9 рота: различия между версиями
(Новая страница: «{{Info/Film |film_name = 9 рота |image= thumb|centre |genre=<ul><li>Военная драма</li><li>Боевик</li></ul> |country= Россия |studio= ПК «Слово» «Art Pictures Group» Телеканал «1+1» Телеканал СТС Украинская медийная группа Matila Rohr Productions |director= Фёдор Бондарчук |writer=<ul><li>Юрий К...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Info/Film | {{Info/Film | ||
|film_name = 9 рота | |film_name = 9 рота | ||
|image= [[Файл:9th_company.jpg|thumb|centre]] | |image= [[Файл:9th_company.jpg|thumb|centre]] | ||
|genre= | |genre=<ul><li>[[Военная драма]]</li><li>[[Боевик]]</li></ul> | ||
|country= Россия | |country= Россия | ||
|studio= ПК «Слово» | |studio= ПК «Слово» | ||
Строка 12: | Строка 11: | ||
Matila Rohr Productions | Matila Rohr Productions | ||
|director= Фёдор Бондарчук | |director= Фёдор Бондарчук | ||
|writer= | |writer=<ul><li>Юрий Коротков</li></ul> | ||
|year = 2005 г. | |year = 2005 г. | ||
|length = 139 мин | |length = 139 мин | ||
Строка 23: | Строка 22: | ||
Эх, жалко обрывать цитату.|Эпиграмма Григория Борисова по поводу фильма «Борис Годунов» авторства Сергея Бондарчука}} | Эх, жалко обрывать цитату.|Эпиграмма Григория Борисова по поводу фильма «Борис Годунов» авторства Сергея Бондарчука}} | ||
'''«9 рота»''' | '''«9 рота»''' — художественный фильм в жанре военной драмы, снятый Фёдором Бондарчуком. В свое время считался очередным прорывом в отечественном кинематографе, стал самым кассовым фильмом 2005 г. и заработал множество престижных наград. Он даже номинировался на Оскар, но в шорт-лист в результате так и не попал. Вместе с тем фильм заработал и множество критических отзывов из-за искажения исторических фактов, хотя в титрах было заявлено, что сценарий основан на реальных событиях. В результате данная картина являет собой ярчайший пример [[Проблема противоположных оценок|проблемы противоположных оценок]] в отечественном кинематографе и в фильмографии Ф. Бондарчука в частности (учитывая, что последующие его работы принято уже ругать без всяких оговорок). | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Фильм начинается с [[Унылый дождь|дождливой сцены]] в призывном пункте где-то в Красноярске. Молодых ребят забирают в армию, уже мелькают лица главных героев, [[Момент характеристики|и нас постепенно с ними знакомят, как и с их характерными особенностями]]. Воробей со слезами прощается со своей девушкой Олей. Джоконду поднимают на смех за его желание взять с собой в армию кисти и краски. Пьяного Рябу друзья вносят в ворота на руках. Противный Чугун с ходу начинает [[Козёл|козлить]] в отношении Воробья и делать оскорбительные намёки в адрес его девушки. А Лютый даёт по мордасам излишне болтливому парикмахеру. Потом главные герои встречаются, знакомятся и за кадром переносятся в учебную часть в Ферган, где к ним присоединяется призывник-чеченец, получивший прозвище Пиночет. Их принимает под своё крыло старший прапорщик Дыгало и устраивает для ребят трёхмесячный ад, из-за которого некоторые из них чуть было не исчезли из кадра, решив уже отказаться от отправки в Афганистан. Наконец они выпускаются, погружаются в самолёт и летят в Афган, непосредственно на войну. Тот встречает их сбитым самолётом (к счастью, другим), ребята с порога набираются впечатлений, а тут ещё их насильно разделяют. Пиночета и Рябу, а также ещё каких-то персонажей из массовки, отправляют в 4-й роту. А остальных, обозвав вместо приветствия хулиганами, алкоголиками и сексуальными маньяками, препроваживают в ту самую 9-ю роту, о которой и был снят данный фильм. | Фильм начинается с [[Унылый дождь|дождливой сцены]] в призывном пункте где-то в Красноярске. Молодых ребят забирают в армию, уже мелькают лица главных героев, [[Момент характеристики|и нас постепенно с ними знакомят, как и с их характерными особенностями]]. Воробей со слезами прощается со своей девушкой Олей. Джоконду поднимают на смех за его желание взять с собой в армию кисти и краски. Пьяного Рябу друзья вносят в ворота на руках. Противный Чугун с ходу начинает [[Козёл|козлить]] в отношении Воробья и делать оскорбительные намёки в адрес его девушки. А Лютый даёт по мордасам излишне болтливому парикмахеру. Потом главные герои встречаются, знакомятся и за кадром переносятся в учебную часть в Ферган, где к ним присоединяется призывник-чеченец, получивший прозвище Пиночет. Их принимает под своё крыло старший прапорщик Дыгало и устраивает для ребят трёхмесячный ад, из-за которого некоторые из них чуть было не исчезли из кадра, решив уже отказаться от отправки в Афганистан. Наконец они выпускаются, погружаются в самолёт и летят в Афган, непосредственно на войну. Тот встречает их сбитым самолётом (к счастью, другим), ребята с порога набираются впечатлений, а тут ещё их насильно разделяют. Пиночета и Рябу, а также ещё каких-то персонажей из массовки, отправляют в 4-й роту. А остальных, обозвав вместо приветствия хулиганами, алкоголиками и сексуальными маньяками, препроваживают в ту самую 9-ю роту, о которой и был снят данный фильм. | ||
