Лимит содержания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Arbitrary Headcount Limit. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Ограничение на количество доступных персонажей или войск.

Лимит содержания — приём, используемый в основном в жанре стратегических видеоигр (но не только). Заключается в том, что у игрока не получится бесконечно строить войска — достигнув определенного предела, их содержание либо станет постоянно сжирать ресурсы и строительство новых единиц будет обходиться намного дороже (мягкий лимит содержания), либо же создание новых юнитов вообще не будет возможно, пока не освободится место (строгий лимит содержания). Соответственно, приходится делать выбор, что создавать: элитных бойцов, выносящих пол-армии противника в одиночку, но сжирающих лимит подчистую так, что построить их можно будет только в количестве полутора штук. Либо же сделать ставку на многочисленные базовые войска, которые задавят противника численностью, несмотря на огромные потери. Во втором случае нередко существует специальное здание для повышения лимита.

Примеры[править]

Стратегии[править]

  • В 4X-стратегиях традиционно существует мягкий лимит, ограничивающий вас как минимум в армии, а порой и в градостроительстве.
    • Galactic Civilizations — хотя на армию в целом жёсткого лимита нет, существуют ограничения по сбору кораблей во флоты — группы, которые действуют на карте как один корабль, только сильнее. Размеры флотов увеличиваются специальными технологиями.
    • Stellaris — мягкий лимит содержания. При его превышение содержание космических кораблей весьма существенно увеличивается, но никто не запрещает строить корабли, пока есть средства.
    • Act of War: High Treasonинверсия: в одной из миссий вам нужно штурмовать особняк на Кубе, и миссия идет без базы и войска поставляються по воздуху (сначала десантируется пехота а потом бронетехника) и как только они достигнут определенного количества, подкрепление приходить не будут, поэтому на этой миссии вам приходиться малоценные войска отправлять на убой, чтобы прибыло подкрепление с более крутыми юнитами.
    • Civilization — в разных частях появлялись всевозможные варианты мягкого и жёсткого лимита, от роста несчастья с ростом империи свыше N городов до технического ограничения числа юнитов на карте (в CivIII равнялось 4096 и позволяло побить ИИ с огромным гандикапом — его производство просто уходило «в песок»).
    • Europa Universalis IV — аналогично «Стелларису», мягкие лимиты для наземных войск и кораблей, повышающие стоимость их содержания при их превышении.
  • Total War — в разных частях разные правила. Во всех частях в одну армию можно взять максимум два десятка юнитов (20 в большинстве, 21 в «Three kingdoms»). Можно водить вместе несколько армий, но больше 8 в одном бою не задействовать, а одновременно не ввести а бой больше двух. Дальше начинаются различия: например, в Rome II действует ограничения на число армий у империи и увеличить его можно, только завоевав новые территории. А, например, в «Warhammer» — каждая новая армия увеличивает содержание остальных.
    • В «Fall of Samurai» был введен прямой и однозначный лимит на броненосцы — каждая фракция может построить не более шести таких кораблей. Естественно: эти имбы топят деревянные кораблики с неимоверной легкостью, нужно же хоть как-то блюсти баланс. Но. Лимит вводится именно на создание, а не на владение — и, если в морском бою захватить абордажем вражеский броненосец, он войдет во флот игрока без каких-либо ограничений и штрафов.
  • Warcraft — во всех частях строгий лимит, но в третьей части он скомбинирован с мягким — в зависимости от размера армии часть ресурсов не доходит до казны, поскольку ресурсы сильно ограничены, то превышение мягкого лимита может привести к тому, что кончатся ресурсы и можно остаться без возможности восполнять потери армии.
  • Starcraft — есть только строгий лимит, но довольно большого размера (в 200 единиц у каждой из трёх рас). И у каждой расы лимит реализован по-разному.
  • Dawn of War — строгий лимит двух типов: на пехоту и технику. А внутри этих лимитов тоже существуют лимиты! Например, полноценные танки со страшными пушками можно иметь только в количестве двух штук (и так они сожрут половину общего лимита, к тому же), супер-юнит только один. Аналогично некоторые пехотные отряды вроде парий и огринов. Есть лимиты даже на штабы, турели и генераторы.
  • Supreme Commander — формально лимит есть, но чувствуется он только в кампании первой части, где первые пару миссий из-за ограничения в доступе к юнитам то и дело приходится натравливать на врага 3872 орка. А в онлайне просто выставляют тысячу юнитов и не парятся. В терминальных случаях можно узнать, что помимо лимита для каждого игрока есть некий общий лимит на карту, чтобы игра была в состоянии выдержать всё это батальное порно.
    • На правах догадки: в официальных картах максимум 8 игроков и по 1000 юнитов на каждого плюс некоторое количество нейтральных зданий. А 8192 — это 2 в 13 степени.
