Внутримировой пример: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{WIP}}
{{WIP}}


Все тропы, штампы и другие элементы художественных произведений так или иначе берутся из [[Реальная жизнь|реальной жизни]] — одни [[Основано на реальных событиях|напрямую]], даже если в это [[Реальность нереалистична|трудно поверить]], другие развивают знакомые идеи в новые причудливые формы, но их корни по-прежнему можно разглядеть. И почему бы тогда жителям мира по ту сторону экрана или страницы не думать так же, как автор? Недаром же многие ситуации [[Тропнеймер|названы]] именно в их честь. Если же дело происходит в [[Мир четвёртой стены|типа нашем реальном мире]] или авторская вселенная полна [[копиркин]]ых широко известных нам книг, фильмов и авторов, то очевидно, что персонажи просто не могут не знать о некоторых тропах.
Пример считается внутримировым, если он находится [[Капитан очевидность|внутри произведения]].  
 
Предмет статьи, однако, все же отличается от [[Подсветка|подсветки]] тропа. Подсветка требует, чтобы рассказчик или персонажи намекнули «да это же *троп*», а внутримировой пример просто существует не '''в''' сюжете произведения, а '''внутри''' него. Почти всегда этот троп возникает там, где речь идет о произведении внутри произведения — фильме, книге, пьесе, устном рассказе или песне. Подойдет также и рассказ или воспоминания персонажа о каких-то ранее описанных событиях.
 
* [[Камео]] — когда персонаж-режиссёр собирается снять фильм по книге о приключениях протагониста, тот исполняет роль самого себя (Эрих Кестнер, «Маленький Макс и маленькая мисс»).
* [[Не знает матчасти]] — один из главгероев пишет, что корабль «тянул сто узлов в час» (Лев Кассиль, «[[Кондуит и Швамбрания]]»).
* [[Ретрофутуризм]] — республика осознанно отказалась от прогресса, поэтому даже космические линкоры строит по образу и подобию того, что нарисовано в старых фантастических книгах, с вентилями и медными ручками (Чарльз Стросс, «Небо сингулярности»).
* [[Спойлерное название]] — названия фильмов, снятых расой троллей, фактически являются пересказом их содержания вплоть до статистики по спецэффектам («[[Homestuck]]»).
* [[Тарабарский язык]] — персонаж выдаёт себя за иностранца, неся дикую околесицу из бессмысленных звукосочетаний и исковерканных иностранных слов (Энид Блайтон, «Пятеро тайноискателей и собака»). То, что это именно околесица, он прекрасно осознаёт.
 
И так далее, имя им легион. А некоторые приёмы, например [[ватсонианство против дойлизма]] или [[разрушение четвёртой стены]], идут ещё дальше — они напрямую связывают миры читателей и персонажей, открывая целое море новых возможностей для обыгрывания таких ситуаций.


== Как появляются внутримировые примеры ==
== Как появляются внутримировые примеры ==
* Самый распространённый вариант — использовать троп во [[шоу внутри шоу|внутримировом произведении]].
* Самый распространённый вариант — использовать троп во [[шоу внутри шоу|внутримировом произведении]].
** Концентрированный вариант – привести басню  
** Концентрированный вариант – привести басню.
* Использовать троп, который обычно применяется к автору произведения, но на этот раз к одному из персонажей произведения. Например, [[стремительный домкрат]], [[мета-пророчество]], [[не знает матчасти]] и пр. — выбор широкий.
* Использовать троп, который обычно применяется к автору произведения, но на этот раз к одному из персонажей произведения. Например, [[стремительный домкрат]], [[мета-пророчество]], [[не знает матчасти]] и пр. — выбор широкий.
* [[Мир четвёртой стены|Игры]] [[Четвёртая стена тебя не спасёт|с четвёртой стеной]].