Парни знакомятся с «дедами» Хохлом, Афанасием и Курбаши, которые в свою очередь принимают их под свою опеку и, заставив забыть всё, чему их учили в учебке, начинают воспитывать их непосредственно в полевых условиях. В дальнейшем ребятам придётся пройти через | Парни знакомятся с «дедами» Хохлом, Афанасием и Курбаши, которые в свою очередь принимают их под свою опеку и, заставив забыть всё, чему их учили в учебке, начинают воспитывать их непосредственно в полевых условиях. В дальнейшем ребятам придётся пройти через многое — через первый бой, первое убийство духа (отличился Воробей), [[Грабить корованы|воровство тушёнки]] и празднование первого Нового года в Афганистане. Для большинства персонажей он оказывается и последним. На жёсткой боевой сцене фильм заканчивается, и далее под печальную мелодию идёт эпилог. До него удалось дожить {{spoiler|только Лютому}}. | ||
== Актёры и персонажи == | == Актёры и персонажи == | ||
* Рядовой, а потом младший сержант '''Олег Лютаев''', он же '''Лютый''' (''Артур Смольянинов'') | * Рядовой, а потом младший сержант '''Олег Лютаев''', он же '''Лютый''' (''Артур Смольянинов'') — призывник по происхождению из социальных низов, детдомовец, тёртый калач, наиболее подготовленный к предстоящим испытаниям. Прирождённый лидер. Кажется агрессивным, но на самом деле имеет [[Козёл с золотым сердцем|золотое сердце]] — того же самого рохлю Воробья берёт под свою опеку. | ||
* Рядовой '''Владимир Воробьёв''' по прозвищу '''Воробей''' (''Алексей Чадов'') | * Рядовой '''Владимир Воробьёв''' по прозвищу '''Воробей''' (''Алексей Чадов'') — слабак и неженка, менее всего пригодный для службы в Афганистане. Если на эту войну попадали добровольно, остаётся только догадываться, кто вдохновил Воробья по своему желанию отправиться туда. В оригинале сценария Юрия Короткова, попав в Афганистан, получил на вооружение гранатомёт. | ||
* Рядовой '''Руслан Петровский''' с кличкой '''Джоконда''' (''Константин Крюков'') | * Рядовой '''Руслан Петровский''' с кличкой '''Джоконда''' (''Константин Крюков'') — художник и интеллектуал явно непростого происхождения, сноб и гордец. В дальнейшем его талант был по достоинству оценён как в учебке, так и в Афгане. А к нему впридачу был открыт ещё один — поразительная меткость. Потому стал [[снайпер]]ом. | ||
* Рядовой '''Чугайнов''' или '''Чугун''' (''Иван Кокорин'') | * Рядовой '''Чугайнов''' или '''Чугун''' (''Иван Кокорин'') — неприятный поначалу парень, постоянно докапывавшийся до Воробья, которого ненавидел за то, что тот оставил свою девушку на гражданке нетронутой. Сам Чугун сделал то же самое, женившись на девственнице и на следующий же день, так и не переспав с молодой женой, отправившись служить. Поступил он так, поскольку был патологическим ревнивцем и хотел оставить для себя возможность подловить жену при возвращении в техническом нарушении девственности, а стало быть, в измене. Будучи в армии, продолжал мучиться от ревности и подозрений и срывал злость на Воробье, оскорбляя девушку последнего и обвиняя её в том, в чём втайне подозревал свою собственную супругу. | ||
* Рядовой '''Рябоконь''', он же '''Ряба''' (''Михаил Евланов'') | * Рядовой '''Рябоконь''', он же '''Ряба''' (''Михаил Евланов'') — первый из героев, кто увидел войну во всём её безобразии после попадания в Афганистан. Был после этого воссоединён с друзьями, демонстрируя [[взгляд на тысячу ярдов]] и бездонный колодец жизненного опыта в глазах. {{spoiler|Одновременно с этим оказался первым из дыгаловских птенцов, кто был в дальнейшем убит на этой войне}}. | ||
* Рядовой '''Сергей Стасенко''', он же '''Стас''' (''Артём Михалков'') | * Рядовой '''Сергей Стасенко''', он же '''Стас''' (''Артём Михалков'') — весёлый и добродушный парень, явно из деревенских, видимо, самый старший из них, поскольку единственный отправился на войну, имея на гражданке сложившуюся семью с маленьким ребёнком. {{spoiler|Что характерно, от рук ребёнка же и погиб, будучи в Афганистане}}. | ||
* Рядовой '''Бекбулатов''', также '''Пиночет''' (''Сослан Фидаров'') | * Рядовой '''Бекбулатов''', также '''Пиночет''' (''Сослан Фидаров'') — призывник из Грозного, присоединился к главным героям уже в учебке. Вместе с Рябой позже был разлучён с остальными, {{spoiler|но, в отличие от того, ему повезло дожить до конца фильма}}. | ||
* Рядовой '''Серый''' (''Иван Николаев'') | * Рядовой '''Серый''' (''Иван Николаев'') — призывник, у которого тяжело болеет мать, что заставило его решиться на отказ лететь в Афганистан, о котором он на построении, впрочем, так и не заявил. Потому что хотел это сделать только в паре с Воробьём, а тот в последний момент вдруг обрёл мужество и отрицательно покачал головой. {{spoiler|Остаётся только догадываться, как вообще в военкомате додумались отправлять единственного сына тяжело больной женщины на войну, если обычно таковых даже просто в армию призывают весьма неохотно. В оригинальном сценарии Короткова командование само отправляет Серого дослуживать возле дома. «Не имею права [посылать в Афганистан]. Ни как офицер, ни как отец».}} | ||
* Старший прапорщик '''Александр Дыгало''' (''Михаил Пореченков'') | * Старший прапорщик '''Александр Дыгало''' (''Михаил Пореченков'') — воспитатель будущих советских десантников в учебке, который обещал (и выполнил обещание) «драть их три месяца подряд, не вынимая, двадцать четыре часа в сутки». В прошлом сам участвовал в войне, был контужен и уволен из рядов вооружённых сил, но не оставлял надежды вновь туда попасть. | ||
* Прапорщик Сергей Погребняк по прозвищу '''Хохол''' (''Фёдор Бондарчук'') | * Прапорщик Сергей Погребняк по прозвищу '''Хохол''' (''Фёдор Бондарчук'') — заменяет Дыгало в Афганистане в роли воспитателя, старательно отыгрывает [[Сержант Кремень|сержанта Кремня]], не забывая, впрочем, гонять своих подопечных на вражеской территории за спичками. | ||
