Человеку искусства (неважно, писателю, режиссёру или кому-то ещё) приходит в голову идея для произведения. Она не обязана коррелировать с тенденциями рынка, мнением высоколобых критиков, годовым прогнозом погоды, ценами на хлеб и чем бы то ни было ещё. Главное — идея произведения нравится его создателю. Он мог бы создать что-то более актуальное или прибыльное, но не станет.
Он сделает именно то, что пришло ему в голову, потому что может, и потому что ему нравится это создавать. И ещё потому что может.
Всё верно, этот автор пишет для себя. Он может быть плохим бизнесменом, никогда не целится ни в какую аудиторию и вообще не задаётся вопросом, что именно принесёт ему это творение. Этот человек доволен самим процессом работы и его результатом, продукт на выходе нравится лично ему, и этого достаточно. Захочет — опубликует, не захочет — напишет «в стол». Это чистое искусство, без какого бы то ни было расчёта и далеко идущих планов. Оно приносит свежесть в культуру, но абсолютно непредсказуемо и неконтролируемо.
Плюсы и минусы
Идеализировать предмет статьи всё-таки не следует, ведь если автор пишет для себя — это означает хаос и полное отсутствие какого-либо контроля. Вероятность получить шедевр и полный провал в лучшем случае будет примерно одинаковая. Нередко ограничения отойдут на задний план — если такое произведение требует по сюжету, чтобы в нём были нарушены законы жанра или даже страны, гражданином которой автор является, они будут нарушены[1]. Вдобавок такие авторы могут быть очень хорошими творцами, но плохими бизнесменами, и вряд ли смогут почивать на лаврах собственного творения, потому что либо не смогут как следует его разрекламировать, либо попадутся на какую-нибудь мошенническую схему от издателя и получат за свою работу гроши, пока всю славу заберут себе непричастные к созданию произведения люди.
В то же самое время, деятельность крупных компаний, работающих в сфере искусства, ориентирована не на создание качественных произведений, а на то, чтобы побольше с них заработать. Результат — следование определённым, вполне конкретным трендам, приносящим наибольшую выгоду, косность и, с определённого момента, ровно такое же полное игнорирование мнения аудитории, но теперь приправленное мощными административными ресурсами для затыкания ртов неугодным. И вот когда такие воротилы начинают творить что им вздумается (не из любви к искусству, а в погоне за наживой) — это намного хуже.
Как обычно, истина где-то посередине.
Примеры
Общие случаи
- Абсолютно весь фольклор. У него нет автора, он создаётся и развивается сам по себе, потому что он старше, чем грязь.
- 99 % любого некоммерческого творчества — в первую очередь фанфики, моды, фанарт, фанатские фильмы и фанатские игры, созданы чисто из любви к искусству или стремления улучшить то, что по мнению каждого конкретного автора, стоит улучшить. Оставшийся процент создаётся ради репутации и чтобы специалист мог положить его себе в портфолио и гордиться этим.[2]
- Инди-игры также состоят из предмета статьи как минимум наполовину. Вторая половина — или претенденты на высокое искусство, или (чаще) ушлые личности, клепающие на коленке всякий трэш в актуальном жанре, чтобы прицепиться к трамваю и заработать лёгких денег.
- Любая книга, написанная «в стол» и не предназначенная к публикации.
- Г. Ф. Лавкрафт и его друзья по любительскому литературному клубу считали, что автор никому ничего не должен и имеет право писать на интересующие именно его темы. А читатель способен выбирать, что ему нравится сам, и на любого талантливого автора он найдётся, а поэтому нечего подстраиваться под него и писать ему в угоду.
- Велимир Хлебников большую часть своих стихов написал для себя, храня рукописи в наволочках, которые регулярно терял.
- Франц Кафка писал только для себя и в своём завещании велел друзьям уничтожить все свои рукописи. Одна его послушала, другой — взял да опубликовал.
- «Алиса в Стране чудес» появилась только потому что Льюису Кэрролу надо было придумать какую-нибудь историю для трёх заскучавших девочек.
- Легендариум Толкина появился из любви автора к англосаксонскому и германо-скандинавскому эпосу. Джон Рональд просто написал детскую сказку про хоббита Бильбо Бэггинса (одну из нескольких, но про это знают не все), потом решил создать свою замену англосаксонскому эпосу, раз уж его так мало сохранилось. Создал: если «Властелин колец» ещё создавался с ориентиром на издание, то «Сильмариллион» и «Неоконченные сказания» Толкин писал «в стол».
- Александр Рудазов ещё на ныне покойном форуме имени себя признавался, что пишет в первую очередь такие книги, которые хотел бы прочесть сам. Иногда из-за того, что такую книгу кто-то уже написал, он отказывался сочинять её самостоятельно: например, его ужасно прёт по такому персонажу как Геракл, но после этих ваших хвалёных Олдей — умри, Денис, а лучше не напишешь.
- «Звёздные войны» — фильм считался потенциальным провалом до самого выхода, почти все на съёмочной площадке считали его дурацкой прихотью Джорджа Лукаса, и Лукас снимал скорее для себя… а потом «Звёздные войны» вышли, заработали в прокате 700 миллионов при бюджете в 11 и стали культурным феноменом на десятилетия.
- «Комната» Томми Вайсо. Почему этот фильм появился? Потому что Томми Вайсо мог его снять.
- Любой фильм Люка Бессона — вопросы кассовых сборов и мнения критиков его волнуют мало, Люк снимает на интересные самому себе темы (это легко проследить, если сопоставить основные темы и идеи его фильмов с событиями в биографии режиссёра), и до 2010-х это прокатывало, но после «Валериана» что-то сломалось, и бессоновское кино стало несмотрибельным.
- Minecraft — король этого тропа. Одна из самых популярных (если не самая популярная) игра в истории была создана одним программистом, которому просто показалась интересной концепция мира, состоящего из блоков, который можно менять и преобразовывать по своему желанию. Особенно заметно по другим играм Нотча — ни одна из них не добилась такой популярности, но разработчика, обеспечившего себе и своим внукам безбедную жизнь, это не волнует.
Интернет
- Монопроекты в викисреде — создаются единичными авторами из интереса к конкретной теме и ими же поддерживаются на плаву.
Примечания
- ↑ Posmotreli.su не поддерживает и не одобряет нарушения законодательства РФ. Если ваш полёт фантазии вступает с ними в противоречие, вам следует ограничить фантазию и найти способ втиснуться в рамки законности.
- ↑ Skywind, привет!
Основы |
---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира
Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
---|
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист • Не требуется) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Неважный важный персонаж |
---|
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
---|
Направления | Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
---|
Приёмы | Версия для бедных • Выжимание воды • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) * Russian Reversal
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание
Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
---|
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
---|
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
---|
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй!/А я сказал — герой! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?
Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном)
Прочее: Автор пишет для себя • Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
---|
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) vs Хит-нежданчик • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Локальный мем • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
---|
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Я там был, мёд-пиво пил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
---|
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
---|
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
---|