Лавкрафт писал правду!: различия между версиями
м |
(Новая страница: «{{Вкратце|В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий}} thumb|right|Всё, хватит с меня вашей жуткой Диканьки! Отныне пишу о [[ревизорах и скупщиках Мёртвые души|мёртвых душ!...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Вкратце|В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий}} | {{Вкратце|В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий}} | ||
[[Файл:ГОГОЛЬ.jpg|thumb|right | [[Файл:ГОГОЛЬ.jpg|thumb|right|Всё, хватит с меня вашей жуткой Диканьки! Отныне пишу о [[ревизор]]ах и скупщиках [[Мёртвые души|мёртвых душ!]]]] | ||
{{Цитата|И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы. | {{Цитата|И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в [[Некрономикон]]е, после чего с риском для жизни скоммуниздил его у зловещих культистов? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы… | На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в [[Некрономикон]]е, после чего с риском для жизни скоммуниздил его у зловещих культистов? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы… | ||
Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не | Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не вступились — лишился бы головы… | ||
* Но вот в любительской короткометражке «Tolkien’s Road» происходит ''именно это''. Разве что без энтов. | * Но вот в любительской короткометражке «Tolkien’s Road» происходит ''именно это''. Разве что без энтов. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Главный герой оперы Оффенбаха «Сказки | * Главный герой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» — сам Гофман. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 27: | Строка 24: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Существует версия, что «[[Слово о полку Игореве]]» написал сам князь Игорь. Если это так, то можно сказать, что он был родоначальником тропа. | * Существует версия, что «[[Слово о полку Игореве]]» написал сам князь Игорь. Если это так, то можно сказать, что он был родоначальником тропа. | ||
* В. Крапивин, «Серебристое дерево с поющим | * В. Крапивин, «Серебристое дерево с поющим котом» — [[внутримировой пример]]. Профессор Егор Николаевич Телега представляет на суд клуба любителей фантастики «Рагал» рассказ о своей встрече с маленьким инопланетянином Капом. После этого наедине к нему подходит вице-президент клуба, главный по литературной части пятиклассник Сеня Персиков, и спрашивает, где Кап сейчас — он знает невысокий уровень способностей Телеги и считает, что тот просто описал свою реальную встречу с Капом. И он прав на все сто. | ||
** Впрочем, сам Сеня тоже не везде пишет | ** Впрочем, сам Сеня тоже не везде пишет вымысел — бубенчики из лирического рассказа «На рассвете» он по сей день хранит в укромном месте, показывая только друзьям. | ||
* А. Бушков, «Самый далёкий | * А. Бушков, «Самый далёкий берег» — недвусмысленно намекается, что Алексей Н. Толстой, Станислав Лем и [[Братья Стругацкие|Аркадий Стругацкий]] описывали собственную службу в [[Маскарад|Галактической Структуре]]. [[Труднодоступное произведение|У Стругацкого даже пара романов попала в спецхран]] — [[осторожная наука|во избежание необузданного технологического прорыва]]. | ||
* Когда-то последняя часть трилогии «Остров Русь», а теперь просто третья книга «Царь, царевич, король, королевич…» Сергея Лукьяненко и Юлия | * Когда-то последняя часть трилогии «Остров Русь», а теперь просто третья книга «Царь, царевич, король, королевич…» Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина — игра с тропом: с одной стороны, Конан Дойл — издатель книг Ватсона (sic!), с другой стороны, сами Лукьяненко и Буркин — всего лишь персонажи в мире первой книги «Сегодня, мама!», которые ни слухом, ни духом об известных читателю событиях. | ||
** В четвёртой части, написанной Юлием и Станиславом Буркиными уже без Лукьяненко, «Остров Русь 2, или Принцесса Леокады» выясняется, что фильм «[[Азирис Нуна]]» был снят в мире трилогии, точнее, уже тетралогии, а роль фараона Неменхотепа сыграл сам Неменхотеп, оживлённый режиссёром для этой роли. | ** В четвёртой части, написанной Юлием и Станиславом Буркиными уже без Лукьяненко, «Остров Русь 2, или Принцесса Леокады» выясняется, что фильм «[[Азирис Нуна]]» был снят в мире трилогии, точнее, уже тетралогии, а роль фараона Неменхотепа сыграл сам Неменхотеп, оживлённый режиссёром для этой роли. | ||
* Сергей Мусаниф: | * Сергей Мусаниф: | ||