* Сержант '''Афанасий''' (''Дмитрий Мухамадеев'') | * Сержант '''Афанасий''' (''Дмитрий Мухамадеев'') — [[крутой усач]] в тельняшке, с татуировкой в виде нарисованного по памяти лица вожделенной всеми призывниками Белоснежки, санитаркиной дочки. | ||
* Старший сержант Курбангалиев по прозванию '''Курбаши''' (''Амаду Мамадаков'') | * Старший сержант Курбангалиев по прозванию '''Курбаши''' (''Амаду Мамадаков'') — военный медик, меланхоличный казах, которого война достала настолько, что даже хочет по возвращении завязать с профессией. | ||
И другие персонажи, коих, в целом, [[Дофига персонажей|дофига]]. | И другие персонажи, коих, в целом, [[Дофига персонажей|дофига]]. | ||
== Тропы и штампы == | == Тропы и штампы == | ||
* [[А 220 не хочешь?]] | * [[А 220 не хочешь?]] — Чугун по привычке продолжал поддразнивать безответного Воробья, не ожидая, что тот однажды неожиданно впечатает ему в морду. А не нужно выхватывать из рук долгожданное письмо от любимой девушки и глумиться над ним. | ||
* [[Автомат Калашникова]] | * [[Автомат Калашникова]] — разумеется, в фильме про советскую армию он — главный герой. | ||
* [[Адские тренировки]] | * [[Адские тренировки]] — то, чему призывники подвергались в учебке, почти приближается к этому идеалу. | ||
* [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры]] | * [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры]] — оттуда родом Курбаши «Медицина». | ||
* [[Безумный художник]] и [[Житель Страны Эльфов]] | * [[Безумный художник]] и [[Житель Страны Эльфов]] — Джоконда. Нет, психических заболеваний вроде бы не имеет и от реальной жизни не настолько оторван. Но, чёрт возьми, он всё это на полном серьёзе? Хочет отправиться в Афганистан на войну только ради поиска источника для вдохновения, притом непосредственно с темой войны не связанного, просто на основании каких-то фрейдистских теорий? Разве это не круче отрезанного уха Ван Гога? | ||
* [[Брутальный лысый]] | * [[Брутальный лысый]] — лысиной Фёдора Бондарчука посверкивает брутальный прапор Сергей «Хохол» Погребняк. | ||
* [[Буквально понятые слова]] | * [[Буквально понятые слова]] — Лютый перед последним учебным штурмом высоты, удерживаемой другим отделением, отдал команду со словами «Мне похер, как, хоть зубами грызите». Воробей последовал рекомендации буквально и на самом деле уцепился зубами в чью-то ногу… | ||
* [[В общем, все умерли]] | * [[В общем, все умерли]] — почти все. | ||
* [[Война]] — это… | * [[Война]] — это… | ||
** [[Война — это круто|…круто]] | ** [[Война — это круто|…круто]] — по крайней мере, по мнению Джоконды, ещё не повидавшего настоящий Афганистан. ''«А на войне только жизнь и смерть, и ничего лишнего. Война — это красиво!»'' | ||
** [[Война — это кошмар|…кошмар]] | ** [[Война — это кошмар|…кошмар]] — собственно, фильм в первую очередь об этом. Данную картину можно обвинить во многом. Но тот факт, что война — это страшно, в ней не оспаривается и не искажается. В том числе и прямым текстом подсвечивается, например, в речи Лютого при его ответе на процитированную выше реплику художника: ''«Тебе что красиво? Красиво, [[Батальное гуро|когда кишки на гусеницы наматываются?»]]'' | ||
** [[Война — это смешно|…смешно]] | ** [[Война — это смешно|…смешно]] — забавных и нелепых моментов в фильме более чем хватает. Как при показе учебки, так и самой войны. | ||
* [[Война в Афганистане]] в целом и [[Афганская война 1979 - 1989]] в | * [[Война в Афганистане]] в целом и [[Афганская война 1979 - 1989]] в частности — основная тема фильма. | ||
* [[Восток против Запада]] | * [[Восток против Запада]] — огромная разница двух менталитетов разъясняется будущим десантникам на лекции капитаном в исполнении Алексея Серебрякова. Ученики его, правда, слушают вполуха, потому что им «всё равно, кого мочить». | ||
* [[Все | * [[Все женщины — распутницы]] — в этом на сто процентов убеждён Чугун, что заставляет его терзаться от ревности при воспоминаниях об оставшейся на гражданке жене. Странно, что при этом Белоснежка — живое воплощение его предрассудочных представлений о женщинах — [[Лицемер|отвращения в нём не вызывает, а напротив, возбуждает]]. | ||
* [[Высокоточный матснаряд]] | * [[Высокоточный матснаряд]] — а как ещё назвать того, кто, зная, что он теперь на настоящей войне, а не в учебке, [[Что за идиот!|заснул на посту]]? Разумеется, ''долбоёбом''. | ||
* [[Горы и горцы]] | * [[Горы и горцы]] — один из главных героев Пиночет, а также десантник с дальнего гарнизона Ашот (который не хотел «хлебать говно» вместе с Михеем). | ||
* [[Глухое ожидание перемен]] | * [[Глухое ожидание перемен]] — события фильма происходят в последние годы [[Перестройка|Перестройки]]. Михей вслух говорит об этих событиях, о которых им рассказывают по радиоприёмнику. А в эпилоге Лютый верхом на БТР, покидая Афганистан, одновременно покидает и СССР и въезжает прямиком в эпоху [[Бесславные девяностые|бесславных девяностых]]. | ||
* [[Грозная репутация]] | * [[Грозная репутация]] — у «монументального мужика» капитана Быстрова, командующего 9-й ротой. Потому местные называют его «злым великаном» (Кохраманом по персидски, قهرمان). | ||
* [[Девственность — это отстой]] | * [[Девственность — это отстой]] — сослуживцы постоянно стебут Воробья за его целомудрие, не достойное, по их мнению, настоящего солдата. | ||
