Только свободные владеют оружием

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Вам придется плохо, если они узнают, что вы пользовались огнестрельным оружием. »
— Наталь, 1906 г., англичанин Том Эрскин — зулусу Коломбу Пеле

Огнестрел — это страшно… но только когда он в руках у противника. Крутой фехтовальщик не сможет показать свою крутость, если ему будет нечем фехтовать. Даже дубина народного гнева не опустится на головы властей предержащих, если у народа не будет, собственно, дубин. Это вполне очевидно.

Осознавая эту очевидность, всякий уважающий себя злодей и угнетатель первое, что запретит своим подданным — это владение оружием. А подданные, в свою очередь, первым же делом начнут стремиться этим оружием завладеть. Вообще любая освободительная деятельность начнётся, скорее всего, с добычи орудий для освобождения. Если только не с пропаганды.

Родственные тропы:

Противотропы:

Примеры, включая аверсии, зигзаги и фитильки[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — во время народно-освободительного восстания под руководством Саула на весь Израиль не нашлось ни меча, ни копья, кроме тех, которые были у Саула и Ионафана, его сына. Филистимляне, опасаясь, чтобы израильтяне не ковали оружие, полностью уничтожили в Израиле кузнечное дело.

Литература[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — аверсия: средневековый саксонский раб-свинопас Гурт вооружён кинжалом. Когда монахи, встретив его, начали разговаривать невежливо, он схватился за его рукоятку, что намекает: клинок ему нужен не для статуса.
    • Да оно и немудрено. Гурт не случайно решителен и могуч, как какой-нибудь гладиатор или телохранитель. Большинству рабов саксы и норманны запрещали владеть оружием — но для тогдашних свинопасов делалось исключение. Тогдашний и тамошний свинопас, мало того, что обязан был охранять хозяйское стадо и имел право убивать тех (хотя бы и свободных), кто посягает, но он к тому же и дело имел не с домашними мирными хрюшками, опасными лишь для младенцев, а со здоровенными полудикими кабанами с во-от такими клычищами! И самки у них были не слабее и не смирнее. И обретались эти грозные твари прямо в лесу (огороженном разве что пограничными столбиками с гербом лорда), а не в каком-то там идиллическом свинарнике.
  • Мария Семёнова, «Викинги» — тоже аверсия: тоже средневековый раб и тоже пастух, скандинавский подросток Арни Ингуннарсон, отлично стреляет из лука. А как ему иначе защищать стадо от волков и лихих людей — охотников до чужой скотины?
  • С. Логинов, «Колодезь» — и снова аверсия: Середина XVII века, русский парень попадает в рабство в Дербент (в то время иранский): «Через месячишко, когда рабы худо-бедно, но стали сказанное понимать, Фархад-ага разделил их, направив каждого на свою работу. (…) Семёна, хмурого да непокорливого, определил в пастухи. Семён, услыхав хозяйское распоряжение, промолчал, хоть и удивился: пастушье дело нехитрое, знакомое с малолетства, вот только здоровому парню заниматься им не с руки, это промысел стариковский да младенческий, неспешная работа под рожок и сопелку. Недоразумение разъяснилось, когда Семёну вручили посох с железным жалом, ржавую саблю и привели трёх преогромных лохматых овчарок, каждая из которых с лёгкостью задавит волка, не говоря уже о пришлом человечишке. Оказывается, Семён был должен не столько пасти овец, сколько хранить их от набегов кюрали. В горных аулах довольно всякого сброду живёт, и чужие овцы всем пригодятся.»
  • Южноафриканский писатель Джек Коуп, «Прекрасный дом» (см. эпиграф) — белые власти Наталя делают всё, чтобы зулусы не получили в руки огнестрельного оружия, но некоторым всё равно удаётся его достать. Коломб Пела, один из главных героев, работает в городе разносчиком молока и договаривается со слугами тех домов, куда приходит, чтобы они ему помогали. Да, формально зулусы — свободные люди, но фактически их положение мало отличается от крепостных:
«

— И вы расскажете о мальчиках, отданных в рабство? — В какое рабство, черт побери? — Я говорю об ученичестве.