** «Древнее китайское | ** «Древнее китайское проклятье» — информацию об Арде вообще и Войне Кольца в частности Толкину сливал {{spoiler|Саруман}}. | ||
** «Подземная | ** «Подземная канцелярия» — [[внутримировой пример]]. Среди персонажей фигурирует писатель. Он переживает, что книгу сочтут нереалистичной, а героев лубочными. А еще в приведённом фрагменте своей книги он ни разу не называет персонажей по именам, только по кличкам. Впоследствии появившийся демон называет его кличкой одного из героев. И на вопрос, зачем он вообще эту книгу пишет, писатель отвечает: «потому что НАС бросили умирать!». | ||
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]] | * «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — собственно, как раз Лавкрафт и правда, и именно на основе «Некрономикона». Хотя местный сеттинг всё же сильно отличается от воззрений ГФЛ — тот много от себя добавил… | ||
** А Гигер рисовал правду. | ** А Гигер рисовал правду. | ||
** Судя по тому, что эльфы в [[Метавселенная Рудазова|Метавселенной Рудазова]] разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники… | ** Судя по тому, что эльфы в [[Метавселенная Рудазова|Метавселенной Рудазова]] разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники… | ||
* Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному Разлому — месту, где геологическое прошлое Земли смыкается с настоящим. Правда, встретить ему там почему-то довелось совсем не те виды доисторических животных, о которых он рассказывал в своих книгах — все-таки палеонтология за сто лет ушла далеко вперед. А еще в этой экспедиции участвуют, помимо Обручева, и ряд других исторических лиц, в том числе капитан Колчак, будущий адмирал и «Верховный правитель России». | |||
* Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному | * [[Макс Фрай]], «Лабиринты Ехо» — повествование ведётся от лица главного героя, Макса, а в конце цикла оказывается, что эти книги написаны им самим. Объясняется, что всё это хитрый план заставить прочитавших произведения Вершителей, чья воля имеет великую силу и коих на Земле как блох на бродячей собаке, желать чтобы Мир Стержня продолжать жить, позволяя таким образом ему не развалиться на части. | ||
* [[Макс Фрай]], «Лабиринты | * Андрей Белянин - в поздних произведениях вроде трилогии про Багдадского вора отождествляет себя с протагонистом "Меча без имени", благо тот тоже Андрей Олегович. | ||
* Андрей | |||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Говард [[Лавкрафт]] и Август Дерлетт, «Лампа Аль- | * Говард [[Лавкрафт]] и Август Дерлетт, «Лампа Аль-Хазреда» — после смерти Лавкрафта Дерлетт взял начатый тем рассказ и превратил в трогательную историю о своем ушедшем друге, видевшем удивительные вещи в чудесной лампе. Также в произведениях других авторов, творивших во вселенной «Мифов Ктулху» иногда фигурирует сам Лавкрафт (обычно как персонаж-призрак, которого иногда вспоминают главные герои; как правило вспоминают его именно как «странного парня, что писал книги про странные вещи, прямо как те, что происходят прямо сейчас») | ||
** В ряде произведений самого Лавкрафта появляется Ричард | ** В ряде произведений самого Лавкрафта появляется Ричард Пикман — бостонский художник, как выяснилось, реалист. | ||
* [[Герберт Уэллс]] нередко становится героем [[фанфик]]ов и подражаний Уэллсу. | * [[Герберт Уэллс]] нередко становится героем [[фанфик]]ов и подражаний Уэллсу. | ||
** Карл Александр, «Эпоха за эпохой. Путешествие в машине | ** Карл Александр, «Эпоха за эпохой. Путешествие в машине времени» — оказывается, [[машина времени]] была-таки изобретена, да не кем-нибудь, а самим Уэллсом! Но коварный [[Джек Потрошитель]] удрал на ней в будущее, чтобы и там творить зло, а Герберт, как истинный джентльмен, не мог мириться с таким безобразием, и последовал за ним. | ||
** Олдисс, «Слюнное | ** Олдисс, «Слюнное дерево» — Уэллс переписывается с персонажем этой повести-стилизации под Уэллса. | ||
** Прист, «Машина пространства» ([[кроссовер]] «[[The War of the Worlds|Войны миров]]» и «[[The Time Machine|Машины времени]]») | ** Прист, «Машина пространства» ([[кроссовер]] «[[The War of the Worlds|Войны миров]]» и «[[The Time Machine|Машины времени]]») — Уэллс, тождественный протагонисту «Войны миров», помогает героям строить машину пространства и бороться с марсианскими захватчиками. | ||
* Дэн Симмонс, «Друд, или Человек в | * Дэн Симмонс, «Друд, или Человек в чёрном» — Чарльз Диккенс и его друг Уилки Коллинз, от лица которого ведётся повествование, сталкиваются с таинственным Друдом, после чего Диккенс садится за свой знаменитый неоконченный роман. Впрочем, мистер Коллинз, с его пристрастием к наркотическим веществам и патологической завистью к гению своего друга, такой [[ненадёжный рассказчик]], а мистер Диккенс — такой шутник… Так что, возможно, ничего и не было. [[То ли было, то ли нет|И всё-таки]]… | ||
