Очучеливание: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{q|Видеотренировка с отработкой ударов на чучеле. Самый популярный комментарий: «А что делать, если у моего противника будут руки?|YouTube}} {{q|Российский тренер: Моя команда совершенно не умеет играть, проигрывает всем! Как мне их научить?<br /> Зарубежный тре...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Чтобы показать правоту своей точки зрения, автор доводит слабые стороны противоположной точки зрения [[Педаль в пол|до абсурда]], тем самым делая единственно правильной свой посыл.}}
{{q|Видеотренировка с отработкой ударов на чучеле. Самый популярный комментарий: «А что делать, если у моего противника будут руки?|YouTube}}
{{TVTropes|TheWarOnStraw|The War on Straw}}
{{q|Российский тренер: Моя команда совершенно не умеет играть, проигрывает всем! Как мне их научить?<br />
{{q|Видеотренировка с отработкой ударов на манекене. Самый популярный комментарий: «А что делать, если у моего противника будут руки?|YouTube}}
Зарубежный тренер: Попробуй для начала поставить на поле чучела в форме противника, и пусть сыграют против них.<br />
{{q|pre=1|
Российский тренер: Пробовали. Чучела выиграли...|анекдот с субверсией тропа}}
Российский тренер: Моя команда совершенно не умеет играть, проигрывает всем! Как мне их научить?
Зарубежный тренер: Попробуй для начала поставить на поле чучела в форме противника, и пусть сыграют против них.
Российский тренер: Пробовали. [[Соломенный оппонент был прав|Чучела выиграли…]]|Так же у Мэла Брукса в «Робин Гуде»}}


'''Очучеливание''' — это демагогический приём. Суть в следующем: берётся какая-либо идея, а затем рассматриваются и беспощадно громятся ''заведомо слабые и негодные'' аргументы в её поддержку. После чего и сама идея объявляется разгромленной и никчёмной. Другие аргументы в её защиту, [[неудобных точек зрения нет|более сильные, игнорируются]]. Зато добавляются другие, выдуманные самостоятельно исключительно для того, чтобы тут же их опровергнуть. Получается, что автор как будто сражается с соломенным чучелом, но хвастается, что победил настоящего противника.
'''Очучеливание''' это демагогический приём. Суть в следующем: берётся какая-либо идея, а затем рассматриваются и беспощадно громятся ''заведомо слабые и негодные'' аргументы в её поддержку. После чего и сама идея объявляется разгромленной и никчёмной. Другие аргументы в её защиту, [[неудобных точек зрения нет|более сильные, игнорируются]]. Получается, что автор как будто сражается с соломенным чучелом, но хвастается, что победил настоящего противника.


Очучеливание в художественных произведениях может выглядеть по-разному. Если автор хотя бы пытается быть объективным, то неудобную ему точку зрения отстаивает симпатичный в принципе персонаж, но вот аргументы, которые он приводит заведомо ослабляются по сравнению с той же полемикой в реальном мире: такой персонаж будет задавать только те вопросы, на которые автор (а стало быть, и его [[резонёр]]ы) знает убедительный ответ и приводить только такие доводы, которые «правильные» герои легко развенчают. Нередко это кончается тем, что симпатичный персонаж осознаёт свою неправоту (ну как, он же интеллектуально честен, потому и симпатичен, а аргументы против него — сильнее) и переходит на сторону автора и/или протагониста. Не обязательно [[Поворот направо|переходит в физическом смысле]] — он может [[Злодей по должности|продолжать сражаться за ту же сторону]], но симпатизирует при этом своему противнику, а не соратникам.
Очучеливание в художественных произведениях может выглядеть по-разному. Если автор хотя бы пытается быть объективным, то неудобную ему точку зрения отстаивает симпатичный в принципе персонаж, но вот аргументы, которые он приводит заведомо ослабляются по сравнению с той же полемикой в реальном мире: такой персонаж будет задавать только те вопросы, на которые автор (а стало быть, и его [[резонёр]]ы) знает убедительный ответ и приводить только такие доводы, которые «правильные» герои легко развенчают. Нередко это кончается тем, что симпатичный персонаж осознаёт свою неправоту (ну как, он же интеллектуально честен, потому и симпатичен, а аргументы против него — сильнее) и переходит на сторону автора и/или протагониста. Не обязательно [[Поворот направо|переходит в физическом смысле]] он может [[Злодей по должности|продолжать сражаться за ту же сторону]], но симпатизирует при этом своему противнику, а не соратникам.


