Красная басня: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{Балалайка|Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}} {{Q|…думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежа...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Балалайка|Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}}
{{Балалайка|Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}}
{{Q|… Думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! [[Лихие девяностые|И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян.]] Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! [[Переборщили|Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное.]]|Вячеслав Рыбаков, «Дёрни за верёвочку»}}
{{Q|…думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! [[Лихие девяностые|И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян.]] Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! [[Переборщили|Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное.]]|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}}
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, [[Берегись автомобиля|автомобиля]], на котором вы ездите. А вот квартира, в которой вы живёте, в СССР была собственностью государства или государственного же предприятия, а вы — '''ответственный квартиросъёмщик'''. Редко были кооперативные дома. Также можно было иметь в собственности частный дом — но не землю под ним. А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги — это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.</ref> И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, [[Берегись автомобиля|автомобиля]], на котором вы ездите, <s>и квартиры, в которой вы живёте</s> (А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР – собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы – '''ответственный квартиросъёмщик'''; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом – но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги - это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.</ref> И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!


Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время [[Сарказм|святых]] [[Бесславные 90-е|1990-х]] у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР {{spoiler|да и не только там}} для тех, кто не вписался в новую жизнь.
Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время [[Сарказм|святых]] [[Бесславные 90-е|1990-х]] у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР {{spoiler|да и не только там}} для тех, кто не вписался в новую жизнь.


Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]].
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]].
Строка 15: Строка 15:


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Александр Беляев — в основном [[капиталисты плохие]] и/или [[буржуазно-коричневая сволочь]], но есть и сабж:
** «Прыжок в ничто».
** «Звезда КЭЦ» — эпизодический персонаж, освобождённый от лап капитализма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге ''театр начинается с вешалки'', и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
* Аркадий Гайдар, большая часть творчества.
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]».
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]».
* Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
* Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
* Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]».
* Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]».
** Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
** Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
* Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] — коммунистический рай, [[Незнайка на Луне|Лунный город]] — капиталистический ад.
* Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] коммунистический рай, [[Незнайка на Луне|Лунный город]] капиталистический ад.
** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение — постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
*** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение - постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
*** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
** Разве это не народная притча?
**** граф Толстой - тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной.
* Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ).
**** Термин "красный" в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева.
* Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ)
* Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
* Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
** Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР <strike>негров</strike> темнокожих никто не угнетает, и их спокойно селят в одни гостиницы с белыми. Мораль: в США — расизм, [[шовинизм]] и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
** Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР <strike>негров</strike> темнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
* В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал».
* В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) «Королевство кривых зеркал».
** "Путешествие на Утреннюю звездутоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено — ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную [[хунта|хунту]], но не факт же, что начали строить коммунизм?
** Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено - ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм?
* А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма - таки наш троп. Более или менее читабельны только "Судьба барабанщика" (в экранизации пропаганды и того меньше) и "Военная тайна".
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
* Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос.
* Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]].
* Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]].
* Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
* Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
* Сурена Цормудян - немалая часть творчества.
* Александр Беляев «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее [[капиталисты плохие]] и/или [[буржуазно-коричневая сволочь]].
** «Наследие предков» педаль в глубины [[Здесь прусский дух, здесь Пруссией пахнет|калининградских]] [[катакомбы|катакомб]]. «Герои Млечного Пути» [[педаль в пол|педаль в открытый космос]].
** Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге ''театр начинается с вешалки'', и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
*** Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: гимн труду, а не [[пропаганда]] коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
* [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: гимн труду, а не [[пропаганда]] коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
* Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.
* Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Рыжик и Ёжик]]» же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных хорьков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
* [[Рыжик и Ёжик]] же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных хорьков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — «прививает» он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.
** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — "прививает" он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Tonight We Riot — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то, что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).
* Tonight We Riot — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то, что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).


