Жестокость в видеоиграх

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Video Game Cruelty Potential. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« "Это игра, где ты убиваешь зомби, или ты сам есть зомби, где ты убиваешь самыми изощрёнными способами людей. То есть там ты можешь придумать свою определённую местность, то есть можешь придумать ту же школу, так же её взорвать, убить. Но там более изощрённая ситуация. Там ты не изготавливаешь бомбу. Тебе даётся различное оружие, ты можешь трейд делать." »
— Филипп Гросс Днепров

(link)

Ну, вы поняли.

Борцы с за мораль и нравственность часто порицают игры за излишнюю жестокость. Почти всегда они неправы. Иногда — правы с точностью до наоборот. Но не в этот раз. В этом тропе собраны по-настоящему жестокие видеоигры.

Почему их вообще делают? Ну, насилие наряду с сексом — сильный раздражитель, а искусство — один из способов насладиться им, оставаясь хорошим парнем. А наблюдать за насилием, учиняемым над кучкой пикселей, проще, чем когда на месте жертв люди. Да и напряжённые ситуации, которые так нравятся игрокам, более располагают к жестоким решениям, чем реальная жизнь обеспеченного представителя среднего класса. А бывает так, что разработчик в целях реалистичности сделал ворованную лошадь дешевле купленной, а репутацию и долговременные взаимоотношения не сделал, в итоге путь отморозка получился наиболее прибыльным. Или даже вовсе ничего такого не подразумевалось, а игроки пришли и додумались. В итоге манчкин вырезает всех мирных жителей, включая детей, ради опыта, моралисты негодуют, а разработчик хватается за голову: он-то такого вовсе не хотел!

Противоположный троп — Видеоигры поощряют доброту

Примеры[править]

