Магия против науки

Материал из Posmotreli
Версия от 20:38, 9 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Наука «Фоллаута» против магии «Скайрима»
Файл:Technocracy.png
Технократии бывают разные

Итак, у нас есть сеттинг с магией. Может быть, маги носят длинные мантии разных цветов, имеют седые бороды, опираются на посохи и живут в высоких башнях. Может быть, они смотрят в хрустальные шары, чертят пентаграммы, вписанные в круги, вписанные в другие пентаграммы, подчиняют себе демонов и элементалей. Они могут вылечить больного наложением рук и произнесением тарабарщины на древнем языке, могут поражать своих врагов файерболами и летать на коврах-самолётах. Какую бы силу дать их врагам, сравнимую по возможностям, но иную? О, есть прекрасный вариант. Она тоже может вылечить больного (если ему дать пенициллин), уничтожить врага (запустив в него реактивный снаряд с термобарической боеголовкой) и позволить перемещаться с огромной скоростью на любые расстояния (самолёт к вашим услугам). Её адепты носят белые халаты, пишут на досках непонятные математические выражения, смотрят на циферблаты приборов и в окуляры микроскопов. Эта сила — наука.

Этот троп может быть обоснован по-разному. Вариант обоснования — несовместимость подходов: если научное мышление требует критического и скептического отношения ко всему, то магия может потребовать от адепта способности «просто поверить» в догму, и без этой веры ничего не заработает. Ещё вариант — если научная технология опирается на строгие и стабильные законы природы, то магия эти законы выворачивает наизнанку, и потому в присутствии чего-либо магического технологии перестают работать. Бывает и так, что в одном месте магия получается сильнее, поэтому там развивать технику дальше мельницы оказывается просто незачем, а в других регионах она работает гораздо хуже, и их обитателям приходится выкручиваться. Наконец, дело может быть в обыкновенной конкуренции между магами и учёными.

Ну и, наконец, этот троп подвержен действию правила крутизны: есть мало вещей более крутых, чем поединок метающего молнии чародея и киборга с плазменной винтовкой. Вопрос «кто круче» всецело полагается на тараканы автора, в произведении могут быть как и маги, легко взрывающие порох во всех снарядах-патронах и маскирующиеся под/мысленно порабощающие президентов и главнокомандующих, так и пули «из железа к которому не притрагивалась человеческая рука», легко пронзающие любые магические щиты, и ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, от которых маги просто ходят кирпичами. Из-за чуждости сторон противостояние часто походит на «двух противников, прижавших пистолет к виску врага», и талант автора заключается не в описании как быстро, круто, глумливо и тотально сторона «А» поимеет сторону «Б», а наоборот, в придании этому процессу реалистичных ограничений и достоверности. Инверсия тропа: Техномагия.

