Спойлер

Материал из Posmotrelisu
Версия от 20:05, 26 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|— Дайте мне почитать детектив, но чтобы он был по-настоящему захватывающим!<br />— Вот — это то, что вам нужно. Здесь только на самой последней странице узнаёшь, что убийца — дворецкий!|Классический пример}} {{Q|«Спойлеры!»|Ривер Сонг}} {{Q|Не выдавайте коне...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Дайте мне почитать детектив, но чтобы он был по-настоящему захватывающим!
— Вот — это то, что вам нужно. Здесь только на самой последней странице узнаёшь, что убийца — дворецкий!
»
— Классический пример
« «Спойлеры!» »
— Ривер Сонг
« Не выдавайте конец — у нас нет другого! »
— Альфред Хичкок
Файл:Cover 424234.jpg
Страшный спойлер для советских детей

(link)

Spike dies!

Спойлер (спойлер) — раскрытие деталей сюжета (или даже развязки!) до того, как зритель насладится художественным произведением. Ужасная вещь, способная накликать беду на того, кто ее произнес. Источник драмы.

Примеры

  • Телепередача «Один день с Кириллом Набутовым» про «Улицы разбитых фонарей-2» (примерно 1999—2000 г.). Показывали съёмки серии «Всё это рок-н-ролл», а заодно и раскрыли, кто убийца. А сюжет строился — кто из свидетелей врёт (к середине серии по некоторым эпизодам уже стало понятно).
  • Э. Блайтон «Тайна вора-невидимки», точнее издание 1993 г. издательства «Совершенно секретно». Обложка книги (художник М. Борисов, иллюстратор И. Иванюк) заранее раскрывает эту тайну.
  • Мультсериал «Мои маленькие пони», серия A Bird in the Hoof (дословно «Птица в копытах», по смыслу можно перевести и как «Забота о несчастной птичке» или как-то похоже), а перевели (в дубляже канала «Карусель») «Птица Феникс», сразу разрушив всю интригу. Впрочем, про дубляж от «Ракосели» даже на этой вики сказано много «хорошего». Вообще говоря, сериалу не повезло с переводом не только на Великий и Могучий, а потому смотреть его можно и нужно исключительно в оригинале.
  • «Турецкий гамбит». Очень важное лицо, которое в самом начале фильма разговаривает слишком узнаваемым голосом Казановы из «Ментов» оставляет мало сомнений о том, кто же является неуловимым турецким агентом.
  • Википедия: «Сюжет фильма в статье рекомендуется описывать полностью, включая важные сюжетные ходы и концовку». Полнота информации, видите ли, важнее чувств читателя. Компромиссный вариант — помещать спойлеры в скрытом по умолчанию блоке, который любой желающий может развернуть — забраковали как несоответствующий правилам. Короче, или вообще не читайте википедийные статьи, или проматывайте разделы «Сюжет» и «Персонажи», если уж совсем приспичило.
    • Хотя есть статьи, где описание сюжета (не только фильма) дается очень кратко и/или завершается на самом интересном месте.
    • Кстати, копирайтерам-авторам описаний фильмов/мультфильмов/аниме для сайтов иногда тяжело найти общий язык с заказчиком. Т. е. по идее надо написать о чем произведение, но при этом не сказать лишнего. Но вот у заказчика может быть совсем свое видение — он может потребовать полного описания, или почти полного описания.
  • Один (печально) известный ютубер в конце своего полного негодования видео по поводу выхода GTA V на ПК продемонстрировал всем одну из плохих концовок. Просто потому, мол, что все нормальные люди на тот момент давно прошли эту игру на консолях, ну а «тупые пэкашники» должны страдать, давая всем спойлеры давно вышедшей игре.
  • Heavy Rain — стараниями каждого ПеКа-троллей, портящих удовольствие фанатам PS3, каждая собака знает, что убийца, мастер Оригами — Скотт Шелби.
  • Троллинг неадекватных фанатов посредством спойлера может привести к плачевному итогу.

Внутримировые примеры

  • «Бедная Саша» — Берёзкин откровенно спойлерит написанную им компьютерную игру сотрудникам колонии. Педаль в пол, потому что они единственные, кто в неё играет — за пределы колонии игра не выходила, а у заключённых доступа к компьютерам нет (разве что у Корявого).

Преследуемые спойлеры

« No comments! Don't expect spoilers! »
— George R. R. Martin

Да, и у спойлеров бывает «педаль в асфальт»! Иногда авторы запрещают спойлерить некоторые моменты их произведений, преследуя в Сети тех, кто их выкладывает, а посвящённые поддерживают заговор молчания.