* [[Детдомовец]] | * [[Детдомовец]] — Лютый. | ||
* [[Дети-солдаты]] | * [[Дети-солдаты]] — один из них, афганский мальчик с «калашом», {{spoiler|убил Стаса, выстрелив тому в спину}}. | ||
* [[Драматическая болезнь]] | * [[Драматическая болезнь]] — контузия прапорщика Дыгало. И обезображивающие лицо шрамы. А до этого был «хороший парень, весёлый, смеялся». | ||
* [[Драматическая смена причёски]] | * [[Драматическая смена причёски]] — происходит в парикмахерской, где персонажи меняют гражданские шевелюры, каре и полубоксы на казённые армейские «ёжики». Лютый подсвечивает связь смены прически с крутым поворотом в своей жизни, в слоу-мо проведя ладонью по обритой голове, сопровождая это [[Крутой проход|крутым проходом]]. | ||
* [[Дружественный огонь]] | * [[Дружественный огонь]] — из-за него погиб в самом конце фильма Афанасий. Слишком далеко высунулся из-за укрытия и слишком громко заорал: «Ура! Наши!» И заработал случайную очередь в грудь из станкового пулемёта с советского вертолёта. | ||
* [[Закадычные враги]] | * [[Закадычные враги]] — десантник с дальнего гарнизона Патефон и душман Ахмед. Прежде чем начинать перестрелку, обязательно здороваются друг с другом и обмениваются для порядка ругательствами. | ||
* [[Злые партизаны]] | * [[Злые партизаны]] — душманы по отношению к советским десантникам. | ||
* [[Игры азартные и не очень]] | * [[Игры азартные и не очень]] — в картишки режутся «деды», пока молодняк закрепляется на высоте. Правда, вместо денег расплачиваются друг с другом расписками с обещаниями заплатить проигранную сумму при возвращении на гражданку. | ||
* [[Кнопка берсерка]] | * [[Кнопка берсерка]] — вы рискуете своими зубами, когда хоть в чём-то сравниваете Пиночета со свиньёй. Ибо у мусульман свинья — это грязное животное. У них за такие слова убивают. | ||
** [[Ест как свинья]] | ** [[Ест как свинья]] — в этом обвинил Пиночета некий «чмырь», который тем самым и надавил ему на эту кнопку. | ||
* [[Может, магия, а может, реальность]] — амулет, подаренный Лютому дембелем-сверхсрочником, столкнувшимся с ним в аэропорту. Не он ли помог нашему герою стать {{spoiler|единственным выжившим после финального боя}}? А сам дембель погиб в сбитом ракетой самолёте только потому, что лишился магической защиты амулета, подарив артефакт Лютому? Бр-р-р! Кто его знает… | |||
* [[Может, магия, а может, реальность]] | * [[Мужчины не плачут]] — здесь они плачут, и очень часто. Не считая Воробья, который в принципе весь фильм вёл себя как девочка, слёзы проливал Дыгало, когда ему отказывали в отправке обратно в Афганистан. | ||
* [[Мужчины не плачут]] | * [[Наделать в штаны]] — Воробей напрудил в штаны от испуга во время учений, когда над его головой проехал танк. Закономерно подвергся насмешкам от сослуживцев, которых быстро осадил Дыгало: «Можешь сопли на кулак мотать, можешь маму звать, в штаны ссать, а поставленную задачу должен выполнить! Умри, но сделай! Он сделал!» | ||
* [[Наделать в штаны]] | * [[Неконсумированный брак]] — Чугун, женившийся накануне дня призыва. «Ну, говорит, теперь я твоя. Давай, говорит, теперь жена, теперь положено. Думает, что я совсем дурной! А я ворота отворю — гуляй два года! Всю ночь ревела: как же, говорит, жена — и нетронутая. А я говорю: приду, проверю, не дай Бог, увижу — убью, суку! Так и оставил…» {{spoiler|[[В общем, все умерли|Приходить и проверять оказалось некому.]]}} | ||
* [[Неконсумированный брак]] | * [[Непристойно — значит, смешно]]: что поделать, герои — всего лишь мальчишки. Тем более военные. Кто не похабничает, тот не солдат. Потому они так заразительно хихикают над Джокондой, который на лекции по взрывному делу слепил из куска пластида фаллос… | ||
* [[ | * [[Неуставные взаимоотношения]] — проще говоря, дедовщина. «Старички» в лице Хохла, Афанасия и Курбаши не зверствуют, но всё равно позволяют себе погонять салаг. | ||
* [[Неуставные взаимоотношения]] | * [[Основано на реальных событиях]] — для нашей страны чуть ли не [[кодификатор]], поскольку эти же слова были белым по чёрному напечатаны на экране. Притом что к тем самым реальным событиям фильм имеет весьма опосредственное отношение. Бондарчук ошибки учёл и следующий свой «исторический» фильм «Сталинград» снимал уже без «отсылок к реальным событиям». | ||
* [[Основано на реальных событиях]] | * [[Ошибка слепого]] — майор-подрывник на лекции по взрывному делу из-за слабого зрения не разглядел, что Джоконда слепил из учебного пособия половой член… и тыкал им в воздух, дополняя этим жестом свои объяснения, чем вызывал гомерический хохот призывников. | ||
* [[Ошибка слепого]] | |||
** Смешнее всего то, что в этот момент он именно что говорит: «Не тыкайте им [пластидом] куда попало!». И [[грызть реквизит|весьма экспрессивно]] говорит… | ** Смешнее всего то, что в этот момент он именно что говорит: «Не тыкайте им [пластидом] куда попало!». И [[грызть реквизит|весьма экспрессивно]] говорит… | ||
* [[Оральная фиксация]] | * [[Оральная фиксация]] — спичка, постоянно зажатая в уголке рта у Джоконды. | ||
* [[Пацаны с раёна]] | * [[Пацаны с раёна]] — Лютый явно из их числа, учитывая его повадки, жесты и нередко срывающиеся с уст [[Ботать по фене|характерные выражения]]. | ||
* [[Печальный символ]] | * [[Печальный символ]] — рисунок, подаренный Стасу его сынишкой. После смерти Стаса друзья подобрали рисунок продырявленным и заляпанным кровью. | ||
