Художественная правда: различия между версиями
common>Герман Агиян2001 (→Литература: расставил по алфавиту) |
(Новая страница: «{{Q|Из того, что происходит или уже существует, из всего, что вы знаете, а также и не знаете, вы своей творческой фантазией создаете нечто похожее на существующее в жизни. Но это не изображение действительности, а что-то совершенно новое, более истинное, че...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Из того, что происходит или уже существует, из всего, что вы знаете, а также и не знаете, вы своей творческой фантазией создаете нечто похожее на существующее в жизни. Но это не изображение действительности, а что-то совершенно новое, более истинное, чем все живое и подлинное. И если вы сделаете это хорошо, то созданное вами тоже становится живым и обретает бессмертие.|Интервью Хемингуэя Дж. Плимптону}} | {{Q|Из того, что происходит или уже существует, из всего, что вы знаете, а также и не знаете, вы своей творческой фантазией создаете нечто похожее на существующее в жизни. Но это не изображение действительности, а что-то совершенно новое, более истинное, чем все живое и подлинное. И если вы сделаете это хорошо, то созданное вами тоже становится живым и обретает бессмертие.|Интервью Хемингуэя Дж. Плимптону}} | ||
[[Именно то, что написано на упаковке]]: произведение массовой культуры описывает что-то ну прям как в [[реальная жизнь|реальной жизни]]. Профессионалы аплодируют. Публика довольна. | [[Именно то, что написано на упаковке]]: произведение массовой культуры описывает что-то ну прям как в [[реальная жизнь|реальной жизни]]. Профессионалы аплодируют. Публика довольна. | ||
Строка 5: | Строка 4: | ||
От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении [[реализм]]а или [[натурализм]]а. [[Фантастика]] и [[фэнтези]], боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп. | От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении [[реализм]]а или [[натурализм]]а. [[Фантастика]] и [[фэнтези]], боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп. | ||
90 % тропов из этой викии может оказаться художественной правдой. В армии вам может встретиться [[сержант Зверь]], в полиции — [[капитан Фрик]], в больнице — как [[добрый доктор]], так и [[доктор Поц]]. Ваш сосед или коллега — вполне вероятно, [[козёл]]. А может быть, [[хороший парень]]. Ваша подруга, большая сердцеедка, [[уродливо красивый|уродливо красива]]. Таксист, который вас подвозил, — [[крутой в отставке]]. | |||
Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было. | Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было. | ||
Строка 14: | Строка 13: | ||
Рассмотрим на примере, как это работает: {{Q|pre=1| | Рассмотрим на примере, как это работает: {{Q|pre=1| | ||
— Ютится он, | — Ютится он, — сказала Стелла. — Стремится он. Не бриться и не мыться… | ||
— Он, | — Он, — добавил Дрозд. — Это верно. Это у вас получилась художественная правда. Сроду он не брился и не мылся.|[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]»}} | ||
Понятно, что герои несколько преувеличили в погоне за рифмой, и Хома Брут наверняка время от времени брился и мылся. Но Саша Дрозд, знающий Хому лично, легко опознал его в этом преувеличенном портрете. | Понятно, что герои несколько преувеличили в погоне за рифмой, и Хома Брут наверняка время от времени брился и мылся. Но Саша Дрозд, знающий Хому лично, легко опознал его в этом преувеличенном портрете. | ||
Строка 25: | Строка 24: | ||
* [[Старше, чем феодализм]]: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении [[гомер]]овской эпохи. | * [[Старше, чем феодализм]]: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении [[гомер]]овской эпохи. | ||
** Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей. | ** Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей. | ||
** Греческие | ** Греческие колесницы — именно что транспорт, а не танк, их задача — доставить [[Танк (роль)|танка]] в нужное место поля боя неуставшим. До встречи греков с персидскими колесницами по самым скромным подсчётам ещё семь веков, да и после этого они не особо рванулись перенимать передовой военный опыт. | ||
** Хеттские и египетские колесницы времен Троянской | ** Хеттские и египетские колесницы времен Троянской войны — аналог тачанки: главной боевой единицей был лучник с огромным (по сравнению с пешим или конным лучником) запасом стрел. Но греки (за исключением Геракла и Одиссея) считали, что «лук — оружие трусов!» | ||
* [[Старше, чем печать]]: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось. | * [[Старше, чем печать]]: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось. | ||
** Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине. | ** Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине. | ||
* Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси и т.д. для британской литературы. Тургенев, Мельников-Печерский, Толстой для русской. Флоберт, Сю, Жюль Верн, Бальзак для французской. | |||
* Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси | * «[[Евгений Онегин]]» — художественной правды так много, что книгу стали называть «энциклопедией русской жизни». | ||
* «[[Евгений Онегин]] | |||
** И «[[Мёртвые души]]», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию». | ** И «[[Мёртвые души]]», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию». | ||
* «Тіні забутих предків» украинского классика Михайла Коцюбинского. В коротенькую новеллу влезла настоящая панорама [[Мольфары и трембиты|гуцульской]] жизни, народной мифологии и обычаев. | |||
* [[87th Precinct]] — учитывая специфику цикла, её много, и часто она довольно неприятная. Например, человек, внезапно убитый, может [[наделать в штаны]], потому что расслабляются сфинктеры. | |||
** Среди копов есть и неудачники, и взяточники, и расисты, и идиоты, и даже свой [[ницшеанец-самоучка]] имеется — притом в довольно неплохой разновидности. А ещё есть герои, умники, безжалостные разрыватели национальных стереотипов, красавчики-мачо и просто хорошие полицейские. Все представлены примерно в той же пропорции, что и в реальной жизни. | |||
* [[Hyperion Cantos]]: пополам с [[Так грубо, что уже смешно]]: рассказ Мартина Силена о его временной деградации после заморозки, когда он знал только девять слов — «драть, срать, ссать, бля, черт, мудак, жопа, пи-пи и ка-ка». Такой симптом действительно часто наблюдается у людей с пораженными вследствие инсульта или травмы речевыми центрами. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[A Bridge Too Far]] | * [[A Bridge Too Far]] — самые драматические и запоминающиеся моменты фильма взяты из воспоминаний участников. Даже те, которые выглядят совершенно нереалистичными. | ||
* [[My Big Fat Greek Wedding]] | * [[My Big Fat Greek Wedding]] — американские греки и вообще балканцы говорят, что да, так оно и бывает. | ||
* [[Rush]] | * [[Rush]] — гонщик Джеймс Хант всё время разгуливает босиком: это часть его образа эксцентричного нонконформиста и рубахи-парня. Однако это художественная правда: он действительно любил ходить босиком и являлся в таком виде даже на приёмы и встречи с VIP-персонами. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * [[Person of Interest]] — если кевларовый бронежилет просто набрасывать, не застегивая, как в эпизоде «Matsya Nyaya», пуля его пробивает. Что и погубило небрежного инкассатора. | ||
** И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с | ** И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с Ризом. | ||
* «[[Школа]]» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы. | * «[[Школа]]» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[GoShogun Toki no Etranger]] — стреляя из своего тяжёлого револьвера Smith & Wesson, главгероиня повреждает руку. Художественная правда: заряженный Smith & Wesson Model 29 с длиной ствола 6½ дюйма весит больше 1,3 кг, а отдача у него, как будто тебя лягнул мустанг. Быстрая и продолжительная стрельба из него (особенно если рука стрелка маленькая и тонкая) создаёт серьёзную нагрузку на запястье и может обернуться травмой. | |||
* Почти в любой манге Инио Асано, независимо от того, в каком жанре он работает — хоть психологический хоррор, хоть НФ, хоть комедия — художественной правды так много, что мангаку окрестили «рупором молодого поколения». | |||
* [[GoShogun Toki no Etranger]] | |||
* | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Neverending Nightmares]] — в кошмаре «Разбитые мечты» можно заметить пузырьки с такими препаратами, как свинцовые таблетки, экстракт кокаина на спирту, а также капсулы мышьяка. Стоит сказать, что действие игры разворачивается на рубеже XIX-XX вв., когда такие лекарства были в каждой уважающей себя больнице. | |||
* [[Neverending Nightmares]] | |||
{{Nav/Основы}} | {{Nav/Основы}} |
Версия 20:33, 26 марта 2022
« | Из того, что происходит или уже существует, из всего, что вы знаете, а также и не знаете, вы своей творческой фантазией создаете нечто похожее на существующее в жизни. Но это не изображение действительности, а что-то совершенно новое, более истинное, чем все живое и подлинное. И если вы сделаете это хорошо, то созданное вами тоже становится живым и обретает бессмертие. | » |
— Интервью Хемингуэя Дж. Плимптону |
Именно то, что написано на упаковке: произведение массовой культуры описывает что-то ну прям как в реальной жизни. Профессионалы аплодируют. Публика довольна.
