Нет дорог, только направления: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 11 промежуточных версий 8 участников)
Строка 4: Строка 4:
Двигались по ней разъездные приказчики с товарами [[базилевсы, порфира и еретики|византийских]] торговых фирм. Навстречу им из гудящего леса выходил [[Соловей-разбойник]], грубый мужчина в каракулевой шапке. Товары он отбирал, а приказчиков выводил в расход. Брели по этой дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились странники.
Двигались по ней разъездные приказчики с товарами [[базилевсы, порфира и еретики|византийских]] торговых фирм. Навстречу им из гудящего леса выходил [[Соловей-разбойник]], грубый мужчина в каракулевой шапке. Товары он отбирал, а приказчиков выводил в расход. Брели по этой дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились странники.
Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый [[воздушный шар]]. Были изобретены железные близнецы — пароход и паровоз. Затрубили автомашины.
Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый [[воздушный шар]]. Были изобретены железные близнецы — пароход и паровоз. Затрубили автомашины.
А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.|Илья Ильф, Евгений Петров, «[[Золотой телёнок|Золотой телёнок]]»}}
А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.|Илья Ильф, Евгений Петров, «[[Остап Бендер|Золотой телёнок]]»}}


{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
Строка 25: Строка 25:
* «В России нет дорог, только направления» — гласит поговорка-[[тропнеймер]]. Насколько справедливо это утверждение, и насколько эта проблема специфична именно для нашей страны — [[Проблема противоположных оценок|есть самые разные мнения]].
* «В России нет дорог, только направления» — гласит поговорка-[[тропнеймер]]. Насколько справедливо это утверждение, и насколько эта проблема специфична именно для нашей страны — [[Проблема противоположных оценок|есть самые разные мнения]].
** ''Мнение с одной стороны:'' особенно справедливо это [[от каменного пояса до Тихого океана]], где, по большому счёту, единственная артерия жизни — Транссиб, а от него — либо по рекам на север, либо, если надо куда-нибудь в Анадырь, самолётом. Автомобильные дороги вдоль БАМа убиты в мясо, и если с грузовиков-дальнобойщиков неровности рельефа сходят, как с гуся вода, то попытка проехать там на легковой машине, пусть даже внедорожнике — гарантированная смерть седалищу. Каково пытаться ехать на север, автор статьи боится даже предполагать.
** ''Мнение с одной стороны:'' особенно справедливо это [[от каменного пояса до Тихого океана]], где, по большому счёту, единственная артерия жизни — Транссиб, а от него — либо по рекам на север, либо, если надо куда-нибудь в Анадырь, самолётом. Автомобильные дороги вдоль БАМа убиты в мясо, и если с грузовиков-дальнобойщиков неровности рельефа сходят, как с гуся вода, то попытка проехать там на легковой машине, пусть даже внедорожнике — гарантированная смерть седалищу. Каково пытаться ехать на север, автор статьи боится даже предполагать.
** ''Мнение с другой стороны:'' да-да, М11 — не дорога, М4 — не дорога, «Таврида» — не дорога, и т. д. и т. п. На YouTube множество каналов с поездками по стране от «пункта А» до «пункта Б» — всё не по дорогам, да. Или тут у нас концепция «не России», знаете ли? Москва — не Россия, Санкт-Петербург — не Россия, любой активно развивающийся регион — не Россия, а вот деревня Большие Е**ня — это Россия. Автор, ну ты бы изучил состояние дорожного строительства в стране, хотя бы по урбанистическим форумам или YouTube, прежде чем писать мифологемы.
** ''Мнение с другой стороны:'' да-да, М11 — не дорога, М4 — не дорога, «Таврида» — не дорога, и т. д. и т. п. На YouTube множество каналов с поездками по стране от «пункта А» до «пункта Б» — всё не по дорогам, да. Или тут у нас концепция «не России», знаете ли? Москва — не Россия, Санкт-Петербург — не Россия, любой активно развивающийся регион — не Россия, а вот деревня [[Медвежий угол]] — это Россия. Автор, ну ты бы изучил состояние дорожного строительства в стране, хотя бы по урбанистическим форумам или YouTube, прежде чем писать мифологемы.
*** Автор изучил состояние дорожного строительства в стране по опыту собственных поездок. И не по густонаселённой европейской «Рассее», а именно что по Сибири, которой «урбанисты»-[[маассквич]]и и примкнувшие к ним шепиловы нюхом не нюхали — им, как пел Алексей Свиридов, «что М5, что А110, им, похоже, всё равно». Сравните плотность покрытия [[:w:Автомобильные дороги России федерального значения|дорог федерального значения]] к востоку и к западу от Урала и трезво содрогнитесь.
*** Автор изучил состояние дорожного строительства в стране по опыту собственных поездок. И не по густонаселённой европейской «Рассее», а именно что по Сибири, которой «урбанисты»-[[маассквич]]и и примкнувшие к ним шепиловы нюхом не нюхали — им, как пел Алексей Свиридов, «что М5, что А110, им, похоже, всё равно». Сравните плотность покрытия [[:w:Автомобильные дороги России федерального значения#Автомобильные дороги общего пользования федерального значения|дорог федерального значения]] к востоку и к западу от Урала и трезво содрогнитесь.
* Ещё одна подобная фраза: «Русские называют дорогой место, где собираются проехать». По легенде, произнесена Гудерианом в 1941 году, когда он изучил трофейный атлас автодорог и сравнил его с наличной действительностью.
**** Нам точно нужна эта лесенка?
* Ещё одна подобная фраза: «Русские называют дорогой место, где собираются проехать». По легенде, произнесена Гудерианом в 1941 году, когда он изучил трофейный атлас автодорог и сравнил его с наличной действительностью.
 
