Авторский произвол

Материал из Posmotreli
Версия от 10:00, 25 февраля 2022; commons>Герман Агиян2001 (→‎Примеры: расставил по алфавиту)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию. »
— «Звёздные войны: Повстанцы», 4 сезон (4 серия)

То есть, что значит «авторский произвол»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является продуктом авторского произвола?

А вот нет. Всё, да не всё. Существуют неписаные конвенции и законы, нарушение которых приводит к тому, что произведение попросту рушится. Например:

  • Нельзя на ходу менять жанр. Например, начинать книгу как детектив, а потом забыть о линии расследования и продолжить как любовный роман. Хотя вполне законна деконструкция жанра и слияние жанров (детектив с элементами любовного романа, фантастический детектив, любовный роман в фантастическом сеттинге).
  • Нельзя разрушать жанровую конвенцию (если только ты не занимаешься деконструкцией жанра) — например, в в реалистическом произведении невозможно чудесное воскрешение; в детективе нельзя утаивать от читателя улики или подбрасывать их сыщику «случайно».
  • Нельзя нарушать логику повествования: между событиями должна существовать причинно-следственная связь (если вы не работаете в стилистике абсурдизма).
  • Нельзя нарушать законы тобой же созданного мира.
  • Ну и конечно же, заигрывание с изменившейся конъюнктурой. Когда через много лет после выхода удачного произведения во время интервью внезапно выясняется, что крутой ганфайтер терпеть не может оружие, а протагонист, которого играет белый мальчик, на самом деле — переодетая девочка-негритянка — всё это автору популярности не добавит.
    • Из этой же оперы — одобрение и поддержка автором явно неудачных экранизаций, новеллизаций (или, хуже того — ремейков), вызванная ничем иным как честным выполнением условий контракта на рекламу, который хитрые дельцы заключили с автором.

Когда произведение нарушает жанровые конвенции, можно говорить об авторском произволе. Обычно авторским произволом отмечены произведения неопытных авторов — но нередки случаи, когда команда сценаристов затянувшегося сериала, истощив всю фантазию и исчерпав все возможные логичные и законные методы, прибегают к авторскому произволу. Нередко этим грешат мангаки, подзатянувшие серию.

