Эпизодная структура — распространённое явление в старых шутерах, до Quake 1 включительно. Представляет собой следующее: вся последовательность уровней подразделяется на 2-4 эпизода, в каждом от 5 до 9 уровней, каждый со своим боссом во главе, которые можно проходить в любом порядке. Прохождение каждого конкретного эпизода начинается без оружия или со стандартным стартовым оружием. Основной причиной подобного структурирования является маркетинговый подход: первый эпизод игры распространять бесплатно, в целях ознакомления, за остальные уже требовать денег.
Начиная с Half-Life 1, эпизодная структура вышла из моды. Вместо этого появилась структура глав. Примечательно, что та же Халва и попыталась эпизодную структуру возродить: продолжение второй Half-Life, Half-Life: Episodes, представляет собой именно что два эпизода из нескольких уровней каждый, стартуемые по отдельности от основной игры.
Дополнения к игре обычно добавляют один или два дополнительных эпизода.
В старых играх эпизодной структуры было ещё и такое явление, как секретные уровни — обычно по одному на эпизод, вход скрыт, прохождение необязательно для прохождения эпизода.
Где встречается[править]
- Doom 1: три эпизода в основной игре, четвертый — в дополнении.
- Duke Nukem 3D: та же ситуация, что и в Doom 1.
- Blood: четыре эпизода в основной игре, два дополнения добавляют по эпизоду каждый.
- Wolfenstein 3D: три эпизода в основной игре, аддон Nocturnal Missions добавляет еще три.
- Heretic, будучи клоном Doom, просто обязан был сохранить эпизодную структуру: три эпизода в основной игре плюс два в аддоне Shadow of the Serpent Riders.
- Rise of the Triad: четыре эпизода.
Где не встречается[править]
- Spear of Destiny: первопример структуры. Границы между главами определяются исключительно по боссам.
- Doom 2: более известный пример. Тридцать уровней расположены строго последовательно, и определить границы между главами позволяют только текстовые вставки.
- Hexen: и снова структура глав. Здесь логическая группировка более осмысленна (уровни каждой главы увязаны в единый хаб, по которому можно бродить туда-сюда), но прохождение хабов опять-таки последовательно.
- Dark Forces: чёткий набор сюжетных миссий. Да, здесь наличествует вполне пристойный сюжет, и выполнение заданий в произвольном порядке его бы просто угробило.
- Jedi Knight: опять-таки требования сюжета исключают свободный выбор уровней.
- Задолго до всех вышеперечисленных: Blake Stone Chronicles: Planet Strike от APOGEE. Линейная структура из уровней, доступ к каждому последующему открывается с предыдущего. Необычно здесь то, что на уже пройденные можно вернуться, чтобы подобрать забытый хабар или подлечиться.
С прикрученным фитильком[править]
- Quake: четыре эпизода проходятся в любом порядке, но финальный уровень открывается только после завершения всех четырех.
- Shadow Warrior: всего два эпизода, причем первый совсем коротенький (4 уровня против 16 во втором). Выделение мини-эпизода было обусловлено исключительно маркетинговой моделью.
- Jedi Knight: Jedi Academy: зигзаг. В каждом эпизоде пять свободно выбираемых миссий, но между эпизодами - обязательные и безальтернативные.
- Redneck Rampage: два эпизода, второй можно начать как отдельно, так и автоматически после завершения первого. При этом если играть эпизоды подряд, Леонард сохранит все накопленное в первом эпизоде оружие, а если начать второй отдельно — придется идти на инопланетных солдат с револьверчиком и монтировочкой.
- Half-Life 2, её эпизоды и Black Mesa - если хоть раз пройти игру, то можно начать любую главу, но тогда в начале главы оружие будет стандартным (не тем и не в том количестве, с которым вы прошли до этой главы).
Видеоигровые термины |
---|
Игры и приложения
| DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах
|
---|
Баланс
|
|
---|
Эти гадкие…
| Скальный наездник (hitscan-пулемётчик) • Атака • Ачивка • Карта • Механика • Босс • Ивент • Ресурс • Cайдквест • Уровень • …
|
---|
Геймплей
| Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Замедление времени • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Ручная перемотка времени • Завод одного танка • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки лидерства • Ложный выбор (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Поражение неприемлемо • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Прокачка кармой • Прокачка удачи • Прокачка уроном • Проклятие — всегда проклятие • Рандом • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы • Это часть геймплея • Лечебный LevelUp
|
---|
Сломанный геймплей
| Геймплей вразрез с сюжетом (и с DLC) • Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Заявленное проклятие • Нам не помешает лишний ствол • Никто не качает выносливость
|
---|
Условности
| Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд фактотум • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Окрутеть в команде • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов
|
---|
Сложность
| Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник) • Подсказки для слабаков • Фальшивая сложность vs Хардкор
|
---|
Реиграбельность
| Взаимоисключающий контент • Взаимоисключающие напарники • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса
|
---|
Баги, фичи и читы
| Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича • Антизастревательное маклаудство • Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Степени двойки • Бонусы в игровой коробке • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича) • Тьюринг-полные игры
|
---|
Тактика и стратегия
| Высокая и широкая империя • Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Харассить противника • Чиз
|
---|
Игровая механика
| Внутриигровой конструктор • Конструктор заклинаний • Квест (геймплей) (Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Мотивация через инерцию • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) • Фрейм неуязвимости • Зачарование
|
---|
Концовки
| быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная
|
---|
Разное
| Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Что за фигня, игрок? • Это плохо, понятно? • Симулятор бомжа • Во всём виновата Дока-2!
Городской портал
|
---|
←
| Видеоигры
|
---|