Карманный Сусанин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Окраина убогого села. По грязной улице ползет большой, сверкающий огнями городской джип. Проезжает последний покосившийся дом, упирается в упавший забор, за которым овраг, и замирает. Две старушки в фуфайках поодаль: — Семеновна, гляди, еще один с навигатором.

»
— Анекдот

Карманный Сусанин — картографический вариант бесполезного советчика. Если навигатор или миникарта будут показывать игроку дорогу во всех подробностях, это будет слишком просто, потому рождаются следующие варианты поведения навигационных маркеров:

  • Откровенное капитанство. Например, при вызове подсказки она покажет на запертую дверь, а не на дорогу к ключу. А в местах, где советчик работает нормально, игрок легко всё проходит сам.
  • Собственно сусанинский, но при этом менее бесполезный, когда отметка просто указывает направление на цель. Как известно, в реальной жизни прямой путь очень редко бывает самым быстрым. В результате при попытке тупо следовать за указателем игрок забредает в лютые дебри, тупики, вражьи логова и тому подобное, но, помучавшись, всё же находит дорогу.

Соседний троп — топографический кретинизм у ИИ, так как навигаторы используют похожие механизмы поиска пути, и если разработчики накосячили в одном, то и в другом тоже могли.

На сайте также есть статьи про 4 типа живых Сусаниных — герой, злодей, дурак и Сусанин поневоле.

Примеры[править]

Мультсериалы[править]

  • «Финес и Ферб» — в эпизоде «Поездочка» Перри, чтобы изменить маршрут и остановить Фуфелшмерца, подключается к навигатору. Милый женский голос даёт указания Лоренсу, который «никогда не спорит с дамами». В итоге трейлер едва не падает в овраг.
  • «Пин-код» — обыграно в серии «Пин-песчинка»:
«

— Вы пропустили поворот. Следующий поворот через триста тысяч километров. — Глупая бесполезная железка!

»

Аниме и манга[править]

  • Манга «Nemurabaka»: В автомобиль встроен GPS-навигатор с аватаркой в виде самоуверенной анимешной девочки, которая не только заводит черт-знает-куда, но потом кавайно умоляет ее не бить. Зато после апдейта у нее увеличивается гардероб: [1]

Видеоигры[править]

  • Dead Space — навигатор удивительно подробен, прямо рисует дорожку по комнате. Конечно, перед запертыми дверьми тоже капитанствует, но мест, где нужно искать ключ за десять комнат в другой части уровня, нет. А если есть, то показывает на ключ, благо закадровый штурман в курсе.
  • Ex Machina — сусанинские указатели, но по законам жанра мы весьма ограничены дорогами, так что проблемы возникают редко.
  • Warframe — показывает направление на нужный выход из комнаты, в которой находится игрок или прямо на цель, если она в этой комнате. Проблемы начинаются если комната многоуровневая: тогда указатель будет на ближайшей лестнице, а при наличии нескольких путей к цели он отказывается переключаться. В открытой бете на астероиде Гринир был тайл, который гарантированно превращался в «Поляки на болоте» — огромный, запутанный, и с хронически сломанным указателем, показывавшим куда угодно, только не куда надо. Сейчас такое есть в больших комнатах в башнях Орокин, многоуровневых и с полдюжиной выходов. Тайловость комнат и развитый паркур позволяют опытному игроку привыкнуть к этим недостаткам, но полностью проблема заучиванием не решается.
  • Sunless Sea — навигатора нет вообще. Приходится постоянно сверяться с картой, а летучие мыши показывают только не посещённые ранее объекты и тоже только на карте.
  • Вангеры — навигатор при наличии дорог бывает достаточно честен и ведёт по ним, а при отсутствии путь прям, но опасен. Проблемой является то, что он выполнен в виде красненького паучка, который ползает по экрану, и иногда по непонятным причинам тупит и делает это очень медленно, в результате чего игрок сворачивает не туда.
  • Первые игры серии GTA, которые с видом сверху — стрелка показывает направление на цель, но дорогу приходится искать самостоятельно.
  • Black Desert — стрелка показывает направление на цель квеста. Обычно этого достаточно, но в одном из заданий нужно найти пещеру. Вход в неё — со стороны обрыва над рекой, квестовая цель — в центре пещеры, над целью — удобная, ровная, абсолютно пустая дорога. Догадайтесь, куда идёт ведомый сусанином игрок — вперёд по широкой дороге, или влево-за кусты-в обход кругом по краю обрыва-к входу в пещеру?
  • Prey (2017) — добраться до цели зачастую можно тремя путями: проехав на лифте, пролетев через грузовой канал или по открытому космосу. Поэтому указатель пути регулярно показывает на ближайший шлюз.
  • Mass Effect 3, DLC «Цитадель»: пример не из геймплея. В погоне за Шепард(ом)-клоном ГГ наказывает Глифу, дрону-помощнику, найти цель, ушедшую вперёд.
«

Глиф: Как выглядит цель? Шепард: Эмм…как я. Глиф: Цель найдена.