  • Planetary Annihilation — внезапно, лимита тут нет совсем, хотя юнитов побольше чем в предшественнике. Именно поэтому разработчики решили что графон не нужен, но даже так игра требует огромное количество оперативной памяти.
  • Забавным примером был лимит на суммарное число кораблей всех рас в Master of Orion 2. И он вполне мог быть достигнут при гигантских зарубах на ультрахарде. По этой причине не рекомендовалось разбирать захваченные корабли противника — тот буквально на следующий ход остпавнит в замен новые. А на место уничтоженных чужих кораблей следовало строить свои. Забавной получитерской тактикой была постройка уймы дешевой ерунды вроде скаутов — достижение капа замораживало окончание строительства кораблей у противника.
  • Homeworld — существует строгий лимит на количество космических кораблей, которые могут быть построены с помощью объектов судостроения.
  • Earth 2150 — строгий лимит на технику, постепенно повышаемый с каждой миссией. При этом на оборонительные сооружения лимита нет, что стимулирует стратегию зашивания.
  • Rise of Nations — строгий лимит на войска и количество городов, который повышается только путём военных и гражданских исследований соответственно.
  • BattleTech (2018) — команда игрока имеет ограничение на использование только одного копья (четыре меха) на поле боя. Противник, что интересно, себя ни в чём не ограничивает, буквально заваливая своими войсками главного героя и его соратников. Что обоснованно: протагонист и его товарищи — профессиональные наёмники, берущие (по идее) не числом, а качеством.
  • Mutant Year Zero: Road to Eden — игра начинается с двух игровых персонажей. В дальнейшем их количество увеличивается до пяти. Тем не менее, в активной партии может находиться не более 3-х членов команды за раз. Немного сглаживает подобную несправедливость то, что можно менять персонажей в любое время вне боя.
  • North & South — максимум восемнадцать пехотинцев, девять кавалеристов и три пушки. Сиё безобразие здесь носит гордое название «армия».
  • XCOM: Enemy Unknown (2012) — в команде бравых защитников Земли от инопланетной угрозы может быть не больше шести оперативников (изначально — вообще четыре!). И на миссию можно запустить только один транспортный самолёт с ними. Да, у нас на базе десяток-другой пехотинцев задарма жрут казённые харчи и от безделья качают железо в спортзале — но мы всё равно не отправим их в Бразилию спасать гражданских от террор-атак пришельцев, пока основная команда не вернётся с миссии!
  • Templar Battleforce — начальный лимит содержания меняется от миссии к миссии. Лимит увеличивается, если взять под контроль больше стратегических точек.
  • Hogs of War — в управляемом игроком отряде солдат-свиней может быть не более 5 чел…, хм, хряков.
  • Серия Command & Conquer примечательна тем, что здесь такого лимита нет! При наличии ресурсов вы вполне способны устроить противнику «Киров-раш» или «Апокалипсис-раш», построив дофигилион элитных юнитов и отправив их громить вражескую базу. Никто, кстати говоря, на отсутствие баланса в этом случае не жалуется — тебе же не запрещают сделать то же самое! Кто первый успел — тот и победил…
  • World in Conflict — каждый игрок имеет ограниченный пул очков подкрепления для вызова боевых единиц. Потеря вызванного юнита при превышении лимита не позволяет немедленно вызвать нового — надо ждать, пока медленно восстановиться его окно вызова (что, опять же, стимулирует игрока бережно относится к вверенным ему подразделениям). Впрочем, десантники и легкие танки, заказанные в качестве тактических вспомогательных средств, а не вызванные как подкрепления, по какой-то причине не учитываются при этом.
  • Warzone 2100 — ограничение на 300 боевых единиц для каждого игрока.
  • Company of Heroes — строгий лимит (особенно на бронетехнику), введенный для того, чтобы игроки не устраивали друг другу танковый зерг-раш. Лимит увеличивается или уменьшается в зависимости от того, сколько у вас под контролем точек ресурсов. Некоторые имбовые подразделение (вроде танка «Королевский тигр») вообще могут быть развернуты только в количестве ровно одной штуки.
  • Populous: The Beginning — строгий лимит. Игра ограничивает количество последователей для каждого игрока в 200 юнитов.
  • War Front: Turning Point — есть в кампании, что здорово сказывается на темпе игры.
  • Disgaea 4 (а может, и 3-ья тоже) — у вас есть карта, которая расширяется с прохождением кампании, но как уже понятно, раз кампания не бесконечна, то и войско тоже. При этом, если баловаться с Evil Symbols, то этот лимит ещё больше сократится. Лишние войска отводятся в резерв, но он тоже не бесконечен.
    • А во всей серии, сколько бы у вас не было войск, вы не можете вывести больше 10 юнитов за бой. В пятой части это число можно увеличить до 15, а ещё вы можете у Ассамблеи попросить выбить силой единоразовое разрешение на вывод 20 юнитов.
  • Age of Empires — во второй части только общее количество числа юнитов на игрока (норма от 75 до 200). А вот в третьей ещё ивнутрифракционные ограничения — до трёх фрегатов/двух мониторов/двадцати каное/девяноста девяти крестьян/рыболовецких лодок…

