Нет дорог, только направления
« | Между древним Удоевым, основанным в 794 году, и Черноморском, основанным в 1794 году, лежали тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги. |
» |
— Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок» |
« | — А правду говорят, что в России плохие дороги? |
» |
— В другом варианте тот же ответ даётся на вопрос: «А правда, что в России медведи по дорогам ходят?» |

Итак, перед нашим героем раскинулась новая неизведанная страна. В ней есть города — культурные, научные, промышленные, финансовые и религиозные центры, есть морские и воздушные порты. Есть поля, которые возделывают фермеры или колхозники, и есть сёла и хутора, где они живут. Есть шахты и карьеры, где добывают полезные ископаемые, и есть курорты, где после этого отдыхают. И, конечно же, есть дороги и тропы, по которым можно добраться между всеми этими важнейшими пунктами…
А вот фигушки. Нет дорог, только направления. В лучшем случае — остатки дорог, когда-то построенных, но ни разу с той поры не ремонтированных и за годы эксплуатации убитых в зыбучее месиво — ну или предназначенных для ныне несуществующего вида транспорта. Это обычно бывает при постапокалипсисе или в случае завоевания умирающей империи (у которой деньги и средства на обслуживание путей сообщения были) варварами (которые пользоваться дорогой будут, а вот на починку забьют). В худшем — более-менее натоптанные тропы между наиболее важными центрами и примерные указания направления в сторону всего остального. Добирайтесь как хотите, не наши проблемы. Заплатите проводнику из местных или, если есть на чём — летите, и то не факт, что разведанная с высоты дорога не преподнесёт сюрпризов при попытке по ней пройти и тем более проехать. Такая ситуация встречается обычно на фронтире.
Контртроп — хайвей в отличном состоянии.
Примеры[править]
Общее[править]
- Грабить корованы получается именно потому, что они обычно ходят в местах, представляющих собой троп, таких как Пустыня Смерти. Собственно, маршрут каравана называется именно что тропой — из ориентиров там как максимум вбитые в землю вешки. И то их могут выкопать поджидающие добычу абреки и кунаки — и даже вколотить в новом направлении, чтобы завести караван поближе к логову и там взять обессиленным.
- В открытом океане, внезапно, троп. Конечно, грамотный штурман даже в отсутствие современных средств навигации худо-бедно сориентируется по небесным светилам, а лоцман из аборигенов — хоть по вкусу воды, но в целом…
Фольклор[править]
- «В России нет дорог, только направления» — гласит поговорка-тропнеймер. Насколько справедливо это утверждение, и насколько эта проблема специфична именно для нашей страны — есть самые разные мнения.
- Мнение с одной стороны: особенно справедливо это от каменного пояса до Тихого океана, где, по большому счёту, единственная артерия жизни — Транссиб, а от него — либо по рекам на север, либо, если надо куда-нибудь в Анадырь, самолётом. Автомобильные дороги вдоль БАМа убиты в мясо, и если с грузовиков-дальнобойщиков неровности рельефа сходят, как с гуся вода, то попытка проехать там на легковой машине, пусть даже внедорожнике — гарантированная смерть седалищу. Каково пытаться ехать на север, автор статьи боится даже предполагать.
- Мнение с другой стороны: да-да, М11 — не дорога, М4 — не дорога, «Таврида» — не дорога, и т. д. и т. п. На YouTube множество каналов с поездками по стране от «пункта А» до «пункта Б» — всё не по дорогам, да. Или тут у нас концепция «не России», знаете ли? Москва — не Россия, Санкт-Петербург — не Россия, любой активно развивающийся регион — не Россия, а вот деревня Медвежий угол — это Россия. Автор, ну ты бы изучил состояние дорожного строительства в стране, хотя бы по урбанистическим форумам или YouTube, прежде чем писать мифологемы.
- Автор изучил состояние дорожного строительства в стране по опыту собственных поездок. И не по густонаселённой европейской «Рассее», а именно что по Сибири, которой «урбанисты»-маассквичи и примкнувшие к ним шепиловы нюхом не нюхали — им, как пел Алексей Свиридов, «что М5, что А110, им, похоже, всё равно». Сравните плотность покрытия дорог федерального значения к востоку и к западу от Урала и трезво содрогнитесь.
- Нам точно нужна эта лесенка?
- Автор изучил состояние дорожного строительства в стране по опыту собственных поездок. И не по густонаселённой европейской «Рассее», а именно что по Сибири, которой «урбанисты»-маассквичи и примкнувшие к ним шепиловы нюхом не нюхали — им, как пел Алексей Свиридов, «что М5, что А110, им, похоже, всё равно». Сравните плотность покрытия дорог федерального значения к востоку и к западу от Урала и трезво содрогнитесь.