=== [[Театр]] ===
{{q|'''[[боевой азиат|Маса]]:''' [[смищной аксэнт|Доворьно]] дурацкая дорога. Борьшие буераки! [[антилопа-гну|Дрозьки — дрян]]!|[[Борис Акунин]], «[[приключения Эраста Фандорина|Инь-Ян]]»}}


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 33: Строка 37:
** Более материалистично троп отыгрывается на [[Архимаг (серия книг)|Плонете]]. Который мало того что пережил постапокалипсис, так ещё и транспорт использовал не колёсный, а шагающий (а в последние десятилетия так и вовсе антигравитационный), которому гладкое покрытие не так уж и необходимо — так что его и до войны особо не чинили.
** Более материалистично троп отыгрывается на [[Архимаг (серия книг)|Плонете]]. Который мало того что пережил постапокалипсис, так ещё и транспорт использовал не колёсный, а шагающий (а в последние десятилетия так и вовсе антигравитационный), которому гладкое покрытие не так уж и необходимо — так что его и до войны особо не чинили.
** Да и в «[[Преданья (серия книг)|Преданьях]]» тоже не замечено на Руси хороших дорог. Видимо, было бы уж слишком фантастично даже для фэнтези.
** Да и в «[[Преданья (серия книг)|Преданьях]]» тоже не замечено на Руси хороших дорог. Видимо, было бы уж слишком фантастично даже для фэнтези.
*** Справедливости ради, герои хоженых дорог особо и не придерживаются, благо прыткость волколака позволяет скакать и напрямик. Но на межсезонную распутицу поправку делать приходится, [[получилась реальность|как и в реальности]] вплоть до XX века, а в редких местах и поныне.
*** Справедливости ради, герои хоженых дорог особо и не придерживаются, благо прыткость волколака позволяет скакать и напрямик. Но на межсезонную распутицу поправку делать приходится, [[получилась реальность|как и в реальности]] вплоть до XX века, а в редких местах и поныне.
* «[[Песнь Льда и Пламени]]» демонстрирует троп в Травяном море. Конечно, аборигены-дотракийцы там ориентируются, но их [[орда|кхаласары]] меньше чем по десятку тысяч человек не ходят и имеют возможность рассылать разведчиков, которые и указывают дорогу.
* «[[Песнь Льда и Пламени]]» демонстрирует троп в Травяном море. Конечно, аборигены-дотракийцы там ориентируются, но их [[орда|кхаласары]] меньше чем по десятку тысяч человек не ходят и имеют возможность рассылать разведчиков, которые и указывают дорогу.
* «Профессор А. Донда» Станислава Лема — в [[Булунги|Лумии]] есть одна автострада в столице, длиной 60 метров, но её используют только для военных парадов. В один момент правительству пришла в голову гениальная мысль, что закупка вертолётов обойдётся дешевле, чем строительство дорог, а население схватилось за голову, прикинув, сколько запчастей и сортов ГСМ использует вертолёт, при том, что даже для добычи велосипедной цепи в Лумии приходится немало потрахаться, в том числе и буквально.
* «Профессор А. Донда» Станислава Лема — в [[Булунги|Лумии]] есть одна автострада в столице, длиной 60 метров, но её используют только для военных парадов. В один момент правительству пришла в голову гениальная мысль, что закупка вертолётов обойдётся дешевле, чем строительство дорог, а население схватилось за голову, прикинув, сколько запчастей и сортов ГСМ использует вертолёт, при том, что даже для добычи велосипедной цепи в Лумии приходится немало потрахаться, в том числе и буквально.
* Александр Рекмечук, повесть «Всё впереди» — педаль в вечную мерзлоту советского Заполярья. В посёлок нефтяников Джегор была построена дорога, но после дождей всё стало как на картинке в начале статьи. Дорога превратилась в трясину, в которой тонут трактора, для людей же она стала почти непроходимой. По сторонам находится просто болото, и в отличие от ''дороги'', по нему ещё можно пройти. Местные используют в качестве пешеходной трассы трубопровод, но за полкилометра до посёлка всё равно приходится спускаться на ''дорогу''…