»
— Разговор Тома Эрскина с безымянным офицером полиции
  • Г. Л. Олди, «Богадельня» — действие происходит в мире, похожем на средневековую Европу, однако где простолюдины не только имеют право, но и ОБЯЗАНЫ носить оружие разного вида, причём для каждой профессии прописано, оружие какого вида они должны носить, и только дворянство свободно от этой оружейной повинности. Сами простолюдины считают это не правом, а тягостной обязанностью.
    • Обосновано тем, что мир — не наш: местная аристократия — довольно-таки жутенькие люди-плюс с обилием боевых абилок вроде неуязвимой для повреждений «латной кожи», вылезающих в минуту опасности шипов-когтей и прочего. Хотя, даже с учётом этого, повсеместное ношение чернью оружия в качестве постоянного напоминания об их «унизительной уязвимости» по сравнению с благородными нелюдями, по мнению автора правки — довольно, кхм, необдуманное решение. Это ж какой дикой кровью при поголовном вооружении будет оборачиваться даже простая трактирная драка простолюдинов, и сколько геморроя обеспечит правящему классу постоянное сокращение поголовья подданных?
    • Но… Если для этой черни предусмотрены действительно СТРАШНЫЕ наказания за неоправданные убийства и за нанесение серьёзных увечий — тогда постоянное ношение оружия как раз будет удерживать простолюдинов от эксцессов. Прежде чем начать ссориться или драться, такой вооружённый виллан сто раз подумает — тем более что его возможный противник тоже вооружён.
    • Хотя прошедшие Обряд дворяне (а не прошедших хватает, это ещё заслужить надо) и превосходят обычных людей в разы, они всё равно могут быть задавлены массой, особенно если поколений Обрядов ещё мало и изменения дальше улучшенных общих физических показателей не ушли, так что войны всё равно ведутся вооруженными армиями. Простой же люд оружием именно что тяготится и презирает — навязано сверху, таскать с собой надо, учиться владеть нет времени (да большинству и не у кого), а против владеющих оно не поможет. В тех же трактирах просто скидывают оружие кучей в углу, и если кто и вооружится во время драки хотя бы ножом, то его бьют скопом. Разве что представителям криминальных слоёв общества попроще, так и они до последнего предпочтут не применять.
  • «Республика ШКИД» и особенно «Последняя гимназия» — разумеется, «социально дефективным» (официальный термин тех лет, означающий ребёнка/подростка с криминальным или хотя бы бессемейным опытом) воспитанникам строго воспрещалось иметь при себе оружие, особенно огнестрельное, потому были постоянные обыски и конфискации, что не мешало рукастым малолеткам делать все новые и более совершенные самопалы.

Кино[править]

  • «Город мастеров» (СССР, 1965): копья для городского ополчения (и для будущего восстания — кстати, успешного) ковались кузнецом под видом штакетин для забора герцогского замка — просто так изготовлять оружие было нельзя.
  • «47 ронинов» с Киану Ривзом — за то, что герой Киану, полукровка, надел доспехи господина, его хотели казнить (в Японии тогда самураи могли убить крестьянина, чтобы просто потренироваться в фехтовальном искусстве), и его не спасал даже тот факт, что он их надел, чтобы защитить честь своего господина. Отсюда же и последующий сюжет с мечами в фильме — им, как опозорившимся самураям, было запрещено носить мечи, признак своего статуса и принадлежности к сословию.
    • Но это лютая клюква! В фильме даже говорят «мы — больше не самураи», хотя ронин продолжал считаться самураем и имел право носить два меча.

Телесериалы[править]

  • «Vikingane» — Ярл Орм решил переплавить оружие в статую, чтобы сделать свою деревню «культурным центром». А потом пришли соседи и всех захватили.

Аниме и манга[править]

  • Навсикая из долины ветров (только аниме) — захватчики были вынуждены вернуть селянам огнеметы, чтобы бороться с вредителями. В результате их самих из этих огнеметов и пожгли.

Видеоигры[править]

  • ARMA 3 — движок игры позволяет ботам менять реакцию на игрока в зависимости от того, вооружен он или нет. Точнее говоря, там есть соответствующая скриптовая команда, которую в свою очередь можно повесить на наличие в инвентаре тех или иных вещей… Как следствие, наличие/отсутствие у игрока оружия (боеприпасов, взрывчатки, и т. д.) в некоторых миссиях является важным элементом геймплея. «С этой взрывчаткой тебе лучше на блок-посту CSAT не показываться».
  • Dragon Age: Origins — в эльфинаже висит плакат с предупреждением, что эльфам запрещено иметь оружие под страхом смерти.
  • Detroit: Become Human — андроидам запрещено законом прикасаться к оружию.