  • Silent Storm — союзные игроку/гражданские NPC имеют приличный лут и могут подобрать во время бой что-нибудь полезное. И плюшки они отдают только через свой труп, благо на героя не реагируют, вместо того, что бы пытаться убить за предательство или в страхе убежать. К тому же герой может оттачивать снайперскую стрельбу только на людях (и на мертвых тоже). В общем, отыгрывая стериотипного ССовца/плохого русского игрок получает дополнительные плюшки.
    • Гражданские люто достают двумя вещами — во-первых на их ход требуется достаточно много дополнительного времени, а во-вторых они склонны бежать на любой звук стрельбы и демаскировать спрятавшихся членов группы, вставая вплотную к ним.
      • К тому же, то ли в первой части, то ли во второй, некоторые леди (причем строго определенной внешности и типа) носят с собой хорошие пистолеты с глушителями (вроде, вальтеры), которые пойдут как трофей, а на некоторых уровнях встречаются мужики в деловой (вроде бы) одежде, носящие при себе качественные «клинки SSA» — и мало того, что они подбегают к герою чаще, так ещё и оказавшись вплотную к члену группы, попытаются прирезать последнего, что может сильно испортить планы, так как удар снимает, поправьте, если ошибся — где-то от 1/10 до 1/4 или 1/3 ХП, в зависимости от хрупкости героя, что с учетом неожиданности атаки (вы же не думали, что гражданские в игре не только тупят, но и могут попытаться убить членов штурмовой группы), цен на лечение, время применения медикаментов и снижение характеристик по сравнению с врагами может угробить героя — как фигурально, так и, при невезении, буквально. А ведь во второй части все ещё хуже: угомонить их, не убив, практически невозможно (можно выбить нож из рук, но это сложно, оставляет гражданскому с гулькин нос ХП и накладывает кровотечение, экстренное залатывание которого бинтами, взятыми все-таки для лечения своих солдат, а не местных маньяков, будет стоить дороже компенсации; да и нет гарантии, что он успокоится, а не полезет с кулаками), а при их смерти надо платить компенсацию, которая вычитается из награды за задание.
  • Blood — игра за восставшего из мёртвых мраккультиста к жестокости располагает.
  • Carmageddon — как бы не первоисточник всех споров о жестокости. Игру делали как идейное продолжение культового кинотрэша «Смертельные гонки 2000», отчего в игре наличествует возможность убийства пешеходов ради выгоды во времени и кредитах. Бразилия игру запретила полностью, Британия получила версию с зомби и зелёной кровью, а немцам и вовсе приходилось давить роботов, брызжущих не кровью, а маслом!
  • Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes — игра за девочку-психбольную.
  • Harvester. Здесь весело можно расчленить почти всех персонажей, включая детей и стариков, подручным инвентарем.
  • Manhunt — игровая дилогия, в плане расчленёнки и насилия стоящая в одном ряду с Кармагеддоном, Посталом и Смертельными битвами, а кое-где и переплёвывающая даже их. Игра, весь смысл которой сводится к наиболее жестоким и изощренным способам умерщвления врагов. С каждым подручным оружием существует три варианта убийства. Например, самый мягкий вариант убийства удавкой заключается в простом удушении, а самый жесткий в отпиливании головы этой самой удавкой. Вторая же часть серии на старте оказалась настолько жесткой, что не смогла получить даже рейтинг «Только для взрослых» и её пришлось значительно порезать.
  • Mortal Kombat и идейные продолжатели (Primal Rage, Time Killers, Time Slaughter, Double Dragon V, Kasumi Ninja, Ultra Vortek, Terrordrome, Xenophage, Iron and Blood, War Gods, Bio F.R.E.A.K.S, Mace: The Dark Age, The Black Heart, Deadliest Warrior, Killer Instinct, Cardinal Syn, Thrill Kill, Guilty Gear, Cosmic Carnage, Weapon Lord, Blood Warrior, Way of the Warrior, FX Fighter, Survival Arts, Jackie Chan (дилогия для игровых автоматов), Expect No Mercy, Pray for Death, Wu-Tang… тысячи их!). Вообще, сложно представит файтинг без жестокости, без крови и повреждений.
    • Budokan же.
  • Postal — настолько, что глушитель из кота стал мемом. Впрочем, вторая часть позволяет игроку и не убивать всех направо и налево, а в первой можно пощадить безоружных стариков.
  • Игры про криминал не отстают: в Saints Row есть достаточно насилия. Что и логично: криминал, как-никак.
  • Серия GTA — тоже про криминал, но заслуживает отдельного упоминания. Частая мишень для американских юристов.
  • RimWorld — игра-генератор сюжетов, из-за своей широты может подпадать и под этот, и под соседний троп. С одной стороны, вы можете заботиться о здоровье и комфорте своих колонистов — и это выгодно! С другой же…
    • Вы захватили пленного? Вырежьте ему все парные органы, а потом ставьте и удаляйте протезы! Отличная тренировка для ваших врачей, и много серебра от следующего торговца органами.
    • А если он умрёт, его можно съесть. Некоторые поселенцы даже могут сделать это без штрафов.
      • Педаль в пол — игра в тайге/тундре/леднике. До поры у вас вовсе не будет возможности выращивать пищу, а животные будут постоянно кончаться. Зачастую набега поселенцы ждут с пустым животом и кастрюлей наготове. А иначе не выжить.
    • А из кожи сделать мебель и продать её. За большие деньги. Рамси бы понравилось!
    • А если к вам прилетела капсула с трупами, чьи лица искажены ужасом… вы можете разделать выживших на органы до того, как они превратятся в монстров. Космонавты думали, что избежали ужасной судьбы… а их ожидает заражение и жестокие выживальщики в заляпанных кровью передниках. Аналогично и с терминатором-засланцем.
    • Пришёл охраняемый караван? Постойте-ка вон там, ребята, а мы пока древнюю угрозу раскопаем. Двойной профит: и гробницу разграбили, и караван прибрали к рукам. И главное — мы ведь не виноваты!
  • Stellaris позволяет игроку сыграть не просто за маньяка, а за настоящего Гитлера. Как вам идея захватить и уничтожить чужую расу, получая прирост единства во время геноцида? А поработить и генетически изменить их, сделав тупыми, но очень вкусными?
  • Yandere Simulator — ещё одна игра про психопатку, на этот раз про влюблённую.
  • Стиль «убить всех NPC» как таковой, применяемый ко многим играм по желанию.
  • А иногда резню устраивают чтобы окончательно решить проблему тормозов из-за огроменного воза дров, которые искусственный идиот наломал, пока ими командовал. В вышеупомянутом Stellaris дело так и обстоит.
  • Разнообразные хентайные игры соответствующей направленности. Эротического симулятора Фабия Байла пока ещё нет, но некоторые близки к тому.
  • Серия Fallout, особенно второй — обманывать, предавать, шантажировать, продавать друзей в рабство, есть человечину, убивать детей и стариков… Куда всем этим шутерам до такого? Хотя игра совершенно не про это, и за многие злодейства предусмотрено наказание.
  • Vampyr — субверсия: с одной стороны игра вроде как поощряет жестокий подход, потому что с большим количеством жертв ГГ становится сильнее и проходить игру проще, но в конце может ждать расплата. Некоторые игроки были возмущены.
  • God of War — особенно третья часть. Экзекуции, которые псих с топором Кратос устраивает персонажам древнегреческой мифологии весьма красочны.
  • Minecraft — с фитильком, потому что жестокости там практически нет. А вот цинизм просто космический. Всё живое — такие же ресурсы, как камень или дерево. Жарить кур? Нерационально. Пропустите их живыми через подожжённый адский камень, у них как раз хватит остатков сил с дикими воплями убежать и сдохнуть поверх воронки. Кушать подано! И ни одного кусочка угля на презренных птиц не потратили. И так там ооочень многое: самое рациональное с точки зрения геймплея решение часто шокирует своим цинизмом неподготовленного зрителя.
  • Hatred — играем за ненавидящего весь мир психа, который однажды взял в руки автомат и пошел нести на улицы родного города разумное, доброе, вечное.
  • MadWorld — игра в стилистике Города грехов. Соответственно, и крови там хватает.
  • Ninja Gaiden II — не менее кровавый Hack and slash.
  • No More Heroes.
  • X-Men Origins: Wolverine. Если фильм, на котором основана игра, имеет рейтинг pg-13, то в игре Логан является бешеным животным, который рвёт своих врагов как Тузик грелку.
  • Shadow of Rome — игра про Древний Рим и атмосфера там соответствующая. Есть даже разные названия для кровавых фонтанов, которые устраивает герой, например «Томатный сок» или «Красный вулкан».
  • Onechanbara.
  • Nano Breaker.
  • Severance: Blade of Darkness. Людей и разнообразную нечисть можно разрубать на части, в том числе можно рубить уже убитых противников, а затем кидаться этими частями в других врагов. Потоки «кетчупа» прилагаются.
  • Серия BloodRayne, особенно вторая часть.
  • Prototype же! Для главного героя люди, в большинстве своем, не более чем бегающие в панике аптечки. Прыгнуть, в пылу сражения, в толпу безоружных или вооруженных человечков, дабы с хрустом поглотить десяток тел — это совершенно нормальная практика.
  • Hotline Miami: кровь, кишки, мозги так и брызжут во все стороны. Временами присутствуют максимально кровавые и нереалистичные методы умерщвления вроде отрывания голыми руками головы с куском позвоночника (оммаж «Mortal Kombat»).
    • Katana ZERO является деконструкцией тропа и упомянутой выше игры. Наш антигерой является боевым наркоманом, который получает удовольствие от убийств. Но его социопатия и зависимость от Хроноса делают его же жизнь крайне невыносимой.
  • Soldier of Fortune. При попадании в живот у врага вываливаются внутренности, при попадании в руку — отрывается рука. А ведь ещё можно и в пах стрелять, например.
  • Lobotomy Corporation — куча чу-чу способных убить ваших агентов и клерков весьма странными и жестокими способами, куча крови, смертей, да и множество не очень приятных картин во время прохождения. Во время флешбеков где-то продавливается педаль в пол. Однако, фитилёк прикручен ибо в игре присутствует противотроп
  • Destroy All Humans! — играем за злобного (но очень харизматичного!) инопланетянина Крипто. Мочим людей и собираем их мозги.
  • Incubus City — игра наполовину именно про это. На вторую половину — как в анекдоте про поручика Ржевского, спасшего благородную девицу от изнасилования (то есть, сумевшего договориться добром).