Примеры

Литература

  • «Приключения Молли Блэкуотер»: противостояние стимпанковской викторианской Великобритании и вооружённой древней магией Руси.
  • Есть фанатская теория, согласно которой мейстеры из «ПЛиО» стремятся уничтожить магию, чтобы их [сравнительно] неразвитая [квази]средневековая наука стала востребованной.
  • «Киборг и Чародеи» Уотта-Эванса: боевой киборг на одной из планет обнаруживает средневековье с настоящими магами.
  • Поттериана — магия с электроникой и т. д. практически несовместима, волшебники до сих пор пишут перьями на пергаментах, не имеют нормальной законности, используют почтовых сов и живут (в лучшем случае) как в эпохе Раннего Возрождения. Магических аналогов современной техники у них тоже нет, за редкими исключениями вроде летающих метел. За это многие читатели прохаживаются по произведению мадам Ро ехидными словечками — ибо скучно и нереалистично!
    • Но поезд «Хогвартс-экспресс» у них всё же есть! Краденный-с.
    • А радиоприемники? И сеть волшебного радиовещания, да ещё защищенная, вспоминаем передачи сопротивления в седьмой книге, которые пытались поймать ГГ: вполне себе магическая ППРЧ. Когда надо сюжету, все прекрасно у них работает.
  • «Порри Гаттер» — конфликт науки и магии как одна из основных тем первой книги.
  • Трилогия «Город Колдунов» Георгия Почепцова: король тёмных магов Карколам против учёных из Города Учёных.
  • «Серебро и свинец» А. Уланова и В. Серебрякова: СССР и США открывают проход в параллельный мир, где действует магия и не действует техника сложнее ламповой (и ядерные бомбы не работают).
    • Частично напоминает аниме «Ксанаду».
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена»: некогда единый мир был разделён на два: технологический (наш) и магический. У нас действуют лишь примитивные формы магии (такие, как гипноз); в магическом мире не работают механизмы сложнее катапульты. С фитильком, поскольку прямого противостояния между технологией и магией в сюжете не происходит.
  • «Земные пути» Святослава Логинова — прямое противостояние магии с религией и даже не науки, а технологии сложнее подобранной палки с прогрессом. Причём технология буквально убивает магию: выстрел из первой пушки ни в кого не попал, но убил всех находившихся в стане противника местных почти драконов-фуэтов и незримо ударил по находившемуся рядом с выстрелом богу, который и помогал её создавать.
  • «Сварог»: в первых двух книгах подцикла Короны технологи гнобят магов, чему те не рады и готовят реванш. В третьей книге маги устраивают революцию не по-детски и побеждают в кровавой гражданской войне. А в финале технология и магия наконец примирились.
    • А на Таларе всё это с фитильком — техномагический прогрессивный Магистериум противостоит магам-консерваторам из Мистериора.
  • С определённым фитильком у П. Аматуни в сказке «ЧАО — победитель волшебников» (в другом варианте просто «ЧАО»). В сеттинге есть и работающая магия, и хорошая наука, и неработающая лженаука-лжемагия (которую принимают за действующую магию). Против науки в определённом роде восточный волшебник Мур-Вей. Но он против освоения Луны космонавтами, иначе это разрушит магию. И сам он не брезгует применять достижения науки и техники, только опираясь на свои устаревшие взгляды и на устаревшую мораль, которая характерна больше для сказок Шахерезады.
  • Нил Гейман и Майкл Ривз, «Интермир» — фракции ХЕКС (магия) и Бинария (наука), располагающиеся на противоположных концах полумесяца-Альтиверсиума (набора параллельных Земель; наша, для справки, слегка склонена в сторону науки). Что характерно, обе злодейские.
  • «Одержимый магией» за авторством Желязны. Противостояние прирождённого мага и прирождённого инженера, которых в младенчестве поменяли местами.
    • «Джек из тени» того же автора: магия действует только ночью, под лучами солнца рассеиваются любые чары, включая магию Кольвинии, но… день и ночь в сеттинге — понятия географические.
  • «Повелитель грома» Андрэ Нортон заканчивается сабжем. Магия побеждает.
  • «Всеблагое электричество» Корнева: с интересным обоснованием. Некогда магические сущности вроде демонов или падших зачаровали себя от всех известных им видов вооружения людей. Они неуязвимы для меди, бронзы, железа, стали, свинца или огня, но научный прогресс вооружил человечество тем, о существовании чего им не было известно в принципе (титан, алюминий), или же что они никак не связывали с людьми (собственно, электричество). Судя по всему, перезачаровать себя по расширенному списку то ли очень долго, то ли вообще невозможно.

Мультфильмы

  • «Волшебники» Ральфа Бакши.
  • «Ивашка из дворца пионеров».
  • «Полёт драконов» — Питер побеждает злого колдуна Абаддона отрицая магию, и бомбардируя его научными фактами.

Мультсериалы

  • «Гаргульи» — «Энергия остаётся энергией, что бы её ни породило — магия или же наука».
  • «Громокошки»:
    • Оригинальный сериал 1985 года — в технократическом обществе тандерцев были распространены колдуны и артефакты, а герои весь сериал противостоят колдуну Мамм-Ра сидя в футуристическом танке.
    • Ремейк 2011 года — пополам с избиение младенцев, несмотря на все магические таланты тандерцев, они проигрывают всухую ящерам, получившим от Мамм-Ра футуристическое оружие и военную технику.

Аниме, манга, ранобэ

  • Toaru Majutsu no Index — образец из палаты мер и весов. Сабж чуть ли не суть всех конфликтов произведения.