- Ещё одна подобная фраза: «Русские называют дорогой место, где собираются проехать». По легенде, произнесена Гудерианом в 1941 году, когда он изучил трофейный атлас автодорог и сравнил его с наличной действительностью.
Театр[править]
« | Маса: Доворьно дурацкая дорога. Борьшие буераки! Дрозьки — дрян! | » |
— Борис Акунин, «Инь-Ян» |
Литература[править]
- У Рудазова троп обычно имеет место в Светлых и особенно Тёмных мирах — там двигаются не по дорогам, а вдоль эфирных линий. Про Лэнг и вовсе буквально сказано, что вместо дорог там направления.
- Более материалистично троп отыгрывается на Плонете. Который мало того что пережил постапокалипсис, так ещё и транспорт использовал не колёсный, а шагающий (а в последние десятилетия так и вовсе антигравитационный), которому гладкое покрытие не так уж и необходимо — так что его и до войны особо не чинили.
- Да и в «Преданьях» тоже не замечено на Руси хороших дорог. Видимо, было бы уж слишком фантастично даже для фэнтези.
- Справедливости ради, герои хоженых дорог особо и не придерживаются, благо прыткость волколака позволяет скакать и напрямик. Но на межсезонную распутицу поправку делать приходится, как и в реальности вплоть до XX века, а в редких местах и поныне.
- «Песнь Льда и Пламени» демонстрирует троп в Травяном море. Конечно, аборигены-дотракийцы там ориентируются, но их кхаласары меньше чем по десятку тысяч человек не ходят и имеют возможность рассылать разведчиков, которые и указывают дорогу.
- «Профессор А. Донда» Станислава Лема — в Лумии есть одна автострада в столице, длиной 60 метров, но её используют только для военных парадов. В один момент правительству пришла в голову гениальная мысль, что закупка вертолётов обойдётся дешевле, чем строительство дорог, а население схватилось за голову, прикинув, сколько запчастей и сортов ГСМ использует вертолёт, при том, что даже для добычи велосипедной цепи в Лумии приходится немало потрахаться, в том числе и буквально.
- Александр Рекмечук, повесть «Всё впереди» — педаль в вечную мерзлоту советского Заполярья. В посёлок нефтяников Джегор была построена дорога, но после дождей всё стало как на картинке в начале статьи. Дорога превратилась в трясину, в которой тонут трактора, для людей же она стала почти непроходимой. По сторонам находится просто болото, и в отличие от дороги, по нему ещё можно пройти. Местные используют в качестве пешеходной трассы трубопровод, но за полкилометра до посёлка всё равно приходится спускаться на дорогу…
- Клиффорд Саймак, «Город» — в первой новелле ситуация как в Советском Союзе, а дальше — как в «Назад в будущее», а потом и вовсе человечество покинуло Землю. Экранопланы, а затем вертолёты сделали качественные дороги ненужными.
- Александр Мазин, римский цикл — римлянин (III век нашей эры) для описания того, что варвары (действие происходит на территории современной Украины) называют дорогами, использует в основном латинские матюки.
- Учитывая, как римляне строили дороги,[1] он имеет полное право материться насчёт современных дорог, которые в лучшем случае в качестве подложки используют старые, построенные на совесть, мостовые или пять предыдущих слоёв асфальта, ушедших вглубь, а обычно просто пятнадцать сантиметров утрамбованного гравия и десять асфальта.
Кино[править]
- «Назад в будущее» — «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны!». В будущем, где машины летают, наличие дорог не обязательно.
- Однако ж они там есть. И наверху, в виде размеченных светящихся трасс, и внизу, нормальные, из асфальта.
- А вот в 1885 году с дорогами в Хилл-Вэлли и правда были проблемы, о чём напомнил Док в начале триквела: «Там, куда ты направляешься, дорог нет»
- Однако ж они там есть. И наверху, в виде размеченных светящихся трасс, и внизу, нормальные, из асфальта.
Мультфильмы[править]
- «Волк в упряжке» из серии «Приключения барона Мюнхаузена» — шутки ради: «Эх, Россия, эх, края! Ни тропинки, ни дороги!»
Видеоигры[править]
Все «песочницы» начиная с Minecraft по определению. Дороги — только те, которые игрок построил сам, а из-за ужатого масштаба, отсутствия транспорта, и, обычно, никакущих бонусов к скорости у дорог/никакущих минусов к скорости у земли-травы и прочей распутицы,[2] они и строятся исключительно «по приколу».