Достаточно часто очучеливание принимает другую, более простую форму: автор берёт какую-либо идею, которая ему не нравится, и вкладывает её в уста заведомо одиозного персонажа. В лучшем случае это [[благонамеренный экстремист]], в худшем — [[полное чудовище]]. Персонаж творит чёрт-те что, с персонажем ни один здравомыслящий человек не согласится, а значит и с идеей такого негодяя соглашаться тоже как-то стрёмно. Профит! То, что ту же самую идею мог разделять и некто более адекватный и симпатичный читателю, [[Неудобных точек зрения нет|игнорируется]].
Достаточно часто очучеливание принимает другую, более простую форму: автор берёт какую-либо идею, которая ему не нравится, и вкладывает её в уста заведомо одиозного персонажа. В лучшем случае это [[благонамеренный экстремист]], в худшем — [[полное чудовище]]. Персонаж творит чёрт-те что, с персонажем ни один здравомыслящий человек не согласится, а значит и с идеей такого негодяя соглашаться тоже как-то стрёмно. Профит! То, что ту же самую идею мог разделять и некто более адекватный и симпатичный читателю, [[Неудобных точек зрения нет|игнорируется]].


{{q|Логика на уровне — вот у нас есть [[Рон — пожиратель смерти|персонаж]], и он пацифист. Почему пацифист? В смысле, почему — потому что я так сказал. Что значит, [[А я сказал — негодяй!|он]] должен хоть как-то проявлять себя, как пацифист? Ну вот же, он у нас [[Некропедозоофил|насилует дохлого котенка]]. Раз так делает пацифист, значит — пацифизм зло.<br />
{{q|Логика на уровне — вот у нас есть персонаж, и он пацифист. Почему пацифист? В смысле, почему — потому что я так сказал. Что значит, он должен хоть как-то проявлять себя, как пацифист? Ну вот же, он у нас [[Некропедозоофил|насилует дохлого котенка]]. Раз так делает пацифист, значит — пацифизм зло.<br />
А вот у нас [[Болеть за Империю|фашист]]-[[Национал-каннибализм|каннибал]]. [[Мелькор был хорошим|Он]] [[Красивый — не значит хороший|прекрасен, у него чудные кудри]], он [[Умный — это зло, тупой — это добро|умен]] и он создает Чудо-Металл, [[Божественный музыкант|Чудо-Музыку]] [[Драко в кожаных штанах|и какой же он]] [[Сексуальный злодей|секси]]… в общем, любому ясно — фашизм и каннибализм наше все.|Из обсуждения одного известного примера очучеливания второго рода.}}
А вот у нас фашист-каннибал. Он прекрасен, у него чудные кудри, он умен и он создает Чудо-Металл, Чудо-Музыку и какой же он секси… в общем, любому ясно — фашизм и каннибализм наше все.|Из обсуждения одного известного примера очучеливания второго рода.}}


Очучеливание часто ведёт к созданию [[Неудачные басни|неудачной басни]].
Очучеливание часто ведёт к созданию [[Неудачные басни|неудачной басни]].
Назойливое приписывание оппонентам аргументов-чучел — признак [[троллинг]]а, причем очень толстого, в глазах подкованного оппонента такой тролль выглядит идиотом, и «пригорает» только от тупости оного тролля. См. также [[вымышленный штамп]].


Если у автора не получается расправиться даже с самостоятельно созданной, [[упростили и опошлили|упрощенной и опошленной]] версией «неудобной» идеи, несмотря на обильное [[А я сказал — негодяй!|мазание идеологических соперников черной краской]], то может выйти, что [[соломенный оппонент был прав]].
Если у автора не получается расправиться даже с самостоятельно созданной, [[упростили и опошлили|упрощенной и опошленной]] версией «неудобной» идеи, несмотря на обильное [[А я сказал — негодяй!|мазание идеологических соперников черной краской]], то может выйти, что [[соломенный оппонент был прав]].


