Говорить лозунгами
Если человек говорит пословицами, то он, видать, близок к народу или хочет себя таковым выставить. Если загадками — то это ментор-трикстер.
А вот если человек обедняет свою речь до лозунгов, политических речёвок, выпадов в сторону контры — то мы имеем дело с одним из трёх типажей:
- Человек, профессионально занимающийся пропагандой, вплоть до самого высокого уровня. Для него это работа (иногда любимая, чаще — нет; иногда по призванию, чаще — потому что хочется кушать хлеб с маслицем) и, как и любая работа, она вызывает профессиональную деформацию. Часто является автором тех лозунгов, что произносит.
- Что-то среднее между первым и третьим: благонамеренный — а иногда ещё и бескорыстный — пропагандист, обычно в невеликих «чинах». Задвигает лозунги, искренне веря, что ими он направляет окружающих в нужную, хорошую сторону. В лозунгах разбирается на достаточном уровне, чтобы уметь подставить их под ситуацию.
- Ведомый, что стал ретранслятором спускаемых «сверху» идей, купившись на эмоциональную составляющую. Запас ограничивается парой-тройкой самых расхожих фраз, а большего ему и не нужно.
К примеру, Геббельса можно отнести к первому типажу, Сильвию Мунтяну из фильма «Капкан» — ко второму, а Швондера — к третьему.
Зачастую речь такого персонажа также блещет канцеляритом и речевыми штампами, что только усиливает контраст. Пропаганда побуждает к действию через эмоции, а штампы — это мёртвые, ороговевшие слова.
Примеры[править]
- Есть байка, что в унылом совке подготовили набор из 10 начал, 10 вторых частей, 10 третьих частей и 10 окончаний. Если взять по одной части, то из них собирается осмысленный призыв. Такими призывами якобы пестрили советские выступления.
Театр[править]
- «Последнее испытание» — ария Короля-Жреца «Всё во имя веры». Полностью.
- «Павлік Морозов» — основной стиль общения Учителя Атеизма и генерала Власова.
Литература[править]
Отечественная[править]
« | Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! | » |
— …и тут Остапа понесло |
- И. Ильф и Е. Петров, Остапа несло. Он вообще любил строить юмор на чужих ярких фразах, вставляя их в нужный для комического эффекта момент.
- «Двенадцать стульев» — на собрании оппозиционно настроенных «бывших» осознанно прибегает к этому приёму. Выгода очевидна.
- И на приветственной речи в шахматном клубе васюкинцев, когда «Остапа понесло».
- «Золотой телёнок» — в процессе «снятия пенок, сливок и тому подобной сметаны» с автопробега: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения!» На этот раз, впрочем, Остап не сыпал лозунгами-импровизациями, а повторял ходы рассмешившего его арбатовского агитатора.
- Туда же «Торжественный комплект», написанный Бендером для Ухудшанского. Примеры речей состоят из тропа полностью:
- «Двенадцать стульев» — на собрании оппозиционно настроенных «бывших» осознанно прибегает к этому приёму. Выгода очевидна.
Свёрнуто |
---|
Восточная магистраль, этот железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал, грозящий двенадцатым часом, последним часом для прислужников империалистического Молоха, этого капиталистического Ваала; но,невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни; вперед! |
- М. Булгаков, «Собачье сердце» — Швондер.
- Шариков стал его успешным учеником, судя по доносу на Преображенского: «…и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевой Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовым…». Нюанс: Швондер, а вслед за ним Шариков, говорит и пишет не то чтобы собственно лозунгами, однако то канцеляритом, то политическими клише («анархист-индивидуалист», «социал-прислужница», «меньшевик» и т. п.). У Шарикова это — не без некоторой невольной пародийности, потому что примешиваются признаки слепого попугайства, эффект «Полиграф Полиграфыч слышал звон, да не совсем точно знает, где он».
- Причём сам при этом пользуется привычной, но насквозь старорежимной формой отчества на «-ов», употреблявшейся только в отношении простолюдинов: дворян (а к ХХ веку и вообще всякую «чистую публику» не обязательно благородного происхождения) называли «с вичем».
- Что, впрочем, в данном случае просто безграмотность г-на Шарикова: тот же Борменталь и по происхождению, и по собственному статусу (докторская степень — 7-9 класс табели о рангах, право на личное дворянство, если его ранее не было) на «простолюдина» никак не тянет.
- Причём сам при этом пользуется привычной, но насквозь старорежимной формой отчества на «-ов», употреблявшейся только в отношении простолюдинов: дворян (а к ХХ веку и вообще всякую «чистую публику» не обязательно благородного происхождения) называли «с вичем».