* Серия книг о Никки Хит, изданных под именем Ричарда [[Касл]]а. В них легко прослеживаются идеи и сюжетные ходы, вдохновлённые сериалом. | * Серия книг о Никки Хит, изданных под именем Ричарда [[Касл]]а. В них легко прослеживаются идеи и сюжетные ходы, вдохновлённые сериалом. | ||
* [[Dresden Files|«Досье Дрездена»]]: оказывается, «[[Дракула]]» Брэма | * [[Dresden Files|«Досье Дрездена»]]: оказывается, «[[Дракула]]» Брэма Стокера — книга не просто правдивая, а замаскированное под роман пособие по борьбе с чёрными (традиционными) [[вампир]]ами, изданное под покровительством вампиров белых ([[цыган]]ских). | ||
* Баошу, «Возрождение | * Баошу, «Возрождение времени» — оказывается, герой [[Память о прошлом Земли|изначальной трилогии]] Лю Цысиня Юнь Тяньмин пережил века блужданий в космосе, жизни с трисолярианами, всю Вселенную и в новой, скорректированной им, известен уже под именем… Лю Цысинь, который написал трилогию специально, чтобы дать шанс не допустить очередного схлопывания Вселенной в ноль измерений, найти способ остановить вселенскую войну двух божественных сущностей или иным образом спасти от них мир. | ||
* Теренс Уайт, «Король былого и | * Теренс Уайт, «Король былого и грядущего» — перед своей последней битвой король Артур отсылает прочь мальчика-оруженосца, поручив ему донести до будущих поколений историю о нём и о его рыцарях. Мальчика звали Томас Мэлори — автор самого подробного собрания [[Артуриана|легенд о королем Артуре.]] | ||
* Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну | * Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Чарльзу Доджсону — будущему Льюису Кэрроллу — приходится вооружиться Вострым мечом (Vorpal Blade), отправиться за Чеширским Котом в ту же самую Страну Чудес и защитить там Алису, иначе она никогда не очнётся. В финальной сцене, когда Алиса благополучно очнулась, сам же Кот и поощряет мистера Доджсона заняться писательством. | ||
==== Сетевая ==== | ==== Сетевая ==== | ||
* [[Эдуард Ларан]] | * [[Эдуард Ларан]] — аналогично правду писал Лавкрафт, испытывавший видения. Также и Толкин, и многие другие фэнтезисты, интуитивно ощущающие, что происходит в параллельных мирах. | ||
* Неоднократно у Михаила Харитонова: | * Неоднократно у Михаила Харитонова: | ||
** «Горлум и Ласталайка»: | ** «Горлум и Ласталайка»: Толкин — главный герой антифанфика по Толкину. | ||
** | ** «Факап» — в предыстории мира антифанфика по Стругацким существовали Стругацкие, у которых нагло [[плагиат|тырил]] сюжеты писатель Строгов. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Книга мёртвых» 1994 | * «Книга мёртвых» 1994 г — Лавкрафт тырит [[Некрономикон]] у культистов, предварительно почерпнув оттуда три страшные истории. | ||
* Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму | * Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму Стокеру» — ОКАЗЫВАЕТСЯ, молодой Стокер побывал в плену у племени поклоняющихся крысам амазонок и даже крутил роман с одной из них. А почему на основании этих воспоминаний написал совершенно неромантичный ужастик о [[Зловещий бродяга|кровожадных вонючих бомжах]] на гигантской помойке под Парижем — сие нам неведомо. | ||
* «Клуб | * «Клуб монстров» — Рональд Четвинд-Хейс, оказывается, подслушал свои страшилки в означенном Клубе. | ||
* Трилогия | * Трилогия «Гоголь: Начало», «Гоголь: Вий» и «Гоголь: Страшная месть». | ||
* | * «Ворон» — незадолго до смерти Эдгар По вынужден искать маньяка, воплощающего его рассказы в жизнь. | ||
* «[[Фильмы Марка Захарова|Дом, который построил Свифт]] | * «[[Фильмы Марка Захарова|Дом, который построил Свифт]]» — [[Путешествия Гулливера|великий сатирик]] живёт в окружении своих созданий… впрочем, это всего лишь нанятые актёры… но, хотя… | ||
* «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли [[Герберт Уэллс|Уэллса]] и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя. | * «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли [[Герберт Уэллс|Уэллса]] и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя. | ||