Adventure[править]

  • Maniac Mansion — строгий лимит: у Дейва есть шесть друзей, которых он может попросить помочь ему спасти Сэнди. Однако с собой в особняк он может взять не более чем двух из них.

Платформеры[править]

  • The Lost Vikings 2 — в игре пять играбельных персонажей, однако уровни проходить можно только с тремя из них на выбор.

Survival Horror[править]

  • ObsCure — хотя игроку доступно 5 персонажей, игру можно проходить только группой по двое. Остальные ждут в безопасной зоне. Ах, да — в случае смерти при прохождении одного из главных героев он умирает навсегда (и, соответственно, становится недоступен для вызова в партию в дальнейшем).
  • Resident Evil Outbreak — из восьми играбельных персонажей одновременно доступно только три в «соло» и максимум четыре по «сетке».

RPG[править]

  • В каждой игре из цикла Suikoden (от Konami) присутствует одна и та же фишка: для завербовывания в вашу дружину в сюжете доступно просто ахренительное множество разнообразных персонажей... но реально на квесты можно брать только ограниченное количество.
  • Серия Dragon Age — в партию с главным героем можно взять не более трёх человек (…эльфов, кунари, гномов. Ну, вы поняли). Дополнительно приходится еще и учитывать, что спутники по-разному реагируют на действия ГГ, осуждая или одобряя его поступки.
  • Серия Mass Effect — выглядящее дико для знающих армейское дело ограничение на команду игрока в три человека! Интересно, что такой «боевой группой» можно навоевать? Чтобы было понятно: минимальная тактическая единица в большинстве армий мира — это отделение. Обычно состоит из 8-14 человек (в зависимости от рода войск). В некоторых армиях, правда, в ходу разделение отделений на огневые и маневренные группы для большей тактической гибкости (опять же, от четырёх до шести человек). Но связи друг с другом группы при этом не теряют и действуют согласованно.
  • Chrono Cross — в игре сорок пять (45!) доступных играбельных персонажей, но на квесты можно брать только трех их них, включая обязательного главного героя Сержа.
  • Emerald Dragon — в игре ограничение на пять членов команды, не больше. При превышении один из старых членов партии обязательно найдёт причину (угу, «когда-то и меня тоже вела дорога приключений»), чтобы свалить и освободить место для новичка.
  • Rakenzarn Tales — ограничение на четырех членов команды. Без него движок просто захлебнулся бы — девяносто доступных сопартийцев, как-никак!
  • Wasteland 2 — в отряде всего может быть семь рейнджеров (от одного до четырех из них, к тому же — это созданные персонажи, которых нельзя исключить из партии, только потерять в бою). Качаются только действующие персонажи, замена осложнена привычкой уходящего сваливать всё свое барахло первому в отряде, а в ранних версиях они еще и пропадали, не добираясь до базы.
  • Fallout 2 — доступное количество зависит от уровня харизмы, но всего не больше пяти (можно исхитриться и взять ещё, только эти спутники больше мешают, чем помогают).
  • Fallout 3 — ограничение на количество напарников главного героя. Выходец из Убежища может путешествовать одновременно только с одним напарником и Псиной.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — количество напарников зависит от уровня харизмы главного героя, но даже так не получится держать в одной группе персонажей, которые на дух друг друга не переносят (если только не стать мастером убеждения — тогда да, пожалуйства).
  • Planescape: Torment — в игре восемь потенциально рекрутируемых персонажей, однако в команду главного героя можно взять не больше шести из них.
  • Dungeon Siege — партия главного героя ограничена восьмью персонажами. Если призвать нового сопартийца — придётся выбирать, кого исключить из команды.
    • Во второй части — от четырёх до шести в зависимости от уровня сложности. При этом право на выбор в отряд более одного человека приходится покупать в таверне, заключая какой-то контракт с гильдией (которая также не разрешает брать герою лишних бойцов, если он не прошёл игру, так как он «ещё не стал ветераном».