== [[Тавтологическое явление тавтологии|Примеры внутримировых примеров]] ==
== [[Тавтологическое явление тавтологии|Примеры внутримировых примеров]] ==
{{Плашка|text=Осуществляется перенос примеров}}
{{Примеры}}


=== Комплексные франшизы ===
=== Комплексные франшизы ===
Строка 34: Строка 25:
* «Идиократия» — троп [[нафиг физику!]]/[[мультяшная физика]] встречается [[шоу внутри шоу|в шоу]], где мужик самым нереалистичным образом получает по шарам.
* «Идиократия» — троп [[нафиг физику!]]/[[мультяшная физика]] встречается [[шоу внутри шоу|в шоу]], где мужик самым нереалистичным образом получает по шарам.
* «Бросок Кобры» — троп [[Читай грёбаную инструкцию]]. После забега в боевых экзоскелетах Рипкод жалуется Дьюку, что ему пришлось пробежать навылет сквозь поезд, на что Дьюк отвечает, что просто перепрыгнул, и отвечает на удивленный вопрос Рипкода «Перепрыгнул?» «В следующий раз прочитай инструкицию», на что получает ответ: «А что, есть инструкция?!»
* «Бросок Кобры» — троп [[Читай грёбаную инструкцию]]. После забега в боевых экзоскелетах Рипкод жалуется Дьюку, что ему пришлось пробежать навылет сквозь поезд, на что Дьюк отвечает, что просто перепрыгнул, и отвечает на удивленный вопрос Рипкода «Перепрыгнул?» «В следующий раз прочитай инструкицию», на что получает ответ: «А что, есть инструкция?!»
* «Три плюс два» (1963) — [[Корнет Шурочка]]: главный твист детективного романа, который читает Сундуков: «Джексон оказался женщиной. Авантюристкой».
* Байопик «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» (1999) — [[хлипкие верёвки, слабые замки]]: Рабочий момент со съёмок фильма «Тарзан в опасности»<ref>Так-то этот фильм существует и в нашей реальности, но с точки зрения «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» он таки является внутримировым.</ref>: Дороти Дендридж (Хэлли Берри), исполняющая роль королевы Малменди, лежит на полу хижины, привязанная за руки и ноги к двум вбитым в землю кольям и с тканевым кляпом в зубах. А Тарзан проникает в хижину, чтобы спасти прекрасную пленницу. Убрать кляп и перерезать путы на руках не составило особого труда, а вот ноги никак не хотели освобождаться, и дубль оказался запорот. После этого режиссёр отдал команду: «Надрежьте верёвку. Не может же он пол фильма её освобождать!»
* Байопик «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» (1999) — [[хлипкие верёвки, слабые замки]]: Рабочий момент со съёмок фильма «Тарзан в опасности»<ref>Так-то этот фильм существует и в нашей реальности, но с точки зрения «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» он таки является внутримировым.</ref>: Дороти Дендридж (Хэлли Берри), исполняющая роль королевы Малменди, лежит на полу хижины, привязанная за руки и ноги к двум вбитым в землю кольям и с тканевым кляпом в зубах. А Тарзан проникает в хижину, чтобы спасти прекрасную пленницу. Убрать кляп и перерезать путы на руках не составило особого труда, а вот ноги никак не хотели освобождаться, и дубль оказался запорот. После этого режиссёр отдал команду: «Надрежьте верёвку. Не может же он пол фильма её освобождать!»



Текущая версия на 15:36, 26 июня 2024

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.


Пример считается внутримировым, если он находится внутри произведения.

Как появляются внутримировые примеры[править]

Примеры внутримировых примеров[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Комплексные франшизы[править]

  • Warhammer 40,000 
    • Дуал-класс — аспектные воины эльдар поклоняются Каину Кроваворукому и постигают его пути, каждый из которых основывается на отдельной легенде об отдельной битве их божества. Каждому пути соответствует свой отдельный культ, учащий своих последователей конкретному стилю боя с конкретной экипировкой. Но при этом целью обучения считается не становление гуру, а как раз его прохождение и завершение с последующим покиданием культа. А вот становление гуру как раз считается неудачей — таких называют экзархами: считается, что они заблудились в путях своего божества, ведь оно-то прошло их все, а они застряли на одном. Пройдя обучение во всех существующих культах и покинув последний из них, эльдар может стать автархом — вот тогда ему будет дозволенно полноценно пользоваться возможностями мультикласса, а до того строго только учением того культа, в котором состоит на текущий момент.