- Шариков стал его успешным учеником, судя по доносу на Преображенского: «…и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевой Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовым…». Нюанс: Швондер, а вслед за ним Шариков, говорит и пишет не то чтобы собственно лозунгами, однако то канцеляритом, то политическими клише («анархист-индивидуалист», «социал-прислужница», «меньшевик» и т. п.). У Шарикова это — не без некоторой невольной пародийности, потому что примешиваются признаки слепого попугайства, эффект «Полиграф Полиграфыч слышал звон, да не совсем точно знает, где он».
- Вообще частый троп у советских сатириков. Например, у Виктора Ардова; чего стоит одна «Лозунгофикация»!
- Эдуард Успенский, «Колобок идёт по следу» — мороженщик Коржиков.
- А. Бушков, «Анастасия» — псайкер-людоед Соловей-разбойник. Он не только говорит лозунгами, но ещё ими гипнотизирует. Пародия на Брежнева. «Он владеет Наследием Великого Бре. А это страшные заклятья, способные пригвоздить к земле любого… Это смерть».
- Шендерович, «Человек с плаката» — главгерой.
- Пелевин:
- «Чапаев и Пустота» — один из навыков Чапаева. Он толкает речь толпе революционных ткачей, и воодушевляет их, но при этом сам не понимает, что означают некоторые использованные им слова (например, озадачившая Петра «командирская зарука»). Видимо, он берёт готовые лозунги и терминологию прямо из сознания аудитории.
- Эссе «Зомбификация» — с точки зрения практик вуду. Например, когда комсомольцы идут по коридору, они люди как люди: говорят о выпивке, о бабах и т. п. Но как только они заходят в комнату комитета ВЛКСМ и рассаживаются, их лексикон, выражение лиц и даже тембр голоса радикально меняются. Пелевин сравнивает этот феномен с зомбификацией: часть души комсомольца, «маленький добрый ангел» (ti bon ange), временно заменяется вторгшейся сущностью, «партийным телом».
- «Оружие возмездия» — «некий районный фюрер объявил построенному для напутствия батальону фаустников, что оружие возмездия — это 14,9 миллиона зараженных чумой крыс, которые в специальных контейнерах обрушатся на Москву, Нью-Йорк, Лондон и Иерусалим. Учитывая, что все районные фюреры фашистской Германии были людьми удивительно тупыми, трусливыми, подлыми и неспособными даже к простейшим умственным комбинациям — всё это и служило негласным условием их выдвижения на должность, — можно предположить, что слухи о характере действия оружия возмездия распространялись централизованно; придумать такое (особенно цифру 14,9) сам районный руководитель не смог бы ни за что, а повторять в официальном сообщении болтовню парикмахера или шофера он никогда не решился бы».
- Алексей Свиридов, «Крутой герой» — в литературном мире герою довелось прокатиться на звездолёте из какой-то очень низкокачественной социалистической фантастики, персонажи которой настолько плоские, что их можно скатать в рулоны и хранить в подсобке. Когда один из них случайно раскатался и зашёл на мостик — выражался он именно так.
- Аркадий Гайдар, «Судьба барабанщика» — вражеский шпион, который притворяется дядей протагониста, «взвивал чапаевскую саблю и если что без промедления шел на эшафот», «юность прошла в сырых казематах царизма» и прочее.
- «Бета-тестеры» — Ксенобайт и иногда Банзай время от времени начинают разговаривать лозунгами. Причём социалистическими.
- Метавселенная Рудазова — маршал Хобокен именно так наставляет солдат перед сражением. Логично.
- Владимир Сорокин, финал повести «Тридцатая любовь Марины» — пытаться пересказать бессмысленно, это надо видеть… ну, в смысле — читать.
- Братья Стругацкие, «Сказка о Тройке» — Лавр Федотович Вунюков. «Народу не нужны безымянные герои. У нас их нет» (и множество подобных сентенций). Вдобавок тут пародия на некоторые сентенции Сталина.
Зарубежная[править]
- Оруэлл, «1984»: одно из назначений новояза — чтобы говорящий на нём мог производить идеологически правильную речь с минимальными умственными усилиями. Опытный партиец может толкнуть речь на новоязе, вообще не думая. Такой оратор называется «речекряк»; например, в передовице «Таймс» могут тепло отозваться о партийном деятеле, назвав его «идейно крепкий речекряк».
- Хаксли, «О дивный новый мир» — примерно то же, но с поправкой на общество потребления. Герои могут говорить нормально, но в эмоциональном состоянии переходят на слоганы и трюизмы, вживленные в процессе гипнопедии.
- Стросс, «Небо сингулярности» — имплантаты трансгуманистов-революционеров переводят речь в пафосные лозунги.
- Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров жители изъясняются преимущественно цитированием рекламных слоганов.
