Автор пишет для себя: различия между версиями
(→Кино) |
|||
(не показано 9 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Человеку искусства (неважно, писателю, режиссёру или кому-то ещё) приходит в голову идея для произведения. Она не обязана коррелировать с [[Франшиза-жвачка|тенденциями рынка]], мнением [[Наживка для "Оскара"|высоколобых критиков]], годовым прогнозом погоды, ценами на хлеб и чем бы то ни было ещё. | Человеку искусства (неважно, писателю, режиссёру или кому-то ещё) приходит в голову идея для произведения. Она не обязана коррелировать с [[Франшиза-жвачка|тенденциями рынка]], мнением [[Наживка для "Оскара"|высоколобых критиков]], годовым прогнозом погоды, ценами на хлеб и чем бы то ни было ещё. Главное — идея произведения нравится его создателю. Он мог бы создать что-то более актуальное или прибыльное, но не станет. | ||
Он сделает именно то, что пришло ему в голову, потому что может, и потому что ему нравится это создавать. И ещё потому что может. | Он сделает именно то, что пришло ему в голову, потому что может, и потому что ему нравится это создавать. И ещё потому что может. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Любая книга, написанная «в стол» и не предназначенная к публикации. | * Любая книга, написанная «в стол» и не предназначенная к публикации. | ||
* Г. Ф. [[Лавкрафт]] и его друзья по любительскому литературному клубу считали, что автор никому ничего не должен и имеет право писать на интересующие именно его темы. А читатель способен выбирать, что ему нравится сам, и на любого талантливого автора он найдётся, а поэтому нечего подстраиваться под него и писать ему в угоду. | * Г. Ф. [[Лавкрафт]] и его друзья по любительскому литературному клубу считали, что автор никому ничего не должен и имеет право писать на интересующие именно его темы. А читатель способен выбирать, что ему нравится, сам, и на любого талантливого автора он найдётся, а поэтому нечего подстраиваться под него и писать ему в угоду. | ||
* Роберт Л. Стивенсон сочинил «[[Остров сокровищ]]», чтобы развлечь своего пасынка, Ллойда, и вовсе не планировал издавать этот экспромт. | * Роберт Л. Стивенсон сочинил «[[Остров сокровищ]]», чтобы развлечь своего пасынка, Ллойда, и вовсе не планировал издавать этот экспромт. | ||
* Велимир Хлебников большую часть своих стихов написал для себя, храня рукописи в наволочках, которые регулярно терял. | * Велимир Хлебников большую часть своих стихов написал для себя, храня рукописи в наволочках, которые регулярно терял. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
* «[[Алиса в Стране чудес]]» появилась только потому что Льюису Кэрроллу надо было придумать какую-нибудь историю для трёх заскучавших девочек. | * «[[Алиса в Стране чудес]]» появилась только потому что Льюису Кэрроллу надо было придумать какую-нибудь историю для трёх заскучавших девочек. | ||
** Не совсем так. Так появилась сказка-экспромт, рассказанная вслух, а ''написал'' эту сказку Кэрролл уже конкретно в подарок Алисе. | ** Не совсем так. Так появилась сказка-экспромт, рассказанная вслух, а ''написал'' эту сказку Кэрролл уже конкретно в подарок Алисе. | ||
* [[Arda|Легендариум Толкина]] появился из любви автора к англосаксонскому и германо-скандинавскому эпосу. Джон Рональд просто написал детскую сказку про хоббита Бильбо Бэггинса ([[Эффект альфы|одну из нескольких, но про это знают не все]]<ref>И до публикации она всё равно считалась потенциальным провалом.</ref>), потом решил создать свою замену англосаксонскому эпосу, раз уж его так мало сохранилось. Создал: если «Властелин колец» ещё создавался с ориентиром на издание, то «Сильмариллион» и «Неоконченные сказания» Толкин писал «в стол». | * [[Arda|Легендариум Толкина]] появился из любви автора к англосаксонскому и германо-скандинавскому эпосу. Джон Рональд просто написал детскую сказку про хоббита Бильбо Бэггинса ([[Эффект альфы|одну из нескольких, но про это знают не все]]<ref>И до публикации она всё равно считалась потенциальным провалом.</ref>), потом решил создать свою замену англосаксонскому эпосу, раз уж его так мало сохранилось. Создал: если «Властелин колец» ещё создавался с ориентиром на издание, то «Сильмариллион» и «Неоконченные сказания» Толкин писал «в стол», и собраны они из разнородных черновиков в книги с более-менее единой канвой были уже его сыном Кристофером. | ||
* [[Александр Рудазов]] ещё на ныне покойном форуме имени себя признавался, что пишет в первую очередь такие книги, которые хотел бы прочесть сам. Иногда из-за того, что такую книгу кто-то уже написал, он отказывался сочинять её самостоятельно: например, его ужасно прёт по такому персонажу как Геракл, но после [[Генри Лайон Олди|этих ваших хвалёных Олдей]] — умри, Денис, а лучше не напишешь. | * [[Александр Рудазов]] ещё на ныне покойном форуме имени себя признавался, что пишет в первую очередь такие книги, которые хотел бы прочесть сам. Иногда из-за того, что такую книгу кто-то уже написал, он отказывался сочинять её самостоятельно: например, его ужасно прёт по такому персонажу как Геракл, но после [[Генри Лайон Олди|этих ваших хвалёных Олдей]] — умри, Денис, а лучше не напишешь. | ||
