Парето-оптимальность

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Оптимальность по Парето (не путать с законом Парето) — встроенный в реальность механизм защиты от Мэри Сью и реактивных громил. Встречается также в играх, особенно стратегических и ролевых и, реже, в не-интерактивных произведениях (книгах, комиксах, кино и т. п.).

Парето-оптимальностью называют такое состояние чего-либо (от персонажа до государств) когда увеличение одного неизбежно ведет к уменьшению чего-то другого. Например, любой здоровый человек может улучшить свои навыки в какой-либо профессии или виде спорта, но за счет своего свободного времени потраченного на учебу и тренировки. А государство — увеличивать производство пушек только за счет, к примеру, производства масла.

Частным случаем Парето-оптимальности является эффективность по Парето при котором все характеристики объекта прокачаны равномерно — без перекосов в ту или иную сторону.

Нюансы

В играх Паретто-оптимальность, как правило, задается простыми правилами вроде распределения ограниченного количества очков прокачки между параметрами. В реальности связь между характеристиками системы, как правило, значительно сложнее — степенные функции далеко не предел.

Но в тех же играх часто оказывается что ценность параметра при генерации персонажа не совпадает с его ценностью в игре. Что активно используется манчкинами. Что самое интересное, подобное явление встречается и в реальной жизни — мы все принадлежим к виду-манчкину, прокачавшему интеллект ценой физической силы и безопасности размножения.

Примеры

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор

  • Поговорка про «быстро, качественно, дёшево» — выбирать приходится два пункта из трёх.

Литература

  • «Отягощённые злом». Карл Гаврилович, директор обсерватории (эпизодический персонаж), в сорок пять лет уже большой учёный, без пяти минут гений, при этом был физически хил и нездоров: родился с сухой левой рукой и привычным вывихом левого бедра. Притом его мучили и другие недуги, и после сорока он начал быстро терять здоровье. Как будто всего этого мало, Карл смолоду любил спорт. Поневоле — заочно, в роли болельщика. Но как же отчаянно он мечтал «бегать, прыгать, толкать, метать, давать пас, ставить блок»! И когда у него возник шанс загадать желание в разговоре с мутным мистическим деятелем — Карл попросил хорошее здоровье, физическую несокрушимость, физкультурные и спортивные успехи, а также чтобы его превратили в мачо. Карл наивно надеялся, что талант учёного и высокий интеллект тоже останутся при нём… А не тут-то было. Сделался он и мачо, и силачом, и спортсменом, и, по некоторым намёкам, кумиром женщин. Да только вот при всём при том — талант тю-тю, и аналитический ум куда-то подевался. А бедняга даже не сразу заметил сам факт трагической перемены. Но как-то вечером (прямо там, на курорте, где девушки им любовались) сел рассчитать простенькую астрономическую модель — и ничего не вышло. И стало ясно Карлу, что никогда уже не выйдет. И когда вернулся на работу — вся его дальнейшая деятельность там свелась к подписыванию бумаг. ПОВ — подчинённый Карла — полагает, что через непродолжительное время Карл сопьётся.
    • Мистический деятель, горе-«джинн» (ещё и душу[1] просивший — и забравший — в уплату за желание), клялся и божился ПОВу, что тут нет никакого подвоха, а это просто «лопнули от перенапряжения некие таинственные жилы, сплетавшие воедино телесное и интеллектуальное» в организме директора. ПОВ рассуждает: «Может быть, может быть. Может быть, и вправду сумма физического и интеллектуального в человеке есть величина постоянная, и ежели где чего прибавится, то тут же соответственно другого и убывает. Вполне возможно». И всё-таки ПОВ склонен подозревать «джинна» в лукавстве и коварстве: а вдруг тот забрал не только эйдос, но и некое «активное движущее начало»?..

Видеоигры

  • Game Dev Tycoon — Вы можете лишь выбрать как будете распределять силы в производстве, уделив больше времени тем аспектам, которые будут более важны в данном жанре. Конечно, если не предоставить другим аспектам времени вообще не ждите хороших оценок, но и полный «середняк» журналисты раскритикуют.
  • Spore — Любая техника на этапе «Цивилизация» создаётся именно так. Есть три параметра — прочность, скорость и эффективность (военная, экономическая или пропагандистская) — и увеличение одного из ведёт к уменьшению других.
  • Need for Speed: Underground 2: настройка турбо.

Аниме

Реальная жизнь

Примечания

  1. Дмитрий Емец сказал бы «эйдос».