    • В третьей — зигзагом: можно одновременно вести только одного, но почти в любой момент выбрать из меню другого, как будто он спутник. Но развивается только тот спутник, который в данный момент идёт с героем.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — не больше одного персонажа, без учёта сюжетных. При попытке взять нового персонажи будут ссылаться. что с героем «уже кто-то есть», и наотрез откажутся присоединиться.
  • Greedfall — с собой главный герой может взять не более чем двух спутников «на дело». Остальные остаются ждать его в резиденции Де Сарде. Обоснованно тем, что протагонист является всё же послом и дипломатом, а не банальным головорезом: политики могут неправильно понять его намерений, если он заявится к ним ко двору во главе многочисленного вооружённого отряда. А такая минимальная группа сопровождающих обеспечивает необходимый минимум защиты (благо, сам Де Сарде тоже может за себя постоять) во время опасных путешествий и одновременно позволяет не уронить лицо перед лидерами различных фракций Тир-Фради.

Шутеры[править]

  • Jurassic Park: Trespasser — из-за сжатых сроков разработки и спешки многие проблемы с надежностью и производительностью игры так и не были решены. По этой причине для того, чтобы избежать лагов, было введено жёсткое ограничение на количество динозавров (хоть хищных, хоть травоядных), которые могут быть одновременно на уровне и в пределах определённого расстояния от игрока — ровно семь.
  • Operation Flashpoint — отряды имеют ограничение на двенадцать солдат, включая лидера команды.
  • Postal 2 — есть возможность уменьшить количество мобов на уровне, чтобы не перегружать слабое «железо» и избежать проблем с производительностью. Или же можно увеличить их количество, дабы поднять на новый уровень градус кровавого угара и безумной резни.
  • Серия Borderlands — внутримировой пример: одновременно во Вселенной могут существовать только шесть сирен. После смерти одной из них её сила переходит в новорожденное тело ребёнка.
  • Saints Row — вы можете вести с собой максимум трёх корешей.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — лимит строгий. Один hq и две трупсы обязательны для любой армии. Максимальные лимиты следующие: 2 hq 6 штук трупсы, 3 элиты, 3 фаст атаки и 3 хеви суппорта.
    • Строго говоря раньше правила формально не запрещали набирать модели вразнобой, но тогда на собранном воинстве повисал ярлык unbound (правильный ростер называется battle forged), что сильно снижало его эффективность, а многие игроки могли просто отказаться от партии против такого, если только сами шутки ради не набирали зеркальный ростер.
    • В «семёрке» по ростеростроению конкретно проехались катком, обозначив стандартный ростер «combined arms» и введя массу альтернатив ему, названных «формациями». Старый стандартный ростер при этом получил бонус на захват и удержание точек, тогда как альтернативам щедрой лопатой отсыпали самых разнообразных спецправил. В «восьмёрке» тактично сделали вид, что ничего такого не было и не планировалось.
    • Некоторые юниты слота HQ в разных редакциях позволяли манипулировать размещением других юнитов по слотам, за счёт чего подразделение, обычно считающееся элитным (а то и командным), могло быть взято на роль тяжёлой поддержки или быстрой атаки в зависимости от того, к чему оно ближе. Или же наоборот воинство, любящее тяжёлые пушки, могло добрать их в счёт неизрасходованных слотов элитных подразделений, а любители стремительных атак могли поступить аналогично с особо быстроходными подразделениями.
    • Как таковой именно лимит тут выражается скорее в очках, по сумме которых определяется условная приведённая мощь армии. Обычно игроки стараются набирать войск на какую-то более-менее фиксированную сумму. При проведении соревнований организаторы сразу объявляют потолок допустимой стоимости воинства (обычно 2000 по старой системе оценивания — в «восьмёрке» система изменилась). Отдельные организаторы могут также лимитировать стоимость отдельных подразделений, потому что некоторые игроки могут взять и вложить все очки в огромную артиллерийскую батарею или в суперэлитное штурмовое подразделение, а всё остальное воинство набрать чисто для галочки.