От каких произведений следует ждать этого тропа, если в принципе не рассматривать жанр документалистики? Прежде всего, от написанных в направлении реализма или натурализма. Фантастика и фэнтези, боевики, авторские сказки и прочие жанры неправдоподобного свойства тоже внезапно могут выдать этот троп.
90 % тропов из этой викии может оказаться художественной правдой. В армии вам может встретиться сержант Зверь, в полиции — капитан Фрик, в больнице — как добрый доктор, так и доктор Поц. Ваш сосед или коллега — вполне вероятно, козёл. А может быть, хороший парень. Ваша подруга, большая сердцеедка, уродливо красива. Таксист, который вас подвозил, — крутой в отставке.
Почему так? Конечно же, потому что авторы именно из реальной жизни черпают вдохновение. Почти всё, описанное в книгах, так или иначе было.
Иногда может пересекаться с тропами Основано на реальных событиях и Реальность нереалистична. Троп реальность подражает искусству тоже пасется где-то неподалеку.
Однако следует помнить: для того, чтобы реальность воспринималась реальной, ее нужно слегка «сгустить». Этим художественная правда и отличается от правды факта.
Рассмотрим на примере, как это работает:
« | — Ютится он, — сказала Стелла. — Стремится он. Не бриться и не мыться… |
» |
— Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» |
Понятно, что герои несколько преувеличили в погоне за рифмой, и Хома Брут наверняка время от времени брился и мылся. Но Саша Дрозд, знающий Хому лично, легко опознал его в этом преувеличенном портрете.
Внимание! Случаев, когда произведение, основанное на реальных событиях, содержит художественную правду, слишком много, чтобы помещать сюда. Имеет смысл приводить в пример только особо выдающиеся или неожиданные.
Примеры
Литература
- Старше, чем феодализм: «Илиада» и особенно «Одиссея» считаются историческими источниками в тех частях, где речь идет об общественных отношениях, быте, военной тактике и вооружении гомеровской эпохи.
- Хотя, конечно, ляпов и там навалом. Нереальные сроки осады (десять лет собирались, десять лет осаждали), откровенно сказочный политический уклад (феаки профессиональные мореплаватели, но живут в автаркии; Итака десять лет живёт без царя). Заметно, что автор повествует о временах, которые легендарны для его слушателей.
- Греческие колесницы — именно что транспорт, а не танк, их задача — доставить танка в нужное место поля боя неуставшим. До встречи греков с персидскими колесницами по самым скромным подсчётам ещё семь веков, да и после этого они не особо рванулись перенимать передовой военный опыт.
- Хеттские и египетские колесницы времен Троянской войны — аналог тачанки: главной боевой единицей был лучник с огромным (по сравнению с пешим или конным лучником) запасом стрел. Но греки (за исключением Геракла и Одиссея) считали, что «лук — оружие трусов!»