* [[Юрий Нестеренко]] практически с 2010 года не предпринимает попыток публикации своих произведений в печати, но обладает завидной плодовитостью. | * [[Юрий Нестеренко]] практически с 2010 года не предпринимает попыток публикации своих произведений в печати, но обладает завидной плодовитостью. | ||
* Вообще, диссидентское творчество редко когда рассчитано на какую-то конкретную аудиторию. «Архипелаг ГУЛАГ» или «Доктор Живаго» писались без надежды авторов на извлечение выгоды. | * Вообще, диссидентское творчество редко когда рассчитано на какую-то конкретную аудиторию. «Архипелаг ГУЛАГ» или «Доктор Живаго» писались без надежды авторов на извлечение выгоды. | ||
* «[[w:Четвёртая волна русской фантастики|Четвёртая волна]]» (тогда ещё) советской | * «[[w:Четвёртая волна русской фантастики|Четвёртая волна]]» (тогда ещё) советской фантастики — с прикрученным фитильком. Намеренно «в стол» они не писали, но шансов на издание, до наступления [[Перестройка|Перестройки]], почти не было. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Звёздные войны]]» — фильм считался потенциальным провалом до самого выхода, почти все на съёмочной площадке | * «[[Звёздные войны]]» — фильм считался потенциальным провалом до самого выхода, почти все на съёмочной площадке хоть раз назвали его дурацкой прихотью Джорджа Лукаса, и Лукас снимал скорее для себя… а потом «Звёздные войны» вышли, заработали в прокате 700 миллионов при бюджете в 11 и стали культурным феноменом на десятилетия. | ||
* «Комната» Томми Вайсо. Почему этот фильм появился? Потому что Томми Вайсо мог его снять. | * «Комната» Томми Вайсо. Почему этот фильм появился? Потому что Томми Вайсо мог его снять. | ||
* Любой фильм Люка Бессона — вопросы кассовых сборов и мнения критиков его волнуют мало, Люк снимает на интересные самому себе темы (это легко проследить, если сопоставить основные темы и идеи его фильмов с событиями в биографии режиссёра), и до 2010-х это прокатывало, но после «Валериана» что-то сломалось, и бессоновское кино стало несмотрибельным. | * Любой фильм Люка Бессона — вопросы кассовых сборов и мнения критиков его волнуют мало, Люк снимает на интересные самому себе темы (это легко проследить, если сопоставить основные темы и идеи его фильмов с событиями в биографии режиссёра), и до 2010-х это прокатывало, но после «Валериана» что-то сломалось, и бессоновское кино стало несмотрибельным. | ||
* Всё творчество Квентина Тарантино как таковое. Тот самый случай когда человек оказался настолько талантлив и заразителен в этом самом | ** Но «Догмен» снова задал Бессону высокую планку. | ||
* Всё творчество Квентина Тарантино как таковое. Тот самый случай когда человек оказался настолько талантлив и заразителен в этом самом таланте — что ему вот уже более 30 лет, позволяют делать всё что он хочет — и он делает, потому что все в восторге (более или менее). | |||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | |||
* [[High School DxD]] — в одном из интервью автор прямо признавался, что в его сюжете столько сисек именно потому, что ему самому так хочется. | |||
** В интервью или [https://ranobehub.org/ranobe/118/1/9 послесловии к первому же тому], где «ответственный редактор сказал: „Давайте сделаем главного героя развратным парнем“… И писать такое действительно весело»? | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Minecraft]] — король этого тропа. Одна из самых популярных (если не самая популярная) игра в истории была создана одним программистом, которому просто показалась интересной концепция мира, состоящего из блоков, | * [[Minecraft]] — король этого тропа. Одна из самых популярных (если не самая популярная) игра в истории была создана одним программистом, которому просто показалась интересной концепция мира, состоящего из блоков, и чтобы этот мир можно было менять и преобразовывать по своему желанию. Особенно заметно по другим играм Нотча — [[Эффект альфы|ни одна из них не добилась такой популярности]], но разработчика, обеспечившего себе и своим внукам безбедную жизнь, это не волнует. | ||
* [[The Sims]] ― история очень похожа на предыдущий пример. Уилл Райт сам не верил в успех своей игры, что позволило ему включить в неё несколько спорных моментов, вроде однополых отношений. | * [[The Sims]] ― история очень похожа на предыдущий пример. Уилл Райт сам не верил в успех своей игры, что позволило ему включить в неё несколько спорных моментов, вроде однополых отношений. | ||
* Политика компании Valve — отчасти. Разработчикам внутри студии предоставляют выбор, над каким проектом им хотелось бы работать. Конечно, составляет голосование Габен, и он может перекинуть куда-нибудь специалистов, если проект отстаёт от графика, но по сравнению с другими крупными игроделами, это огромная свобода выбора. | |||
=== Интернет === | === Интернет === |
Текущая версия на 15:58, 1 марта 2025
Человеку искусства (неважно, писателю, режиссёру или кому-то ещё) приходит в голову идея для произведения. Она не обязана коррелировать с тенденциями рынка, мнением высоколобых критиков, годовым прогнозом погоды, ценами на хлеб и чем бы то ни было ещё. Главное — идея произведения нравится его создателю. Он мог бы создать что-то более актуальное или прибыльное, но не станет.
