше. Но, впрочем, стоит подуть ветру, и жуткое впечатление тут же развеивается.
  • А ещё «Восточный Мордор» (East Mordor) — жаргонное название восточной части Лондона. Для москвичей — это что-то вроде Северного Бутова Капотни (Бутово давно уже не то, что было в 1990-е, а в Капотне НПЗ скучать не даёт) по лондонским меркам. Неужели ничего принципиально не изменилось с тех пор, как Джек Лондон побывал там в 1902 г. и написал документальную повесть «Люди бездны»?
    • Собственно, и сами безрадостные картины Мордора, как и неприятие технического прогресса, почерпнуты Толкиным из наблюдений за промышленными районами Англии, с преобладанием тяжелой промышленности. На рубеже XIX—XX вв., когда об экологии задумывались мало, подобные места выглядели и правда как бы не похуже, чем описанные у Толкина пепельные пустоши вокруг Ородруина.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Возможный прототип — средневековые европейские описания родины злобных мусульман. Авторы, вероятно, знают, какие там пустыни, и давили педаль в пол, описывая безжизненные чёрные земли. Другой вариант для источника вдохновения — Толкин вдохновлялся «пейзажами» фронтов Первой мировой, которых он в битве при Сомме на всю оставшуюся жизнь насмотрелся.