* [[ПТСР]] | * [[ПТСР]] — ярко выражен у Дыгало, получившего контузию и заработавшего [[комплекс вины выжившего]] после того, как он остался один после гибели его взвода в сражении. На этой почве, видимо, [[Мортидо|страстно желает умереть]], желательно на поле боя, дабы придуманную самим собой вину изгладить. Потому и продолжает настойчиво атаковать все возможные министерства с просьбой отправить его обратно в Афган. Также ПТСР появился у Рябы, попавшего в ту же переделку, что и его бывший воспитатель. И можно предположить, что Лютый за кадром тоже будет им страдать. | ||
* [[Раш]] | * [[Раш]] — в последней битве «чёрные аисты» атакуют кордон в полный рост, наступая сплошной волной, чего в реальности никогда не делали. | ||
* [[Сало и горилка]] | * [[Сало и горилка]] — украинцы Сергей [[Именно то, что написано на упаковке|«Хохол»]] Погребняк и десантник с дальнего гарнизона по имени Михей, так смешно разговаривающий на родной мове. | ||
* [[Самоуверенный мерзавчик]] | * [[Самоуверенный мерзавчик]] — парикмахер, остригавший Лютого. Попытался колотить понты, хвастая своим «халявным» тёпленьким местечком, за что и получил по морде от восстанавливающего справедливость Лютого. | ||
* [[Секс перед битвой]] | * [[Секс перед битвой]] — [[педаль в пол]]. Сексом занимаются с одной и той же женщиной целая толпа мужчин (спасибо, что не одновременно). И впереди у них не одна битва, а череда их… да что там, целая война! {{spoiler|С которой почти никто из них не вернётся…}} | ||
* [[Сержант Зверь]] | * [[Сержант Зверь]] — старший прапорщик Дыгало, разумеется. Возможно, самый яркий представитель данного тропа в отечественном кино, тем более, что образ Дыгало переполнен доверху отсылками к сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки», вплоть до прямого цитирования реплик последнего. «Вы здесь даже не люди. Вы здесь — говно. А людей из вас буду делать я!» | ||
* [[Синие, как лёд, глаза]] | * [[Синие, как лёд, глаза]] — у старика из кишлака, который так сильно напугал Джоконду. | ||
* [[Смищной аксэнт]] | * [[Смищной аксэнт]] — у Ахмеда: «Я тваю маму абал, папу абал, брат-сестра абал!» | ||
* [[Снобы против жлобов]] | * [[Снобы против жлобов]] — суть конфликтов между Джокондой и Лютым. Слишком велика разница между парнями в плане социального происхождения, воспитания и образования. | ||
* [[Случайное убийство]] | * [[Случайное убийство]] — наверное, друзья Воробья так и не узнали, что он стал первым среди них убийцей «духа» только потому, что палец рефлекторно дёрнулся на спуске, когда тот самый «дух» оступился на камне при отступлении. А до этого он заговаривал Воробью зубы очень милой беседой, и тот даже не думал его убивать. | ||
* [[Теперь банановый]] | * [[Теперь банановый]] — многие считают фильм «Девятая рота» [[Full Metal Jacket|«Цельнометаллической оболочкой»]] С. Кубрика и отчасти «Взводом» О. Стоуна, только с Афганистаном вместо [[война во Вьетнаме|Вьетнама]]. Отношение к этому тоже разнится. Одни считают, что им показывают талантливо собранный набор отсылок и оммажей, другие называют фильм Бондарчука обыкновенным [[Плагиат/Кино|плагиатом]]. | ||
* [[Увеселительная травка]] | * [[Увеселительная травка]] — ею обкурились главные герои втайне от Дыгало перед самой отправкой в Афганистан. Ну правильно, может, последний раз удовольствие испытываем, гулять так гулять! Воробей заодно узнал от Лютого, что такое [[Развесёлые ромалэ|цыганский]] косяк. | ||
* [[Царь-рыба, десять рублей и чёрное небо|Красноярск]] | * [[Царь-рыба, десять рублей и чёрное небо|Красноярск]] и его окрестности — родина большинства главных героев. Здесь же они призываются в армию. | ||
* [[Целомудренный герой]] | * [[Целомудренный герой]] — Воробей. Отчаянно цеплялся за свою девственность, потому что не мог «как животное, с кем угодно, где угодно». {{spoiler|Девственником и погиб.}} | ||
{{Nav/Военные фильмы}} | {{Nav/Военные фильмы}} | ||
{{Nav/Искусство на военную тематику}} | {{Nav/Искусство на военную тематику}} | ||
{{Nav/Российское искусство}} | {{Nav/Российское искусство}} | ||
[[Категория:Война]] | |||
[[Категория:Фильмы по алфавиту]] | [[Категория:Фильмы по алфавиту]] |
Версия 22:49, 22 марта 2022
9 рота | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | <ul><li>Военная драма</li><li>Боевик</li></ul> |
Страна производства | Россия |
Киностудия | ПК «Слово»
«Art Pictures Group» Телеканал «1+1» Телеканал СТС Украинская медийная группа Matila Rohr Productions |
Режиссёр | Фёдор Бондарчук |
Автор сценария | <ul><li>Юрий Коротков</li></ul> |
Когда вышел | 2005 г. |
Продолжительность | 139 мин |
« | Окончен фильм. И я хочу, |
» |
— Эпиграмма Григория Борисова по поводу фильма «Борис Годунов» авторства Сергея Бондарчука |
«9 рота» — художественный фильм в жанре военной драмы, снятый Фёдором Бондарчуком. В свое время считался очередным прорывом в отечественном кинематографе, стал самым кассовым фильмом 2005 г. и заработал множество престижных наград. Он даже номинировался на Оскар, но в шорт-лист в результате так и не попал. Вместе с тем фильм заработал и множество критических отзывов из-за искажения исторических фактов, хотя в титрах было заявлено, что сценарий основан на реальных событиях. В результате данная картина являет собой ярчайший пример проблемы противоположных оценок в отечественном кинематографе и в фильмографии Ф. Бондарчука в частности (учитывая, что последующие его работы принято уже ругать без всяких оговорок).