* Александр Рекмечук, повесть «Всё впереди» — педаль в вечную мерзлоту советского Заполярья. В посёлок нефтяников Джегор была построена дорога, но после дождей всё стало как на картинке в начале статьи. Дорога превратилась в трясину, в которой тонут трактора, для людей же она стала почти непроходимой. По сторонам находится просто болото, и в отличие от ''дороги'', по нему ещё можно пройти. Местные используют в качестве пешеходной трассы трубопровод, но за полкилометра до посёлка всё равно приходится спускаться на ''дорогу''…
* Клиффорд Саймак, «Город» — в первой новелле ситуация как в [[Унылый совок|Советском Союзе]], а дальше — как в «[[#Кино|Назад в будущее]]», а потом и вовсе человечество покинуло Землю. Экранопланы, а затем вертолёты сделали качественные дороги ненужными.
* Клиффорд Саймак, «Город» — в первой новелле ситуация как в [[Унылый совок|Советском Союзе]], а дальше — как в «[[#Кино|Назад в будущее]]», а потом и вовсе человечество покинуло Землю. Экранопланы, а затем вертолёты сделали качественные дороги ненужными.
* Александр Мазин, римский цикл — римлянин (III век нашей эры) для описания того, что варвары (действие происходит на территории современной Украины) называют дорогами, использует в основном латинские матюки.
* Александр Мазин, римский цикл — римлянин (III век нашей эры) для описания того, что варвары (действие происходит на территории современной Украины) называют дорогами, использует в основном латинские матюки.
** Учитывая, ''как'' римляне строили дороги,<ref>На [[Рагнарёкоустойчивость|тысячелетия]]! Буквально! Копается яма до коренной породы или более-менее твёрдой почвы (которая утрамбовывается), засыпается слоем булыжников, слоем гравия или битого камня на извёстке, заливается (вернее, закладывается, он не настолько текуч) известковым пуццолановым раствором, после чего кладётся мостовая, причём, в отличие от современных какпопальных дорог, выпуклая и с бордюрами, чтобы вода не задерживалась.</ref> он имеет полное право материться насчёт современных дорог, которые ''в лучшем случае'' в качестве подложки используют старые, построенные на совесть, мостовые или пять предыдущих слоёв асфальта, ушедших вглубь, а обычно просто пятнадцать сантиметров утрамбованного гравия и десять асфальта.
** Учитывая, ''как'' римляне строили дороги,<ref>На [[Рагнарёкоустойчивость|тысячелетия]]! Буквально! Копается яма до коренной породы или более-менее твёрдой почвы (которая утрамбовывается), засыпается слоем булыжников, слоем гравия или битого камня на извёстке, заливается (вернее, закладывается, он не настолько текуч) известковым пуццолановым раствором, после чего кладётся мостовая, причём, в отличие от современных какпопальных дорог, выпуклая и с бордюрами, чтобы вода не задерживалась. Ну и учитываем, все-таки, что по такой дороге будут ездить арбы, запряженные ишаками самое большее, а не фуры.</ref> он имеет полное право материться насчёт современных дорог, которые ''в лучшем случае'' в качестве подложки используют старые, построенные на совесть, мостовые или пять предыдущих слоёв асфальта, ушедших вглубь, а обычно просто пятнадцать сантиметров утрамбованного гравия и десять асфальта.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Назад в будущее]]» — «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны!». В будущем, где машины летают, наличие дорог не обязательно.
* «[[Назад в будущее]]» — «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны!». В будущем, где машины летают, наличие дорог не обязательно.
** Однако ж они там есть. И наверху, в виде размеченных светящихся трасс, и внизу, нормальные, из асфальта.
** Однако ж они там есть. И наверху, в виде размеченных светящихся трасс, и внизу, нормальные, из асфальта.
*** А вот в 1885 году с дорогами в Хилл-Вэлли и правда были проблемы, о чём напомнил Док в начале триквела: «Там, куда ты направляешься, дорог нет»


