Авторский произвол: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Примеры: расставил по алфавиту)
 
(Новая страница: «{{Q|— Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию.|Star Wars: Rebels, 4 сезон (4 серия)}} То есть, что значит «'''авторский произвол'''»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является пр...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|— Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию.|«[[Star Wars/Star Wars: Rebels|Звёздные войны: Повстанцы]]», 4 сезон (4 серия)}}
{{Q|— Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию.|Star Wars: Rebels, 4 сезон (4 серия)}}
То есть, что значит «'''авторский произвол'''»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является продуктом авторского произвола?
То есть, что значит «'''авторский произвол'''»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является продуктом авторского произвола?


А вот '''нет'''. Всё, да не всё. Существуют неписаные конвенции и законы, нарушение которых приводит к тому, что произведение попросту рушится. Например:
А вот нет. Всё, да не всё. Существуют неписаные конвенции и законы, нарушение которых приводит к тому, что произведение попросту рушится. Например:
* Нельзя на ходу менять жанр. Например, начинать книгу как детектив, а потом забыть о линии расследования и продолжить как любовный роман. Хотя вполне законна [[деконструкция]] жанра и слияние жанров (детектив с элементами любовного романа, фантастический детектив, любовный роман в фантастическом сеттинге).
* Нельзя на ходу менять жанр. Например, начинать книгу как детектив, а потом забыть о линии расследования и продолжить как любовный роман. Хотя вполне законна [[деконструкция]] жанра и слияние жанров (детектив с элементами любовного романа, фантастический детектив, любовный роман в фантастическом сеттинге).
* Нельзя разрушать жанровую конвенцию (если только ты не занимаешься деконструкцией жанра) — например, в в [[реализм|реалистическом]] произведении невозможно [[чудесное воскрешение]]; в детективе нельзя утаивать от читателя улики или подбрасывать их сыщику «случайно».
* Нельзя разрушать жанровую конвенцию (если только ты не занимаешься деконструкцией жанра) например, в любовном романе герой и героиня не могут погибнуть, а в [[реализм|реалистическом]] произведении невозможно [[чудесное воскрешение]]; в детективе нельзя утаивать от читателя улики или подбрасывать их сыщику «случайно».
* Нельзя нарушать логику повествования: между событиями должна существовать причинно-следственная связь (если вы не работаете в стилистике абсурдизма).
* Нельзя нарушать логику повествования: между событиями должна существовать причинно-следственная связь (если вы не работаете в стилистике абсурдизма).
* Нельзя нарушать законы тобой же созданного мира.
* Нельзя нарушать законы тобой же созданного мира.
* Ну и конечно же, заигрывание с [[Конъюнктурный пересмотр|изменившейся конъюнктурой]]. Когда через много лет после выхода удачного произведения во время интервью внезапно выясняется, что крутой ганфайтер терпеть не может оружие, а протагонист, которого играет белый мальчик, на самом деле — переодетая девочка-негритянка — всё это автору популярности не добавит.
* Ну и конечно же, заигрывание с изменившейся коньюнктурой. Когда через много лет после выхода удачного произведения во время интервью внезапно выясняется, что крутой ганфайтер терпеть не может оружие, а протагонист, которого играет белый мальчик, на самом деле — переодетая девочка-негритянка — всё это автору популярности не добавит.
** Из этой же оперы — одобрение и поддержка автором явно неудачных экранизаций, новеллизаций (или, хуже того — [[ремейк]]ов), вызванная ничем иным как честным выполнением условий контракта на рекламу, который хитрые дельцы заключили с автором.
** Из этой же оперы — одобрение и поддержка автором явно неудачных экранизаций, новеллизаций (или, хуже того — ремейков), вызванная ничем иным как честным выполнением условий контракта на рекламу, который хитрые дельцы заключили с автором.


Когда произведение нарушает жанровые конвенции, можно говорить об авторском произволе. Обычно авторским произволом отмечены произведения [[МТА|неопытных авторов]] — но нередки случаи, когда команда сценаристов затянувшегося сериала, истощив всю фантазию и исчерпав все возможные логичные и законные методы, прибегают к авторскому произволу. Нередко этим грешат [[манга]]ки, подзатянувшие серию.
Когда произведение нарушает жанровые конвенции, можно говорить об авторском произволе. Обычно авторским произволом отмечены произведения [[МТА|неопытных авторов]] но нередки случаи, когда команда сценаристов затянувшегося сериала, истощив всю фантазию и исчерпав все возможные логичные и законные методы, прибегают к авторскому произволу. Нередко этим грешат [[манга]]ки, подзатянувшие серию.