* «[[From Dusk Till Dawn|От заката до рассвета]]-3: Дочь | * «[[From Dusk Till Dawn|От заката до рассвета]]-3: Дочь палача» — писатель Амброз Бирс, оказывается, обладал очень бурной биографией, в частности ему довелось сразиться с вампирами внутри старой индейской пирамиды. | ||
* Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где [[Р. | * Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где [[Р. Л. Стайн]]у таки пришлось лично столкнуться с чудищами, которых он напридумывал. | ||
* «Джон | * «Джон Картер» — здесь писатель Эдгар Райс Берроуз является племянником Джона Картера. | ||
** Кстати, книга-первоисточник как раз открывается предисловием, в котором автор называет Картера своим родственником. | ** Кстати, книга-первоисточник как раз открывается предисловием, в котором автор называет Картера своим родственником. | ||
* «[[w:Путешествие к центру Земли (фильм, 2008)|Путешествие к центру Земли]] | * «[[w:Путешествие к центру Земли (фильм, 2008)|Путешествие к центру Земли]]» — [[Жюль Верн]] писал правду. | ||
** В сиквеле [[w:Путешествие 2: Таинственный остров|Путешествие 2: Таинственный остров]] писали правду ещё и Свифт с Платоном, потому что таинственный остров и есть Атлантида. | ** В сиквеле [[w:Путешествие 2: Таинственный остров|Путешествие 2: Таинственный остров]] писали правду ещё и Свифт с Платоном, потому что таинственный остров и есть Атлантида. | ||
Строка 82: | Строка 78: | ||
** «Путешествие в машине времени» (2017, Time After Time) по роману Карла Александра. | ** «Путешествие в машине времени» (2017, Time After Time) по роману Карла Александра. | ||
** Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells) | ** Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells) | ||
** «Лоис и Кларк: Новые приключения | ** «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — целых пять серий. | ||
* «[[ | * «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (который «Начало» и прочие). Да-да, изначально это был сериал. И четвертая часть его будет сериалом. | ||
* «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный | * «Сверхъестественное» — собственно, Говард Филлипс Лавкрафт входил в группу людей, которые пытались установить связь с потусторонним миром. И был убит одним из потусторонних чудовищ. | ||
* Отечественный сериал «[[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]]» | * «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный кот» — оказывается, под влиянием зеленого змия Эдгар По самолично вырезал глаз коту, повесил его, зарубил свою обожаемую Вирджинию и замуровал тело в стену подвала. Не спешите возмущаться — все это произошло лишь в его горячечном видении, вызванном отчаянием из-за болезни жены. В конце он перерабатывает свою фантазию в рассказ и получает за него деньги, которые тратит на лечение супруги. | ||
* И британский сериал «Комнаты смерти: Загадки настоящего Шерлока | * Отечественный сериал «[[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]]» 2013 г. Холмс и Уотсон действительно живут в [[Файв-о-клок в тумане|викторианской Англии]], расследуют преступления, только Уотсон сильно приукрашивает реальные события, когда описывает их в книге. Кстати, издаются его литературные труды под псевдонимом (он не называется, но догадаться не трудно), который очень не понравился Холмсу. | ||
* И британский сериал «Комнаты смерти: Загадки настоящего Шерлока Холмса» (2000-01) — про Конан Дойла и его учителя, доктора Джозефа Белла, который и является прототипом Холмса. В сериале сочетаются как реальные биографические события из жизни Конан Дойла и Белла, так и вымышленные дела, в которых угадываются элементы рассказов о Холмсе (т. е. предполагается, что Конан Дойл писал свои книги на основе этих событий). К слову, исполнитель роли Белла, Иэн Ричардсон, до этого играл и Холмса в нескольких фильмах. | |||
* «Тайные/секретные приключения Жюля Верна» (2000, The Secret Adventures of Jules Verne). | * «Тайные/секретные приключения Жюля Верна» (2000, The Secret Adventures of Jules Verne). | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению | * «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению Чуковского — в событиях участвует сам [[Чуковский]], нарисованный вполне узнаваемо. Ему рыдает в жилетку Гиппопотам, огорченный трусостью зверей, он приводит в чувство попадавших в обморок от вида Тараканища, а последние строки — «Вот была потом забота…» — он с усталым вздохом произносит уже из своей комнаты, явно намекая, что и в возвращении луны на небо поучаствовал. | ||