Не-игровые примеры[править]

Литература[править]

  • Брендон Сандерсон, «Устремлённая в небо» — по какой-то причине Крелл никогда не используют на поле боя больше сотни истребителей-дронов одновременно, несмотря на то, что у них явно неограниченный запас подобных машин. В конце концов выяснилось, что истребители Крелл на самом деле не беспилотные, а дистанционно-управляемые дроны. И у них в наличии только сто пилотов.
  • Михаил Пухов, рассказ «Охотничья экспедиция» — космические охотники охотятся в межпланетном пространстве на существ, которых потом используют как космические корабли. Но существует предел Шнейдера — нельзя заарканить стадо больше чем в 20 особей. Потому что в противном случае охотничья стая привлекает внимание охотников более высокого уровня и сама становится стадом.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Zero no Tsukaima — одновременно может быть только четыре мага Пустоты. Новый маг с даром Пустоты рождается только после смерти одного из четырёх.
  • Seikai no Saga — пафосные военные флоты звездных империй летают не на магии, а на антиматерии. Антиматерию производят на заводах, на содержание которых идут деньги. Корабли в содержании и обслуживании тоже требуют денег. А еще — уйму квалифицированных кадров, для взращивания каждого из которых нужно от полутора до семи лет учебы. А потому отгрохивать мегафлотилии, а потом сливать их пачками не получается у обеих держав, и каждое генеральное сражение влечет за собой годы стагнации фронта. Хотя по меркам большинства других космоопер — здешние флоты именно мегафлотилии, несколько тысяч кораблей — тут лёгкое ударное соединение для разведки боем.[1]

Реальная жизнь[править]

  • Древнегреческие театры традиционно имели ограничение на количество актёров, которые могли одновременно выступать на сцене (обычно не больше трёх). Практически все пьесы того времени писались с оглядкой на это (в ранних работах Эсхила — вообще только с расчётом на двух актёров).
    • Аналогично в конкурсе КВН под названием СТЭМ. Хотя лимит на три человека постоянно нарушается (зачастую с обоснуем, что один из них-де не человек).
  • Очень часто подобное встречается в законодательных органах. В Великобритании Палата общин насчитывает 650 членов (по одному на каждый избирательный округ), хотя, например, Палата лордов не имеет никаких ограничений. В США у Сената есть 100 мест (по два на каждый штат), у Палаты представителей — 435 (разделенные между 50-ю Штатами на основе данных переписи населения), а в Верховном суде[2] могут заседать только девять судей.
  • В Российской империи кавалеров ордена Андрея Первозванного одновременно могло быть не более 12 человек. И это буквально было лимитом содержания — ведь каждому из них полагалась большая пенсия.

Примечания[править]

  1. Все-таки, стоит отметить два фактора: 1 — масштаб. Империя как ни крути имеет население примерно в триллион душ. Если предположить, что Звездные Силы составляют 1 % от этого населения (что является стандартом для численности вооруженных сил в мирное время), это составит ни много ни мало десять миллиардов человек. Отсюда и способность поддерживать огромные флоты. При этом основная масса этой толпы все равно не относится к оперативной флотской группировке. 2 — Численность. Разведэскадры вроде «Фтуне» составляют 7 дивизионов, что дает от 20 до 60 судов в зависимости от их структуры.
  2. В англосаксонских странах в ходу прецедентное право, позволяющее использовать решения суда как законодательные акты.