Реальная жизнь[править]

  • Полицейская диктатура в первую очередь запрещает гражданам владеть оружием. С оружием ходит охрана диктатора.
    • А в военной диктатуре, в зависимости от принципа формирования армии, могут и напротив, обязывать всех иметь оружие и учиться им владеть — потому что все ходят строем, и всякого в любой миг могут призвать в армию, или в стражу/полицию, или в ополчение своего локального главаря/варлорда/авторитета, и т. п.
  • Рабы в Римской империи не имели права не то что владеть, но даже прикасаться к оружию. Любому и при любых обстоятельствах. История сохранила для нас, например, следующий случай:
« С того самого времени, как Маний Аквилий оставил Сицилию, все распоряжения и эдикты наместников имели в виду обезоружение рабов… Когда Л. Домиций был наместником Сицилии, ему принесли огромного вепря; он с удивлением спросил, кто его убил; отвечают — пастух, раб того-то, он велит его призвать; тот поспешно прибегает к наместнику, ожидая себе похвалы и подарка. Домиций его спрашивает, как он убил такого зверя; тот отвечает, что дротиком. Наместник немедленно приказывает его распять. »
— Марк Туллий Цицерон
    • На самом деле на этот запрет во многих регионах смотрели сквозь пальцы. Столь жёсткая реакция Луция Домиция объясняется тем, что как раз на Сицилии всего за два года до описываемых событий было подавлено грандиозное (и уже не первое) восстание рабов, которое не могли подавить целых пять лет.
  • В Японии привилегией самураев было носить два меча. Что касается права носить один меч, то в разные эпохи было по-разному:
    • В Сэнгоку даже у крестьян могли иметься мечи. Князья очень положительно относились к тому, что ополченец, которому не хватило оружия из арсеналов, вооружался не только бамбуковой пикой[1], но и притаскивал какое-нибудь своё оружие.
    • Когда Сэнгоку закончилось и в Японии настал мир, Тоётоми Хидэёси провёл знаменитую охоту за мечами, разоружив население
    • После смерти Тоётоми ко власти пришёл Токугава, который разоружил… самураев, отобрав у них огнестрел и заперев его в государственных арсеналах — ему очень не хотелось, чтобы любой князёк мог очень легко поставить всех своих людей под ружьё. А вот с мечами было послабление: купец теперь вполне легально мог иметь короткой меч в золотой оправе, а якудза полулегально носили мечи, и полиция на это смотрела сквозь пальцы.
      • Японские крестьяне, разумеется, лично свободны, и ремесленники тоже не рабы — но и те и другие были опутаны такой сетью повинностей, что до рабства (или хотя бы крепостного состояния) тут совсем недалеко.
  • Один из вариантов появления специфического оружия в восточных единоборствах, вроде тонфы, нунтяку и сай — именно оттуда: когда Окинаву покорили, там буквально вывезли не только оружие, но и всё, что могло быть использовано в подобном качестве, вплоть до того, что оставляли на село один нож, прикованный цепочкой к столбу в центре. Приходилось импровизировать. «Что Вы, господин, разве это дубинка у меня? Ею и драться-то несподручно. Это рычаг такой — видите сбоку рукояточку?.. А это — и подавно цеп такой укороченный, молотить… э-э… то есть обмолачивать чтобы. А это разве нож? Он не режет, сами извольте убедиться. Вилка это садовая, землеразрыхлялка, стало быть, такая. Мы законы знаем, блюдём волю господ, как всё равно волю богов!».
    • Схожая эволюция произошла в Европе с мясницким ножом (из которого появился мессер/корд/бейдана/дюссак, мало в чём уступающий мечу фальшионообразный тесак), косой (коуза), вилами (боевые вилы), ножом для обрезки лоз (билль), цепом (боевой цеп, прославленный гуситами) и плотницким топором (из которого вырос не только боевой топор, но и вульж/вуж, предок алебарды). Всё это «подлое», простонародное оружие стало настолько известным, что им не брезговали порой и профессиональные бойцы — в фехтбухах сохранились приёмы с дубиной, цепом, косой и серпом…
    • Испанская наваха, начавшись как обычный хозяйственный складной нож с примитивным замком-«карракой», после запрета на длинноклинковое оружие для простолюдинов сильно прибавила в длине. Порой дорастая до метра в разложенном виде.
      • Само слово "наваха" происходит от латинского novacula - бритва (естественно, опасная - безопасные появились на много веков позже).
    • Туда же и мачете. И многие его этнические разновидности типа баронга, вполне сочетавшие боевую и хозяйственную функции.
    • Шашка — это бывший нож, ставший оружием из-за запрета на сабли для простолюдинов. Собственно, само её название и означает «длинный нож».
    • Ятаган — тоже бывший нож, из-за того, что саблю янычар мог носить только при исполнении.
  • С длинными мечами в Европе зигзаг:
    • В Тёмные века никаких ограничений на владение длинными мечами не существовало. Основой армии было народное ополчение, и каждый приходил кто с чем может. Тем более, что возле любой деревни мог неожиданно высадиться драккар с полусотней отморозков, и потому оружие было жизненно важно иметь всегда под рукой, на случай подобного сюрприза. Меч же стоил так дорого, что даже не у всех дружинников какого-нибудь мелкого конунга меч имелся.