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Волк в упряжке» из серии «Приключения барона Мюнхаузена» — [[шутки ради]]: «Эх, Россия, эх, края! Ни тропинки, ни дороги!»
* «Волк в упряжке» из серии «Приключения барона Мюнхаузена» — [[шутки ради]]: «Эх, Россия, эх, края! Ни тропинки, ни дороги!»
=== [[Видеоигры]] ===
Все «песочницы» начиная с [[Minecraft]] по определению. Дороги — только те, которые игрок построил сам, а из-за ужатого масштаба, отсутствия транспорта, и, обычно, никакущих бонусов к скорости у дорог/никакущих минусов к скорости у земли-травы и прочей распутицы,<ref>Разработчики обычно горожане-домоседы и не в курсе, ''насколько'' путешествие по ровной дороге, даже просто утоптанной гравиевой, отличается от такового по грязи, лесу и пескам.</ref> они и строятся исключительно «по приколу».
* [[Fallout]]:
** 1 и 2 — дорог нет, одни тропы для караванов. Как отличается скорость путешествия по такой поверхности от шоссе, можно сравнить наглядно, установив во второй части на «хайвеймен» антигравитационную установку.
** 3 и New Vegas — дороги есть, но разбитые донельзя.
** 4 — дороги есть, причём [[Сарказм|почему-то]] [[Хайвей в отличном состоянии|намного менее повреждённые]], чем в предыдущих двух примерах, хотя климат в Содружестве намного хуже.
* [[RimWorld]] — никто не строит новых дорог (и это понятно, если учесть, как легко и просто в сеттинге делаются баллистические дропподы), все имеющиеся — остались от терраформирования и предыдущих цивилизаций, лежат в руинах, и ведут куда попало. Впрочем, даже так по ним караваны двигаются быстрее.
* [[Wurm Online]] — онлайн-песочница, все дороги построены самими игроками, и имеют свойство со временем разваливаться, если их не чинить. Соответственно чем меньше игроков — тем меньше дорог, а на ПвП-серверах они имеют стратегическое значение и пол-карты представляет из себя эталонный [[медвежий угол]]. А ещё все карты, по сути, архипелаги, и кораблестроение в игре представлено, так что дороги нужны далеко не всегда.
* Breath of Fire III — [[Пустыня Смерти]]. Дороги нет, ориентируемся [[Управление по компасу|по звёздам]] и указанным местными жителями направлениям.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 52: Строка 67:
* Песня о русской дороге из фильма «[[Гардемарины, вперёд!]]».
* Песня о русской дороге из фильма «[[Гардемарины, вперёд!]]».
* Игорь Растеряев, «Русская дорога».
* Игорь Растеряев, «Русская дорога».
* [[Любэ]] — «Давай-наяривай» как раз об этом. И даже лирического героя — то есть, самого Расторгуева — троп не пугает. «По великому по бездорожью…» «…дайте мне песен расейских — я босой обойду полстраны!»