== Контрпримеры ==
== Контрпримеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Тихий Дон]] — содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — [[всегда хорошие]]»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это ''очень'' нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман.
* [[Тихий Дон]] содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — [[всегда хорошие]]»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это ''очень'' нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман.
** Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казацкий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман.
** Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казаческий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман.
*** Выстебано-то выстебано, однако казачество там из другого времени и вихрем общественных перемен начала XX века вот вообще никак не было задето, как и трёхлетним сидением в окопах. Казачество — это не вневременное явление, и такие метания у героя из какого угодно сословия представитель этого же сословия, но из предыдущего века, не поймёт, так как любые политические идеи воспринимаются только если они соотносятся с мироощущением, формирующимся в процессе жизни в обществе, отвечают «глубинным чаяниям». Тогда были другая жизнь, другая мораль, другой общественный уклад, другой уровень развития производительных сил в конце концов. Да и конфликта яицких казаков с иногородними за землю, как на том же Дону, не было — здесь основным промыслом было рыболовство.
*** Выстебано то выстебано, однако казачество там из другого времени и вихрем общественных перемен начала XX века вот вообще никак не было задето, как и трёхлетним сидением в окопах. Казачество — это не вневременное явление, и такие метания у героя из какого угодно сословия представитель этого же сословия, но из предыдущего века не поймёт, так как любые политические идеи воспринимаются только если они соотносятся с мироощущением, формирующимся в процессе жизни в обществе, отвечают «глубинным чаяниям». Тогда были другая жизнь, другая мораль, другой общественный уклад, другой уровень развития производительных сил в конце концов. Да и конфликта яицких казаков с иногородними за землю как на том же Дону не было — здесь основным промыслом было рыболовство.
** «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, [[Сарказм|написаны не в советский период]]. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам).
** «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, [[Сарказм|написаны не в советский период]]. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам).
*** Да даже вспоминая самое известное «пропагандистское» кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься…». Ну и сам фильм «Чапаев» начинался с беспорядочного отступления красных.
*** Да даже вспоминая самое известное "пропагандистское" кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...». Ну и сам фильм "Чапаев" начинался с беспорядочного отступления красных.
* {{Q|pre=1|
* {{Q|pre=1|
— «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего». Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю.
— «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.» Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю.
Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным.
Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным.
— Чьи… — пробормотал он. — Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали…
— Чьи… — пробормотал он. Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали…
— Холодно, — ответил Дима. — Не угадал, — достал блокнот, полистал. — А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность».
— Холодно, ответил Дима. Не угадал, достал блокнот, полистал. А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность.»
Сашка поджал губы.
Сашка поджал губы.
— Ну и что? — спросил он.
— Ну и что? спросил он.
— Чье это? Человек тебе наверняка известный.
— Чье это? Человек тебе наверняка известный.
— Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает!
— Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает!
— Да я же, в конце концов, не фамилию требую, — Дима спрятал блокнот. […]
— Да я же, в конце концов, не фамилию требую, Дима спрятал блокнот. […]
— Ну, говорю — критик.
— Ну, говорю — критик.
— Ты-то с этим критиком согласен? Или нет?
— Ты-то с этим критиком согласен? Или нет?
Сашка потер щеку.
Сашка потер щеку.
— Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори.
— Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори.
Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова.
Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова.
— Наш критик, — сказал он, когда Дима закончил. — Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, — его голос все больше наливался уверенностью. — В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично?
— Наш критик, сказал он, когда Дима закончил. Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, его голос все больше наливался уверенностью. В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично?
— Более чем, — сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. — Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин.
— Более чем, сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин.
— Не заливай, эстет! — вспылил Сашка. Он был красен. — Не мог он этого! Прозаливаешься!
— Не заливай, эстет! вспылил Сашка. Он был красен. Не мог он этого! Прозаливаешься!
— Сам не слышал, — сказал Дима, — но читал.
— Сам не слышал, сказал Дима, но читал.
— Такой работы в программе нет!
— Такой работы в программе нет!
— Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине».
— Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине».
Некоторое время шли молча.
Некоторое время шли молча.
— Убивать надо таких эрудитов, — решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. — Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была.|Вячеслав Рыбаков, «Дёрни за верёвочку»}}
— Убивать надо таких эрудитов, решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была.|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}}


== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 87: Строка 87:


{{Nav/Политика}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Версия 02:10, 28 марта 2022

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.
« …думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян. Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное. »
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»

Запомните, дети! Не ходите в Африку Америку гулять! Там правит злой Дядя Сэм! Там злобные бизнесмены заставляют бедных рабочих работать по 25 часов в сутки! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого капиталиста есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!![1] И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!