Видеоигры

  • The Longest journey — ну как без него? Два мира, Старк (наш, технический) и Аркадия (магический). Некоторые товарищи (в том числе и наша главгероиня Эйприл Райан) ухитрялась прыгать то туда, то сюда. И находит в Аркадии брошенный невесть кем калькулятор и попаданца с велосипедом (как он там ещё не сломался? — велозапчасти живут ой как недолго). Да и сама отдаёт аркадийскому напёрсточнику намагниченную отвёртку, а потом в Старке уходит от госбезопасности, выпив зелье.
    • В продолжениях, Dreamfall и Dreamfall Chapters, в Аркадии антимагическая Империя Азади строит стимпанковый компьютер на основании знаний из Старка, а некоторые высокие технологии в Старке работают благодаря магии, которая просачивается из Аркадии.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. В присутствии сильных магов ломается техника сложнее рычага; зато вокруг чудес науки попытка колдовать чревата буквально взрывом мозга. Различные расы имеют природное сродство к магии (эльфы) и технологии (гномы, заклинания для них вдвое дороже), своим уровнем сродства отличаются и локации — центр Таранта и руины Вендигрота — наиболее технологические места, в то время как лаборатории магов и различные локации с нежитью — смещены в сторону магии. Книги в игровом мире подробно описывают теории эволюции рас, естественную (люди, карлики и гномы) и происходившую под действием магии (сверхъестественную) — таким путём появились эльфы, драконы, возможно огры и орки.
  • Dishonored — редкий микс: религия+наука против магии. При помощи особых математических формул местные инквизиторы блокируют магические способности, полученные от Чужого. Впрочем, религия тут гражданская, без прямого Божественного вмешательства (примерно как в Ведьмаке или ПЛиО).
  • Rise of Legends — вступительный ролик показывает битву между стимпанковыми винчи и магическими (в стиле «Тысяча и одна ночь») алинами. В самой кампании, винчи и алины не воюют между собой, хотя оба воюют сначала с тёмными алинами, а затем с куотлями, которые используют инопланетную технологию, которая, правда, выглядит как магия.
  • BlazBlue — зигзаг. Противостояние как бы магического Новус Орбис Либрариум и как бы научного Сектора Семь подаётся именно так, но фактически обе фракции используют одну и ту же техномагию, называемую Арс Магус. Разница в том, что НОЛ используют чистый Арс и работающую на нём технику, а Сектор Семь — Арс, контролируемый с помощью науки.

Настольные игры

  • Mage: the Ascension: основной конфликт сеттинга — противостояние Совета Традиций и Союза Технократии, победа в котором определяет, будет мир подчиняться магическим или научным законам. Фитилёк, однако, прикручен: в Совете есть две техномагические Традиции, пути которых разошлись с Технократией. Причём, если эфириты, по крайней мере, склонны к ретрофутуризму, то типичный виртуалист — классический герой киберпанка. И это ещё без Ордена Гермеса, привыкшего применять научный метод в отношении к магии.
    • В Mage: the Ascension разница между Традициями и Технократией только в том, что в базу «Технологии» — которая сама по себе также является лишь одной из магических традиций — верят массы. Только поэтому и летают те же самолёты. В «Руководстве по Традициям» есть правила по культам, которые сильно облегчают колдовство лидера, а в магическую традицию «Технология» верят несколько миллиардов человек (каждый из которых — Спящий, т. е. потенциальный маг), так что понятно, почему она работает даже в отсутствие рядом представителя Технократии. Вообще говорить про науку в Mage: the Ascension нельзя, только про веру. На одном конце миллиарды верящих в одно и то же, на другом — одиночки, верящие каждый в своё. Применимость крите́рия По́ппера (критерия научности эмпирической теории) осложнена тем, что каждый человек — Спящий и, имея «веру с горчичное зерно», может опровергнуть любую теорию (линейные маги яркий пример, а Сыны Эфира выжимают педаль в магму).
  • Shadowrun: Магия опирается на Сущность. Киборгизация организма этот параметр снижает вплоть до лишения магических способностей; организмы магических форм жизни отторгают основанные на электронике имплантаты.
    • Техномагией в этом сеттинге называется способность взаимодействовать с техникой силой мысли. Эта способность и магия — взаимоисключающие.
  • «Седьмое море»: согласно религии бога Теуса мир создан Творцом как загадка для человеческого разума, и потому наука, с помощью которой эта загадка разгадывается, — богоугодное дело, а магия, которая не поддаётся рациональному объяснению, — богомерзкое. Среди священников и монахов в этом сеттинге, кстати, много учёных.
  • Warhammer 40,000 — магия здесь работает именно так, попирая силой Варпа законы материального мира, и тем очень расстраивает некронов. Точнее, их оборудование.

Фанфики

Интернет-творчество

  • «Тейлз против Твайлайт»: гениальный изобретатель и конченый скептик Майлз «Тейлз» Прауэр против опытной в волшебстве Твайлайт Спаркл. Борьба оказывается равной, но Селестия перетягивает чашу весов в пользу магии.