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Большинство степей. Дорог нет, ориентиры тоже не всегда есть, куда хочешь, туда и езжай.
* Марафон «Париж-Дакар» проходил по пустыне, где дорог почти нет.
* Марафон «Париж-Дакар» проходил по пустыне, где дорог почти нет.
* Суворову для перехода через Альпы австрийцы указали дорогу по берегу Люцернского озера. Ну, вообще пройти там было можно, а вот армией — только дико матерясь.
* Суворову для перехода через Альпы австрийцы указали дорогу по берегу Люцернского озера. Ну, вообще пройти там было можно, а вот армией — только дико матерясь.
* В России и в самом деле, с дорогами всегда дела обстояли так себе, мягко говоря. В СССР основным способом связывающим между города и веси большой страны, были ЖД-магистрали (во Владивосток из Читы, доехать на автомобиле было невозможно, физически). Только с конца нулевых, в России в принципе стали строить и развивать именно автомобильные дороги.
** Ага, а перегонщики японских авто в девяностые тирьямпампатором, видимо, обладали. Была там дорога, поганая, тяжелая, но проходимая даже для совсем легковушки, и уж всяко получше, чем федеральная трасса «Лена». И участок между Читой и Хабаровском был не самым поганым, между Красноярском и Иркутском были места, где и Дакар провести было бы не стрёмно. А то и этап «RFC»<ref>Rainforest Challenge International, изначально малазийская многодневная гонка по джунглям со спецучастками, на которых тонут даже специализированные болотоходные корчи. С недавних времен, после ряда успехов российских джиперов, часть этапов с благословения самого Луиса Ви проводится в России.</ref>
** Якутск — педаль в пол. Туда вообще никак, кроме как по воздуху и по рекам невозможно было добраться, от слова совсем. И ЖД и просто магистраль туда пришла во второй половине десятых.
** Федеральные трассы «Лена» и «Колыма»! «Кто не был — тот будет, кто был — хрен забудет» — говорили местные. В межсезонье на «Лене» мог утонуть даже «смерть кооператора» — хтонический бензиновый полноприводный грузовик Урал-375Д,<ref>Бензиновый Урал, в отличие от дизельного родственника 4320, имел лучшую развесовку по осям из-за более легкого двигателя (бензинка ЗиЛ-375 весила пятьсот кг, дизель ЯМЗ вместе с допоборудованием спокойно уходил за тонну) и благодаря этому в местах, где дизельный клевал носом и тонул мордой, упираясь бампером в грунт и пытаясь изобразить из себя бульдозер, бензиновый задирал нос как катер и пер вперед. Минус был ровно один — даже по ровному асфальту это чудовище жрало поллитра бензина на километр, причем девяносто пятого, девяносто второго и уж тем более восьмидесятого — на четверть и вполовину больше, соответственно, потому что приходилось как минимум перенастраивать карб и зажигание, ради наличия хоть какой-то тяги, а то и подшлифовывать головы ради повышения степени сжатия. На бездорожье и с полной загрузкой расход топлива мог вполне оказаться вполне танковым — литр на полкилометра.</ref> из категории В могли пройти только качественно подготовленные внедорожники да УАЗы с «буханками», правда, последние исключительно при инсталляции опытной и особо отмороженной прокладки между рулём и сиденьем. Хотя встречались и отдельные уникальные кадры, ухитрявшиеся ходить там на почти стоковых Нивах и даже на заднеприводных жигулях с электродуговой блокировкой заднего моста<ref>Наглухо заваренный дифференциал, момент распределяется строго 50/50, всегда.</ref>. «Колыма» же, кроме феерического климата<ref>-37 по Цельсию зимой — это '''тепло'''!</ref> и огромными промежутками между населенными пунктами, вынуждавшими тащить с собой дикий запас топлива, выделялась ещё и крайне поганой географией — Черный Прижим, Жёлтый Прижим, перевал Заячья Петля ежегодно собирали с водителей кровавую в буквальном смысле дань. В нынешние времена дорога проходима даже для не особо высокой легковушки, если иметь достаточно топлива, запчастей и теплых вещей. Без них можно влипнуть даже и сейчас, известна печальная история двух молодых перегонщиков Тойоты Марк II из Якутска в Магадан, вставших под Томтором, один из которых замерз насмерть, а второй остался без рук и ног.


== Примечания ==
{{примечания}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/СССР и Россия}}

Текущая версия на 09:54, 11 апреля 2025

«

Между древним Удоевым, основанным в 794 году, и Черноморском, основанным в 1794 году, лежали тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги.
За эту тысячу лет на магистрали Удоев — Чёрное море появлялись различные фигуры.
Двигались по ней разъездные приказчики с товарами византийских торговых фирм. Навстречу им из гудящего леса выходил Соловей-разбойник, грубый мужчина в каракулевой шапке. Товары он отбирал, а приказчиков выводил в расход. Брели по этой дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились странники.
Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый воздушный шар. Были изобретены железные близнецы — пароход и паровоз. Затрубили автомашины.
А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.

»
— Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок»
«

— А правду говорят, что в России плохие дороги?
— Брешут!.. Нет тут никаких дорог.

»
— В другом варианте тот же ответ даётся на вопрос: «А правда, что в России медведи по дорогам ходят
Что ты там сказал про навигатор?

Итак, перед нашим героем раскинулась новая неизведанная страна. В ней есть города — культурные, научные, промышленные, финансовые и религиозные центры, есть морские и воздушные порты. Есть поля, которые возделывают фермеры или колхозники, и есть сёла и хутора, где они живут. Есть шахты и карьеры, где добывают полезные ископаемые, и есть курорты, где после этого отдыхают. И, конечно же, есть дороги и тропы, по которым можно добраться между всеми этими важнейшими пунктами…

А вот фигушки. Нет дорог, только направления. В лучшем случае — остатки дорог, когда-то построенных, но ни разу с той поры не ремонтированных и за годы эксплуатации убитых в зыбучее месиво — ну или предназначенных для ныне несуществующего вида транспорта. Это обычно бывает при постапокалипсисе или в случае завоевания умирающей империи (у которой деньги и средства на обслуживание путей сообщения были) варварами (которые пользоваться дорогой будут, а вот на починку забьют). В худшем — более-менее натоптанные тропы между наиболее важными центрами и примерные указания направления в сторону всего остального. Добирайтесь как хотите, не наши проблемы. Заплатите проводнику из местных или, если есть на чём — летите, и то не факт, что разведанная с высоты дорога не преподнесёт сюрпризов при попытке по ней пройти и тем более проехать. Такая ситуация встречается обычно на фронтире.