== Самые распространённые разновидности авторского произвола ==
== Самые распространённые разновидности авторского произвола ==
Строка 19: Строка 19:


== Примеры ==
== Примеры ==
* Avengers Assemble, 2 сезон 3 серия. [[Гад-кукловод|Локи]] составляет [[хитрый план]] и заманивает Тора и Халка в мир Хелы, чтобы она оставила сильнейшего бойца у себя навсегда. Чуть позже внезапно появившиеся Халк и Тор провоцируют Локи на схватку и после первого же удара признают своё поражение, а Локи громко называет себя сильнейшим (наверное, чтобы у Хелы отпали малейшие сомнения).
* Убийство [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] в «Двенадцати стульях» — авторы кидали жребий, убить его или пощадить. Воскрешение в «Золотом телёнке» этого популярного персонажа выглядит более логичным. [[После такого не выживают|Ему перерезали горло бритвой]], но Киса — неумелый убийца, а соседи через тоненькие стенки общежития слышали хрип раненого Остапа.
* Цикл End Times в [[Warhammer Fantasy Battle]]. Ради спасения мира от Хаоса объединились чуть ли не все заклятые враги (а многих персонажей и даже целые регионы вовсе [[выкинуть на мороз|выкинули на мороз]]!)… а потом пришёл обиженный вампир Манфред фон Карштайн и всё испортил.
* Серия Risen: первая часть, по сути, как «[[Gothic|Готика]]» — средневековье, мечи, магия, но вторая часть — это уже XVIII век с огнестрелом, пиратами, без доспехов, а магия только [[Голливудское Вуду|вуду]] и только у дикарей. В качестве [[обоснуй|обоснуя]] здесь заявлено, что магов повыгоняли после событий первой части, а некий мастер Годин такой гений, что наделал огнестрела на весь уцелевший мир, [[Подавление недоверия|звучит не очень убедительно]] (справедливости ради, ещё в «Готике» на кораблях и на берегах были пушки). Впрочем, это ещё не всё: некоторые персонажи, что остались с первой части (включая [[протагонист]]а), внезапно очень сильно изменили внешность, и это не объяснить никаким прогрессом. Третья же часть пытается это всё связать воедино.
** Предательство Манфреда было лишь закономерным следствием сделки Нагаша с Инкарнатами (причастный к смерти дочери Алариэли и Тириона Манфред в обмен на союз). Авторский произвол в этом цикле в огромных баффах, которыми осыпали хаоситов (которые устроили громадные демонические вторжения в Наггарот и Кислев с Империей в условиях работающего Великого Вихря эльфов, который как раз не позволяет устроить массивное демоническое нашествие, да и ещё усиленный Геомантической сетью сланнов и каменными кругами Альбиона) и скавенов (которые закадром убрали со сцены почти все пуффендуйские фракции, зато в кадре уже заняты гномами и ящерами), в избранности Малекита Асурианом (а этот «истинный Король-феникс» эталоннейший Тёмный властелин десятикратной отгонки) и в идиотских сверххитрых планах Лилэат и Теклиса, которые развиваются так «успешно» что мама не горюй. Есть и другие, но это уже мелочь. Вкратце все произволы в том, что Хаос должен уничтожить мир независимо от того, как разовьётся сюжет, — надо же скорее начать клепать Age of Sigmar.
* Оживление жертв Армагеддона в романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Благие предзнаменования». Авторы сами усмехаются над этим в сносках.
* Серия Risen: первая часть, по сути, как «[[Gothic|Готика]]» — средневековье, мечи, магия, но вторая часть — это уже XVIII век с огнестрелом, пиратами, без доспехов, а магия только [[Голливудское Вуду|вуду]] и только у дикарей. В качестве [[обоснуй|обоснуя]] здесь заявлено, что магов повыгоняли после событий первой части, а некий мастер Годин такой гений, что наделал огнестрела на весь уцелевший мир, [[Подавление недоверия|звучит не очень убедительно]] (справедливости ради, ещё в «Готике» на кораблях и на берегах были пушки). Впрочем, это ещё не всё: некоторые персонажи, что остались с первой части (включая [[протагонист]]а), внезапно очень сильно изменили внешность, и это не объяснить никаким прогрессом.
* «Возвращение мушкетёров» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Снова воскрешение людей! Данный авторский произвол не выдерживает никакой критики — оживление мёртвых произошло с помощью божественного вмешательства, и это в историческом-то фильме!
* Терри Пратчетт, Нил Гейман, роман «Благие предзнаменования» — оживление жертв Армагеддона . Авторы сами усмехаются над этим в сносках.
* Убийство {{spoiler|Каватаро}} в фильме «Принц Суши едет в Нью-Йорк». {{spoiler|Каватаро, чёрт возьми! Второй по значимости персонаж, который на протяжении 8 серий всюду таскался рядом с главным героем и фактически вытягивал весь проект, нежданно, неуместно и даже не смешно погибает в самой середине фильма.}} Который, на минуточку, ''комедия''. До этого все важные вопросы решались смехотворно — путём кулинарного поединка, но после того, как в кадре пролилась настоящая кровь, смеяться как-то уже не особо хочется, и всё, что должно было веселить, начинает казаться нелепым.
* «[[Les trois mousquetaires|Возвращение мушкетёров]]» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Снова воскрешение людей! Данный авторский произвол не выдерживает никакой критики — оживление мёртвых произошло с помощью божественного вмешательства, и это в историческом-то фильме!
* Криптонит — слабость [[Супермен]]а, но в фильме «Возвращение Супермена» Супермен поднял на орбиту целый остров из криптонита!
* Криптонит обычно делает [[Superman|Супермена]] слабее, но в фильме «Возвращение Супермена» Супермен поднял на орбиту целый остров из криптонита!
* Мультфильм «Город героев» позиционируется как научно достоверный, но кренделя, которые выделывает автомобиль по дороге, спасаясь от антагониста, иначе как авторским произволом не назовёшь.