** «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам | ** «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам "Крокодила") — скорее [[шоу внутри шоу]]: эту историю мультяшный Чуковский импровизирует, развлекая мающегося зубной болью сына. | ||
** «Телефон» (1944) | ** «Телефон» (1944) — тут Чуковский ещё и бегемота из болота вытаскивает. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Путешествия Жюля Верна» — молодой [[Жюль Верн]] путешествует вокруг света за 80 дней, к центру Земли, на Луну и т. д., а противостоит ему Капитан Немо. По сюжету, все это вдохновит его в будущем написать свои романы. | |||
* «Путешествия Жюля | * «Легенда о [[Тарзан]]е» — в одной из серий появляется Эдгар Райс Берроуз, который, познакомившись с главными героями, решает рассказать миру об их приключениях. | ||
* «Легенда о [[Тарзан]] | * [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — приключения Дэринг Ду оказались автобиографией одноимённой пегаски, чей псевдоним (А. К. Ирлинг) отсылает к Джоан Роулинг. | ||
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] | |||
** В комиксовом каноне в виде отсылок-упоминаний существуют и [[копиркин]] Лавкрафта (того же образа, что ввшеназванный, с заменой Philips на Pony), и «Некрономикон». | ** В комиксовом каноне в виде отсылок-упоминаний существуют и [[копиркин]] Лавкрафта (того же образа, что ввшеназванный, с заменой Philips на Pony), и «Некрономикон». | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Алан Мур, трилогия The | * Алан Мур, трилогия The Courtyard — Neonomicion — Providence. Милый нюанс: сам Лавкрафт [[нечаянная правда|''даже не подозревал'', что это правда]]. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Lovecraft's Untold Stories]] | * [[Lovecraft's Untold Stories]] — не просто писал, а продолжает! Одна из валют в игре — информация, в обмен на которую Писатель продает нам всякие полезные штуковины, а информацию мы собираем в процессе противостояния Древним, то есть мы фактически травим байки про наши похождения, которые Писатель литературно обрабатывает. | ||
=== Интернет-проекты === | === Интернет-проекты === | ||
* Машинима «Разум | * Машинима «Разум Фримена» — увидев Нихиланта, Гордон выдаёт эпичное «[[Ой, бл...|ой бл…]]» и некоторое время носится по арене босса с криками «Лавкрафт был прав! Лавкрафт был прав!». | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Версия 23:03, 26 марта 2022
![]() | Короче, Склихосовский! В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий |
« | И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы. | » |
— Ю. Петухов, послесловие к «Звёздной мести» |
Общепринято считать, что лучше всего писатель пишет о тех вещах, которые известны ему по личному опыту. Ну, разве что с добавлением изрядной порции художественного вымысла, если речь идет об авторе, пишущем в жанре фантастики, фэнтези, сказки или (слава тебе Господи!) хоррора. Но… если на минутку представить… если довести идею до абсурдного, но все же логического завершения… Может, он всё это видел и пережил НА САМОМ ДЕЛЕ!
На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в Некрономиконе, после чего с риском для жизни скоммуниздил его у зловещих культистов? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы…
Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не вступились — лишился бы головы…
- Но вот в любительской короткометражке «Tolkien’s Road» происходит именно это. Разве что без энтов.
Не путать с одним из методов разрушения четвёртой стены, когда автор САМ делает себя героем своего произведения.
Примеры
Театр
- Главный герой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» — сам Гофман.
Литература
Русскоязычная
- Существует версия, что «Слово о полку Игореве» написал сам князь Игорь. Если это так, то можно сказать, что он был родоначальником тропа.
- В. Крапивин, «Серебристое дерево с поющим котом» — внутримировой пример. Профессор Егор Николаевич Телега представляет на суд клуба любителей фантастики «Рагал» рассказ о своей встрече с маленьким инопланетянином Капом. После этого наедине к нему подходит вице-президент клуба, главный по литературной части пятиклассник Сеня Персиков, и спрашивает, где Кап сейчас — он знает невысокий уровень способностей Телеги и считает, что тот просто описал свою реальную встречу с Капом. И он прав на все сто.