Контртроп — хайвей в отличном состоянии.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Грабить корованы получается именно потому, что они обычно ходят в местах, представляющих собой троп, таких как Пустыня Смерти. Собственно, маршрут каравана называется именно что тропой — из ориентиров там как максимум вбитые в землю вешки. И то их могут выкопать поджидающие добычу абреки и кунаки — и даже вколотить в новом направлении, чтобы завести караван поближе к логову и там взять обессиленным.
  • В открытом океане, внезапно, троп. Конечно, грамотный штурман даже в отсутствие современных средств навигации худо-бедно сориентируется по небесным светилам, а лоцман из аборигенов — хоть по вкусу воды, но в целом…

Фольклор[править]

  • «В России нет дорог, только направления» — гласит поговорка-тропнеймер. Насколько справедливо это утверждение, и насколько эта проблема специфична именно для нашей страны — есть самые разные мнения.
    • Мнение с одной стороны: особенно справедливо это от каменного пояса до Тихого океана, где, по большому счёту, единственная артерия жизни — Транссиб, а от него — либо по рекам на север, либо, если надо куда-нибудь в Анадырь, самолётом. Автомобильные дороги вдоль БАМа убиты в мясо, и если с грузовиков-дальнобойщиков неровности рельефа сходят, как с гуся вода, то попытка проехать там на легковой машине, пусть даже внедорожнике — гарантированная смерть седалищу. Каково пытаться ехать на север, автор статьи боится даже предполагать.
    • Мнение с другой стороны: да-да, М11 — не дорога, М4 — не дорога, «Таврида» — не дорога, и т. д. и т. п. На YouTube множество каналов с поездками по стране от «пункта А» до «пункта Б» — всё не по дорогам, да. Или тут у нас концепция «не России», знаете ли? Москва — не Россия, Санкт-Петербург — не Россия, любой активно развивающийся регион — не Россия, а вот деревня Медвежий угол — это Россия. Автор, ну ты бы изучил состояние дорожного строительства в стране, хотя бы по урбанистическим форумам или YouTube, прежде чем писать мифологемы.
      • Автор изучил состояние дорожного строительства в стране по опыту собственных поездок. И не по густонаселённой европейской «Рассее», а именно что по Сибири, которой «урбанисты»-маассквичи и примкнувшие к ним шепиловы нюхом не нюхали — им, как пел Алексей Свиридов, «что М5, что А110, им, похоже, всё равно». Сравните плотность покрытия дорог федерального значения к востоку и к западу от Урала и трезво содрогнитесь.
        • Нам точно нужна эта лесенка?
  • Ещё одна подобная фраза: «Русские называют дорогой место, где собираются проехать». По легенде, произнесена Гудерианом в 1941 году, когда он изучил трофейный атлас автодорог и сравнил его с наличной действительностью.

Театр[править]

« Маса: Доворьно дурацкая дорога. Борьшие буераки! Дрозьки — дрян! »
Борис Акунин, «Инь-Ян»

Литература[править]