Самые распространённые разновидности авторского произвола

Примеры

  • Avengers Assemble, 2 сезон 3 серия. Локи составляет хитрый план и заманивает Тора и Халка в мир Хелы, чтобы она оставила сильнейшего бойца у себя навсегда. Чуть позже внезапно появившиеся Халк и Тор провоцируют Локи на схватку и после первого же удара признают своё поражение, а Локи громко называет себя сильнейшим (наверное, чтобы у Хелы отпали малейшие сомнения).
  • Цикл End Times в Warhammer Fantasy Battle. Ради спасения мира от Хаоса объединились чуть ли не все заклятые враги (а многих персонажей и даже целые регионы вовсе выкинули на мороз!)… а потом пришёл обиженный вампир Манфред фон Карштайн и всё испортил.
    • Предательство Манфреда было лишь закономерным следствием сделки Нагаша с Инкарнатами (причастный к смерти дочери Алариэли и Тириона Манфред в обмен на союз). Авторский произвол в этом цикле в огромных баффах, которыми осыпали хаоситов (которые устроили громадные демонические вторжения в Наггарот и Кислев с Империей в условиях работающего Великого Вихря эльфов, который как раз не позволяет устроить массивное демоническое нашествие, да и ещё усиленный Геомантической сетью сланнов и каменными кругами Альбиона) и скавенов (которые закадром убрали со сцены почти все пуффендуйские фракции, зато в кадре уже заняты гномами и ящерами), в избранности Малекита Асурианом (а этот «истинный Король-феникс» эталоннейший Тёмный властелин десятикратной отгонки) и в идиотских сверххитрых планах Лилэат и Теклиса, которые развиваются так «успешно» что мама не горюй. Есть и другие, но это уже мелочь. Вкратце все произволы в том, что Хаос должен уничтожить мир независимо от того, как разовьётся сюжет, — надо же скорее начать клепать Age of Sigmar.
  • Серия Risen: первая часть, по сути, как «Готика» — средневековье, мечи, магия, но вторая часть — это уже XVIII век с огнестрелом, пиратами, без доспехов, а магия только вуду и только у дикарей. В качестве обоснуя здесь заявлено, что магов повыгоняли после событий первой части, а некий мастер Годин такой гений, что наделал огнестрела на весь уцелевший мир, звучит не очень убедительно (справедливости ради, ещё в «Готике» на кораблях и на берегах были пушки). Впрочем, это ещё не всё: некоторые персонажи, что остались с первой части (включая протагониста), внезапно очень сильно изменили внешность, и это не объяснить никаким прогрессом.
  • Терри Пратчетт, Нил Гейман, роман «Благие предзнаменования» — оживление жертв Армагеддона . Авторы сами усмехаются над этим в сносках.
  • «Возвращение мушкетёров» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Снова воскрешение людей! Данный авторский произвол не выдерживает никакой критики — оживление мёртвых произошло с помощью божественного вмешательства, и это в историческом-то фильме!
  • Криптонит обычно делает Супермена слабее, но в фильме «Возвращение Супермена» Супермен поднял на орбиту целый остров из криптонита!
  • Пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя» — яркий пример конъюктурного пересмотра. Что именно заставило Джоан Роулинг признать каноном фанфик, целиком состоящий из орлангуров и сюжетных дыр — загадка по сей день.
    • А если вспомнить фильмы? Роулинг, знаменитая своим авторским давлением на всю съёмочную группу, ведь именно благодаря ей все роли в фильмах о «мальчике, который выжил» исполняют британцы по гражданству, так проштрафилась с цветом заклинаний? Как бесцветное обезоруживающее заклинание может превратиться в яркую вспышку красного света и отразить любое проклятие? Да легко! А знаменитая «авада кедавра»? В сцене с дуэлью Молли Уизли и Беллатрисой Лестрейндж оказалось, что во-первых, любая кухарка сможет наложить убивающее проклятье в два счёта (по цвету вспышек из палочки это видно), а во-вторых, что отбить фатальное заклятие, от действия которого спасся один человек за всю историю, можно всего лишь заклинанием «протего» и аж трижды!
      • Слава Мерлину, первое была не авадакедаврой, а другим заклятием зелёного оттенка[1]. Второй приём применял только Гарри.
  • Мультфильм «Город героев» позиционируется как научно достоверный, но кренделя, которые выделывает автомобиль по дороге, спасаясь от антагониста, иначе как авторским произволом не назовёшь.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев» — авторы кидали жребий, убить Остапа Бендера или пощадить. Воскрешение этого популярного персонажа в «Золотом телёнке» выглядит более логичным. Ему перерезали горло бритвой, но Киса — неумелый убийца, а соседи через тоненькие стенки общежития слышали хрип раненого Остапа.
  • «Касл» — «Тройной убийца», маньяк, проявляющийся в нескольких сериях, больше похож на суперзлодея, неизвестным образом вылезшего из комиксов. Он и бесцельный маньяк, и хакер, и улик не оставляет, и оставленные подчистую ликвидирует, и на двадцать ходов вперёд всё продумывает, и денег у него завались непонятно откуда, и тонны документов из ментовки вывозит у всех на глазах, и подставные клиники создаёт одним пальцем и им же их сворачивает, и пули его не берут, и с моста падает без вреда для жизни. В общем, возможно, кто-то хотел достойного противника героев, но получился откровенный читер, от которого сюжет мгновенно теряет интерес.
  • Убийство Каватаро в фильме «Принц Суши едет в Нью-Йорк». Каватаро, чёрт возьми! Второй по значимости персонаж, который на протяжении 8 серий всюду таскался рядом с главным героем и фактически вытягивал весь проект, нежданно, неуместно и даже не смешно погибает в самой середине фильма. Который, на минуточку, комедия. До этого все важные вопросы решались смехотворно — путём кулинарного поединка, но после того, как в кадре пролилась настоящая кровь, смеяться как-то уже не особо хочется, и всё, что должно было веселить, начинает казаться нелепым.
  • А. Бушков, цикл «Сварог» — начинался как приключенческое фэнтези, в поздних книгах выродился в описание рабочих будней спецслужбистов.
    • Но тут это происходит постепенно, и автор периодически подсвечивает, что время приключений осталось «в юности», а теперь надо заниматься государственными делами.
  • «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — Харли Квинн выходит с одной битой против вооружённых огнестрелом мужчин, не собирающихся брать её живой, и побеждает, позднее на ходу запрыгивает в машину, в которой сидит несколько мужчин, и избивает их голыми руками по одному. А в чем проблема? Конкретно в этом фильме у Харли физическая форма на троечку, весь конфликт стоит на том что без Джокера ей даже от одного бандита лучше убегать.

Безусловно положительные примеры

  • Bleach — первые пятьдесят глав — шаблонная и скучная история про пацана, который ходит в школу, рубит монстра недели и потом опять ходит в школу. Когда герои отправились спасать Рукию и дебоширить в Обществе Душ, сюжет начал подавать признаки жизни.
  • Kateikyoushi Hitman Reborn!. Практически та же история. Первые несколько десятков глав эта манга — не лучший образчик «юмористической манги про школу». А затем ВНЕЗАПНО превращается в отличную боевую сёнен-мангу.
  • Дуглас Адамс, цикл «Автостопом по Галактике» — сюжет целенаправленно развивается по принципу «в любой момент может случиться всё, что угодно».
  • Сергей Лукьяненко, «Геном» — начинается как космоопера с лёгким привкусом киберпанка и антиутопии, а на середине превращается в добротный герметичный детектив. При этом на фантастических реалиях и их обработке строится расследования.
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» начинается как детектив, но имеет фантастическую развязку. Впрочем, сами авторы в итоге сочли эксперимент скорее неудачным.
  • Антон Орлов — НФ-сеттинг цикла «Тина Хэдис» заменяется фэнтезийным с теми же действующими лицами в «Сонхийском цикле». Внутри каждого из циклов также есть примеры авторского произвола, но до чего ведь интересно и увлекательно выходит!
    • Дилогия «Пожиратель душ» / «Убийца наваждений» — действие второй книги происходит на другом континенте (наличие которого в первой книге нигде не оговаривалось), где вместо «оборотней» существуют «мороки» (они же «наваждения»). Существенную роль в происходящем играет тот факт, что антагонист первой книги, сбежавший от Пожирателя Душ на другой континент, не понимает, что бой-баба, к которой он пошёл в услужение — один из таких «мороков».
  1. В HPMOR Квиррелл советует Гарри изучить парализующее заклинание, косящее под аваду и якобы применяет этот приём на кентавре