Сюжет
Фильм начинается с дождливой сцены в призывном пункте где-то в Красноярске. Молодых ребят забирают в армию, уже мелькают лица главных героев, и нас постепенно с ними знакомят, как и с их характерными особенностями. Воробей со слезами прощается со своей девушкой Олей. Джоконду поднимают на смех за его желание взять с собой в армию кисти и краски. Пьяного Рябу друзья вносят в ворота на руках. Противный Чугун с ходу начинает козлить в отношении Воробья и делать оскорбительные намёки в адрес его девушки. А Лютый даёт по мордасам излишне болтливому парикмахеру. Потом главные герои встречаются, знакомятся и за кадром переносятся в учебную часть в Ферган, где к ним присоединяется призывник-чеченец, получивший прозвище Пиночет. Их принимает под своё крыло старший прапорщик Дыгало и устраивает для ребят трёхмесячный ад, из-за которого некоторые из них чуть было не исчезли из кадра, решив уже отказаться от отправки в Афганистан. Наконец они выпускаются, погружаются в самолёт и летят в Афган, непосредственно на войну. Тот встречает их сбитым самолётом (к счастью, другим), ребята с порога набираются впечатлений, а тут ещё их насильно разделяют. Пиночета и Рябу, а также ещё каких-то персонажей из массовки, отправляют в 4-й роту. А остальных, обозвав вместо приветствия хулиганами, алкоголиками и сексуальными маньяками, препроваживают в ту самую 9-ю роту, о которой и был снят данный фильм.
Парни знакомятся с «дедами» Хохлом, Афанасием и Курбаши, которые в свою очередь принимают их под свою опеку и, заставив забыть всё, чему их учили в учебке, начинают воспитывать их непосредственно в полевых условиях. В дальнейшем ребятам придётся пройти через многое — через первый бой, первое убийство духа (отличился Воробей), воровство тушёнки и празднование первого Нового года в Афганистане. Для большинства персонажей он оказывается и последним. На жёсткой боевой сцене фильм заканчивается, и далее под печальную мелодию идёт эпилог. До него удалось дожить только Лютому.
Актёры и персонажи
- Рядовой, а потом младший сержант Олег Лютаев, он же Лютый (Артур Смольянинов) — призывник по происхождению из социальных низов, детдомовец, тёртый калач, наиболее подготовленный к предстоящим испытаниям. Прирождённый лидер. Кажется агрессивным, но на самом деле имеет золотое сердце — того же самого рохлю Воробья берёт под свою опеку.
- Рядовой Владимир Воробьёв по прозвищу Воробей (Алексей Чадов) — слабак и неженка, менее всего пригодный для службы в Афганистане. Если на эту войну попадали добровольно, остаётся только догадываться, кто вдохновил Воробья по своему желанию отправиться туда. В оригинале сценария Юрия Короткова, попав в Афганистан, получил на вооружение гранатомёт.
- Рядовой Руслан Петровский с кличкой Джоконда (Константин Крюков) — художник и интеллектуал явно непростого происхождения, сноб и гордец. В дальнейшем его талант был по достоинству оценён как в учебке, так и в Афгане. А к нему впридачу был открыт ещё один — поразительная меткость. Потому стал снайпером.
- Рядовой Чугайнов или Чугун (Иван Кокорин) — неприятный поначалу парень, постоянно докапывавшийся до Воробья, которого ненавидел за то, что тот оставил свою девушку на гражданке нетронутой. Сам Чугун сделал то же самое, женившись на девственнице и на следующий же день, так и не переспав с молодой женой, отправившись служить. Поступил он так, поскольку был патологическим ревнивцем и хотел оставить для себя возможность подловить жену при возвращении в техническом нарушении девственности, а стало быть, в измене. Будучи в армии, продолжал мучиться от ревности и подозрений и срывал злость на Воробье, оскорбляя девушку последнего и обвиняя её в том, в чём втайне подозревал свою собственную супругу.
- Рядовой Рябоконь, он же Ряба (Михаил Евланов) — первый из героев, кто увидел войну во всём её безобразии после попадания в Афганистан. Был после этого воссоединён с друзьями, демонстрируя взгляд на тысячу ярдов и бездонный колодец жизненного опыта в глазах. Одновременно с этим оказался первым из дыгаловских птенцов, кто был в дальнейшем убит на этой войне.
- Рядовой Сергей Стасенко, он же Стас (Артём Михалков) — весёлый и добродушный парень, явно из деревенских, видимо, самый старший из них, поскольку единственный отправился на войну, имея на гражданке сложившуюся семью с маленьким ребёнком. Что характерно, от рук ребёнка же и погиб, будучи в Афганистане.
- Рядовой Бекбулатов, также Пиночет (Сослан Фидаров) — призывник из Грозного, присоединился к главным героям уже в учебке. Вместе с Рябой позже был разлучён с остальными, но, в отличие от того, ему повезло дожить до конца фильма.
- Рядовой Серый (Иван Николаев) — призывник, у которого тяжело болеет мать, что заставило его решиться на отказ лететь в Афганистан, о котором он на построении, впрочем, так и не заявил. Потому что хотел это сделать только в паре с Воробьём, а тот в последний момент вдруг обрёл мужество и отрицательно покачал головой. Остаётся только догадываться, как вообще в военкомате додумались отправлять единственного сына тяжело больной женщины на войну, если обычно таковых даже просто в армию призывают весьма неохотно. В оригинальном сценарии Короткова командование само отправляет Серого дослуживать возле дома. «Не имею права [посылать в Афганистан]. Ни как офицер, ни как отец».
- Старший прапорщик Александр Дыгало (Михаил Пореченков) — воспитатель будущих советских десантников в учебке, который обещал (и выполнил обещание) «драть их три месяца подряд, не вынимая, двадцать четыре часа в сутки». В прошлом сам участвовал в войне, был контужен и уволен из рядов вооружённых сил, но не оставлял надежды вновь туда попасть.
- Прапорщик Сергей Погребняк по прозвищу Хохол (Фёдор Бондарчук) — заменяет Дыгало в Афганистане в роли воспитателя, старательно отыгрывает сержанта Кремня, не забывая, впрочем, гонять своих подопечных на вражеской территории за спичками.