Литература[править]

  • Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага» — троп Средневековые стринги. Историк-консультант едко комментирует нижнее бельё главной героини фильма, которое должны будут увидеть зрители в любовной сцене. «Настоящий наряд десятого века».
  • Виктор Пелевин, «Generation «П»» — реклама влияет на сюжет. Нечистый на руку маркетолог подмонтировал изображению генерала Лебедя пачку сигарет не той марки, с которой был контракт. Времени менять текстуры нет. Выход? Нужную пачку нарисуем на столе, на руке нарисуем гипс, а бегущая строка сообщит о покушении. Привело к ужесточению борьбы с терроризмом.

Кино[править]

  • «Последний киногерой» — разрушение четвёртой стены происходит именно внутри фильма, связывая типа реальный мир и мир вымышленной кинофраншизы «Джек Слейтер». Там же мы встречаем и внутримировой пример тропа бюджет пишет сюжет — протагонист говорит Слейтеру, что тот не может умереть, пока сборы не упадут.
  • «Кавказская пленница» — самоубийственная самоуверенность в истории о чересчур самонадеянной птичке, которую рассказали Шурику.
  • «Идиократия» — троп нафиг физику!/мультяшная физика встречается в шоу, где мужик самым нереалистичным образом получает по шарам.
  • «Бросок Кобры» — троп Читай грёбаную инструкцию. После забега в боевых экзоскелетах Рипкод жалуется Дьюку, что ему пришлось пробежать навылет сквозь поезд, на что Дьюк отвечает, что просто перепрыгнул, и отвечает на удивленный вопрос Рипкода «Перепрыгнул?» «В следующий раз прочитай инструкицию», на что получает ответ: «А что, есть инструкция?!»
  • «Три плюс два» (1963) — Корнет Шурочка: главный твист детективного романа, который читает Сундуков: «Джексон оказался женщиной. Авантюристкой».
  • Байопик «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» (1999) — хлипкие верёвки, слабые замки: Рабочий момент со съёмок фильма «Тарзан в опасности»[1]: Дороти Дендридж (Хэлли Берри), исполняющая роль королевы Малменди, лежит на полу хижины, привязанная за руки и ноги к двум вбитым в землю кольям и с тканевым кляпом в зубах. А Тарзан проникает в хижину, чтобы спасти прекрасную пленницу. Убрать кляп и перерезать путы на руках не составило особого труда, а вот ноги никак не хотели освобождаться, и дубль оказался запорот. После этого режиссёр отдал команду: «Надрежьте верёвку. Не может же он пол фильма её освобождать!»

Телесериалы[править]

  • «Зена — королева воинов» (1995) — троп Синдром поиска глубинного смысла: Эпизод «Что написано пером…» (3 сезон, 10 серия). Некая банда разбойников большую часть серии ждёт какого-то замысловатого сигнала к атаке (но какого именно — не знают). Они видят много всяких странностей, но считают, что это ещё не сигнал. Но когда мимо них по абсолютной случайности вдруг пробегают торгаш, три голых Габриэли, пять стереотипных викингов, изнеженный аристократ и крестьянка с хлыстом, вожак изрекает: «Если и это не сигнал, то я сдаюсь. В атаку!». Анекдот про Штирлица и 32 мясорубки на подоконнике отдыхает.
  • «Сергий против нечисти» (2022) — троп Литерал: Эпизод «Джинн» (3 сезон, 3 серия). В рекламном ролике, снятом джиннами для продвижения напитка, с помощью которого они намереваются захватить город, Дмитрий Хрусталёв пытается сделать колесо, но спотыкается и падает. А Яна Кошкина и Дмитрий Губерниев комментируют: «Ой, звезда упала», «Загадываем желание».

