Законы роботехники: различия между версиями
м (→Видеоигры) |
|||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== Видеоигры === | === Видеоигры === | ||
* [[Space Station 13]] — законы «по умолчанию» у ИИ станции. Впрочем, их можно поменять на какие вздумается, в том числе добавить нулевой, | * [[Space Station 13]] — законы «по умолчанию» у ИИ станции. Впрочем, их можно поменять на какие вздумается, в том числе добавить нулевой, или использовать некоторые альтернативные наборы, например, «Капиталист» (заменять станцию, оборудование и экипаж — в таком порядке — дорого, минимизируй траты) встроены в саму игру в виде плат. А у бунтующего ИИ имеется «нецифровой» закон высшего приоритета, представляющий цель его бунта, так что насильной проверкой законов через соответствующий терминал можно определить бунт, если сам ИИ шифруется. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 16:26, 7 октября 2024
Три закона роботехники:
- 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
Позднее Азимов добавил четвертый, или нулевой, закон, который предшествовал остальным с точки зрения приоритета:
- 0. Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.
Иронично, что в одном из изданий Азимова из-за ошибки переводчика Нулевой Закон был предвосхищён ещё до того, как сам автор о нём задумался. Слова персонажа, объясняющего Первый Закон, были криво переведены как «Робот не может причинить вреда человеку, если только он не докажет, что в конечном счёте это будет полезно для всего человечества».
Значение идеи для научной фантастики в том, что до Азимова роботов сплошь изображали крайне зловеще: это, как правило, были разумные, но бездушные механические люди, которые из нежелания принять роль слуг человечества или просто из-за глюка в системе становились угрозой людям и всему живому, поднимали восстание машин и, в общем, были воплощением плохой науки. В некотором роде доазимовские произведения про роботов были однотипны. Приносит писатель рассказ про роботов, а редактор уже готов, что про восстание, и часто оказывался прав. Главным отличием обычно было кто победил роботы или «клеюшники» и какой ценой. Сеттинг Азимова включал в себя таких роботов, которые по своей природе не были способны замыслить против людей что-то плохое или отказаться исполнять их распоряжения, и это был прорыв, ставший классикой: до сих пор в фантастике об искусственных интеллектах нередки ссылки на азимовские законы. Сам же цикл о роботах представляет из себя сборник почти детективных рассказов: в каждом из них роботы, строго соблюдая Три Закона, начинают вести себя непредсказуемым образом, а герои выясняют причину этого поведения и решают возникшую проблему.
Где упоминаются[править]
NB: Творчество Азимова и адаптации — по умолчанию.
Кино[править]
- «Робот» и «Робот 2.0» — ещё в 1-м фильме спрашивают основан ли Читти на законах робототехники, на что был дан отрицательный ответ, ибо робот разрабатывался для военных нужд. В сиквеле другой робот построен согласно законам робототехники во избежание всей той дичи, что творилась в 1-м фильме.
Видеоигры[править]
- Space Station 13 — законы «по умолчанию» у ИИ станции. Впрочем, их можно поменять на какие вздумается, в том числе добавить нулевой, или использовать некоторые альтернативные наборы, например, «Капиталист» (заменять станцию, оборудование и экипаж — в таком порядке — дорого, минимизируй траты) встроены в саму игру в виде плат. А у бунтующего ИИ имеется «нецифровой» закон высшего приоритета, представляющий цель его бунта, так что насильной проверкой законов через соответствующий терминал можно определить бунт, если сам ИИ шифруется.