Он сделает именно то, что пришло ему в голову, потому что может, и потому что ему нравится это создавать. И ещё потому что может.
Всё верно, этот автор пишет для себя. Он может быть плохим бизнесменом, никогда не целится ни в какую аудиторию и вообще не задаётся вопросом, что именно принесёт ему это творение. Этот человек доволен самим процессом работы и его результатом, продукт на выходе нравится лично ему, и этого достаточно. Захочет — опубликует, не захочет — напишет «в стол». Это чистое искусство, без какого бы то ни было расчёта и далеко идущих планов. Оно приносит свежесть в культуру, но абсолютно непредсказуемо и неконтролируемо.
Плюсы и минусы[править]
Идеализировать предмет статьи всё-таки не следует, ведь если автор пишет для себя — это означает хаос и полное отсутствие какого-либо контроля. Вероятность получить шедевр и полный провал в лучшем случае будет примерно одинаковая. Нередко ограничения отойдут на задний план — если такое произведение требует по сюжету, чтобы в нём были нарушены законы жанра или даже страны, гражданином которой автор является, они будут нарушены[1]. Вдобавок такие авторы могут быть очень хорошими творцами, но плохими бизнесменами, и вряд ли смогут почивать на лаврах собственного творения, потому что либо не смогут как следует его разрекламировать, либо попадутся на какую-нибудь мошенническую схему от издателя и получат за свою работу гроши, пока всю славу заберут себе непричастные к созданию произведения люди.
В то же самое время, деятельность крупных компаний, работающих в сфере искусства, ориентирована не на создание качественных произведений, а на то, чтобы побольше с них заработать. Результат — следование определённым, вполне конкретным трендам, приносящим наибольшую выгоду, косность и, с определённого момента, ровно такое же полное игнорирование мнения аудитории, но теперь приправленное мощными административными ресурсами для затыкания ртов неугодным. И вот когда такие воротилы начинают творить что им вздумается (не из любви к искусству, а в погоне за наживой) — это намного хуже.
Как обычно, истина где-то посередине.
Примеры[править]
Общие случаи[править]
- Абсолютно весь фольклор. У него нет автора, он создаётся и развивается сам по себе, потому что он старше, чем грязь.
- 99 % любого некоммерческого творчества — в первую очередь фанфики, моды, фанарт, фанатские фильмы и фанатские игры, созданы чисто из любви к искусству или стремления улучшить то, что по мнению каждого конкретного автора, стоит улучшить. Оставшийся процент создаётся ради репутации и чтобы специалист мог положить его себе в портфолио и гордиться этим.[2]
- Инди-игры также состоят из предмета статьи как минимум наполовину. Вторая половина — или претенденты на высокое искусство, или (чаще) ушлые личности, клепающие на коленке всякий трэш в актуальном жанре, чтобы прицепиться к трамваю и заработать лёгких денег.
Литература[править]
- Любая книга, написанная «в стол» и не предназначенная к публикации.
- Г. Ф. Лавкрафт и его друзья по любительскому литературному клубу считали, что автор никому ничего не должен и имеет право писать на интересующие именно его темы. А читатель способен выбирать, что ему нравится, сам, и на любого талантливого автора он найдётся, а поэтому нечего подстраиваться под него и писать ему в угоду.
- Роберт Л. Стивенсон сочинил «Остров сокровищ», чтобы развлечь своего пасынка, Ллойда, и вовсе не планировал издавать этот экспромт.