* Пьеса «[[Harry Potter|Гарри Поттер и проклятое дитя]]» — яркий пример [[Конъюнктурный пересмотр|конъюктурного пересмотра]]. Что именно заставило Джоан Роулинг признать каноном [[фанфик]], ''целиком'' состоящий из [[орлангур]]ов и [[Дыра в сюжете|сюжетных дыр]] — загадка по сей день.
* «[[Castle|Касл]]» — «Тройной убийца», маньяк, проявляющийся в нескольких сериях, больше похож на суперзлодея, неизвестным образом вылезшего из комиксов. Он и бесцельный маньяк, и хакер, и улик не оставляет, и оставленные подчистую ликвидирует, и на двадцать ходов вперёд всё продумывает, и денег у него завались непонятно откуда, и тонны документов из ментовки вывозит у всех на глазах, и подставные клиники создаёт одним пальцем и им же их сворачивает, и пули его не берут, и с моста падает без вреда для жизни. В общем, возможно, кто-то хотел [[Достойный противник|достойного противника]] героев, но получился откровенный читер, от которого сюжет мгновенно теряет интерес.
** А если вспомнить фильмы? Роулинг, знаменитая своим авторским давлением на всю съёмочную группу, ведь именно благодаря ей все роли в фильмах о «мальчике, который выжил» исполняют британцы по гражданству, так проштрафилась с цветом заклинаний? Как бесцветное обезоруживающее заклинание может превратиться в яркую вспышку красного света и отразить любое проклятие? Да легко! А знаменитая «авада кедавра»? В сцене с дуэлью Молли Уизли и Беллатрисой Лестрейндж оказалось, что во-первых, любая кухарка сможет наложить убивающее проклятье в два счёта (по цвету вспышек из палочки это видно), а во-вторых, что отбить фатальное заклятие, от действия которого спасся один человек за всю историю, можно всего лишь заклинанием «протего» и аж трижды!
* Avengers Assemble, 2 сезон 3 серия. [[Гад-кукловод|Локи]] составляет [[хитрый план]] и заманивает Тора и Халка в мир Хелы, чтобы она оставила сильнейшего бойца у себя навсегда. Чуть позже Халк и Тор провоцируют Локи на схватку и после первого же удара признают своё поражение, а Локи громко называет себя сильнейшим (наверное, чтобы у Хелы отпали малейшие сомнения).
*** Слава Мерлину, первое была не авадакедаврой, а другим заклятием зелёного оттенка<ref>В [[HPMOR]] Квиррелл советует Гарри изучить парализующее заклинание, косящее под аваду и {{spoiler|якобы}} применяет этот приём на кентавре</ref>. Второй приём применял только Гарри.
* Цикл "Сварог" А. Бушкова начинался как [[Приключения|приключенческое]] [[фэнтези]], но в поздних книгах выродился в описание рабочих будней [[госбезопасность|спецслужбистов]].
* Мультфильм «[[Big Hero 6|Город героев]]» позиционируется как научно достоверный, но кренделя, которые выделывает автомобиль по дороге, спасаясь от антагониста, иначе как авторским произволом не назовёшь.
** Но тут это происходит постепенно, и автор периодически подсвечивает, что время приключений осталось "в юности", а теперь надо заниматься государственными делами.
* И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев» — авторы кидали жребий, убить [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] или пощадить. Воскрешение этого популярного персонажа в «[[Золотой телёнок|Золотом телёнке]]» выглядит более логичным. [[После такого не выживают|Ему перерезали горло бритвой]], но Киса — неумелый убийца, а соседи через тоненькие стенки общежития слышали хрип раненого Остапа.
* [[Гарри Поттер|Пьеса Гарри Поттер и Проклятое Дитя]] - Яркий пример конъюктурного пересмотра. Единственная проблема данного [[фанфика]] в том, что Джоан Роулинг признала его каноном. Остальные проблемы, вроде разорванного в клочья канона по множеству вещей, являются именно следствием этого, так как противоречат тому, что было сказано в ранних книгах. По мнению автора правки пьеса разрешает читателям задавать очень неудобные вопросы, которые ранее, у Роулинг, не поднимались, а значит не было опорной точки для их обсуждения.
* «[[Castle|Касл]]» — «Тройной убийца», [[маньяк]], проявляющийся в нескольких сериях, больше похож на суперзлодея, неизвестным образом вылезшего из комиксов. Он и бесцельный маньяк, и [[хакер]], и улик не оставляет, и оставленные подчистую ликвидирует, и на двадцать ходов вперёд всё продумывает, и денег у него завались непонятно откуда, и тонны документов из ментовки вывозит у всех на глазах, и подставные клиники создаёт одним пальцем и им же их сворачивает, и пули его не берут, и с моста падает без вреда для жизни. В общем, возможно, кто-то хотел [[Достойный противник|достойного противника]] героев, но получился откровенный читер, от которого сюжет мгновенно теряет интерес.
* Убийство {{spoiler|Каватаро}} в фильме «Принц Суши едет в Нью-Йорк». {{spoiler|Каватаро, чёрт возьми! Второй по значимости персонаж, который на протяжении 8 серий всюду таскался рядом с главным героем и фактически вытягивал весь проект, нежданно, неуместно и даже не смешно погибает в самой середине фильма.}} Который, на минуточку, ''комедия''. До этого все важные вопросы решались смехотворно — путём кулинарного поединка, но после того, как в кадре пролилась настоящая кровь, смеяться как-то уже не особо хочется, и всё, что должно было веселить, начинает казаться нелепым.
* А. Бушков, цикл «[[Сварог]]» — начинался как [[Приключения|приключенческое]] [[фэнтези]], в поздних книгах [[уже не торт|выродился]] в описание рабочих будней [[госбезопасность|спецслужбистов]].
** Но тут это происходит постепенно, и автор периодически подсвечивает, что время приключений осталось «в юности», а теперь надо заниматься государственными делами.
* «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — Харли Квинн выходит с одной битой против вооружённых огнестрелом мужчин, не собирающихся брать её живой, и побеждает, позднее на ходу запрыгивает в машину, в которой сидит несколько мужчин, и избивает их голыми руками по одному. А в чем проблема? Конкретно в этом фильме у Харли физическая форма на троечку, весь конфликт стоит на том что без Джокера ей даже от одного бандита лучше убегать.