    • Когда зарождалась рыцарская конница, королевские указы ОБЯЗЫВАЛИ обладателей достаточного дохода иметь меч и доспехи.
    • Когда же рыцарство сформировалось, став дворянским сословием, во многих странах простонародью запретили иметь длинные мечи: можно было иметь только короткий меч, а купцам в дороге можно было иметь длинный меч, пристёгнутый к седлу, но опоясываться этим мечом и им запрещалось.
      • На примере этого «зигзага» мы и видим троп: пока люди были свободными (вольные земледельцы, дружина и т. п.), ношение оружия им отнюдь не возбранялось, а по мере расслоения населения на благородных свободных людей и всякое там податное быдло последнее последовательно в этом праве ограничивалось.
    • А вот к Возрождению длинные мечи появились и на поясах у зажиточных горожан. Благо, нарождающиеся школы фехтования вначале посещали именно они — рыцарство изучало фехтование на практике.
  • Эдиктом короля Эдуарда III все крестьяне (йомены, свободные) были обязаны каждую неделю ходить на стрельбище, тренироваться в стрельбе из лука (за выполнением следили шерифы) — это позволяло набирать лучников во времена Столетней войны.
  • Средневековый Китай — аверсия: оружия можно иметь любое, но за частное владение доспехами полагалась смертная казнь.
  • «Угнетённый класс, который не стремится к тому, чтобы научиться владеть оружием, иметь оружие, такой угнетённый класс заслуживал бы лишь того, чтобы с ним обращались, как с рабами» (В. И. Ленин, «Военная программа пролетарской революции»).
  • Белые власти Южной Африки и в действительности старались ограничить доступ чёрных к огнестрелу: поработав на шахте три месяца, можно было заработать достаточно, чтобы купить винтовку и патроны у португальцев или других не столь отягощённых предрассудками европейцев. Если банту принимали на госслужбу, то вооружали только традиционным холодным оружием. В 1880-81 англичане с этой целью вели «ружейную войну» против протектората Басутоленд. Басуто заплатили контрибуцию, но сохранили за собой право на винтовки (а винтовка, как говорил великий кормчий, рождает власть).
  • Конституция США: A well regulated Militia, being necessary to the security of a free State, the right of the people to keep and bear Arms, shall not be infringed.
    • И современный фактический запрет на автоматическое и прочее армейское оружие в большинстве штатов, оставляющее легальным только пукалки с патронами, не способными пробить даже лёгкий полицейский бронежилет, не говоря уже тяжёлых армейских бронежилетах. Запрещены к продаже только пистолетные бронебойные (aka Cop Killers), а винтовочные продаются вполне свободно… конечно кроме региональных ограничений.
    • С 1986 г. действует федеральный запрет на продажу в оружейных магазинах автоматического оружия. То оружие, что куплено до 1986 года, может быть продано только в личном порядке. А ещё на уровне штатов есть разнообразные ограничения на конструкции приклада, объём магазина, длину ствола, тип боеприпаса и т. п.
    • Американские «пистолеты» на базе AR-15 и АК. Суть: убирается приклад и радикально укорачивается ствол, так, что оружие форм-фактором становится похоже на болт-пистолет из WH40K. По законам некоторых американских штатов, такие переделки регистрируются как пистолеты, и не попадают под запрет и/или отдельный налог, в отличие от «короткой винтовки» — с коротким стволом, но не без приклада. Ещё более хитрая трактовка законов позволяет к таким пистолетам крепить «локтевой упор», который можно упирать куда угодно, но ни в коем случае не в плечо!
    • В 1921 году в Гринвуде члены ККК устроили расовый погром, разбомбив из частных самолётов чёрные кварталы города, которые полностью сгорели https://vikond65.livejournal.com/1253814.html
  • Зэки. Им по определению запрещено владеть каким-либо оружием, хотя потребность в этом имеется. В итоге… нет материала, из которого матёрый уркаган не сладит заточку.
    • В современных США человек с судимостью не может владеть огнестрелом, даже если судимость погашена. Хотя во времена Дикого Запада человек с судимостью мог не только владеть огнестрелом, но даже стать шерифом.
    • Колумбия — страна мечты сторонников легалайза: в Колумбийской тюрьме заключённые с ведома охраны имеют огнестрельное оружие, включая и автоматическое, и их никто там не шмонает. Охрана охраняет лишь внешний периметр, а внутри заключённые сами делят тюрьму на зоны со своими порядками. Например, столичная тюрьма la Modelo поделена на две половины — с ультраправыми и с ультралевыми, и обе стороны вооружены огнестрелом (в основном пистолетами, но есть и автоматы). А уголовников там нет от слова совсем…

Примечания[править]

  1. очень часто это был не бамбук с металлическим остриём, а просто косо срезанный бамбук в качестве острия