Тургеневская девушка: различия между версиями
(Новая страница: «{{noirl}} :: {{q|Герои Тургенева схематичны, а знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться.|Сергей Довлатов, российский писатель}} Файл:За чтением.jpg|мини|справа|Иван Крамской, «За чтением» (1863). Софья, супруга х...») |
м (→См. также) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 58: | Строка 58: | ||
* [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] — более детский и не всегда романтический пример. | * [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] — более детский и не всегда романтический пример. | ||
* [[Синдром Настеньки]] | * [[Синдром Настеньки]] | ||
* [[Синий чулок]] | * [[Синий чулок]] | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} | ||
{{Nav/Романтические тропы и штампы}} | {{Nav/Романтические тропы и штампы}} |
Текущая версия на 12:48, 14 августа 2022
« | Герои Тургенева схематичны, а знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться. | » |
— Сергей Довлатов, российский писатель |
Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских персонажей в 1850—60-е гг. возник литературный стереотип, повлиявший на русскую литературу на следующие три десятилетия. Предпосылки для формирования образа находятся в пушкинской прозе, где встречаются женщины с открытыми, естественными и яркими чувствами. Наибольшее влияние на Тургенева как писателя оказало творчество Жорж Санд.
Особенности амплуа[править]
Героиня Тургенева выросла в сельской местности, вдали от тлетворного влияния светского общества. Она тихая и замкнутая, но тонко чувствующая натура с богатым внутренним миром. Не имеет внешней привлекательности, считается безобразной (даже собственными родителями). При внешней мягкости и деликатности она обладает внутренним огнём, двигающий её на борьбу с консервативной средой, так и желающей погасить это пламя.
Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства.
Иногда в романах влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен окружающим. Тургеневская барышня ставит перед собой цель и стремится к ней, преодолевая преграды, и порой достигает намного большего, чем мужчина её круга; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи.
У неё огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решимость „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу». Рассудительность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством.
В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался, и эпитет «тургеневская барышня/девушка» частично смешался с характеристиками кисейной барышни, институтки — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов. Но героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (как Марианна в «Нови»).
Произведения Тургенева[править]
- «Рудин» — Наталья Ласунская.
- «Новь» — Марианна Синецкая.
- «Накануне» — Елена Стахова.
- «Дворянское гнездо» — Елизавета Калитина. Потерпев неудачу в любовных отношениях, она перебирается в монастырь.
- «Дневник лишнего человека» — Лиза.
- «Отцы и дети» — некоторые женские персонажи.
- «Фауст» — Вера.
- «Ася» — главная героиня.
Критика[править]
Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева («Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте»).
« | И она [Ася], и Елена (жена Инсарова), и Одинцова (предмет любви Базарова) при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд, оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей. | » |
— Эдуард Надточий |
Тургеневская девушка в искусстве[править]
Литература[править]
- Образ встречается в рассказах Антона Чехова (к примеру, «Дом с мезонином»).
- Константин Бальмонт:
« |
И там вдали, где роща так туманна, Где луч едва трепещет над тропой, — Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна — Собралися воздушною толпой. |
» |
— отрывок из «Памяти И. С. Тургенева» |
- Николай Гумилёв, стихотворение «Девушке».
- Аркадий Аверченко в юмористическом рассказе «Смерть девушки у изгороди» горько шутит о недостижимости подобного женского идеала.
Изобразительное искусство[править]
- Иван Крамской:
- «За чтением» (1863) — супруга художника, Софья Крамская.
- «Лунная ночь» (1880) — угадывается тургеневская барышня.
- Василий Поленов, «Бабушкин сад» (1878).
- Валентин Серов, «Девушка, освещённая солнцем» (1888, Третьяковка) — Мария Симонович.
- Константин Сомов, «Портрет дамы в голубом» (1897—1900) — художница Е. М. Мартынова, специально одетая в женский костюм 1850-х годов, чтобы передать одухотворённость. Картина писалась с перерывами из-за туберкулёза лёгких у Мартыновой (ум. в 1905 году).
См. также[править]
- Героиня Миядзаки — типичная протагонистка мультфильмов японского аниматора и режиссёра.
- Железный кулак в бархатной перчатке
- Нерешительный мальчик, решительная девочка — более детский и не всегда романтический пример.
- Синдром Настеньки
- Синий чулок