  • У Рудазова троп обычно имеет место в Светлых и особенно Тёмных мирах — там двигаются не по дорогам, а вдоль эфирных линий. Про Лэнг и вовсе буквально сказано, что вместо дорог там направления.
    • Более материалистично троп отыгрывается на Плонете. Который мало того что пережил постапокалипсис, так ещё и транспорт использовал не колёсный, а шагающий (а в последние десятилетия так и вовсе антигравитационный), которому гладкое покрытие не так уж и необходимо — так что его и до войны особо не чинили.
    • Да и в «Преданьях» тоже не замечено на Руси хороших дорог. Видимо, было бы уж слишком фантастично даже для фэнтези.
      • Справедливости ради, герои хоженых дорог особо и не придерживаются, благо прыткость волколака позволяет скакать и напрямик. Но на межсезонную распутицу поправку делать приходится, как и в реальности вплоть до XX века, а в редких местах и поныне.
  • «Песнь Льда и Пламени» демонстрирует троп в Травяном море. Конечно, аборигены-дотракийцы там ориентируются, но их кхаласары меньше чем по десятку тысяч человек не ходят и имеют возможность рассылать разведчиков, которые и указывают дорогу.
  • «Профессор А. Донда» Станислава Лема — в Лумии есть одна автострада в столице, длиной 60 метров, но её используют только для военных парадов. В один момент правительству пришла в голову гениальная мысль, что закупка вертолётов обойдётся дешевле, чем строительство дорог, а население схватилось за голову, прикинув, сколько запчастей и сортов ГСМ использует вертолёт, при том, что даже для добычи велосипедной цепи в Лумии приходится немало потрахаться, в том числе и буквально.
  • Александр Рекмечук, повесть «Всё впереди» — педаль в вечную мерзлоту советского Заполярья. В посёлок нефтяников Джегор была построена дорога, но после дождей всё стало как на картинке в начале статьи. Дорога превратилась в трясину, в которой тонут трактора, для людей же она стала почти непроходимой. По сторонам находится просто болото, и в отличие от дороги, по нему ещё можно пройти. Местные используют в качестве пешеходной трассы трубопровод, но за полкилометра до посёлка всё равно приходится спускаться на дорогу
  • Клиффорд Саймак, «Город» — в первой новелле ситуация как в Советском Союзе, а дальше — как в «Назад в будущее», а потом и вовсе человечество покинуло Землю. Экранопланы, а затем вертолёты сделали качественные дороги ненужными.
  • Александр Мазин, римский цикл — римлянин (III век нашей эры) для описания того, что варвары (действие происходит на территории современной Украины) называют дорогами, использует в основном латинские матюки.
    • Учитывая, как римляне строили дороги,[1] он имеет полное право материться насчёт современных дорог, которые в лучшем случае в качестве подложки используют старые, построенные на совесть, мостовые или пять предыдущих слоёв асфальта, ушедших вглубь, а обычно просто пятнадцать сантиметров утрамбованного гравия и десять асфальта.

Кино[править]

  • «Назад в будущее» — «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны!». В будущем, где машины летают, наличие дорог не обязательно.
    • Однако ж они там есть. И наверху, в виде размеченных светящихся трасс, и внизу, нормальные, из асфальта.
      • А вот в 1885 году с дорогами в Хилл-Вэлли и правда были проблемы, о чём напомнил Док в начале триквела: «Там, куда ты направляешься, дорог нет»

Мультфильмы[править]

  • «Волк в упряжке» из серии «Приключения барона Мюнхаузена» — шутки ради: «Эх, Россия, эх, края! Ни тропинки, ни дороги!»

Видеоигры[править]

Все «песочницы» начиная с Minecraft по определению. Дороги — только те, которые игрок построил сам, а из-за ужатого масштаба, отсутствия транспорта, и, обычно, никакущих бонусов к скорости у дорог/никакущих минусов к скорости у земли-травы и прочей распутицы,[2] они и строятся исключительно «по приколу».

  • Fallout:
    • 1 и 2 — дорог нет, одни тропы для караванов. Как отличается скорость путешествия по такой поверхности от шоссе, можно сравнить наглядно, установив во второй части на «хайвеймен» антигравитационную установку.
    • 3 и New Vegas — дороги есть, но разбитые донельзя.
    • 4 — дороги есть, причём почему-то намного менее повреждённые, чем в предыдущих двух примерах, хотя климат в Содружестве намного хуже.
  • RimWorld — никто не строит новых дорог (и это понятно, если учесть, как легко и просто в сеттинге делаются баллистические дропподы), все имеющиеся — остались от терраформирования и предыдущих цивилизаций, лежат в руинах, и ведут куда попало. Впрочем, даже так по ним караваны двигаются быстрее.
  • Wurm Online — онлайн-песочница, все дороги построены самими игроками, и имеют свойство со временем разваливаться, если их не чинить. Соответственно чем меньше игроков — тем меньше дорог, а на ПвП-серверах они имеют стратегическое значение и пол-карты представляет из себя эталонный медвежий угол. А ещё все карты, по сути, архипелаги, и кораблестроение в игре представлено, так что дороги нужны далеко не всегда.
  • Breath of Fire III — Пустыня Смерти. Дороги нет, ориентируемся по звёздам и указанным местными жителями направлениям.

Музыка[править]

(link)

И у чёрта, и у Бога
На одном, видать, счету
Ты, российская дорога —
Семь загибов на версту!
  • Песня о русской дороге из фильма «Гардемарины, вперёд!».
  • Игорь Растеряев, «Русская дорога».
  • Любэ — «Давай-наяривай» как раз об этом. И даже лирического героя — то есть, самого Расторгуева — троп не пугает. «По великому по бездорожью…» «…дайте мне песен расейских — я босой обойду полстраны!»