== Безусловно положительные примеры ==
== Безусловно положительные примеры ==
* [[Bleach]] — первые пятьдесят глав — шаблонная и скучная история про пацана, который ходит в школу, рубит монстра недели и потом опять ходит в школу. Когда герои отправились спасать Рукию и дебоширить в Обществе Душ, сюжет начал подавать признаки жизни.
* В серии «Автостопом по Галактике» сюжет целенаправленно развивается по принципу «в любой момент может случиться всё, что угодно».
* Kateikyoushi Hitman Reborn!.  Практически та же история. Первые несколько десятков глав эта манга — не лучший образчик «юмористической манги про школу». А затем ВНЕЗАПНО превращается в отличную боевую сёнен-мангу.
* Kateikyoushi Hitman Reborn! Первые несколько десятков глав эта манга — не лучший образчик «юмористической манги про школу». А затем ВНЕЗАПНО превращается в отличную боевую сёнен-мангу.
* Дуглас Адамс, цикл «[[The Hitchhiker’s Gide to the Galaxy|Автостопом по Галактике]]» — сюжет целенаправленно развивается по принципу «в любой момент может случиться всё, что угодно».
* Антон Орлов — НФ-сеттинг цикла «Тина Хэдис» заменяется фэнтезийным с теми же действующими лицами в «Сонхийском цикле». Внутри каждого из циклов также есть примеры авторского произвола, но до чего ведь интересно и увлекательно выходит!
* Сергей Лукьяненко, «[[Геном]]» — начинается как космоопера с лёгким привкусом киберпанка и антиутопии, а на середине превращается в добротный герметичный детектив. При этом на фантастических реалиях и их обработке строится расследования.
 