Частные случаи[править]

В целом игра нормальная, но есть некоторые жестокие вещи, которые для игрока могут показаться даже весёлыми. Например, разработчики могут позволить вам с помощью телекинеза поиздеваться над беззащитными стражниками. Короче, это случаи, где вы почувствуете себя скорее козлом, чем злодеем.

  • Little Busters! — во время бейсбольных тренировок вы можете помочь другим членам команды получить бонусную статистику, если отобьёте мяч в их сторону. Вот только иногда некоторые девушки не участвуют в игре, а занимаются другими делами, вроде пробежки или пикника, так что они остаются беззащитными перед вашими попаданиями… А попасть в них часто хочется, потому что, во-первых, это очень сложно, во-вторых, смешно. Ещё можно отправить мяч в лазящих по всему полю котов, что очень разозлит Рин (но это как раз не слишком весело, потому что попадание по этим пушистым сволочам сбивает комбо).
  • Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back — во второй варп-комнате можно попрыгать на белом медведике, за что вам даже дадут десять дополнительных жизней. Не удивительно, что в Crash Twinsanity этот медведик появляется среди ваших врагов с бейсбольной битой.
  • Crash Tag Team Racing — Краш может атаковать любого неиграбельного персонажа в парке развлечений aka основной локации игры (хотя это никого не убьёт, а только напугает или разозлит). Все NPC даже имеют оригинальные цитаты или ворчание, которые они могут использовать в ответ на атаку. Также можно взять квест какого-нибудь гонщика и несколько раз прийти с пустыми руками, чтобы тупо позлить его.
  • Monster Girl Quest — попробуйте использовать Удар Четырёх Стихий (самый мощный навык) в бою против беспомощной Имп. Вам даже дадут ачивку за такую чрезмерную жестокость… Вы также можете использовать этот навык против Тамамо или Алисы, когда они не могут продолжать бой.
  • Slime Rancher — за сжигание Цып-цыпов, которых даже хаотичные голодные Варры не трогают, не говоря уже про обычных слаймов, в мусоросжигателе можно получить достижение «Ты… монстр!».
  • Life with a Slave: Teaching Feeling — вы играете за врача, которому в счёт долга отдают девочку-рабыню, замученную и изуродованную прошлым хозяином (уже умершим). Сущность и смысл игры в том, чтобы добрым отношением и заботой вернуть девочке способность чувствовать, однако это необязательно: вам никто не мешает её немедленно изнасиловать. Да, она от этого умрёт и игра закончится, но свою хентайную сцену вы получите.

Абсурдные случаи[править]

Особенности национальной американской юриспруденции таковы, что можно подать в суд по любому поводу. Американский адвокат Джек Томпсон этим и заработал известность: подачей исков по поводу игр, которые, казалось бы, имеют мало отношения к жестокости.