Красная басня: различия между версиями
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Балалайка|Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}} | {{Балалайка|Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}} | ||
{{Q| | {{Викитропы|Урок от красного}} | ||
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует | {{Q|…думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! [[Лихие девяностые|И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян.]] Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! [[Переборщили|Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное.]]|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}} | ||
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, [[Берегись автомобиля|автомобиля]], на котором вы ездите, <s>и квартиры, в которой вы живёте</s> (А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР – собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы – '''ответственный квартиросъёмщик'''; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом – но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги - это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.</ref> И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм! | |||
Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые | Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время [[Сарказм|святых]] [[Бесславные 90-е|1990-х]] у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР {{spoiler|да и не только там}} для тех, кто не вписался в новую жизнь. | ||
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]]. | Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]]. | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]». | * Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]». | ||
* Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра- | * Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли. | ||
* Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]». | * Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]». | ||
** Хотя | ** Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки. | ||
* Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] | * Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] — коммунистический рай, [[Незнайка на Луне|Лунный город]] — капиталистический ад. | ||
** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..» | ** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..» | ||
** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. | *** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение - постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами. | ||
** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про | *** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня. | ||
** | **** граф Толстой - тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной. | ||
* Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ). | **** Термин "красный" в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева. | ||
* Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ). | |||
** [[Ужас у холодильника]], когда выясняется, кто был этим самым сыном. | |||
* Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером). | * Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером). | ||
** Сюда | ** Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР <strike>негров</strike> темнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех. | ||
* В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) | * В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал». | ||
** | ** Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено - ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм? | ||
* А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма - таки наш троп. Более или менее читабельны только "Судьба барабанщика" (в экранизации пропаганды и того меньше) и "Военная тайна". | |||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом». | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом». | ||
* Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос. | |||
* Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]]. | * Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]]. | ||
* Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки… | * Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки… | ||
* | * Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее [[капиталисты плохие]] и/или [[буржуазно-коричневая сволочь]]. | ||
** Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге ''театр начинается с вешалки'', и слуга может сильно усложнить жизнь «господину». | |||
*** Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь. | |||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета | * [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: гимн труду, а не [[пропаганда]] коммунизма. Ну или то что все профессии важны. | ||
** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что | ** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев». | ||
* Роб Харт, | * Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* | * [[Рыжик и Ёжик]] же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям. | ||
** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там | ** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — "прививает" он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Tonight We | * [[Tonight We Riot]] — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории). | ||
* Бессмертная [[Guerilla War]], она же [[Guevara]] - бодренький боевичок на [[NES]] про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась [[Шрамы от цензуры|цензурной кастрации]], с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное "[[Ряженые под социализм|королевство]]", так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и [[Педаль в пол|отсутствовал лимит на продолжения]], намекая на то что [[На тебе!|революцию не задушить]].) | |||
== Контрпримеры == | == Контрпримеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Тихий Дон]] | * [[Тихий Дон]] — содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — [[всегда хорошие]]»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это ''очень'' нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман. | ||
** Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». | ** Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казаческий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман. | ||
*** Выстебано | *** Выстебано то выстебано, однако казачество там из другого времени и вихрем общественных перемен начала XX века вот вообще никак не было задето, как и трёхлетним сидением в окопах. Казачество — это не вневременное явление, и такие метания у героя из какого угодно сословия представитель этого же сословия, но из предыдущего века не поймёт, так как любые политические идеи воспринимаются только если они соотносятся с мироощущением, формирующимся в процессе жизни в обществе, отвечают «глубинным чаяниям». Тогда были другая жизнь, другая мораль, другой общественный уклад, другой уровень развития производительных сил в конце концов. Да и конфликта яицких казаков с иногородними за землю как на том же Дону не было — здесь основным промыслом было рыболовство. | ||
** «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский | ** «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, [[Сарказм|написаны не в советский период]]. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам). | ||
*** Да даже вспоминая самое известное | *** Да даже вспоминая самое известное "пропагандистское" кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...». Ну и сам фильм "Чапаев" начинался с беспорядочного отступления красных. | ||
* {{Q|pre=1| | * {{Q|pre=1| | ||
— «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от | — «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.» Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю. | ||
Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным. | Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным. | ||
— Чьи… — пробормотал он. — Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали… | |||
— Холодно, — ответил Дима. — Не угадал, — достал блокнот, полистал. — А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность.» | |||
Сашка поджал губы. | Сашка поджал губы. | ||
— Ну и что? — спросил он. | |||
— Чье это? Человек тебе наверняка известный. | |||
— Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает! | |||
— Да я же, в конце концов, не фамилию требую, — Дима спрятал блокнот. […] | |||
— Ну, говорю — критик. | |||
— Ты-то с этим критиком согласен? Или нет? | |||
Сашка потер щеку. | Сашка потер щеку. | ||
— Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори. | |||
Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова. | Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова. | ||
— Наш критик, — сказал он, когда Дима закончил. — Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, — его голос все больше наливался уверенностью. — В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично? | |||
— Более чем, — сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. — Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин. | |||
— Не заливай, эстет! — вспылил Сашка. Он был красен. — Не мог он этого! Прозаливаешься! | |||
— Сам не слышал, — сказал Дима, — но читал. | |||
— Такой работы в программе нет! | |||
— Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине». | |||
Некоторое время шли молча. | Некоторое время шли молча. | ||
— Убивать надо таких эрудитов, — решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. — Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была.|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}} | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 87: | Строка 90: | ||
{{Nav/Политика}} | {{Nav/Политика}} | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 10:17, 4 мая 2024
Для особо любопытных Статья с Wikitropes Урок от красного – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению. Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой! |
« | …думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян. Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное. | » |
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку» |
Запомните, дети! Не ходите в Африку Америку гулять! Там правит злой Дядя Сэм! Там злобные бизнесмены заставляют бедных рабочих работать по 25 часов в сутки! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого капиталиста есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!![1] И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!