Реальная жизнь[править]

  • Большинство степей. Дорог нет, ориентиры тоже не всегда есть, куда хочешь, туда и езжай.
  • Марафон «Париж-Дакар» проходил по пустыне, где дорог почти нет.
  • Суворову для перехода через Альпы австрийцы указали дорогу по берегу Люцернского озера. Ну, вообще пройти там было можно, а вот армией — только дико матерясь.
  • В России и в самом деле, с дорогами всегда дела обстояли так себе, мягко говоря. В СССР основным способом связывающим между города и веси большой страны, были ЖД-магистрали (во Владивосток из Читы, доехать на автомобиле было невозможно, физически). Только с конца нулевых, в России в принципе стали строить и развивать именно автомобильные дороги.
    • Ага, а перегонщики японских авто в девяностые тирьямпампатором, видимо, обладали. Была там дорога, поганая, тяжелая, но проходимая даже для совсем легковушки, и уж всяко получше, чем федеральная трасса «Лена». И участок между Читой и Хабаровском был не самым поганым, между Красноярском и Иркутском были места, где и Дакар провести было бы не стрёмно. А то и этап «RFC»[3]
    • Якутск — педаль в пол. Туда вообще никак, кроме как по воздуху и по рекам невозможно было добраться, от слова совсем. И ЖД и просто магистраль туда пришла во второй половине десятых.
    • Федеральные трассы «Лена» и «Колыма»! «Кто не был — тот будет, кто был — хрен забудет» — говорили местные. В межсезонье на «Лене» мог утонуть даже «смерть кооператора» — хтонический бензиновый полноприводный грузовик Урал-375Д,[4] из категории В могли пройти только качественно подготовленные внедорожники да УАЗы с «буханками», правда, последние исключительно при инсталляции опытной и особо отмороженной прокладки между рулём и сиденьем. Хотя встречались и отдельные уникальные кадры, ухитрявшиеся ходить там на почти стоковых Нивах и даже на заднеприводных жигулях с электродуговой блокировкой заднего моста[5]. «Колыма» же, кроме феерического климата[6] и огромными промежутками между населенными пунктами, вынуждавшими тащить с собой дикий запас топлива, выделялась ещё и крайне поганой географией — Черный Прижим, Жёлтый Прижим, перевал Заячья Петля ежегодно собирали с водителей кровавую в буквальном смысле дань. В нынешние времена дорога проходима даже для не особо высокой легковушки, если иметь достаточно топлива, запчастей и теплых вещей. Без них можно влипнуть даже и сейчас, известна печальная история двух молодых перегонщиков Тойоты Марк II из Якутска в Магадан, вставших под Томтором, один из которых замерз насмерть, а второй остался без рук и ног.

Примечания[править]

  1. На тысячелетия! Буквально! Копается яма до коренной породы или более-менее твёрдой почвы (которая утрамбовывается), засыпается слоем булыжников, слоем гравия или битого камня на извёстке, заливается (вернее, закладывается, он не настолько текуч) известковым пуццолановым раствором, после чего кладётся мостовая, причём, в отличие от современных какпопальных дорог, выпуклая и с бордюрами, чтобы вода не задерживалась. Ну и учитываем, все-таки, что по такой дороге будут ездить арбы, запряженные ишаками самое большее, а не фуры.
  2. Разработчики обычно горожане-домоседы и не в курсе, насколько путешествие по ровной дороге, даже просто утоптанной гравиевой, отличается от такового по грязи, лесу и пескам.
  3. Rainforest Challenge International, изначально малазийская многодневная гонка по джунглям со спецучастками, на которых тонут даже специализированные болотоходные корчи. С недавних времен, после ряда успехов российских джиперов, часть этапов с благословения самого Луиса Ви проводится в России.
  4. Бензиновый Урал, в отличие от дизельного родственника 4320, имел лучшую развесовку по осям из-за более легкого двигателя (бензинка ЗиЛ-375 весила пятьсот кг, дизель ЯМЗ вместе с допоборудованием спокойно уходил за тонну) и благодаря этому в местах, где дизельный клевал носом и тонул мордой, упираясь бампером в грунт и пытаясь изобразить из себя бульдозер, бензиновый задирал нос как катер и пер вперед. Минус был ровно один — даже по ровному асфальту это чудовище жрало поллитра бензина на километр, причем девяносто пятого, девяносто второго и уж тем более восьмидесятого — на четверть и вполовину больше, соответственно, потому что приходилось как минимум перенастраивать карб и зажигание, ради наличия хоть какой-то тяги, а то и подшлифовывать головы ради повышения степени сжатия. На бездорожье и с полной загрузкой расход топлива мог вполне оказаться вполне танковым — литр на полкилометра.
  5. Наглухо заваренный дифференциал, момент распределяется строго 50/50, всегда.
  6. -37 по Цельсию зимой — это тепло!