- Вулф, «Цитадель автарха» — асциане говорят исключительно лозунгами.
Кино[править]
Отечественные фильмы[править]
- «Берегись автомобиля» — режиссёр самодеятельного театра, выступление которого перед актёрским составом собрало все речевые штампы того времени.
- «Красный галстук» (1948) — один из героев фильма, Вася Чашкин, привыкший выступать на различных пионерских собраниях, в ходе диалога то и дело сбивается на трескучий канцелярит, за что тут же получает насмешливую отповедь от умудрённого жизнью взрослого человека, мол, «говори нормально».
- Короткометражка «Голос» (1986) — главный герой начинает говорить лозунгами невольно, по вине неизвестного заболевания. Всякий раз, когда ситуация требует от него выразить свои мысли и чувства, он начинает говорить голосом радиодиктора. Казённая речь, наполненная штампами и показным оптимизмом, полностью искажает то, что герой хотел сказать. Когда жена отводит его к врачу, тот заражается этим же недугом.
- «Игла» — Спартак толкает речь в зоопарке, и она чуть менее чем полностью состоит из лозунгов (и из пародий на таковые), плавно переходящих в словесную окрошку.
- «Дорогая Елена Сергеевна» — именно до этого и скатился по сравнению с оригинальной пьесой разговорный стиль собственно «титульной» героини:
« | …учительница не выглядит убедительной, она напоминает живую куклу, отвечающую заготовленными лозунгами. Детки ей довод (пусть ужасный), она им — звонкий лозунг. Они ей — слова, она им — транспаранты. Они — мрази, но живые. Она — шарманка, хотя и напичканная правильными словами. <...> Откуда взялись все эти мальчики-мажоры и девочки, признающиеся, что хранят невинность, дабы подороже её продать? Такое обычно заводится от грязи. И от красивых слов, которые не связаны с делом. У Ляли (которая собралась торговать невинностью) мама — клон Елены Сергеевны, «скромная библиотекарша», которая, скорее всего, денно и нощно долбила про красоту души и бессмысленность тряпок. <...> Кстати, если посмотреть внимательно, то Елена Сергеевна при всей своей упёртой лозунговости постоянно идёт на компромиссы. <...> Она постоянно треплется о неких идеалах, точнее — о попранных идеалах. Противопоставляет поколения — мы были ого-го, а вы стали ой-ёёё. Но идеалов-то у неё нет, а есть набор штампов. <...> Не отдадим завоеваний социализма! А в ответ: да обожритесь вы своими идеалами, дайте нам жвачку и музон. <...> Это позиция Елены Сергеевны с её заготовленными ответами-лозунгами. С дешёвым пафосом. | » |
— Галина «zina_korzina» Иванкина |
- Примерно того же типажа оказалась и мать главной героини фильма «Интердевочка».
- «Джек Восьмёркин — американец» — Василий Капралов, председатель коммуны, никогда не выпускающий из рук своего грудного ребёнка.
- «Беспредел» — периодически на такой стиль разговора срывается Витя Мошкин по прозвищу «Филателист».
- «Плюмбум, или Опасная игра» — нечто похожее проглядывается у Руслана Чутко, сыгранного тем же актёром. С поправкой на ту разницу, что Филателист относится всё-таки к типичным представителям типажа «наивный идеалист», в то время как Плюмбум — уже скорее маскирующийся под идеалиста циник, причём довольно-таки прожжённый, да и на голову отбитый куда сильнее, чем Мошкин.
- «Стиляги» — именно так происходит
изгнаниепубличное отчисление главного героя из института старостой. Создаётся впечатление, что беднягу-старосту… тошнит лозунгами.- В повести, по которой фильм, происходит аналогично: Катя выражает свою злость на «переметнувшегося» товарища с помощью злобных колких фраз, перемежаемых лозунгами.
- "Формула радуги" - робот Яша. Собственно, был сделан Бантиковым, чтобы заменять его на общественных собраниях. А "лозунги" и аналогичные им афоризмы (придуманные роботом) оказались слишком к месту.
Совместное производство[править]
- «Дежа вю» (1989) — сотрудник гостиницы «Красная» комсомолец Костя. «ТОВАРИЩИ!!! ВСЕ НА МОГИЛУ ОТЦА!!!»
Зарубежные фильмы[править]
- «Капкан» (Румыния, 1974, детективный боевик) — Сильвия Мунтяну, однозначно положительный персонаж, хоть и с ноткой доброго комизма (шаржа). Говорят, списана с реального лица.
- Главный герой фильма даже подсвечивает эту её привычку: «Слушай, Сильвия, а ты всегда говоришь одними только лозунгами?» — «Простите, товарищ, не поняла…» — (с усмешкой) «А, ну раз не поняла…»
- «Батарейки в комплект не входят» — бывший боксёр, чудаковатый, но очень добрый персонаж, смотрит по телевизору только рекламу и говорит исключительно фразами из неё. Собственно, название фильма — тоже его реплика.