- Fallout:
- 1 и 2 — дорог нет, одни тропы для караванов. Как отличается скорость путешествия по такой поверхности от шоссе, можно сравнить наглядно, установив во второй части на «хайвеймен» антигравитационную установку.
- 3 и New Vegas — дороги есть, но разбитые донельзя.
- 4 — дороги есть, причём почему-то намного менее повреждённые, чем в предыдущих двух примерах, хотя климат в Содружестве намного хуже.
- RimWorld — никто не строит новых дорог (и это понятно, если учесть, как легко и просто в сеттинге делаются баллистические дропподы), все имеющиеся — остались от терраформирования и предыдущих цивилизаций, лежат в руинах, и ведут куда попало. Впрочем, даже так по ним караваны двигаются быстрее.
- Wurm Online — онлайн-песочница, все дороги построены самими игроками, и имеют свойство со временем разваливаться, если их не чинить. Соответственно чем меньше игроков — тем меньше дорог, а на ПвП-серверах они имеют стратегическое значение и пол-карты представляет из себя эталонный медвежий угол. А ещё все карты, по сути, архипелаги, и кораблестроение в игре представлено, так что дороги нужны далеко не всегда.
- Breath of Fire III — Пустыня Смерти. Дороги нет, ориентируемся по звёздам и указанным местными жителями направлениям.
Музыка[править]
- Песня о русской дороге из фильма «Гардемарины, вперёд!».
- Игорь Растеряев, «Русская дорога».
- Любэ — «Давай-наяривай» как раз об этом. И даже лирического героя — то есть, самого Расторгуева — троп не пугает. «По великому по бездорожью…» «…дайте мне песен расейских — я босой обойду полстраны!»
Реальная жизнь[править]
- Большинство степей. Дорог нет, ориентиры тоже не всегда есть, куда хочешь, туда и езжай.
- Марафон «Париж-Дакар» проходил по пустыне, где дорог почти нет.
- Суворову для перехода через Альпы австрийцы указали дорогу по берегу Люцернского озера. Ну, вообще пройти там было можно, а вот армией — только дико матерясь.
- В России и в самом деле, с дорогами всегда дела обстояли так себе, мягко говоря. В СССР основным способом связывающим между города и веси большой страны, были ЖД-магистрали (во Владивосток из Читы, доехать на автомобиле было невозможно, физически). Только с конца нулевых, в России в принципе стали строить и развивать именно автомобильные дороги.
- Ага, а перегонщики японских авто в девяностые тирьямпампатором, видимо, обладали. Была там дорога, поганая, тяжелая, но проходимая даже для совсем легковушки, и уж всяко получше, чем федеральная трасса «Лена». И участок между Читой и Хабаровском был не самым поганым, между Красноярском и Иркутском были места, где и Дакар провести было бы не стрёмно. А то и этап «RFC»[3]
- Якутск — педаль в пол. Туда вообще никак, кроме как по воздуху и по рекам невозможно было добраться, от слова совсем. И ЖД и просто магистраль туда пришла во второй половине десятых.
- Федеральные трассы «Лена» и «Колыма»! «Кто не был — тот будет, кто был — хрен забудет» — говорили местные. В межсезонье на «Лене» мог утонуть даже «смерть кооператора» — хтонический бензиновый полноприводный грузовик Урал-375Д,[4] из категории В могли пройти только качественно подготовленные внедорожники да УАЗы с «буханками», правда, последние исключительно при инсталляции опытной и особо отмороженной прокладки между рулём и сиденьем. Хотя встречались и отдельные уникальные кадры, ухитрявшиеся ходить там на почти стоковых Нивах и даже на заднеприводных жигулях с электродуговой блокировкой заднего моста[5]. «Колыма» же, кроме феерического климата[6] и огромными промежутками между населенными пунктами, вынуждавшими тащить с собой дикий запас топлива, выделялась ещё и крайне поганой географией — Черный Прижим, Жёлтый Прижим, перевал Заячья Петля ежегодно собирали с водителей кровавую в буквальном смысле дань. В нынешние времена дорога проходима даже для не особо высокой легковушки, если иметь достаточно топлива, запчастей и теплых вещей. Без них можно влипнуть даже и сейчас, известна печальная история двух молодых перегонщиков Тойоты Марк II из Якутска в Магадан, вставших под Томтором, один из которых замерз насмерть, а второй остался без рук и ног.