- Сержант Афанасий (Дмитрий Мухамадеев) — крутой усач в тельняшке, с татуировкой в виде нарисованного по памяти лица вожделенной всеми призывниками Белоснежки, санитаркиной дочки.
- Старший сержант Курбангалиев по прозванию Курбаши (Амаду Мамадаков) — военный медик, меланхоличный казах, которого война достала настолько, что даже хочет по возвращении завязать с профессией.
И другие персонажи, коих, в целом, дофига.
Тропы и штампы
- А 220 не хочешь? — Чугун по привычке продолжал поддразнивать безответного Воробья, не ожидая, что тот однажды неожиданно впечатает ему в морду. А не нужно выхватывать из рук долгожданное письмо от любимой девушки и глумиться над ним.
- Автомат Калашникова — разумеется, в фильме про советскую армию он — главный герой.
- Адские тренировки — то, чему призывники подвергались в учебке, почти приближается к этому идеалу.
- Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры — оттуда родом Курбаши «Медицина».
- Безумный художник и Житель Страны Эльфов — Джоконда. Нет, психических заболеваний вроде бы не имеет и от реальной жизни не настолько оторван. Но, чёрт возьми, он всё это на полном серьёзе? Хочет отправиться в Афганистан на войну только ради поиска источника для вдохновения, притом непосредственно с темой войны не связанного, просто на основании каких-то фрейдистских теорий? Разве это не круче отрезанного уха Ван Гога?
- Брутальный лысый — лысиной Фёдора Бондарчука посверкивает брутальный прапор Сергей «Хохол» Погребняк.
- Буквально понятые слова — Лютый перед последним учебным штурмом высоты, удерживаемой другим отделением, отдал команду со словами «Мне похер, как, хоть зубами грызите». Воробей последовал рекомендации буквально и на самом деле уцепился зубами в чью-то ногу…
- В общем, все умерли — почти все.
- Война — это…
- …круто — по крайней мере, по мнению Джоконды, ещё не повидавшего настоящий Афганистан. «А на войне только жизнь и смерть, и ничего лишнего. Война — это красиво!»
- …кошмар — собственно, фильм в первую очередь об этом. Данную картину можно обвинить во многом. Но тот факт, что война — это страшно, в ней не оспаривается и не искажается. В том числе и прямым текстом подсвечивается, например, в речи Лютого при его ответе на процитированную выше реплику художника: «Тебе что красиво? Красиво, когда кишки на гусеницы наматываются?»
- …смешно — забавных и нелепых моментов в фильме более чем хватает. Как при показе учебки, так и самой войны.
- Война в Афганистане в целом и Афганская война 1979 - 1989 в частности — основная тема фильма.
- Восток против Запада — огромная разница двух менталитетов разъясняется будущим десантникам на лекции капитаном в исполнении Алексея Серебрякова. Ученики его, правда, слушают вполуха, потому что им «всё равно, кого мочить».
- Все женщины — распутницы — в этом на сто процентов убеждён Чугун, что заставляет его терзаться от ревности при воспоминаниях об оставшейся на гражданке жене. Странно, что при этом Белоснежка — живое воплощение его предрассудочных представлений о женщинах — отвращения в нём не вызывает, а напротив, возбуждает.
- Высокоточный матснаряд — а как ещё назвать того, кто, зная, что он теперь на настоящей войне, а не в учебке, заснул на посту? Разумеется, долбоёбом.
- Горы и горцы — один из главных героев Пиночет, а также десантник с дальнего гарнизона Ашот (который не хотел «хлебать говно» вместе с Михеем).
- Глухое ожидание перемен — события фильма происходят в последние годы Перестройки. Михей вслух говорит об этих событиях, о которых им рассказывают по радиоприёмнику. А в эпилоге Лютый верхом на БТР, покидая Афганистан, одновременно покидает и СССР и въезжает прямиком в эпоху бесславных девяностых.
- Грозная репутация — у «монументального мужика» капитана Быстрова, командующего 9-й ротой. Потому местные называют его «злым великаном» (Кохраманом по персидски, قهرمان).
- Девственность — это отстой — сослуживцы постоянно стебут Воробья за его целомудрие, не достойное, по их мнению, настоящего солдата.
- Детдомовец — Лютый.
- Дети-солдаты — один из них, афганский мальчик с «калашом», убил Стаса, выстрелив тому в спину.
- Драматическая болезнь — контузия прапорщика Дыгало. И обезображивающие лицо шрамы. А до этого был «хороший парень, весёлый, смеялся».
- Драматическая смена причёски — происходит в парикмахерской, где персонажи меняют гражданские шевелюры, каре и полубоксы на казённые армейские «ёжики». Лютый подсвечивает связь смены прически с крутым поворотом в своей жизни, в слоу-мо проведя ладонью по обритой голове, сопровождая это крутым проходом.
- Дружественный огонь — из-за него погиб в самом конце фильма Афанасий. Слишком далеко высунулся из-за укрытия и слишком громко заорал: «Ура! Наши!» И заработал случайную очередь в грудь из станкового пулемёта с советского вертолёта.
- Закадычные враги — десантник с дальнего гарнизона Патефон и душман Ахмед. Прежде чем начинать перестрелку, обязательно здороваются друг с другом и обмениваются для порядка ругательствами.
- Злые партизаны — душманы по отношению к советским десантникам.
- Игры азартные и не очень — в картишки режутся «деды», пока молодняк закрепляется на высоте. Правда, вместо денег расплачиваются друг с другом расписками с обещаниями заплатить проигранную сумму при возвращении на гражданку.
- Кнопка берсерка — вы рискуете своими зубами, когда хоть в чём-то сравниваете Пиночета со свиньёй. Ибо у мусульман свинья — это грязное животное. У них за такие слова убивают.
- Ест как свинья — в этом обвинил Пиночета некий «чмырь», который тем самым и надавил ему на эту кнопку.