  • DoomRL: меч Dragonslayer (отсылка к манге Berserk), чтобы взять который, нужно кто ж вам это тут скажет, ага.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» охраняется тайным заговором тех, кто его уже прочитал, чтобы из-под серых прямоугольников не просочилось даже косвенной подсказки.
  • ZUN, создатель серии игр Touhou, вовсю разрешает создавать по своей вселенной коммерческие игры и хентайные (хотя в случае данной вселенной скорее юрийные) додзинси, однако по-человечески просит фанатов не раскрывать концовки, чтобы у игроков была мотивация. При том что жанр игр — скролл-шутер.
  • Французский триллер «Дьяволицы» (по роману Буало-Нарсежака «Та, которой не стало») заканчивался титром с просьбой не выбалтывать сюжет.
  • Спектакль Агаты Кристи «Мышеловка». Зрителей после финала по-человечески просят никому не рассказывать, чем дело заканчивается. И хоть бы один проболтался… А вот Википедия проболталась, да.
  • Аналогичным ходом заканчивается фильм «Рев мыши». Авторы вежливо просят зрителя никому не рассказывать главный секрет всей истории, ибо от него зависит мир на Земле.
  • Undertale: вокруг этой игры такая спойлерофобия, что на самом популярном сайте спрайтов из игр не поместили спрайты оттуда, чтобы никому не спойлерить.
  • Чарльз Диккенс радикально защитил от спойлеров детективный роман «Тайна Эдвина Друда». Он умер на середине книги. Ни планов, ни набросков в архиве так и не нашли
  • Михаил Юрьевич Лермонтов защитил от спойлеров свою новеллу «Штосс», погибнув на дуэли. Сохранились лишь пометки в записной книжке, из которых следует, что написано примерно 3/4 текста, и дальше должны быть некие доктор и окошко.

Спойлероустойчивость

Ещё один интересный параметр. Показывает способность произведения оставаться интересным после спойлера. В редких случаях спойлеры способны приманить потенциального потребителя.

  • Детективы как жанр — самая низкая.
  • Doom — крайне высокая. На фиг не нужен этот меч, что знаешь про него, что не знаешь — играть одинаково интересно.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — крайне низкая. По крайней мере, научно-популярная ценность улетучивается, ибо «знание задним числом обесценивает науку». Автору данной правки повезло читать по мере онгоинга — от спойлеров у него был IDDQD.
  • Homestuck — Полная Инверсия, только со всеми спойлерами можно понять всю многогранную историю целиком, люди даже держат вики!
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — крайне высокая, даже знание того, что потерявший память протагонист игры — Дарт Реван, еще до начала игры ничуть не портит удовольствие при прохождении игры. А может быть, наоборот, добавляет драматизма, потому что многие эпизоды и реплики в таком случае меняют звучание.
  • Игры с интересным, разнообразным геймплеем и множеством вариантов прохождения. Или просто с хорошим, интересным сюжетом и геймплеем. Даже после взрыва нефтяной вышки многие игроки вновь и вновь возвращаются на выжженные рукотворным солнцем пустоши. Как и знание о разумности махпелл не снижает удвольствие от перепрохождения 'рейнджеров'. И, разумеется, многие игроки уже во время эксперимента по засовыванию аномального материала в реактор сталкиваются со спойлером, в которм им показывают мир, в который им предстоит отправиться в конце игры. Каскадный резонанс, впрочем, можно считать спойлером, ибо начало рабочего дня ничего плохого не предвещало, и даже расхаживающий с чемоданом мужик в синем костюме не выглядел подозрительно…

Альтернативная точка зрения

Вы знаете чем это закончится… Теперь смотреть будет не интересно!

По мнению некоторых, хорошему произведению спойлер сильно не навредит. В пример можно привести классику (поднимите руку, кто, впервые смотря/читая «Гамлета», «Ревизора» или «Евгения Онегина», уже не был наслышан заранее, чем там кончится?), а также любимые книги и фильмы, которые люди перечитывают/пересматривают по несколько раз. В исторических романах тоже заранее известно, чем все кончилось. Да и вообще, во всем жанре трагедии спойлером является сам жанр.

Не забудем и о приквелах. Они по определению спойлерны, однако же читатели и зрители получают от них удовольствие. Вспомним хоть вторую трилогию «Звездных войн» — прекрасно понимаешь, чем закончится, а смотришь все равно с удовольствием. И надеешься, что «Чапаев не утонет».

Иногда знание финала даже способно доставить дополнительное удовольствие (когда начинаешь подмечать детали, на которые иначе не обратил бы внимание). Хотя этого можно достичь и простым перечитыванием/пересматриванием, а при первом ознакомлении испытать изумление от неожиданной развязки.

К тому же из-за спойлерофобии бывает невозможно найти полное описание сюжета фильма или книги, на которые не собираешься тратить время, а просто хочешь узнать, чем кончилось.

В конце концов, как ни странно, существуют люди, которых спойлерный элемент может привлечь к произведению. Всё-таки сухой пересказ сюжета не заменит красочного повествования.

Но главное, некоторые спойлерофобы способны объявить спойлером что угодно — не главный поворот, не разгадку тайны, а абсолютно любую информацию о сюжете. Даже если она была во всех трейлерах и анонсах. И устроить истерику, обматерив того, кто проспойлерил им ужасную тайну, что Гарри Поттер окажется волшебником.

См. также