Примечания[править]
- ↑ На тысячелетия! Буквально! Копается яма до коренной породы или более-менее твёрдой почвы (которая утрамбовывается), засыпается слоем булыжников, слоем гравия или битого камня на извёстке, заливается (вернее, закладывается, он не настолько текуч) известковым пуццолановым раствором, после чего кладётся мостовая, причём, в отличие от современных какпопальных дорог, выпуклая и с бордюрами, чтобы вода не задерживалась. Ну и учитываем, все-таки, что по такой дороге будут ездить арбы, запряженные ишаками самое большее, а не фуры.
- ↑ Разработчики обычно горожане-домоседы и не в курсе, насколько путешествие по ровной дороге, даже просто утоптанной гравиевой, отличается от такового по грязи, лесу и пескам.
- ↑ Rainforest Challenge International, изначально малазийская многодневная гонка по джунглям со спецучастками, на которых тонут даже специализированные болотоходные корчи. С недавних времен, после ряда успехов российских джиперов, часть этапов с благословения самого Луиса Ви проводится в России.
- ↑ Бензиновый Урал, в отличие от дизельного родственника 4320, имел лучшую развесовку по осям из-за более легкого двигателя (бензинка ЗиЛ-375 весила пятьсот кг, дизель ЯМЗ вместе с допоборудованием спокойно уходил за тонну) и благодаря этому в местах, где дизельный клевал носом и тонул мордой, упираясь бампером в грунт и пытаясь изобразить из себя бульдозер, бензиновый задирал нос как катер и пер вперед. Минус был ровно один — даже по ровному асфальту это чудовище жрало поллитра бензина на километр, причем девяносто пятого, девяносто второго и уж тем более восьмидесятого — на четверть и вполовину больше, соответственно, потому что приходилось как минимум перенастраивать карб и зажигание, ради наличия хоть какой-то тяги, а то и подшлифовывать головы ради повышения степени сжатия. На бездорожье и с полной загрузкой расход топлива мог вполне оказаться вполне танковым — литр на полкилометра.
- ↑ Наглухо заваренный дифференциал, момент распределяется строго 50/50, всегда.
- ↑ -37 по Цельсию зимой — это тепло!
Россия и СССР | ||
---|---|---|
География | Москва • Северо-запад и Русский Север (Великий Новгород) • Санкт-Петербург • Поволжье (Волгоград • Казань • Нижний Новгород • Уфа • Пермь • Ярославль) • Центральная Россия (Тула • Воронеж • Курск) • Юг и Черноморское побережье (Ростов-на-Дону • Краснодар • Сочи) • Северный Кавказ (Грозный) • Урал, Сибирь и Дальний Восток/Таёжник (Владивосток • Петропавловск-Камчатский • Екатеринбург • Красноярск • Комсомольск-на-Амуре • Магадан • Новосибирск • Омск • Тюмень • Челябинск • Хабаровск) Особые регионы: Арктика • Калининград • Крым • ДНР и ЛНР
| ![]() |
Ближнее зарубежье | Азербайджан • Аляска • Армения • Белоруссия • Грузия • Молдавия • Монголия • Польша • Прибалтика • Средняя Азия • Украина • Финляндия | |
Времена (в хронологическом порядке) | До революции: Время Бусово • Древняя Русь • Ордынское иго • Русское царство • Российская империя • Красный октябрь vs Белая эмиграция Советская власть: Эпоха НЭПа • Эпоха первых пятилеток • Эпоха советского ампира • Эпоха оттепели • Эпоха застоя • Перестройка (Глухое ожидание перемен • Кто сколько унесёт суверенитета) | |
Войны (в хронологическом порядке) | Северная война • Семилетняя война • Наполеоновские войны • Русско-турецкие войны (Крымская война) • Русско-японская война • Первая мировая война • Гражданская война в России • Вторая мировая война • Война в Афганистане (Афганская война 1979 - 1989) | |
Силовики | С трёхлинейкой и Георгием/Красные с ракетами/Триколоры с ракетами • Войска дяди Васи • Казаки (Папахи, шашки и ряженые) • Милиция • С нами Бог и Андреевский флаг • Чистые руки, холодная голова и горячее сердце | |
Стереотипы и альтернативная история | Белая Россия vs Красное будущее • Католическая Русь • Клюква (Беленькая • Казачок) • Красная угроза • Коммилэнд • Лжерусские • Медведь снова зол • Нет дорог, только направления • Постсоветская хтонь (Мистическая Сибирь) • Прекрасная славянка • Россия — часть Запада vs Россия — часть Востока • Русский богатырь (Благородный русский эмигрант • Товарищ-коммунист) vs Эти злобные русские… (маассквич • питераст • Камаз Отходов) • Русским всегда достаётся • Руссо туристо • Ряженые под Россию • Советская магия • Советская сверхнаука | |
Отечественное искусство | Дореволюционное искусство • Советское искусство • Российское искусство |