Как вы поняли, это Красная басня. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо. То есть это классическая пропаганда, в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно[2]: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время святых 1990-х у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР да и не только там для тех, кто не вписался в новую жизнь.
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп Капиталисты плохие. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп Идеология в адаптации.
Примеры[править]
- Книги и фильмы о большевиках-революционерах и Гражданской войне, выпущенные в советское время, тысячи их! Исключения существуют, см.
- Сюда же многие примеры тропа революция по-детски.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Ю. Олеша, «Три Толстяка».
- Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч».
- Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
- Н. Носов, трилогия Незнайке, точнее, две последние книги. Солнечный город — коммунистический рай, Лунный город — капиталистический ад.
- А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
- Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение - постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
- Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
- граф Толстой - тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной.
- Термин "красный" в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева.
- А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
- Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ).
- Ужас у холодильника, когда выясняется, кто был этим самым сыном.
- Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
- Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР
негровтемнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
- Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР
- В. Губарев, практически всё, что написал автор. Самое известное (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал».
- Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено - ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм?
- А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма - таки наш троп. Более или менее читабельны только "Судьба барабанщика" (в экранизации пропаганды и того меньше) и "Военная тайна".
- Братья Стругацкие, «Стажёры». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
- Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос.
- Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на Остров Свободы.
- Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
- Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее капиталисты плохие и/или буржуазно-коричневая сволочь.
- Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
- Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь.
- Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
На других языках[править]
- Джанни Родари, «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее Бедный — хорошо, богатый — плохо: гимн труду, а не пропаганда коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
- Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже полностью меняли финал под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
- Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.
Мультсериалы[править]
- Рыжик и Ёжик же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
- Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — "прививает" он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.
Видеоигры[править]
- Tonight We Riot — пиксельный Beat’em Up про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана коммунистическим фансервисом (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).
- Бессмертная Guerilla War, она же Guevara - бодренький боевичок на NES про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась цензурной кастрации, с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное "королевство", так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и отсутствовал лимит на продолжения, намекая на то что революцию не задушить.)
Контрпримеры[править]
Литература[править]
- Тихий Дон — содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — всегда хорошие»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман.
- Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казаческий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман.
- Выстебано то выстебано, однако казачество там из другого времени и вихрем общественных перемен начала XX века вот вообще никак не было задето, как и трёхлетним сидением в окопах. Казачество — это не вневременное явление, и такие метания у героя из какого угодно сословия представитель этого же сословия, но из предыдущего века не поймёт, так как любые политические идеи воспринимаются только если они соотносятся с мироощущением, формирующимся в процессе жизни в обществе, отвечают «глубинным чаяниям». Тогда были другая жизнь, другая мораль, другой общественный уклад, другой уровень развития производительных сил в конце концов. Да и конфликта яицких казаков с иногородними за землю как на том же Дону не было — здесь основным промыслом было рыболовство.
- «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, написаны не в советский период. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам).
- Да даже вспоминая самое известное "пропагандистское" кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...». Ну и сам фильм "Чапаев" начинался с беспорядочного отступления красных.
- Выстебано у Брайдера и Чадовича в «За веру, царя и социалистическое отечество»: «попаданец» предлагает Пугачёву слегка перелицованные сюжеты «Тихого Дона» и «Как закалялась сталь». Казаческий лидер решительно отвергает метания Мелехова: казачеству такая нерешительность не свойственна, плохой роман.
« |
— «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.» Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю. Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным. — Чьи… — пробормотал он. — Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали… — Холодно, — ответил Дима. — Не угадал, — достал блокнот, полистал. — А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность.» Сашка поджал губы. — Ну и что? — спросил он. — Чье это? Человек тебе наверняка известный. — Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает! — Да я же, в конце концов, не фамилию требую, — Дима спрятал блокнот. […] — Ну, говорю — критик. — Ты-то с этим критиком согласен? Или нет? Сашка потер щеку. — Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори. Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова. — Наш критик, — сказал он, когда Дима закончил. — Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, — его голос все больше наливался уверенностью. — В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично? — Более чем, — сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. — Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин. — Не заливай, эстет! — вспылил Сашка. Он был красен. — Не мог он этого! Прозаливаешься! — Сам не слышал, — сказал Дима, — но читал. — Такой работы в программе нет! — Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине». Некоторое время шли молча. — Убивать надо таких эрудитов, — решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. — Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была. |
» |
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку» |
Примечания[править]
- ↑ Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, автомобиля, на котором вы ездите,
и квартиры, в которой вы живёте(А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР – собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы – ответственный квартиросъёмщик; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом – но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги - это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся. - ↑ Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.