»
  • «Test Drive Unlimited» — навигатор работает довольно адекватно, но имеет дурную привычку на параллельных дорогах прокладывать путь по встречке.
  • The Elder Scrolls начиная с Oblivion, и как следствие Fallout начиная с 3 — указатель показывает строго на цель либо на ближайший переход в локацию цели, принципиально не учитывая дороги.
  • Deep Rock Galactic — в генерируемых пещерах, да ещё и периодически заткнутых наглухо, имеет смысл делать только прямой указатель направления, благо карта трёхмерная. Но всё равно, когда в команде есть бурильщик, нередко проще прокопать тоннель прямо на указатель, чем пытаться найти дорогу.

Интернет[править]

  • Local 58 — «You Are On The Fastest Available Route». По прибытии навигатор требует выключить фары.

Реальная жизнь[править]

Навигатор лжёт
  • GPS-навигатор проложил маршрут по дну озера
    • Есть аналогичная байка с обоснуем — к достопримечательности на том берегу туристы переехали на пароме, а при включении функции «возвратиться по тому же маршруту», парома уже не было.
  • Навигатор, прокладывая маршрут, приказал выполнить разворот в том месте, где он запрещён согласно ПДД.
    • В Киеве, где Яндекс забанен, навигатор на следующий же день отметил временное место для разворота. Видимо, он исследует треки водителей — и если кто-то разворачивается на знаке «Движение прямо» и пунктирной линии (рядом две территории, и чтобы не было перепробегов, сделали пунктир) — он и предположил, что разворот есть.
  • Ситуации в стиле: «Передавай навигатору мой пламенный привет! (Подпись: бетонный блок)». Серьезно, пытаясь объехать какой-нибудь неудобно построенный дом, упереться в установленные на днях жильцами или управляющей компанией «надолбы» — очень… смешно.
    • То же самое касается и пешеходов, обнаруживающих, что на пути навигатора забор, в котором в лучшем случае калитка для местных жильцов\работников, а вход для простых смертных находится совсем в другом месте. Особенно тяжело в случае больших жилых и офисных комплексов — вашему покорному слуге пришлось отмахать на своих двоих 3 остановки на трамвае и более километра пешком, чтобы зайти в бизнес-парк с нужного входа.
    • Автор правки однажды шёл пешком вдоль большого озера и его путь упёрся в детский лагерь — трёхметровый забор с наглухо запертыми воротами, справа уходящий в воду, слева упирающийся в крутой склон с непролазными дебрями. Даже КПП отсутствует. Места для ночевья и отдыха — по ту сторону лагеря. Пришлось обходить лагерь через дебри, то ещё путешествие вышло, на всю жизнь запомнилось.
    • Бывают и обратные ситуации — навигатор не воспринимает КПП как доступные для сквозного прохода и посылает в долгий кружной путь.
  • Возможно шутка, но: навигатор привел на кладбище, после чего сообщил: «Ваш путь окончен».
  • По разным причинам местоположение может определяться с ошибкой — а уж пределы погрешности могут варьироваться в зависимости от состояния устройства и иных факторов до метров до сотен километров.
    • Нередко водители из центра Москвы или иных крупных городов могут внезапно обнаружить себя по навигатору где-нибудь на окраине (в случае с Москвой — в Шереметьево). Причина — проезд высокопоставленного лица и включение антипеленгаторов GPS.
    • Частая причина глюков — туннели, то навигатор считает, что клиент стоит у входа, то думает, что он телепортировался куда-то… Автор правки однажды глянул на навигатор во время поездки в метро и обнаружил себя в Лос-Анжелесе… Метро было настолько глубокое?
  • Архиважная проблема навигаторов — оценка качества маршрута. В большинстве случаев международная трасса предпочтительнее региональной просто потому, что последняя обычно разбита. Также навигатор плохо учитывает время проезда перекрёстков, манеру превышать скорость в том или ином регионе… Яндекс, например, крайне любит проезжать через города, даже если построены нормальные окружные дороги.
    • Особо клинический случай — на маршруте попадается некий участок, формально являющейся проезжей частью, а в действительности… «Каждый город стоит на семи холмах; если холмов другое количество — всегда можно выбрать семь самых больших» (с), и чтобы найти горную дорогу, совсем не обязательно ехать в горы. Примером, какой-нибудь стремный переулок, взобраться на который можно только пешком в подходящей обуви (хорошо, если без альпинистского снаряжения), в лучшем случае — на внедорожнике.
  • Пропустил нужный поворот, что дальше? Часто места для разворотов записаны в навигаторе очень плохо и удаётся найти какой-нибудь интересный разворот через территорию.
  • Давать голос или нет? То вмешивается, когда посреди трассы «бык» моста, и объезд левой или правой стороной зависит только от того, в какую полосу ты попал. То молчит, когда с небольшой дороги выезжаешь на большую трассу — формально путь один, направо, но это явно не «ехать прямо».
  • Автору правки Гугл-мапс как-то раз предложил свернуть налево на трассе на мост. Вот только мост находится метрах в двадцати под трассой. Автор правки разумно решил ехать дальше по прямой.
  • Несть числа ошибок размещения организаций. Автор правки так умудрился опоздать на важную городскую олимпиаду — вуз-место проведения проверял только по Google Maps и в итоге приехал в совершенно противоположный нужному конец города в промзону.