- Велимир Хлебников большую часть своих стихов написал для себя, храня рукописи в наволочках, которые регулярно терял.
- Франц Кафка писал только для себя и в своём завещании велел друзьям уничтожить все свои рукописи. Одна из друзей его послушала, другой — взял да и опубликовал.
- «Алиса в Стране чудес» появилась только потому что Льюису Кэрроллу надо было придумать какую-нибудь историю для трёх заскучавших девочек.
- Не совсем так. Так появилась сказка-экспромт, рассказанная вслух, а написал эту сказку Кэрролл уже конкретно в подарок Алисе.
- Легендариум Толкина появился из любви автора к англосаксонскому и германо-скандинавскому эпосу. Джон Рональд просто написал детскую сказку про хоббита Бильбо Бэггинса (одну из нескольких, но про это знают не все[3]), потом решил создать свою замену англосаксонскому эпосу, раз уж его так мало сохранилось. Создал: если «Властелин колец» ещё создавался с ориентиром на издание, то «Сильмариллион» и «Неоконченные сказания» Толкин писал «в стол», и собраны они из разнородных черновиков в книги с более-менее единой канвой были уже его сыном Кристофером.
- Александр Рудазов ещё на ныне покойном форуме имени себя признавался, что пишет в первую очередь такие книги, которые хотел бы прочесть сам. Иногда из-за того, что такую книгу кто-то уже написал, он отказывался сочинять её самостоятельно: например, его ужасно прёт по такому персонажу как Геракл, но после этих ваших хвалёных Олдей — умри, Денис, а лучше не напишешь.
- Юрий Нестеренко практически с 2010 года не предпринимает попыток публикации своих произведений в печати, но обладает завидной плодовитостью.
- Вообще, диссидентское творчество редко когда рассчитано на какую-то конкретную аудиторию. «Архипелаг ГУЛАГ» или «Доктор Живаго» писались без надежды авторов на извлечение выгоды.
- «Четвёртая волна» (тогда ещё) советской фантастики — с прикрученным фитильком. Намеренно «в стол» они не писали, но шансов на издание, до наступления Перестройки, почти не было.
Кино[править]
- «Звёздные войны» — фильм считался потенциальным провалом до самого выхода, почти все на съёмочной площадке хоть раз назвали его дурацкой прихотью Джорджа Лукаса, и Лукас снимал скорее для себя… а потом «Звёздные войны» вышли, заработали в прокате 700 миллионов при бюджете в 11 и стали культурным феноменом на десятилетия.
- «Комната» Томми Вайсо. Почему этот фильм появился? Потому что Томми Вайсо мог его снять.
- Любой фильм Люка Бессона — вопросы кассовых сборов и мнения критиков его волнуют мало, Люк снимает на интересные самому себе темы (это легко проследить, если сопоставить основные темы и идеи его фильмов с событиями в биографии режиссёра), и до 2010-х это прокатывало, но после «Валериана» что-то сломалось, и бессоновское кино стало несмотрибельным.
- Но «Догмен» снова задал Бессону высокую планку.
- Всё творчество Квентина Тарантино как таковое. Тот самый случай когда человек оказался настолько талантлив и заразителен в этом самом таланте — что ему вот уже более 30 лет, позволяют делать всё что он хочет — и он делает, потому что все в восторге (более или менее).
Манга и аниме[править]
- High School DxD — в одном из интервью автор прямо признавался, что в его сюжете столько сисек именно потому, что ему самому так хочется.
- В интервью или послесловии к первому же тому, где «ответственный редактор сказал: „Давайте сделаем главного героя развратным парнем“… И писать такое действительно весело»?
Видеоигры[править]
- Minecraft — король этого тропа. Одна из самых популярных (если не самая популярная) игра в истории была создана одним программистом, которому просто показалась интересной концепция мира, состоящего из блоков, и чтобы этот мир можно было менять и преобразовывать по своему желанию. Особенно заметно по другим играм Нотча — ни одна из них не добилась такой популярности, но разработчика, обеспечившего себе и своим внукам безбедную жизнь, это не волнует.
- The Sims ― история очень похожа на предыдущий пример. Уилл Райт сам не верил в успех своей игры, что позволило ему включить в неё несколько спорных моментов, вроде однополых отношений.
- Политика компании Valve — отчасти. Разработчикам внутри студии предоставляют выбор, над каким проектом им хотелось бы работать. Конечно, составляет голосование Габен, и он может перекинуть куда-нибудь специалистов, если проект отстаёт от графика, но по сравнению с другими крупными игроделами, это огромная свобода выбора.
Интернет[править]
- Монопроекты в викисреде — создаются единичными авторами из интереса к конкретной теме и ими же поддерживаются на плаву.