* [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» {{spoiler|начинается как детектив, но имеет фантастическую развязку}}. Впрочем, сами авторы в итоге сочли эксперимент скорее неудачным.
* Антон Орлов — НФ-сеттинг цикла «[[Тина Хэдис]]» заменяется фэнтезийным с теми же действующими лицами в «Сонхийском цикле». Внутри каждого из циклов также есть примеры авторского произвола, но до чего ведь интересно и увлекательно выходит!
** Дилогия «Пожиратель душ» / «Убийца наваждений» — действие второй книги происходит на другом континенте (наличие которого в первой книге нигде не оговаривалось), где вместо «оборотней» существуют «мороки» (они же «наваждения»). Существенную роль в происходящем играет тот факт, что антагонист первой книги, сбежавший от Пожирателя Душ на другой континент, не понимает, что [[бой-баба]], к которой он пошёл в услужение — один из таких «мороков».
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Версия 22:32, 26 марта 2022

« — Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию. »
— Star Wars: Rebels, 4 сезон (4 серия)

То есть, что значит «авторский произвол»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является продуктом авторского произвола?

А вот нет. Всё, да не всё. Существуют неписаные конвенции и законы, нарушение которых приводит к тому, что произведение попросту рушится. Например:

  • Нельзя на ходу менять жанр. Например, начинать книгу как детектив, а потом забыть о линии расследования и продолжить как любовный роман. Хотя вполне законна деконструкция жанра и слияние жанров (детектив с элементами любовного романа, фантастический детектив, любовный роман в фантастическом сеттинге).
  • Нельзя разрушать жанровую конвенцию (если только ты не занимаешься деконструкцией жанра) — например, в любовном романе герой и героиня не могут погибнуть, а в реалистическом произведении невозможно чудесное воскрешение; в детективе нельзя утаивать от читателя улики или подбрасывать их сыщику «случайно».
  • Нельзя нарушать логику повествования: между событиями должна существовать причинно-следственная связь (если вы не работаете в стилистике абсурдизма).
  • Нельзя нарушать законы тобой же созданного мира.
  • Ну и конечно же, заигрывание с изменившейся коньюнктурой. Когда через много лет после выхода удачного произведения во время интервью внезапно выясняется, что крутой ганфайтер терпеть не может оружие, а протагонист, которого играет белый мальчик, на самом деле — переодетая девочка-негритянка — всё это автору популярности не добавит.
    • Из этой же оперы — одобрение и поддержка автором явно неудачных экранизаций, новеллизаций (или, хуже того — ремейков), вызванная ничем иным как честным выполнением условий контракта на рекламу, который хитрые дельцы заключили с автором.

Когда произведение нарушает жанровые конвенции, можно говорить об авторском произволе. Обычно авторским произволом отмечены произведения неопытных авторов — но нередки случаи, когда команда сценаристов затянувшегося сериала, истощив всю фантазию и исчерпав все возможные логичные и законные методы, прибегают к авторскому произволу. Нередко этим грешат мангаки, подзатянувшие серию.