Как вы поняли, это Красная басня. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо. То есть это классическая пропаганда, в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно[2]: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время святых 1990-х у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР да и не только там для тех, кто не вписался в новую жизнь.

Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп Капиталисты плохие. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп Идеология в адаптации.

Примеры

Литература

Русскоязычная

  • Ю. Олеша, «Три Толстяка».
  • Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
  • Л. Лагин, «Старик Хоттабыч».
    • Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
  • Н. Носов, трилогия Незнайке, точнее, две последние книги. Солнечный город — коммунистический рай, Лунный город — капиталистический ад.
    • А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
      • Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение - постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
      • Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
        • граф Толстой - тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной.
        • Термин "красный" в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева.
  • Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ)
  • Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
    • Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР негров темнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
  • В. Губарев, практически всё, что написал автор. Самое известное (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал».
    • Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено - ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм?
  • А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма - таки наш троп. Более или менее читабельны только "Судьба барабанщика" (в экранизации пропаганды и того меньше) и "Военная тайна".
  • Братья Стругацкие, «Стажёры». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
  • Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос.
  • Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на Остров Свободы.
  • Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
  • Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее капиталисты плохие и/или буржуазно-коричневая сволочь.
    • Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
      • Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь.

На других языках

  • Джанни Родари, «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее Бедный — хорошо, богатый — плохо: гимн труду, а не пропаганда коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
    • Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже полностью меняли финал под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
  • Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.

Мультсериалы

  • Рыжик и Ёжик же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных хорьков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
    • Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — "прививает" он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.

Видеоигры

  • Tonight We Riot — пиксельный Beat’em Up про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то, что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана коммунистическим фансервисом (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).

Контрпримеры

Литература

  • Тихий Дон — содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — всегда хорошие»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман.
    • Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казаческий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман.
      • Выстебано то выстебано, однако казачество там из другого времени и вихрем общественных перемен начала XX века вот вообще никак не было задето, как и трёхлетним сидением в окопах. Казачество — это не вневременное явление, и такие метания у героя из какого угодно сословия представитель этого же сословия, но из предыдущего века не поймёт, так как любые политические идеи воспринимаются только если они соотносятся с мироощущением, формирующимся в процессе жизни в обществе, отвечают «глубинным чаяниям». Тогда были другая жизнь, другая мораль, другой общественный уклад, другой уровень развития производительных сил в конце концов. Да и конфликта яицких казаков с иногородними за землю как на том же Дону не было — здесь основным промыслом было рыболовство.
    • «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, написаны не в советский период. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам).
      • Да даже вспоминая самое известное "пропагандистское" кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...». Ну и сам фильм "Чапаев" начинался с беспорядочного отступления красных.
«

— «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.» Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю. Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным. — Чьи… — пробормотал он. — Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали… — Холодно, — ответил Дима. — Не угадал, — достал блокнот, полистал. — А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность.» Сашка поджал губы. — Ну и что? — спросил он. — Чье это? Человек тебе наверняка известный. — Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает! — Да я же, в конце концов, не фамилию требую, — Дима спрятал блокнот. […] — Ну, говорю — критик. — Ты-то с этим критиком согласен? Или нет? Сашка потер щеку. — Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори. Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова. — Наш критик, — сказал он, когда Дима закончил. — Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, — его голос все больше наливался уверенностью. — В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично? — Более чем, — сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. — Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин. — Не заливай, эстет! — вспылил Сашка. Он был красен. — Не мог он этого! Прозаливаешься! — Сам не слышал, — сказал Дима, — но читал. — Такой работы в программе нет! — Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине». Некоторое время шли молча. — Убивать надо таких эрудитов, — решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. — Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была.

»
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»

Примечания

  1. Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, автомобиля, на котором вы ездите, и квартиры, в которой вы живёте (А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР – собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы – ответственный квартиросъёмщик; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом – но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги - это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.
  2. Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.