Телесериалы[править]
- The Expanse — белтеров водой не пои, дай только лозунги поскандировать про то, как астероидных людей обижают.
- «Дракоша и компания» — с прикрученным фитильком: в одной серии главный герой насмотрелся рекламы и стал постоянно цитировать соответствующие лозунги. Пример:
« | — Дракоша, а ты знаешь, что тот, кто много ест, становится толстяком? |
» |
— Папа Серёжа и Дракоша |
Мультфильмы[править]
- «Заяц, который любил давать советы» — заглавный пародийный заяц-функционер не только учит щучонка плавать, а корову мычать, но и то и дело выдает пафосные и бессмысленные лозунги, высмеивающие вполне реальные советские.
Мультсериалы[править]
- «Тайны старого Лондона» (1994)
- «Женщина двадцатого века» (16 серия). Феминистки (ну или с учётом времени действия — суфражистки) вместо нормального человеческого общения предпочитают закидывать собеседников лозунгами своего движения.
- Оливия, проведя некоторое время в их компании и проникшись царящей там атмосферой, тоже начала
говоритькричать лозунгами. - В финале всё той же серии замаскировавшийся под девочку Орсон, пробравшийся на сходку феминисток, чтобы вернуть подругу, быстро сориентировался в обстановке и принялся выкрикивать: «Долой мужчин!» и «Долой цепи любви!», чем произвёл настоящий фурор среди собравшихся дам и даже сместил Оливию с поста «истинной женщины двадцатого века».
- «Черный Плащ» — Ликвигад (The Liquidator) в оригинале говорит лозунгами, только не политическими, а рекламными. Именно поэтому этот злодей очень редко использовался.
- «RWBY» — именно так говорит Илия Амитола, недалекая, грубоватая и восторженная террористка «Белого Клыка», превратившаяся в ретранслятор идей своего упоротого начальства.
- «Масяня» — московская кузина Масяни (которая ку́зина), пополам с тропом Капитан Очевидность. Транслирует в основном этикетные фразы, а ещё всякую банальщину. Часами с приятной улыбкой говорить о том, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено, не каждый сможет. Как и слушать кузину.
Комиксы[править]
- Fables — Златовласка вещает много и сочно своим революционным товарищам. В компании же Бигби и Снежки проявляет себя как немногословный убийца.
- Капитан Америка — Красный Череп, если того требует ситуация, легко переходит на язык политических лозунгов, которые сам же и придумывает на ходу.
Видеоигры[править]
- Red Alert 3. По всей видимости на дредноутах вместо капитанов сидят политруки, у которых что не фраза, то «утопим гидру мировой контрреволюции».
- Кстати, советские лозунги им в уста вложили в локализации, в оригинале они просто вещают с космическим пафосом.
- Впрочем, в их устах это звучит действительно эпично.
- Fallout:
- Fallout 2 — есть версия, что Фрэнк Хорриган говорит в основном заученной пропагандой, потому у него достаточно богатая речь для супермутанта, бывшего при жизни солдафоном.
- Fallout 3 — робот Либерти-Прайм говорит исключительно антикоммунистическими лозунгами. Обоснуй: Его программировали во время войны с Китаем.
« | Коммунизм — это просто синоним неудачи. | » |
— Либерти-Прайм |
- ATOM RPG — куча персонажей. Особенно отличился один кадр, получивший данную способность травматическим образом, и это очень сильно мешает его отношениям с женой. Если ему выбить клин клином (с помощью диалога, загипнотизировать, а потом гаркнуть в ухо «рота подъем!»), его жена скажет что это нормализовало их сексуальную жизнь: раньше она думала что он стал импотентом, а он просто стеснялся, что во время действа начнет орать лозунги.
- BioShock Infinite — лозунгами говорят Механические патриоты, вооружённые скорострелами автоматоны. Обоснуй: первоначально патриоты были гидами в музеях Колумбии, но из-за гражданской войны народники и основатели превратили их в машины для убийств.
- В Disco Elysium так выглядят многие прокоммунистические реплики протагониста, и если вы откроете мысль, дающую за них опыт, получится это. В меньшей степени — ультралиберальные реплики, за которые можно аналогичным образом получать деньги (не спрашивайте, как).
- Runaway: A Twist of Fate — Куигли, приятель Брайана Баско по психушке. Страдает синдромом Туретта и по любому поводу может выдать вдохновенную речь полную лозунгов, праведных возмущений и призывов на баррикады.
- Deltarune — Спамтон говорит исключительно рекламными лозунгами.