- Впрочем, сам Сеня тоже не везде пишет вымысел — бубенчики из лирического рассказа «На рассвете» он по сей день хранит в укромном месте, показывая только друзьям.
- А. Бушков, «Самый далёкий берег» — недвусмысленно намекается, что Алексей Н. Толстой, Станислав Лем и Аркадий Стругацкий описывали собственную службу в Галактической Структуре. У Стругацкого даже пара романов попала в спецхран — во избежание необузданного технологического прорыва.
- Когда-то последняя часть трилогии «Остров Русь», а теперь просто третья книга «Царь, царевич, король, королевич…» Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина — игра с тропом: с одной стороны, Конан Дойл — издатель книг Ватсона (sic!), с другой стороны, сами Лукьяненко и Буркин — всего лишь персонажи в мире первой книги «Сегодня, мама!», которые ни слухом, ни духом об известных читателю событиях.
- В четвёртой части, написанной Юлием и Станиславом Буркиными уже без Лукьяненко, «Остров Русь 2, или Принцесса Леокады» выясняется, что фильм «Азирис Нуна» был снят в мире трилогии, точнее, уже тетралогии, а роль фараона Неменхотепа сыграл сам Неменхотеп, оживлённый режиссёром для этой роли.
- Сергей Мусаниф:
- «Древнее китайское проклятье» — информацию об Арде вообще и Войне Кольца в частности Толкину сливал Саруман.
- «Подземная канцелярия» — внутримировой пример. Среди персонажей фигурирует писатель. Он переживает, что книгу сочтут нереалистичной, а героев лубочными. А еще в приведённом фрагменте своей книги он ни разу не называет персонажей по именам, только по кличкам. Впоследствии появившийся демон называет его кличкой одного из героев. И на вопрос, зачем он вообще эту книгу пишет, писатель отвечает: «потому что НАС бросили умирать!».
- «Архимаг» — собственно, как раз Лавкрафт и правда, и именно на основе «Некрономикона». Хотя местный сеттинг всё же сильно отличается от воззрений ГФЛ — тот много от себя добавил…
- А Гигер рисовал правду.
- Судя по тому, что эльфы в Метавселенной Рудазова разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники…
- Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному Разлому — месту, где геологическое прошлое Земли смыкается с настоящим. Правда, встретить ему там почему-то довелось совсем не те виды доисторических животных, о которых он рассказывал в своих книгах — все-таки палеонтология за сто лет ушла далеко вперед. А еще в этой экспедиции участвуют, помимо Обручева, и ряд других исторических лиц, в том числе капитан Колчак, будущий адмирал и «Верховный правитель России».
- Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — повествование ведётся от лица главного героя, Макса, а в конце цикла оказывается, что эти книги написаны им самим. Объясняется, что всё это хитрый план заставить прочитавших произведения Вершителей, чья воля имеет великую силу и коих на Земле как блох на бродячей собаке, желать чтобы Мир Стержня продолжать жить, позволяя таким образом ему не развалиться на части.
- Андрей Белянин - в поздних произведениях вроде трилогии про Багдадского вора отождествляет себя с протагонистом "Меча без имени", благо тот тоже Андрей Олегович.
На других языках
- Говард Лавкрафт и Август Дерлетт, «Лампа Аль-Хазреда» — после смерти Лавкрафта Дерлетт взял начатый тем рассказ и превратил в трогательную историю о своем ушедшем друге, видевшем удивительные вещи в чудесной лампе. Также в произведениях других авторов, творивших во вселенной «Мифов Ктулху» иногда фигурирует сам Лавкрафт (обычно как персонаж-призрак, которого иногда вспоминают главные герои; как правило вспоминают его именно как «странного парня, что писал книги про странные вещи, прямо как те, что происходят прямо сейчас»)
- В ряде произведений самого Лавкрафта появляется Ричард Пикман — бостонский художник, как выяснилось, реалист.
- Герберт Уэллс нередко становится героем фанфиков и подражаний Уэллсу.
- Карл Александр, «Эпоха за эпохой. Путешествие в машине времени» — оказывается, машина времени была-таки изобретена, да не кем-нибудь, а самим Уэллсом! Но коварный Джек Потрошитель удрал на ней в будущее, чтобы и там творить зло, а Герберт, как истинный джентльмен, не мог мириться с таким безобразием, и последовал за ним.