Мультсериалы[править]

  • Смешарики — троп Любимый косплей-персонаж. Кто бы из смешариков ни выбирал себе карнавальный наряд, всё равно останавливался на костюме Нюши. Потому что она самая красивая!
  • My Little Pony: Friendship is Magic:
    • Любимый косплей-персонаж — Твайлайт обожает наряжаться Стар Свирлом, потому что этот старый козёл волшебник был её кумиром со школьной скамьи. В этом костюме она разгуливает на праздновании Ночи Кошмаров (эпизод «Затмение Луны»), где персонажа, к её огорчению, никто из односельчан не узнал, и на исторической выставке, посвящённой Стар Свирлу (эпизод «Третий лишний»). В эпизоде «Поиски дракона» можно увидеть, что Твайлайт в своей библиотеке хранит фотографию, где она позирует в этом же костюме.
    • Неудачная басня — Твайлайт очень боялась, что в очередном письме Селестии ей не о чем рассказать, потому что жизнь не преподала ей никакого важного урока, сошедшего бы за басню. Поэтому она изо всех сил начинает эти басни очень творчески подстраивать
  • «Симпсоны»
    • Реклама влияет на сюжет. 15 сезон, 22 серия. В проспонсированной мистером Бернсом серии «Шоу Щекотки и Царапки» кот протестует против атомных станций, а мышонок разъясняет, насколько сильно тот заблуждается, параллельно с этим жестоко его убивая. В финале Царапка (вернее, то что от него осталось) признаёт свою неправоту, а для закрепления пройденного к юным зрителям обращается подозрительно похожий на Бернса гриф: «Помните, дети, ядерная энергия — ваш друг, как и Монти Бернс».
      • Также есть пример с рекламой впитывающей бумаги. Которая в конце серии помогает осушить далеко не малый водоём.
    • Клиффхэнгер и одновременно стёб над тропом: 15 сезон, 15 серия. Сюжет невероятно унылого фильма «Космические войны: Тени сгущаются» (пародия на только что вышедший на экраны первый эпизод «Звёздных войн») чуть менее чем полностью посвящён заседанию галактического сената, обсуждающего принятие поправки к существующим торговым регламентам. В конце фильма местный Йода говорит: «Решение принято, поправка прошла», и добавляет, загадочно подмигивая зрителям: «…а может нет?»
    • Неудачная басня: 23 сезон, 6 серия. На грандиозном шоу аниматроников Спрингфилдцам показали жизнь динозавров и их гибель от падения астероида, после чего диктор подвёл итог: «Помните, мы должны заботиться от Земле, не то нас постигнет та же судьба, что и динозавров». Барт, однако ж, сделал из увиденного совсем другой вывод: «Пример динозавров доказывает, что что бы мы ни делали, нас всё равно накроет астероид — так что жги по полной, круши всё вокруг» и тут же принялся мусорить и хулиганить, а остальные Симпсоны (кроме зануды Лизы) к нему присоединились.

Мультфильмы[править]

  • «Зверополис» — Кровь фонтаном: во время спектакля юная Джуди пытается имитировать на сцене троп с помощью цветных лент и бутылки кетчупа. Зрители в некотором шоке, а её мама выдаёт фэйспалм.

Комиксы[править]

  • Dilbert — троп Цензурная утка. Уолли всегда подаёт шефу документы, набранные неправильным шрифтом. Он знает, что шеф обязательно до чего-нибудь докопается — а так он велит сменить шрифт и на этом успокоится.

Аниме[править]

Видеоигры[править]

  • «Mortal Kombat Mobile» — троп Любимый косплей-персонаж. Джеки Бриггс обожает косплеить — в буквальном смысле этого слова! — шестерых тайных воинов мужского пола: Саб-Зиро, Скорпиона, Рейна, Рептилию, Тремора или Эрмака. А что, дёшево и сердито — грим и парики не требуются, и костюм один и тот же, только йорой, маска и наручи с поножами разных цветов! (Отсылка к palette swaps из ранних выпусков франшизы.) Вместо магических разрядов, присущих этим воинам, она метает… мячики соответствующего цвета (но тоже немножко заколдованные).

Примечания[править]

  1. Так-то этот фильм существует и в нашей реальности, но с точки зрения «Познакомьтесь с Дороти Дендридж» он таки является внутримировым.