[[Инверсия]] — '''«стальное чучело»''' (в противоположность соломенному). Как ни крути, в художественном произведении [[Борьба нанайских мальчиков|все стороны конфликта полностью контролирует]] [[Капитан Очевидность|автор]] (если только за него не пишут [[Безумный художник|головные тараканы]]). Поэтому в каком-то смысле любая оппозиция будет чучелом. Только вот можно показать аудитории хлипкую пародию на оспариваемую идею, а можно — пафосный монумент. Если оппозиция сильна, компетентна и убедительна, и протагонисты всё равно умудряются её одолеть, особенно без [[Авторский произвол|читов]] (как [[бог из машины]] или [[моральный закон природы]]), [[Трудно — значит, круто|это впечатляет куда сильнее]], чем [[Избиение младенцев (метафора)|избиение младенцев]], то есть, соломенных чучел. Но этот метод [[Круто, но трудно|не так-то прост]] и создаёт множество возможностей для того, чтобы [[всё пошло слишком так]]: если достаточно сильных аргументов за свою сторону не найдётся, а желание доделать и опубликовать работу останется, персонажи попадут в [[моральный тупик]], а публика начнёт [[болеть за Империю]].
Если же автор сознательно избегает этого тропа и, дойдя до ''по-настоящему'' сильных и неудобных аргументов против своей точки зрения, не вычёркивает их из произведения, персонажи рискуют зайти в [[моральный тупик]].


Эта статья — лишь определение термина. '''Пожалуйста, не приводите никаких примеров.'''
Эта статья — лишь определение термина. '''Пожалуйста, не приводите никаких примеров.'''


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Версия 02:23, 28 марта 2022

« Видеотренировка с отработкой ударов на чучеле. Самый популярный комментарий: «А что делать, если у моего противника будут руки? »
— YouTube
« Российский тренер: Моя команда совершенно не умеет играть, проигрывает всем! Как мне их научить?

Зарубежный тренер: Попробуй для начала поставить на поле чучела в форме противника, и пусть сыграют против них.
Российский тренер: Пробовали. Чучела выиграли...

»
— анекдот с субверсией тропа

Очучеливание — это демагогический приём. Суть в следующем: берётся какая-либо идея, а затем рассматриваются и беспощадно громятся заведомо слабые и негодные аргументы в её поддержку. После чего и сама идея объявляется разгромленной и никчёмной. Другие аргументы в её защиту, более сильные, игнорируются. Получается, что автор как будто сражается с соломенным чучелом, но хвастается, что победил настоящего противника.

Очучеливание в художественных произведениях может выглядеть по-разному. Если автор хотя бы пытается быть объективным, то неудобную ему точку зрения отстаивает симпатичный в принципе персонаж, но вот аргументы, которые он приводит заведомо ослабляются по сравнению с той же полемикой в реальном мире: такой персонаж будет задавать только те вопросы, на которые автор (а стало быть, и его резонёры) знает убедительный ответ и приводить только такие доводы, которые «правильные» герои легко развенчают. Нередко это кончается тем, что симпатичный персонаж осознаёт свою неправоту (ну как, он же интеллектуально честен, потому и симпатичен, а аргументы против него — сильнее) и переходит на сторону автора и/или протагониста. Не обязательно переходит в физическом смысле — он может продолжать сражаться за ту же сторону, но симпатизирует при этом своему противнику, а не соратникам.

Достаточно часто очучеливание принимает другую, более простую форму: автор берёт какую-либо идею, которая ему не нравится, и вкладывает её в уста заведомо одиозного персонажа. В лучшем случае это благонамеренный экстремист, в худшем — полное чудовище. Персонаж творит чёрт-те что, с персонажем ни один здравомыслящий человек не согласится, а значит и с идеей такого негодяя соглашаться тоже как-то стрёмно. Профит! То, что ту же самую идею мог разделять и некто более адекватный и симпатичный читателю, игнорируется.

« Логика на уровне — вот у нас есть персонаж, и он пацифист. Почему пацифист? В смысле, почему — потому что я так сказал. Что значит, он должен хоть как-то проявлять себя, как пацифист? Ну вот же, он у нас насилует дохлого котенка. Раз так делает пацифист, значит — пацифизм зло.

А вот у нас фашист-каннибал. Он прекрасен, у него чудные кудри, он умен и он создает Чудо-Металл, Чудо-Музыку и какой же он секси… в общем, любому ясно — фашизм и каннибализм наше все.

»
— Из обсуждения одного известного примера очучеливания второго рода.

Очучеливание часто ведёт к созданию неудачной басни.

Если у автора не получается расправиться даже с самостоятельно созданной, упрощенной и опошленной версией «неудобной» идеи, несмотря на обильное мазание идеологических соперников черной краской, то может выйти, что соломенный оппонент был прав.

Если же автор сознательно избегает этого тропа и, дойдя до по-настоящему сильных и неудобных аргументов против своей точки зрения, не вычёркивает их из произведения, персонажи рискуют зайти в моральный тупик.

Эта статья — лишь определение термина. Пожалуйста, не приводите никаких примеров.