Самые распространённые разновидности авторского произвола

Примеры

  • Убийство Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» — авторы кидали жребий, убить его или пощадить. Воскрешение в «Золотом телёнке» этого популярного персонажа выглядит более логичным. Ему перерезали горло бритвой, но Киса — неумелый убийца, а соседи через тоненькие стенки общежития слышали хрип раненого Остапа.
  • Серия Risen: первая часть, по сути, как «Готика» — средневековье, мечи, магия, но вторая часть — это уже XVIII век с огнестрелом, пиратами, без доспехов, а магия только вуду и только у дикарей. В качестве обоснуя здесь заявлено, что магов повыгоняли после событий первой части, а некий мастер Годин такой гений, что наделал огнестрела на весь уцелевший мир, звучит не очень убедительно (справедливости ради, ещё в «Готике» на кораблях и на берегах были пушки). Впрочем, это ещё не всё: некоторые персонажи, что остались с первой части (включая протагониста), внезапно очень сильно изменили внешность, и это не объяснить никаким прогрессом. Третья же часть пытается это всё связать воедино.
  • Оживление жертв Армагеддона в романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Благие предзнаменования». Авторы сами усмехаются над этим в сносках.
  • «Возвращение мушкетёров» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Снова воскрешение людей! Данный авторский произвол не выдерживает никакой критики — оживление мёртвых произошло с помощью божественного вмешательства, и это в историческом-то фильме!
  • Убийство Каватаро в фильме «Принц Суши едет в Нью-Йорк». Каватаро, чёрт возьми! Второй по значимости персонаж, который на протяжении 8 серий всюду таскался рядом с главным героем и фактически вытягивал весь проект, нежданно, неуместно и даже не смешно погибает в самой середине фильма. Который, на минуточку, комедия. До этого все важные вопросы решались смехотворно — путём кулинарного поединка, но после того, как в кадре пролилась настоящая кровь, смеяться как-то уже не особо хочется, и всё, что должно было веселить, начинает казаться нелепым.
  • Криптонит — слабость Супермена, но в фильме «Возвращение Супермена» Супермен поднял на орбиту целый остров из криптонита!
  • Мультфильм «Город героев» позиционируется как научно достоверный, но кренделя, которые выделывает автомобиль по дороге, спасаясь от антагониста, иначе как авторским произволом не назовёшь.
  • «Касл» — «Тройной убийца», маньяк, проявляющийся в нескольких сериях, больше похож на суперзлодея, неизвестным образом вылезшего из комиксов. Он и бесцельный маньяк, и хакер, и улик не оставляет, и оставленные подчистую ликвидирует, и на двадцать ходов вперёд всё продумывает, и денег у него завались непонятно откуда, и тонны документов из ментовки вывозит у всех на глазах, и подставные клиники создаёт одним пальцем и им же их сворачивает, и пули его не берут, и с моста падает без вреда для жизни. В общем, возможно, кто-то хотел достойного противника героев, но получился откровенный читер, от которого сюжет мгновенно теряет интерес.
  • Avengers Assemble, 2 сезон 3 серия. Локи составляет хитрый план и заманивает Тора и Халка в мир Хелы, чтобы она оставила сильнейшего бойца у себя навсегда. Чуть позже Халк и Тор провоцируют Локи на схватку и после первого же удара признают своё поражение, а Локи громко называет себя сильнейшим (наверное, чтобы у Хелы отпали малейшие сомнения).
  • Цикл "Сварог" А. Бушкова начинался как приключенческое фэнтези, но в поздних книгах выродился в описание рабочих будней спецслужбистов.
    • Но тут это происходит постепенно, и автор периодически подсвечивает, что время приключений осталось "в юности", а теперь надо заниматься государственными делами.
  • Пьеса Гарри Поттер и Проклятое Дитя - Яркий пример конъюктурного пересмотра. Единственная проблема данного фанфика в том, что Джоан Роулинг признала его каноном. Остальные проблемы, вроде разорванного в клочья канона по множеству вещей, являются именно следствием этого, так как противоречат тому, что было сказано в ранних книгах. По мнению автора правки пьеса разрешает читателям задавать очень неудобные вопросы, которые ранее, у Роулинг, не поднимались, а значит не было опорной точки для их обсуждения.

Безусловно положительные примеры

  • В серии «Автостопом по Галактике» сюжет целенаправленно развивается по принципу «в любой момент может случиться всё, что угодно».
  • Kateikyoushi Hitman Reborn! — Первые несколько десятков глав эта манга — не лучший образчик «юмористической манги про школу». А затем ВНЕЗАПНО превращается в отличную боевую сёнен-мангу.
  • Антон Орлов — НФ-сеттинг цикла «Тина Хэдис» заменяется фэнтезийным с теми же действующими лицами в «Сонхийском цикле». Внутри каждого из циклов также есть примеры авторского произвола, но до чего ведь интересно и увлекательно выходит!