- Старше, чем печать: то же касается японских «воинских сказаний» (гунки-моногатари): они считаются историческими источниками, потому что более ранних источников о смутах тех лет просто не сохранилось.
- Не только японские. Таким же ценным источником сведений о раннесредневековых славянах, кельтах и скандинавах являются сказки, легенды, былины и саги. По той же причине.
- Диккенс, Тэккерей, Троллоп, Голсуорси и т.д. для британской литературы. Тургенев, Мельников-Печерский, Толстой для русской. Флоберт, Сю, Жюль Верн, Бальзак для французской.
- «Евгений Онегин» — художественной правды так много, что книгу стали называть «энциклопедией русской жизни».
- И «Мёртвые души», конечно же, по той же причине называли «поэмой, в которой Гоголь показал всю Россию».
- «Тіні забутих предків» украинского классика Михайла Коцюбинского. В коротенькую новеллу влезла настоящая панорама гуцульской жизни, народной мифологии и обычаев.
- 87th Precinct — учитывая специфику цикла, её много, и часто она довольно неприятная. Например, человек, внезапно убитый, может наделать в штаны, потому что расслабляются сфинктеры.
- Среди копов есть и неудачники, и взяточники, и расисты, и идиоты, и даже свой ницшеанец-самоучка имеется — притом в довольно неплохой разновидности. А ещё есть герои, умники, безжалостные разрыватели национальных стереотипов, красавчики-мачо и просто хорошие полицейские. Все представлены примерно в той же пропорции, что и в реальной жизни.
- Hyperion Cantos: пополам с Так грубо, что уже смешно: рассказ Мартина Силена о его временной деградации после заморозки, когда он знал только девять слов — «драть, срать, ссать, бля, черт, мудак, жопа, пи-пи и ка-ка». Такой симптом действительно часто наблюдается у людей с пораженными вследствие инсульта или травмы речевыми центрами.
Кино
- A Bridge Too Far — самые драматические и запоминающиеся моменты фильма взяты из воспоминаний участников. Даже те, которые выглядят совершенно нереалистичными.
- My Big Fat Greek Wedding — американские греки и вообще балканцы говорят, что да, так оно и бывает.
- Rush — гонщик Джеймс Хант всё время разгуливает босиком: это часть его образа эксцентричного нонконформиста и рубахи-парня. Однако это художественная правда: он действительно любил ходить босиком и являлся в таком виде даже на приёмы и встречи с VIP-персонами.
Телесериалы
- Person of Interest — если кевларовый бронежилет просто набрасывать, не застегивая, как в эпизоде «Matsya Nyaya», пуля его пробивает. Что и погубило небрежного инкассатора.
- И да, попав даже в правильно застегнутый жилет, пуля может сломать ребра, как и случилось с Ризом.
- «Школа» Валерии Гай Германики. Во время просмотра порой забываешь, что это художественное произведение, а не видео из чьей-то реальной школы.
Аниме и манга
- GoShogun: Toki no Étranger — стреляя из своего тяжёлого револьвера Smith & Wesson, главгероиня повреждает руку. Художественная правда: заряженный Smith & Wesson Model 29 с длиной ствола 6½ дюйма весит больше 1,3 кг, а отдача у него, как будто тебя лягнул мустанг. Быстрая и продолжительная стрельба из него (особенно если рука стрелка маленькая и тонкая) создаёт серьёзную нагрузку на запястье и может обернуться травмой.
- Почти в любой манге Инио Асано, независимо от того, в каком жанре он работает — хоть психологический хоррор, хоть НФ, хоть комедия — художественной правды так много, что мангаку окрестили «рупором молодого поколения».
Видеоигры
- Neverending Nightmares — в кошмаре «Разбитые мечты» можно заметить пузырьки с такими препаратами, как свинцовые таблетки, экстракт кокаина на спирту, а также капсулы мышьяка. Стоит сказать, что действие игры разворачивается на рубеже XIX-XX вв., когда такие лекарства были в каждой уважающей себя больнице.