- Олдисс, «Слюнное дерево» — Уэллс переписывается с персонажем этой повести-стилизации под Уэллса.
- Прист, «Машина пространства» (кроссовер «Войны миров» и «Машины времени») — Уэллс, тождественный протагонисту «Войны миров», помогает героям строить машину пространства и бороться с марсианскими захватчиками.
- Дэн Симмонс, «Друд, или Человек в чёрном» — Чарльз Диккенс и его друг Уилки Коллинз, от лица которого ведётся повествование, сталкиваются с таинственным Друдом, после чего Диккенс садится за свой знаменитый неоконченный роман. Впрочем, мистер Коллинз, с его пристрастием к наркотическим веществам и патологической завистью к гению своего друга, такой ненадёжный рассказчик, а мистер Диккенс — такой шутник… Так что, возможно, ничего и не было. И всё-таки…
- Серия книг о Никки Хит, изданных под именем Ричарда Касла. В них легко прослеживаются идеи и сюжетные ходы, вдохновлённые сериалом.
- «Досье Дрездена»: оказывается, «Дракула» Брэма Стокера — книга не просто правдивая, а замаскированное под роман пособие по борьбе с чёрными (традиционными) вампирами, изданное под покровительством вампиров белых (цыганских).
- Баошу, «Возрождение времени» — оказывается, герой изначальной трилогии Лю Цысиня Юнь Тяньмин пережил века блужданий в космосе, жизни с трисолярианами, всю Вселенную и в новой, скорректированной им, известен уже под именем… Лю Цысинь, который написал трилогию специально, чтобы дать шанс не допустить очередного схлопывания Вселенной в ноль измерений, найти способ остановить вселенскую войну двух божественных сущностей или иным образом спасти от них мир.
- Теренс Уайт, «Король былого и грядущего» — перед своей последней битвой король Артур отсылает прочь мальчика-оруженосца, поручив ему донести до будущих поколений историю о нём и о его рыцарях. Мальчика звали Томас Мэлори — автор самого подробного собрания легенд о королем Артуре.
- Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Чарльзу Доджсону — будущему Льюису Кэрроллу — приходится вооружиться Вострым мечом (Vorpal Blade), отправиться за Чеширским Котом в ту же самую Страну Чудес и защитить там Алису, иначе она никогда не очнётся. В финальной сцене, когда Алиса благополучно очнулась, сам же Кот и поощряет мистера Доджсона заняться писательством.
Сетевая
- Эдуард Ларан — аналогично правду писал Лавкрафт, испытывавший видения. Также и Толкин, и многие другие фэнтезисты, интуитивно ощущающие, что происходит в параллельных мирах.
- Неоднократно у Михаила Харитонова:
- «Горлум и Ласталайка»: Толкин — главный герой антифанфика по Толкину.
- «Факап» — в предыстории мира антифанфика по Стругацким существовали Стругацкие, у которых нагло тырил сюжеты писатель Строгов.
Кино
- «Книга мёртвых» 1994 г — Лавкрафт тырит Некрономикон у культистов, предварительно почерпнув оттуда три страшные истории.
- Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму Стокеру» — ОКАЗЫВАЕТСЯ, молодой Стокер побывал в плену у племени поклоняющихся крысам амазонок и даже крутил роман с одной из них. А почему на основании этих воспоминаний написал совершенно неромантичный ужастик о кровожадных вонючих бомжах на гигантской помойке под Парижем — сие нам неведомо.
- «Клуб монстров» — Рональд Четвинд-Хейс, оказывается, подслушал свои страшилки в означенном Клубе.
- Трилогия «Гоголь: Начало», «Гоголь: Вий» и «Гоголь: Страшная месть».
- «Ворон» — незадолго до смерти Эдгар По вынужден искать маньяка, воплощающего его рассказы в жизнь.
- «Дом, который построил Свифт» — великий сатирик живёт в окружении своих созданий… впрочем, это всего лишь нанятые актёры… но, хотя…
- «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли Уэллса и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя.
- «От заката до рассвета-3: Дочь палача» — писатель Амброз Бирс, оказывается, обладал очень бурной биографией, в частности ему довелось сразиться с вампирами внутри старой индейской пирамиды.
- Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где Р. Л. Стайну таки пришлось лично столкнуться с чудищами, которых он напридумывал.
- «Джон Картер» — здесь писатель Эдгар Райс Берроуз является племянником Джона Картера.