- Может, магия, а может, реальность — амулет, подаренный Лютому дембелем-сверхсрочником, столкнувшимся с ним в аэропорту. Не он ли помог нашему герою стать единственным выжившим после финального боя? А сам дембель погиб в сбитом ракетой самолёте только потому, что лишился магической защиты амулета, подарив артефакт Лютому? Бр-р-р! Кто его знает…
- Мужчины не плачут — здесь они плачут, и очень часто. Не считая Воробья, который в принципе весь фильм вёл себя как девочка, слёзы проливал Дыгало, когда ему отказывали в отправке обратно в Афганистан.
- Наделать в штаны — Воробей напрудил в штаны от испуга во время учений, когда над его головой проехал танк. Закономерно подвергся насмешкам от сослуживцев, которых быстро осадил Дыгало: «Можешь сопли на кулак мотать, можешь маму звать, в штаны ссать, а поставленную задачу должен выполнить! Умри, но сделай! Он сделал!»
- Неконсумированный брак — Чугун, женившийся накануне дня призыва. «Ну, говорит, теперь я твоя. Давай, говорит, теперь жена, теперь положено. Думает, что я совсем дурной! А я ворота отворю — гуляй два года! Всю ночь ревела: как же, говорит, жена — и нетронутая. А я говорю: приду, проверю, не дай Бог, увижу — убью, суку! Так и оставил…» Приходить и проверять оказалось некому.
- Непристойно — значит, смешно: что поделать, герои — всего лишь мальчишки. Тем более военные. Кто не похабничает, тот не солдат. Потому они так заразительно хихикают над Джокондой, который на лекции по взрывному делу слепил из куска пластида фаллос…
- Неуставные взаимоотношения — проще говоря, дедовщина. «Старички» в лице Хохла, Афанасия и Курбаши не зверствуют, но всё равно позволяют себе погонять салаг.
- Основано на реальных событиях — для нашей страны чуть ли не кодификатор, поскольку эти же слова были белым по чёрному напечатаны на экране. Притом что к тем самым реальным событиям фильм имеет весьма опосредственное отношение. Бондарчук ошибки учёл и следующий свой «исторический» фильм «Сталинград» снимал уже без «отсылок к реальным событиям».
- Ошибка слепого — майор-подрывник на лекции по взрывному делу из-за слабого зрения не разглядел, что Джоконда слепил из учебного пособия половой член… и тыкал им в воздух, дополняя этим жестом свои объяснения, чем вызывал гомерический хохот призывников.
- Смешнее всего то, что в этот момент он именно что говорит: «Не тыкайте им [пластидом] куда попало!». И весьма экспрессивно говорит…
- Оральная фиксация — спичка, постоянно зажатая в уголке рта у Джоконды.
- Пацаны с раёна — Лютый явно из их числа, учитывая его повадки, жесты и нередко срывающиеся с уст характерные выражения.
- Печальный символ — рисунок, подаренный Стасу его сынишкой. После смерти Стаса друзья подобрали рисунок продырявленным и заляпанным кровью.
- ПТСР — ярко выражен у Дыгало, получившего контузию и заработавшего комплекс вины выжившего после того, как он остался один после гибели его взвода в сражении. На этой почве, видимо, страстно желает умереть, желательно на поле боя, дабы придуманную самим собой вину изгладить. Потому и продолжает настойчиво атаковать все возможные министерства с просьбой отправить его обратно в Афган. Также ПТСР появился у Рябы, попавшего в ту же переделку, что и его бывший воспитатель. И можно предположить, что Лютый за кадром тоже будет им страдать.
- Раш — в последней битве «чёрные аисты» атакуют кордон в полный рост, наступая сплошной волной, чего в реальности никогда не делали.
- Сало и горилка — украинцы Сергей «Хохол» Погребняк и десантник с дальнего гарнизона по имени Михей, так смешно разговаривающий на родной мове.
- Самоуверенный мерзавчик — парикмахер, остригавший Лютого. Попытался колотить понты, хвастая своим «халявным» тёпленьким местечком, за что и получил по морде от восстанавливающего справедливость Лютого.
- Секс перед битвой — педаль в пол. Сексом занимаются с одной и той же женщиной целая толпа мужчин (спасибо, что не одновременно). И впереди у них не одна битва, а череда их… да что там, целая война! С которой почти никто из них не вернётся…
- Сержант Зверь — старший прапорщик Дыгало, разумеется. Возможно, самый яркий представитель данного тропа в отечественном кино, тем более, что образ Дыгало переполнен доверху отсылками к сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки», вплоть до прямого цитирования реплик последнего. «Вы здесь даже не люди. Вы здесь — говно. А людей из вас буду делать я!»
- Синие, как лёд, глаза — у старика из кишлака, который так сильно напугал Джоконду.
- Смищной аксэнт — у Ахмеда: «Я тваю маму абал, папу абал, брат-сестра абал!»
- Снобы против жлобов — суть конфликтов между Джокондой и Лютым. Слишком велика разница между парнями в плане социального происхождения, воспитания и образования.
- Случайное убийство — наверное, друзья Воробья так и не узнали, что он стал первым среди них убийцей «духа» только потому, что палец рефлекторно дёрнулся на спуске, когда тот самый «дух» оступился на камне при отступлении. А до этого он заговаривал Воробью зубы очень милой беседой, и тот даже не думал его убивать.
- Теперь банановый — многие считают фильм «Девятая рота» «Цельнометаллической оболочкой» С. Кубрика и отчасти «Взводом» О. Стоуна, только с Афганистаном вместо Вьетнама. Отношение к этому тоже разнится. Одни считают, что им показывают талантливо собранный набор отсылок и оммажей, другие называют фильм Бондарчука обыкновенным плагиатом.
- Увеселительная травка — ею обкурились главные герои втайне от Дыгало перед самой отправкой в Афганистан. Ну правильно, может, последний раз удовольствие испытываем, гулять так гулять! Воробей заодно узнал от Лютого, что такое цыганский косяк.
- Красноярск и его окрестности — родина большинства главных героев. Здесь же они призываются в армию.
- Целомудренный герой — Воробей. Отчаянно цеплялся за свою девственность, потому что не мог «как животное, с кем угодно, где угодно». Девственником и погиб.