- Кстати, книга-первоисточник как раз открывается предисловием, в котором автор называет Картера своим родственником.
- «Путешествие к центру Земли» — Жюль Верн писал правду.
- В сиквеле Путешествие 2: Таинственный остров писали правду ещё и Свифт с Платоном, потому что таинственный остров и есть Атлантида.
Телесериалы
- Уэллс:
- «Путешествие в машине времени» (2017, Time After Time) по роману Карла Александра.
- Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells)
- «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — целых пять серий.
- «Гоголь» (который «Начало» и прочие). Да-да, изначально это был сериал. И четвертая часть его будет сериалом.
- «Сверхъестественное» — собственно, Говард Филлипс Лавкрафт входил в группу людей, которые пытались установить связь с потусторонним миром. И был убит одним из потусторонних чудовищ.
- «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный кот» — оказывается, под влиянием зеленого змия Эдгар По самолично вырезал глаз коту, повесил его, зарубил свою обожаемую Вирджинию и замуровал тело в стену подвала. Не спешите возмущаться — все это произошло лишь в его горячечном видении, вызванном отчаянием из-за болезни жены. В конце он перерабатывает свою фантазию в рассказ и получает за него деньги, которые тратит на лечение супруги.
- Отечественный сериал «Шерлок Холмс» 2013 г. Холмс и Уотсон действительно живут в викторианской Англии, расследуют преступления, только Уотсон сильно приукрашивает реальные события, когда описывает их в книге. Кстати, издаются его литературные труды под псевдонимом (он не называется, но догадаться не трудно), который очень не понравился Холмсу.
- И британский сериал «Комнаты смерти: Загадки настоящего Шерлока Холмса» (2000-01) — про Конан Дойла и его учителя, доктора Джозефа Белла, который и является прототипом Холмса. В сериале сочетаются как реальные биографические события из жизни Конан Дойла и Белла, так и вымышленные дела, в которых угадываются элементы рассказов о Холмсе (т. е. предполагается, что Конан Дойл писал свои книги на основе этих событий). К слову, исполнитель роли Белла, Иэн Ричардсон, до этого играл и Холмса в нескольких фильмах.
- «Тайные/секретные приключения Жюля Верна» (2000, The Secret Adventures of Jules Verne).
Мультфильмы
- «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению Чуковского — в событиях участвует сам Чуковский, нарисованный вполне узнаваемо. Ему рыдает в жилетку Гиппопотам, огорченный трусостью зверей, он приводит в чувство попадавших в обморок от вида Тараканища, а последние строки — «Вот была потом забота…» — он с усталым вздохом произносит уже из своей комнаты, явно намекая, что и в возвращении луны на небо поучаствовал.
- «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам "Крокодила") — скорее шоу внутри шоу: эту историю мультяшный Чуковский импровизирует, развлекая мающегося зубной болью сына.
- «Телефон» (1944) — тут Чуковский ещё и бегемота из болота вытаскивает.
Мультсериалы
- «Путешествия Жюля Верна» — молодой Жюль Верн путешествует вокруг света за 80 дней, к центру Земли, на Луну и т. д., а противостоит ему Капитан Немо. По сюжету, все это вдохновит его в будущем написать свои романы.
- «Легенда о Тарзане» — в одной из серий появляется Эдгар Райс Берроуз, который, познакомившись с главными героями, решает рассказать миру об их приключениях.
- My Little Pony: Friendship is Magic — приключения Дэринг Ду оказались автобиографией одноимённой пегаски, чей псевдоним (А. К. Ирлинг) отсылает к Джоан Роулинг.
- В комиксовом каноне в виде отсылок-упоминаний существуют и копиркин Лавкрафта (того же образа, что ввшеназванный, с заменой Philips на Pony), и «Некрономикон».
Комиксы
- Алан Мур, трилогия The Courtyard — Neonomicion — Providence. Милый нюанс: сам Лавкрафт даже не подозревал, что это правда.
Видеоигры
- Lovecraft's Untold Stories — не просто писал, а продолжает! Одна из валют в игре — информация, в обмен на которую Писатель продает нам всякие полезные штуковины, а информацию мы собираем в процессе противостояния Древним, то есть мы фактически травим байки про наши похождения, которые Писатель литературно обрабатывает.
Интернет-проекты
- Машинима «Разум Фримена» — увидев Нихиланта, Гордон выдаёт эпичное «ой бл…» и некоторое время носится по арене босса с криками «Лавкрафт был прав! Лавкрафт был прав!».